Научная статья на тему 'Сравнительные характеристики экономического партнерства Китая с Россией и ФРГ и энергетического сотрудничества Китая с Россией и европейским союзом'

Сравнительные характеристики экономического партнерства Китая с Россией и ФРГ и энергетического сотрудничества Китая с Россией и европейским союзом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
267
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКО-НЕМЕЦКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КИТАЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КИТАЙСКО-ЕВРОПЕЙСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пинюгина Елена Викторовна

В статье предлагаются сравнительные аспекты и характеристики российско-китайских и китайско-немецких экономических отношений. Рассматриваются риски партнерства Китая с РФ как экспортером углеводородов и с Европейским союзом в сфере регулирования энергетического рынка. Сравниваются предпочтения РФ и КНР по организации евразийских транспортных коридоров, потенциал Таможенного и Евразийского экономического союзов и китайского Экономического пояса шелкового пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE ECONOMIC PARTNERSHIP WITH RUSSIA AND CHINA GERMANY AND ENERGY COOPERATION BETWEEN CHINA AND EU AND RUSSIA

The article offers comparative aspects and characteristics of the Sino-Russian and Sino-German economic relations. China considers the risk of a partnership with Russia as an exporter of hydrocarbons to the European Union in the regulation of the energy market. Compared preference of Russia and China on the organization of Eurasian transport corridors, capacity TC, the EAEC and the Chinese economic zone Silk Road.

Текст научной работы на тему «Сравнительные характеристики экономического партнерства Китая с Россией и ФРГ и энергетического сотрудничества Китая с Россией и европейским союзом»

УДК 347

ЕВ. Пшиогииа СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА КИТАЯ С РОССИЕЙ И ФРГ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С РОССИЕЙ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Аннотация. В статье предлагаются сравнительные аспекты и характеристики российско-китайских и китайско-немецких экономических отношений. Рассматриваются риски партнерства Китая с РФ как экспортером углеводородов и с Европейским союзом в сфере регулирования энергетического рынка. Сравниваются предпочтения РФ и КНР по организации евразийских транспортных коридоров, потенциал Таможенного и Евразийского экономического союзов и китайского Экономического пояса шелкового пути. Ключевые слова: китайско-немецкие экономические отношения, китайско-российские отношения, китайско-европейские соглашения по энергетике, Таможенный союз, транспортные коридоры, Евразийский экономический союз, Экономический пояс шелкового пути.

Elena Knyugna COMPARATIVE CHARACTERISTICS

OF THE ECONOMIC PARTNERSHIP WITH RUSSIA AND CHINA GERMANY AND ENERGY COOPERATION BETWEEN CHINA AND EU AND RUSSIA

Annotation. The article offers comparative aspects and characteristics of the Sino-Russian and Sino-German economic relations. China considers the risk of a partnership with Russia as an exporter of hydrocarbons to the European Union in the regulation of the energy market. Compared preference of Russia and China on the organization of Eurasian transport corridors, capacity TC, the EAEC and the Chinese economic zone Silk Road.

Keywords: Sino-German economic relations, Sino-Russian relations, China-EU agreement on energy, customs union, transport corridors, Eurasian Economic Union, Economic Belt Silk Road.

Развитие украинского кризиса и присоединение Крыма к России в 2014 г. привело к конфронтации с Западом и стало толчком к пересмотру Россией стратегии своих внешнеэкономических связей, в основном выстраивающихся вдоль нефтегазовых трубопроводов в силу сырьевой специализации России. В мае 2014 г. во время визита президента России Владимира Путина в Китай страны подписали тридцатилетний контракт стоимостью 400 млрд долл. США о поставках российского газа из РФ в КНР в объеме 38 млрд кубометров в год по «восточному» маршруту, предполагающему строительство специального газопровода «Сила Сибири», который российская сторона должна ввести в эксплуатацию в 2018 г. С политических трибун и экспертных площадок РФ на фоне участившихся официальных визитов и встреч политиков двух стран не сходит тема российско-китайского партнерства, а порой и стратегического альянса. Между тем, Китай не планирует заключать с Россией особенных, эксклюзивных, союзных или интеграционных соглашений, ни в военной [4], ни в экономической сфере. Единственное, что китайская сторона планирует эксклюзивно обсуждать с РФ -возможность сопряжения важного для России проекта постсоветской интеграции в формате Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайского геополитического проекта «Один пояс - один путь» [1].

