Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЖИВОТНЫХ ПРИ ТОКСИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ КРОВОПОТЕРИ'

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЖИВОТНЫХ ПРИ ТОКСИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ КРОВОПОТЕРИ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Л.А. Юшкова, В.К. Луговский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЖИВОТНЫХ ПРИ ТОКСИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ КРОВОПОТЕРИ»

тов важнейших внутриклеточных органелл, лабилизацией их мембран при одновременном изменении морфофункциональ-ных показателей.

Сопоставляя изменения, развивающиеся на организмен-ном, органном и клеточно-субклеточном уровнях, следует отметить, что формальдегид вызывает у потомства 2-не-дельного возраста развитие компенсаторно-приспособительных сдвигов, о чем свидетельствует увеличение массы тела животных и печени, повышение доли гипертрофированных и двуядерных гепатоцитов, свободной активности глутаматдегидрогеназы (фермента, характеризующего состояние белкового обмена). Можно предположить, что ла-билизация мембран в данном случае отражает повышение функциональной активности внутриклеточных органелл. '

Ранее выполненными исследованиями по изучению эм-бриотоксического действия формальдегида [4] установлено нарушение активности органеллоспеинфическнх ферментов при одновременном снижении в крови беременных самок содержания стероидного гормона — прогестерона и повышении уровня глюкокортикоидного гормона — кортизона. Учитывая важную роль этих гормонов в реакциях пере-аминирования и влияние их на стабильность мембран внутриклеточных структур, можно предположить, что дестабилизация мембран внутриклеточных органелл печени потомства крыс первого поколения может быть в известной степени обусловлена нарушением регуляции проницаемости биомембран со стороны гормональных систем стероидного ряда.ь

""При оценке эмбриотоксического действия ДЦГ-18-К-6 достоверных различий с контролем не выявлено.

При микроскопическом изучении печени самок опытной группы существенных различий с показателями контрольных животных не обнаружено. Однако морфометрический анализ

показал увеличение количества безъядерных гепатоцитов в единице площади с 6,70±1,30 до 11,00+0,70 (/><0,05), а; также тенденцию к снижению количества клеток РЭС и по-^ вышению числа их пикнотичных форм.

[_ Гнстоферментативные исследования активности ферментов СДГ, ЛДГ и Г-6-ФДГ в печени беременных самок не выявили достоверных изменений между показателями опытной и контрольной групп животных. В печени плода отмечалось снижение активности ЛДГ и тенденция к снижению активности Г-6-ФДГ. Активность Г-6-ФДГ была снижена в плодном отделе плаценты.

Таким образом, проведенные исследования показали, что формальдегид при трансплацентарном его введении в дозе 8 мг/кг оказывает гепатотоксическое действие, вызывает нарушения метаболических реакций в печени потомства 2-не-дельного возраста и структурно-функциональные изменения гепатоцитов.

ДЦГ-18-К-6 в концентрации 0,5 мг/л не приводит к изменениям интегральных показателей эмбриотоксического действия, однако обусловливает некоторые морфофункциональ-ные сдвиги в печени беременных самок и плодов^

Литература

1. Меркурьева Р. В. //Жури. гиг. эпидемнол. (Прага).— 1978.—Т. 22. Я» 4, —С. 367—374.

2. Меркурьева Р. В.Ц Вопр. мед. химии.— 1982.— Т. 20, № 2, —С. 35—39.

3. Меркурьева Р. В., Литвинов Н. Н. // Вестн. АМН СССР. — 1985. — № 1. — С. 50—53. >

4. Меркурьева Р. В, Озилиня А. Ж., Астахова Л. Ф. и др.//Вопр. мед. химии.— 1984. — Т. 30, № 1. — С. 34—37.

Поступила 30.11.87

УДК 616.155.3-007.1-02:6]5.9)-06:616-005.1

Л. А. Юшкова, В. К. Луговский

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГЕМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ЖИВОТНЫХ ПРИ ТОКСИЧЕСКОМ ВОЗДЕЙСТВИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ КРОВОПОТЕРИ

Минский медицинский институт

В ходе многочисленных токсикологических экспериментов мы убедились, что результаты гематологических исследований нередко оказываются малоинформативными, так как оценка их базируется только на количественных различиях. При определенных условиях опытов (малые концентрации, специфичность токсиканта) достоверные изменения гематологических показ"ЗТелей—чж;Тб~ длительно не выявляются из-за широкого диапазона их физиологических колебаний и исключения из рассмотрения динамики гемопоэза. Кроме того, при изучении динамики изменений в отдельных ростках гемопоэза необходимо учитывать их взаимодействие. Существенно большую информацию, чем изучение только количественного состава, дает изучение динамики изменения элементов крови при действии токсиканта на основе динамической-моДели кроветворения.

