УДК 353.2
Дементьев А.В. студент магистратуры Уральский институт управления - филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при президенте Российской Федерации»
Российская Федерация, г. Екатеринбург научный руководитель: Колесникова К.И., к.с. н.
доцент
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ ИЗРАИЛЯ)
Аннотация: В статье представлен анализ опыта развития дошкольного образования в государстве Израиль, в котором обучение и воспитание детей дошкольного возраста является общедоступным и всеобщим. Процесс обучения в дошкольных образовательных учреждениях организован на основе образовательных программ, в разработке которых участвуют все заинтересованные участники образовательных отношений, включая управленческие структуры различного уровня, а также представители общины и родители.
Ключевые слова: бесплатность, доступность, дошкольное образование, дошкольная среда, личность ребенка, непрерывность, образовательная программа, расписание.
Dementyev А.В. master's student Ural Institute of management-branch ofRanepa
Russia, Yekaterinburg Scientific supervisor: Kolesnikova K. I., k. soc.n.
associate Professor
COMPARATIVE RESEARCH OF PRESCHOOL EDUCATION ABROAD (ON THE EXAMPLE OF ISRAEL)
Annotation: The article presents an analysis of the experience of the development ofpreschool education in the State of Israel, in which the education and upbringing of preschool children is public and universal. The learning process in preschool educational institutions is organized on the basis of educational programs, in the development of which all interested participants in educational relations participate, including management structures of various levels, as well as community representatives and parents.
Keywords: free, accessibility, preschool education, preschool environment, child's personality, continuity, educational program, schedule.
Педагогическая наука, как и другие общественные отрасли знания, развивается не только за счет отечественного, но и мирового опыта. При этом, закономерности развития системы образования подчиняется общемировым тенденциям и направленности. В этой связи, актуальным является обращение к развитию дошкольного образования, через обобщение отечественного и зарубежного опыты28.
Практическая ценность научно обоснованного анализа зарубежного опыта обучения заключается в том, что он дает большую возможность лучше изучить и понять собственную образовательную систему.
Системы образования функционируют в сложном социокультурном контексте и силы стоящие за изменениями в ней, столь же сложны, как и сам образовательный процесс. Одни порождаются экономическими, социальными, политическими и культурными условиями, другие - самой системой образования.
В аспекте сравнительных исследований, не менее важны проблемы качества и эффективности образования, т.е. различные аспекты учебных программ, квалификации педагогов, организации процесса обучения, а также финансовые и материальные ресурсы, необходимые для обеспечения качественного образования29.
Дошкольное образование, как и национальные системы образования в целом, призваны удовлетворять общую базовую социальную потребность, принимая, при этом, различные системные формы и решая различные проблемы, связанные с особенностями того или иного общества или социальной группы. Именно на этой общности основывается идея совершенствования процесса обучения с помощью совокупного зарубежного опыта.
Система дошкольного образования существует в большинстве зарубежных стран. Однако, уровень развития этого сегмента образовательной системы в разных странах существенно отличается. Эти отличия обусловлены, в первую очередь, социально-экономическими причинами. Кроме того, разные страны имеют различную историю и взгляды на воспитание подрастающего поколения.
Не менее важным фактором, влияющим на качество дошкольного образования, является уровень развития дошкольной педагогики. В этой связи, одной из задач изучения зарубежного педагогического опыта
28 Бражник Е. И. Особенности методов сравнительных педагогических исследований // Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры. СПб.: РГПУ. 2005. С. 56-63.
29 Хайруллин И.Т. Сравнительная педагогика: Краткий конспект лекций / И.Т. Хайруллин. Каз.федер.ун-т. Казань, 2013. 118 с.
дошкольного образования становится выбор страны или группы стран, имеющих сходные системы образования.
В качестве страны, избранной в нашей статье для изучения состояния дошкольного образования, выступает государство Израиль, дошкольное образование в котором носит не только общедоступный характер, как в России, но и всеобщий и обязательный характер.
Система дошкольного образования Израиля основывается на главном концептуальном положении, которое можно сформулировать так: педагогическая деятельность педагога-воспитателя, процесс обучения и воспитания, сосредоточены на ребенке. Непрерывный образовательный процесс в системе дошкольного образования делает особый акцент на личности ребенка с момента его поступления в дошкольное учреждение, обеспечивая его физические, эмоциональные, социальные и интеллектуальные потребности, позволяя ему реализовать свой потенциал, развить свое внутреннее творчество и расширить сферу своих интересов.
Реализация целей дошкольного образования требует широких профессиональных знаний, проницательности и чуткости. Это требует от персонала дошкольного учреждения наличия веры в то, что каждый ребенок вносит свой вклад в социальную структуру группы и в диапазон занятий и деятельности воспитанника.
Постановка целей дошкольного образования и планирование средств их достижения базируются на развивающе-системном подходе, охватывающем все сферы развития детей и указывающем на взаимную, многогранную взаимосвязь основных характеристик каждого ребенка и его окружения.
Исследования за рубежом показывают, что развитие детей требует чувства безопасности, приобретенного в раннем возрасте и эмоционально-социальные связи, которые влияют на формирование когнитивных функций и академических способностей. Поэтому важно ориентироваться не только на развитие познавательного потенциала детей в раннем возрасте, но и на их эмоциональное и социальное благополучие.
Богатая дошкольная среда стимулирует детей, приглашая их участвовать в приятных занятиях. Спектр и качество предлагаемых видов деятельности формируют еще один уровень взаимоотношений дошкольного педагога и ребенка, способствуя эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка.
