Научная статья на тему 'Сравнительное библиотековедение как самостоятельная отрасль библиотечной науки'

Сравнительное библиотековедение как самостоятельная отрасль библиотечной науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ / НАУКА / ТЕОРИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIBRARY SCIENCE / REGIONAL LIBRARY SCIENCE / COMPARATIVE LIBRARY SCIENCE / SCIENCE / THEORY / METHODOLOGY / RESEARCH / DEVELOPMENT / LIBRARY AND INFORMATION EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Г.А.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития теории и методологии сравнительного библиотековедения. Представлена научная деятельность известного российского специалиста, доктора педагогических наук, профессора Николая Семеновича Карташова. Выделено главное направление его исследований сопоставительный анализ состояния и тенденций развития библиотечного дела в разных странах и регионах. Показана роль учебника Н.С. Карташова в структуре библиотечно-информационного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative library science as an independent branch of library science

The article deals with the development and development of the theory and methodology of comparative library science. The scientific activity of the famous Russian specialist, doctor of pedagogical sciences, professor Nikolai Semenovich Kartashov is presented. The main direction of his research is identified a comparative analysis of the state and trends of the development of librarianship in different countries and regions. The role of the textbook NS is shown. Kartashova in the structure of library and information education.

Текст научной работы на тему «Сравнительное библиотековедение как самостоятельная отрасль библиотечной науки»

ИВАНОВА Г.А. СРАВНИТЕЛЬНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ БИБЛИОТЕЧНОЙ НАУКИ В статье рассматриваются вопросы становления и развития теории и методологии сравнительного библиотековедения. Представлена научная деятельность известного российского специалиста, доктора педагогических наук, профессора Николая Семеновича Карташова. Выделено главное направление его исследований - сопоставительный анализ состояния и тенденций развития библиотечного дела в разных странах и регионах. Показана роль учебника Н.С. Карташова в структуре библиотечно-информационного образования.

Ключевые слова: библиотековедение, региональное библиотековедение, сравнительное библиотековедение, наука, теория, методология, исследования, развитие, библиотечно-информационное образование. C. A. Ivanova

Comparative library science as an independent branch of library science

The article deals with the development and development of the theory and methodology of comparative library science. The scientific activity of the famous Russian specialist, doctor of pedagogical sciences, professor Nikolai Semenovich Kartashov is presented. The main direction of his research is identified - a comparative analysis of the state and trends of the development of librarianship in different countries and regions. The role of the textbook NS is shown. Kartashova in the structure of library and information education.

Key words: library science, regional library science, comparative library science, science, theory, methodology, research, development, library and information education.

ИВАНОВА Г.А. СРАВНИТЕЛЬНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ БИБЛИОТЕЧНОЙ НАУКИ

Библиотечная наука прошла большой путь развития. Под влиянием практических потребностей эмпирические знания и традиционные представления о библиотеках трансформировались в определенную научную систему, получившую название «библиотековедение». В этой системе, наряду с общим библиотековедением, получают обоснование «региональное библиотековедение» и «сравнительное библиотековедение». В разработку общетеоретических и методологических проблем библиотековедения, концепций регионального и сравнительного библиотековедения большой вклад внес Николай Семенович Карташов.

Имя этого замечательного ученого в области библиотековедения хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Более 50-ти лет своей жизни он посвятил библиотечному делу, подготовке высококвалифицированных библиотечных специалистов и научно-педагогических кадров. Работая на кафедре библиотековедения МГИК, осуществлял преподавание и учебно-методическое обеспечение ведущих учебных дисциплин - общее библиотековедение, региональное библиотековедение, библиотечное обслуживание и др. Совместно с В.В. Скворцовым стал создателем новой

концепции учебника «Общее библиотековедение», написав его вторую часть. В 2000 году вышел из печати учебник Н.С. Карташова «Сравнительное библиотековедение», который стал первой в Российской Федерации научной работой, посвященной малоисследованным проблемам, связанным с использованием методологии сравнительного анализа в библиотечной сфере.

Процесс обретения сравнительным библиотековедением самостоятельного статуса в нашей стране осуществлялся в двух взаимосвязанных направлениях: разработка теории и методологии сравнительного библиотековедения и переосмысление имеющего опыта сравнительных библиотечных исследований. Н.С. Карташов отмечал, что в советское время о сравнительном библиотековедении «либо умалчивали, либо говорила как об одном из методов буржуазного подхода» [5, с. 53]. Ю.Н. Столяров подтверждал, что «вплоть до второй половины 1980-х г. отношение советских специалистов к этому направлению библиотековедения было отчетливо негативным» [7, с. 150]. Н.М. Сикорский утверждал, что у сравнительного библиотековедения нет «ни специфических задач, ни своей методики» [7, с. 150]. Такие взгляды вызывали отрицательное отношение и к самому методу сравнительного анализа. Б.П. Каневский , признавая за этим методом ряд достоинств, в то же время доказывал, что данному методу присуща «определенная ограниченность», его применение «связано с рядом трудностей» [2, с.78-80].

Н.С. Карташов рассматривает сравнительное библиотековедение как самостоятельную востребованную отрасль библиотековедческого знания, имеющую «свой предмет и свои специфические задачи» [3, с. 3-4]. Среди задач он выделял: анализ состояния, основных тенденций и

закономерностей развития библиотечной теории и практики в различных странах и регионах; изучение соотношения тенденций национальной или региональной специфики. Важными задачами считал: выявление позитивных и негативных аспектов международного библиотечного опыта, форм и способов взаимообогащения национальных библиотечных культур; определение границ «возможности «переноса» зарубежного опыта на отечественную почву» [4, с.4].