Однако в дискурсе внешнеполитической лексики КНР российско-китайские отношения важны из-за соседства наших территорий, а не по причине взаимной притягательности, давали понять

© Пинюгина Е.В., 2015

несколько раз за последние годы высшие руководители КНР [8]. В то же время с конфуцианской вежливостью они подчеркивали, что отношения наших стран находится на небывалой высоте. Такие характеристики партнерства позволяют не углубляться в структуру экономических связей наших стран, ведь с 2011 г. Китай действительно был нашим крупнейшим торговым партнером, Россия же находилась в списке торговых партнеров КНР на девятом месте. Важнейшим торговым партнером Китая являются США, но КНР делает ставку на дополнительный геополитический вектор, более перспективный, чем гипотетический эксклюзивный союз с Москвой. Китайские руководители последние четыре года обозначают своим приоритетом выход на новый уровень партнерства [6] с Германией, лидирующей экономикой Еврозоны, а также и Евросоюзом - в лице европейской бюрократии.

В октябре 2014 г., уже после подписания российско-китайских соглашений о строительстве газопровода «Сила Сибири», с официальным визитом в РФ прибыл премьер Госсовета КНР Ли Кэцян. Разъясняя китайской аудитории итоги официального визита, газета «Ляован», например, описывает одноплановую суть китайско-российских отношений: «Важнейшая тема этого визита - сотрудничество в сфере энергетики, которое играет ключевую роль в отношениях России и Китая. Стоит заговорить об энергетике, как тут же на ум приходят такие крупные совместные проекты двух стран, как строительство российско-китайского нефтепровода и газопровода» [9]. Газета четко формулирует, что России нужен рынок сбыта энергоресурсов, а Китаю - их поставщик, что только для облегчения энергетического сотрудничества в 2008 г. и был создан консультационный механизм на уровне вице-премьеров, и это привело «к заметным успехам в сотрудничестве в нефтяной, газовой, угольной промышленности и в сфере электроэнергетики» [5].

Совсем по другому китайские СМИ освещают активность Ли Кэцяня в близкие по датам октябрьские дни 2014 г. во время его визита в ФРГ. Официальное Информационное агентство КНР Синьхуа сообщило, что Премьер Госсовета КНР совместно с канцлером Германии А. Меркель подписал «План действий на ближайшие 5-10 лет», который затрагивает 110 соглашений, и что ранее были заключены договора о сотрудничестве в сферах торговли, инвестиций и технологий на общую сумму 18,1 млрд долл. США. Населению разъяснили, что соглашения нужны двум развитым странам, столкнувшимися с препятствиями роста национальных экономик, поскольку прогнозировалось снижение роста экономики ФРГ за 2014 г. до 1,3 %, а китайской экономики до 7,3 %; что в результате партнерства Германия сможет эффективно воспользоваться огромным рынком Китая для поддержания умеренно растущей национальной экономики, а Китай получит возможность для накопления опыта и знаний для повышения уровня своей экономики. Подводя итоги этого визита, Ли Кэцян специально подчеркнул, что отношения между Китаем и Германией не сводятся «к простым отношениям купли-продажи», а двигаются к «инновационному партнерству», что предполагает сотрудничество в сферах промышленности, науки и технологий и т.п.

Надо отметить, что инновационное партнерство - не красивый слоган. Для сравнения, сотрудничество европейцев и китайцев в столь важной для России энергетической сфере построено на высокотехнологичной проблематике и общих интересах крупных импортеров углеводородов. Еще в 2012 г. во время европейского турне Ли Кэцян отмечал, что КНР заинтересована в инициируемом ЕС всестороннем развитии новых видов энергии, возобновляемых энергоисточников и низкоуглеродных технологий, в решении проблем урбанизации и энергоэффективности. Китайский премьер перед лидерами ЕС заявил, что «Китай и Европа выступают в качестве ведущих экономических международных субъектов и несут ответственность за обеспечение энергетической безопасности, защиту стабильности на мировом энергетическом рынке, что при осуществлении энергетической стратегии стороны должны стремиться к активизации процесса обмена опытом, совместными усилиями способствуя установлению безопасной, стабильной, экономичной, чистой и многообразной системы энергоснабжения» [3].

Тревожным сигналом для России является заявление китайского руководителя о том, что участие Китая и Европы в глобальном энергетическом управлении является весьма важным, что необходимо вместе усилить координацию политики, оказать содействие созданию открытого, высокоэффективного энергетического рынка. Эффективность - в понимании ЕС - подразумевает в том числе легальные способы лишить РФ преимуществ, связанных с ее доминированием на энергетическом рынке ЕС. На европейском направлении уже становятся сомнительными выгоды от вложений РФ в инфраструктуру для транспортировки энергоресурсов. Но китайско-европейское сотрудничество может через некоторое время поставить Россию в невыгодное положение и в Азии, когда ориентированные на Азию проекты по добыче и транспортировке углеводородов из РФ станут убыточными. В то же время юридические условия договоров [5] по поставке энергоресурсов в КНР могут оказаться такими, что отказаться от добычи и транспортировки сырья даже себе в убыток Россия не сможет.