При изучении гематологических показателей мы сталкиваемся обычно с несколькими факторами, модифицирующими ответную реакцию. Во-первых, это ответ на кровопо-терю в виде усиления гемопоэза, так как количество клеток в периферической крови является регулятором этих процессов [4]; во-вторых, эндогенный фактор, регулирующий динамику гемопоэза, характерную для нормальных физиологических проявлений [4]; и, наконец, токсическое воздействие, в ответ на которое изменяются процессы кроветворения, что является 'компенсаторной реакцией, направленной на скорейшее выведение токсиканта из организма.

Широкие биохимические исследования в токсикологическом эксперименте требуют увеличения количества крови, отбираемой у животных. В связи с этим мы провели не-

— 90 —

сколько опытов с различными вредными веществами, в которых изучали влияние большой' и малой К'ровопотери на биохимические, гематологические и физиологические показатели. В настоящей работе рассматриваются только гематологические показатели.

Эксперименты проводили на белых беспородных крысах-самцах с массой тела 160—220 г. Животных подвергали прерывной ингаляционной затравке препаратом ПМДА, .оксидом азота (II) в концентрации 50 мг/м3. В опытах изучали изолированное Действие указанных веществ. В ходе, эксперимента 1 раз б 3 сут производили отбор крови из хвостовой вены крыс. Животные были разделены на 4 группы — 2 опытные (животные с большой и малой кровопотерей) и 2 контрольные (аналогичные условия) по 10 особей в каждой группе. Малая кровопотеря составляла 0,2 % от массы тела животных, большая — 0,5 %.

Функциональнее назначение системы кроветворения связано с поддержанием определенным образом сбалансированного состава периферической крови и, кроме того, со способностью к адекватному ответу на любое патологическое воздействие [3]. Характерная кривая восстановления гемопоэза у животных после действия возмущающего фактора имеет следующие стадии (рис. 1): I—лаг-период, II — первичное опустошение, III — абортивный подъем, IV — вторичное опустошение, V — истинное восстановление.

Рассмотрим реакцию белой, крови на примере токсического действия ПМДА в хроническом "эксперименте при концентрации 50 мг/мСНгГрис. 2 приведена динамика числа лейкоцитов подопытных и контрольных животных при раз- .

-У ■

/

Рис. 1. Динамика восстановления числа лейкоцитов у животных после воздействия возмущающего фактора. Здесь и на рис. 2: по оси абсцисс—время (в сут); по оси ординат — изменение числа лейкоцитов по отношению к фону (в отн. сд.). а — лаг-фаза; б — абортивный подъем; в — восстановление. I — 1-е опустошение; //— 2-е опустошение.

личных кровопотерях. Сопоставление хода кривых показало существенные различия в функционировании системы кроветворения наряду с общими чертами развития ответа со стороны организма на кровопотерю у подопытных и контрольных животных. Общим у приведенных на рис. 2 кривых являлось наличие периодов первичного и вторичного ^опустошения и фазы абортивного подъема. В то же время ^ ^этн кривые имели существенные различия. Так, в контроле выраженная лаг-фаза наблюдалась на 3—6-е сутки, а у подопытных животных она протекала в течение 1-х суток. Минимум первичного опустошения у подопытных животных при малой кровопотере был сдвинут на более ранние сроки (1—6-е сутки), в то время как у подопытных животных с большой кровопотерей он наблюдался на 3—9-е сутки. Контрольные животные независимо от степени кровопоте-ри имели минимум первичного опустошения на 9-е сутки. Различия в глубине минимума первичного опустошения у контрольных животных составляли 1,5 раза. У подопытных животных эти различия не наблюдались. Фаза абортивного подъема у подопытных и контрольных животных начиналась с 9-х суток при большой и малой кровопотере. Максимум абортивного подъема достигался одновременно у контрольных и подопытных животных с малой кровопотерей к 12-м суткам. Подопытные животные с большой кровопотерей имели максимум абортивного подъема к 15-м суткам. Наблюдалось резкое различие—в 1,8 раза — в максимуме абортивного подъема у контрольных животных в зависимости от кровопотери. Вторичное опустошение у животных обеих контрольных групп и у подопытных крыс при малой кровопотере отмечено на 15—21-е сутки. У подопытных животных при большой кровопотере минимум вторичного опус-^тошення приходился на 18-е сутки, а при малой — на 21-е. У- Наклон кривой истинного восстановления у животных

ч

Рис. 2. Динамика изменений числа лейкоцитов в крови крыс при ингаляционном воздействии ПМДА.