Основное предположение состоит в том, что окружающая среда, побуждающая детей участвовать в самых разнообразных видах деятельности, также способствует обучению и получению удовольствия, укрепляя у ребенка чувство принадлежности и компетентности.
Предметом командной работы и сотрудничества персонала дошкольного учреждения являются организационные вопросы, а также
регламент, регламентные мероприятия, распорядок дня и контуры образовательной среды.
Все это вместе взятое с привлечением сотрудничества и помощи родителей, способствует достижению целей дошкольного учреждения.
Программирование и организация ежедневной работы в дошкольном учреждении позволяет дошкольному педагогу реализовать поставленные образовательные цели.
Образовательная программа включает в себя цели, отражающие политику Министерства образования, округа, местных органов власти и общины, а также цели, изложенные в образовательных программах и профессиональных убеждениях персонала дошкольных учреждений.
Кроме того, образовательная программа включает в себя педагогический и управленческий компоненты, а также руководящие принципы отбора учебного материала с учетом его пригодности для детей и повседневной деятельности в дошкольном учреждении, а также предыдущего опыта детей.
Дети получают безопасность от упорядоченного, организованного окружения. Они наслаждаются узнаваемым и знакомым, готовы пробовать новые впечатления и сталкиваться с проблемами, пока их окружение воспринимается как безопасное.
Организация воспитательной среды для детей дошкольного возраста имеет важное значение: помимо физического устройства их окружения, важны также общие правила и распорядок дня.
Важно видеть, что функциональность дошкольного учреждения подходит для широкого спектра задач деятельности. Физическая организация дошкольного образования очень значима во всех сферах развития дошкольников и в способе их взаимодействия друг с другом.
Процедуры, касающиеся работы персонала в дошкольном учреждении, четко определенные правила для всех в дошкольном учреждении, детей, родителей и персонала, обеспечивают его бесперебойную работу.
Бесперебойное функционирование дошкольного учреждения для удовлетворения потребностей детей и персонала основано на выделении времени для различных мероприятий каждый день.
Привычное расписание позволяет детям, родителям и персоналу предвидеть, что произойдет и когда, таким образом избегая неопределенности и путаницы.
Повседневная рутина обеспечивает детей, родителей и персонал знакомыми рамками, способствуя чувству безопасности и принадлежности.
Ежедневное расписание должно быть составлено с учетом способностей детей в соответствии с их стадией развития, к которым относятся: основные жизненные навыки и привычки, свободная игра в дошкольных специализированных помещениях и во дворе, движение,
самовыражение через деятельность и изучение различных видов деятельности. Последовательность различных элементов, которые должны быть включены в повседневную рутину, а также установление количества времени, которое отводится каждому виду деятельности, определяются педагогическим коллективом.
Наблюдение за деятельностью детей позволит персоналу выявить потребности детей и обстоятельства, когда требуется гибкость в применении изменений в повседневной жизни.
Распорядок дня и известное расписание имеют большое значение, как уже упоминалось ранее, не только для детей, но и для их родителей и персонала дошкольного учреждения.
Детям - это помогает сформировать регулярные привычки, взять на себя ответственность и познакомиться с временными рамками. Для персонала - это обеспечивает плавный ход занятий для достижения образовательных целей дошкольного учреждения.
Содержание дошкольного образования охватывает все темы, концепции, ценности и навыки, которые дети должны получать, включая контент, предназначенный для того, чтобы радовать и развлекать.
Выбор содержания дошкольного образования производится на основе трех аспектов. Аспект развития предусматривает при разработке программы учет индивидуальности каждого ребенка, который определяет уровень его деятельности. Социальный и личностный аспекты предполагают чувствительность программы к личностным чертам и предпочтениям, областям интересов и предшествующим знаниям детей30.
Сотрудничество между родителями и персоналом дошкольного учреждения прокладывает путь к образовательному процессу, который будет способствовать развитию детей и способствовать кристаллизации их потенциала31 [3].
Сотрудники дошкольных учреждений должны создавать открытые линии общения с родителями в течение всего учебного года, основанные на взаимном принятии, доверии и общих ожиданиях, а также объяснять образовательные подходы и процессы. Общение между сотрудниками и родителями должно строиться на основе уважения, учета семейной культуры и уважения потребностей родителей. Общение происходит на обоих уровнях: с родителями всех детей дошкольного возраста в группе, а также с родителями каждого ребенка в отдельности.
30 Learning and Teaching (4th Ed.), NAEYC (National Association for the Education of Young Children).
31 Riley, D. ; San Juan, R.; Klinker, J. ; Ramminger, A. (2008). Social & Emotional Development, Connecting Science and Practice in Early Childhood Settings. NAEYC (National Association for the Education of Young Children).
Wortham, S.C. (2002). Early Childhood Curriculum: Developmental Bases for
Использованные источники:
1. Бражник Е. И. Особенности методов сравнительных педагогических исследований // Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры. СПб.: РГПУ. 2005. С. 56-63.
2. Хайруллин И.Т. Сравнительная педагогика: Краткий конспект лекций / И.Т. Хайруллин. Каз.федер.ун-т. Казань, 2013. 118 с.
3. Riley, D. ; San Juan, R.; Klinker, J. ; Ramminger, A. (2008). Social & Emotional Development, Connecting Science and Practice in Early Childhood Settings. NAEYC (National Association for the Education of Young Children). Wortham, S.C. (2002). Early Childhood Curriculum: Developmental Bases for
4. Learning and Teaching (4th Ed.), NAEYC (National Association for the Education of Young Children).