Что касается сотрудничества РФ и КНР по сопряжению ЕАЭС и «Одного пояса - одного пути», или «Экономического пояса шелкового пути» (ЭПЛТП), интересы двух стран даже в части развития евразийских коридоров для грузоперевозок не всегда совпадают. Часть рентабельных, с точки зрения КНР, маршрутов уже запущена с использованием российской инфраструктуры. Так, с осени 2011 г. из КНР в Европу и Европы в Китай по маршрутам длиной свыше 11 000 км уже ходят поезда. Используемые транзитные схемы таковы: Казахстан - Россия - Беларусь - Польша, либо Казахстан -Россия - Украина - Польша, либо Монголия - Россия - Беларусь (Украина) - Польша. Конечными пунктами в Европе являются крупнейшие мировые порты (Антверпен и Роттердам), а также индустриальные немецкие города - Дуйсбург, Лейпциг. Однако часть маршрутов Нового шелкового пути, которые должны были связывать порты тихоокеанского и атлантического побережья Евразии, начинается на китайском, а не на российском побережье, что ставит под сомнение экономические перспективы отечественных дальневосточных портов. Так, от китайского порта Ляньюнган на берегу Восточно-Китайского моря железная дорога протянулась в Казахстан до города Дружба, и далее через страны Центральной Азии в Европу, до Роттердама.

На этом фоне очевидно, что потенциальная возможность использования маршрутов и инфраструктуры, развиваемых под эгидой китайского проекта ЭПТТТП для усиления конкурентоспособности ЕАЭС [7] и углубления интеграции России и соседей по СНГ в формате ЕАЭС - вопрос дискуссионный. Наличие обозначенных Россией целей, условий и параметров евразийской интеграции на постсоветском пространстве не препятствует тому, что экономическая и энергетическая интеграция Европы и Азии с участием постсоветских стран происходит через призму интересов КНР. Обнадеживающим представляется тот факт, что Россия и ее партнеры по ЕАЭС и Таможенному союзу успели запустить процесс институциональной интеграции, включающий множество правовых аспектов [2]. Институты ЕАЭС способны послужить инструментами реализации интересов России в усложняющемся пространстве взаимодействия КНР с Германией и европейской бюрократией.

Библиографический список

1. Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/aa11/t1257296.htm (дата обращения : 07.10.2015).

2. Власов, А. В. Проблемы развития таможенных услуг и транспортно-логистических систем в условиях глобализации мировой экономики (на примере стран Таможенного союза) / А. В. Власов, О. В. Диденко // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2014. - № 40. - С. 122-130.

3. Заместитель премьера Госсовета КНР Ли Кэцян сообщил о намерении китайской стороны развивать китайско-европейское сотрудничество в области энергетики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.cntv.ru/2012/05/05/ARTI1336186920548351.shtml (дата обращения : 07.10.2015).

4. Тартышный, А. А. О правовом исследовании интеграционных процессов на постсоветском пространств / А. А. Тыртышный, В. Е. Понаморенко, Д. Г. Коровяковский // Вестник Российского нового университета. - 2010. - № 4. - С. 5-6.

5. Посол КНР: военного союза Китай-Россия не будет, но сотрудничество в военной сфере продолжится [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://topwar.ru/78285-posol-knr-voennogo-soyuza-kitay-rossiya-ne-budet-no-sotrudnichestvo-v-voennoy-sfere-prodolzhitsya.html (дата обращения : 07.10.2015).

6. Титова, Н. К. Формы участия институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности государства / Н. К. Титова // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2014. - № 41. - С. 522-527.

7. Титова, Н. К. Основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина Российской Федерации / Н. К. Титова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 2. - С. 16-20.

8. Три важных аспекта поездки Ли Кэцяна в Россию («Жэньминь жибао», Китай) [Электронный ресурс] // Иносми.ру. - Режим доступа : http://inosmi.ru/fareast/20141017/223738019.html (дата обращения : 07.10.2015).

9. Энергетическое сотрудничество между Россией и Китаем набирает обороты [Электронный ресурс] // Иносми.ру. - Режим доступа : http://inosmi.ru/fareast/20141016/223714917.html (дата обращения : 07.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.