/ — контроль (малая кровопотсря); 2 — контроль (большая кровопотери); 3— опыт (малая кровопотсря); 4 — опыт (большая кровопотсря).

обеих контрольных групп одинаков. При малой кровопотере у подопытных животных кривая истинного восстановления начиналась с 21-х суток и имела меньший наклон. Максимум восстановления у подопытных животных при большой кровопотере приходился на 24-е сутки, при малой — на 27-е. Амплитуда восстановления различалась в 1,4 раза. Рассматривая соотношение гематологических показателей в опыте и контроле (К|), мы исключали из анализа реакцию организма на кровопотерю и, таким образом, выявляли токсическое действие вещества на животных. Изменения величины К, имели характерный вид кривой восстановления. Действие ПМДЛ при большой и малой кровопотере характеризовалось одинаковым восстанавливающим потенциалом (24—30-е сутки) и одинаковым наклоном кривой абортивного подъема (6—9-е сутки), а также отсутствием лаг-фазы. Таким образом, воздействие ПМДА на начальных этапах опыта было совершенно одинаковым при большой и малой кровопотере, однако- минимумы вторичного опустошения различались примерно в 1,2 раза. Аналогичные изменения отмечались и в сроках абортивного подъема: 9-е сутки при малой кровопотере и 15-е сутки при большой.

Общую картину поведения белого ростка дополняли соотношения между гематологическими показателями в опыт-пых группах при большой и малой кровопотере. Данный показатель имел высокие начальные значение в 1-е сутки и отличался от контрольного в 1,6 раза. Затем наблюдалось резкое снижение его до уровня контроля (к 9-м суткам) и дальнейшее восстановление к 24-м суткам, когда различия между К2 в опытных и контрольных группах составляли 2,3 раза. Таким образом, компенсаторно-приспособительные реакции, характерные для подопытных животных, резко отличались от таковых у контрольных. Именно воздействие токсиканта формировало специфичный ответ со стороны гемопоэза, который выявлялся уже с 1-х суток опыта.

Рассмотрим динамику изменения числа лейкоцитов на примере токсического действия оксида азота (II), обладающего гематотропным свойством. При этом мы исключали из анализа кривые динамики числа лейкоцитов при обоих видах кровопотери, так как они характеризуются теми же фазами, что и приведенные нами выше кривые восстановления гемопоэза у животных при общетоксическом действии ПМДА |1, 2].

Специфичность характера воздействия N0 удалось выявить только по соотношению количества лейкоцитов в опыте и контроле при различных кровопотерях (К1), а также по динамике изменений Кг в опыте и контроле. Динамика изменений К1 при большой кровопотере имела выраженную лаг-фазу в 1-е сутки. Абортивный подъем при полном отсутствии фазы вторичного опустошения был слабо выражен, что можно объяснить активизацией пролиферации предшественников. Участок кривой восстановления (12—21-е сутки) имел одинаковый наклон, что свидетельствовало о незначительном изменении восстановительного потенциала стволовой клетки при большой кровопотере. С 21-х суток начиналась фаза угнетения, более выраженная при малой кровопотере.

Анализ изменений Кг в опыте и контроле показал, что происходит суммация действия кровопотери и токсического эффекта N0, которая проявляется в угнетении кроветворения.

Литература

1. Актуальные вопросы гигиены труда, промышленной токсикологии, профессиональной патологии, коммунальной гигиены в нефтяной и химической промышленности / Каримуллина Н. К., Филиппова 3. X., Лиснянский Е. 3. и др. Уфа, 1969.

2. Каримуллина Н. К., Филиппова 3. X., Лиснянский Е. 3. Гигиена и токсикология высокомолекулярных соединений и химического сырья, используемого для их синтеза.—Л., 1969.

3. Моничев А. Я. Динамика кроветворения. — М., 1984.

4. Нормальное кроветворение и его регуляция / Под ред. П. А. Федорова. — М., 1976,

Поступила 27.10.87

91 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.