В учебнике «Сравнительное библиотековедение» Н.С. Карташов систематизирует знания в данной области, выделяя соответствующие разделы, главы и параграфы. Материал учебника распределяется по трем основным разделам, в которых с исчерпывающей полнотой рассматривается общая теория, методологические основы сравнительного библиотековедения и основные виды сравнительных библиотековедческих исследований - региональных, международных, исторических.

Особое внимание Н.С. Карташов обращает на перспективы сравнительно-региональных библиотековедческих исследований. Он отмечал, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков ни властные структуры, ни библиотечная общественность не располагали «достаточной информацией по библиотечной ситуации в стране и регионах» [3, с. 273]. В целях обеспечения надежной «обратной связи» считал необходимым иметь полную, системную, комплексную, научно и методически обоснованную, регулярно обновляемую библиотечную информацию. Источником такой информации называл библиотековедческие исследования, системная совокупность которых явится основой библиотечного мониторинга. Н.С. Карташов отмечал, что систематические наблюдения за

состоянием библиотечного дела в регионах позволят выявлять изменения в уровне развития, вырабатывать рекомендации для управления, для разработки и реализации региональных библиотечных программ. В целях совершенствования библиотечного дела рекомендовал создать Ассоциацию регионального библиотечного развития и сотрудничества.

Убедительно звучит вывод Н.С. Карташова об объективной необходимости развития сравнительного библиотековедения в его современном понимании. Это значит, что необходимо осуществлять специализированное изучение зарубежного опыта, показывающего общие закономерности и черты библиотечного дела за рубежом и специфические черты отдельных библиотечных национальных систем.

В современном мире усиливаются интеграционные процессы, возрастает интерес к изучению и взаимному использованию опыта библиотечного развития в разных странах. В международном масштабе осуществляется обмен информацией и научными идеями. В связи с этим у специалистов возникает огромный интерес к сопоставлению библиотечных систем и моделей разных стран и регионов. Эту функцию, по мнению Н.С. Карташова, должно выполнять сравнительное библиотековедение. Однако он предупреждал, что не всякое обращение к зарубежному опыту относится к сравнительному библиотековедению.

Н.С. Карташов утверждал, что «трудно представить себе полноценное современное библиотековедческое исследование, игнорирующее концепции крупных зарубежных библиотековедов или опыт модернизации содержания, методов и организации обслуживания читателей в библиотеках зарубежных стран (или регионов)» [3, с. 3]. Он не соглашался с мнением тех, кто полагал, что сравнительное библиотековедение - это вспомогательная дисциплина, поставляющая отечественному библиотековедению данные о зарубежном опыте. Допускал, что в некоторых случаях оно может выполнять чисто информационную функцию, которая не является определяющей.

Н.С. Карташов утверждал: применение сравнительного метода - закономерное явление в российской библиотечной науке, адаптирующейся к новым социально-политическим и экономическим условиям. Он отмечал, что только глубокий сравнительный анализ позволяет подвести под изучение положительного зарубежного опыта научно-аналитическую базу, «помогает выявить все то, что оправдало себя за рубежом при решении сходных проблем, дает возможность учесть и негативные стороны зарубежного опыта, неэффективность тех или иных решений» [6, с. 5].

Сегодня особенно актуальными становятся сравнительные исследования с привлечением зарубежного опыта, основывающиеся на критерии объективности и опирающиеся на научную методологию. Востребованными являются концептуальные знания, отвечающие пониманию библиотечной деятельности в условиях информационного общества.

В заключение важно отметить, что благодаря освоению проблем сравнительного библиотековедения, представленных в учебнике Н.С. Карташова, углубляется понимание библиотечной науки, обогащается теория и методология преподаваемых учебных дисциплин. У студентов обогащаются и расширяются знания в области частных библиотековедческих дисциплин, формируются общекультурные и профессиональные компетенции. Например, при изучении курса «Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом» и выполнении научных работ студенты проявляют способность использования сравнительного метода при анализе библиотечно-информационной деятельности в разных странах [1]. У магистрантов при освоении учебной дисциплины «История и методология науки» формируется способность анализа основных видов сравнительных библиотековедческих исследований.

На современном этапе сравнительное библиотековедение продолжает развиваться как сообществом ученых, так и отдельных исследователей. Николай Семенович Карташов наметил перспективы этого развития. В учебнике «Сравнительное библиотековедение» он нацеливает специалистов на создание нового знания в этой области, на сравнительное специализированное изучение библиотечного дела зарубежных стран, на решение с помощью сравнительного метода конкретных государственных, региональных библиотечных проблем.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ\

1.ИВАНОВА Г.А., ЧУДИНОВА В.П. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА ЗА РУБЕЖОМ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. МОСКВА: РШБА, 2012.376 С.

2.Каневский Б.П. К вопросу о применении сравнительного метода в библиотековедении // Библиотековедение. 1975. № 5. с.62-80.

3.КарташовН.С. Сравнительное библиотековедение: учебник. Москва: МГИК, 2000. 336 с.

4.Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение - новое знание о библиотечном деле // Библиотековедение. 1997. № 3/6. С. 3-15.

5.КарташовН.С. Развитие сравнительных исследований. Очерк 2. Отечественная научная школа // Библиотека. 2000. № 12. С. 53-56.

6.КарташовН.С. Функции сравнительного библиотековедения // Научные и технические библиотеки. 2000. №7. С. 4-15.

7.Столяров Ю.Н. Структурирование библиотековедения как научной дисциплины и предмета преподавания // Библиотековедение. Избранное. 1960-2000 годы. Москва. 2001. С. 141-171.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ИВАНОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА - доктор педагогических наук, профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью Московского государственного института культуры, заслуженный работник культуры Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.