Научная статья на тему 'Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца ХIХ начала ХХ века'

Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца ХIХ начала ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
682
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
украшения / алтайская языковая семья / тюркоязычные народы / монголоязычные народы / типология / jewelry / the altay language family / the turk language people / the mongol language people / typology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яковлева Капитолина Максимовна

На основании сравнительно-сопоставительного анализа украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца XIX начала ХХ в., нами составлена классификация и проведены типологии по видам украшений. Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений народов тюркской и монгольской группы алтайской языковой семьи дает возможность составить общую классификацию украшений, а также провести типологизацию по отдельным категориям. Типологии четко проявляются между якутскими, тувинскими и бурятскими, татарскими украшениями, а также якутскими, долганскими, алтайскими и хакасскими, что еще раз подтверждает родственные корни изучаемых народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A classification and a typology of jewelry is made on the basis of a comparative analysis of jewelry of Turk-Mongolian peoples of the Altay language family of Siberia at the end of XIX and the beginning ХХ centuries. The comparative characteristics of jewelry of the peoples of Turk and Mongolian groups of the Altay language family allows to suggest a general classification of jewelry and also a typology of the separate categories. The typology is very accurate between the Yakut, Tuva and Buryat, Tatar jewelry and Yakut, Dolgan, Altay and Khakass jewelry which confirms the assumption of the related roots of the nations.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца ХIХ начала ХХ века»

К. М. Яковлева

СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УКРАШЕНИЙ ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ АЛТАЙСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬИ СИБИРИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

На основании сравнительно-сопоставительного анализа украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца XIX — начала ХХ в., нами составлена классификация и проведены типологии по видам украшений. Сравнительносопоставительная характеристика украшений народов тюркской и монгольской группы алтайской языковой семьи дает возможность составить общую классификацию украшений, а также провести типологизацию по отдельным категориям. Типологии четко проявляются между якутскими, тувинскими и бурятскими, татарскими украшениями, а также якутскими, долганскими, алтайскими и хакасскими, что еще раз подтверждает родственные корни изучаемых народов.

Ключевые слова: украшения, алтайская языковая семья, тюркоязычные народы, монголоязычные народы, типология.

К. Yakovleva

A COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF JEWELRY OF THE PEOPLE OF TURK AND MONGOLIAN GROUPS OF THE ALTAY LANGUAGE FAMILY OF SIBERIA AT THE END OF XIX AND THE BEGINNING ХХ CENTURIES

A classification and a typology of jewelry is made on the basis of a comparative analysis of jewelry of Turk-Mongolian peoples of the Altay language family of Siberia at the end ofXIX and the beginning ХХ centuries. The comparative characteristics ofjewelry of the peoples of Turk and Mongolian groups of the Altay language family allows to suggest a general classification of jewelry and also a typology of the separate categories. The typology is very accurate between the Yakut, Tuva and Buryat, Tatar jewelry and Yakut, Dolgan, Altay and Khakass jewelry which confirms the assumption of the related roots of the nations.

Keywords: jewelry, the Altay language family, the Turk language people, the Mongol language people, typology.

В настоящее время в условиях современного развития общества довольно ощутимыми и все более актуальными становятся тенденции к осмыслению традиционной материальной культуры этносов, актуализируется сохранение и развитие национальных традиций каждого народа, его самостоятельного вклада в общую сокровищницу культуры человечества. И в этом отношении особое значение приобретает исследование комплекса украшений — важной составляющей традиционного костюма как этнографического феномена, его генезиса и этнических влияний.

Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений народов тюркской и монгольской группы алтайской языковой семьи дает возможность составить общую классификацию украшений, а также провести типологизацию по отдельным категориям, что поможет углубленному изучению общих и особенных черт украшений и выявить архаичные пласты народного мировоззрения и мировосприятия.

Специальных работ по сравнительной характеристике тюрко-монгольских украшений нет. В основном это труды по отдельным видам украшений Е. А. Михайловой [5], Н. В. Ермоловой [3], Л. Р. Павлин-ской [6], Н. И. Клюевой [4].

Цель исследования: провести сравнительно-сопоставительную характеристику украшений народов тюркской и монгольской групп алтайской языковой семьи Сибири конца XIX — начала XX в.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительно-сопоставительный анализ украшений тюркской группы (хакасы, алтайцы, тувинцы, сибирские татары, якуты, долганы) и монгольской группы (буряты) алтайской языковой семьи Сибири конца XIX — начала XX в. на основе классификационной таблицы.

2. Выделить общие и особенные черты украшений тюрко-монгольских народов и выработать типологию по каждой категории.

Материалы и методы: украшения из фондов республиканских музеев, а также из краеведческих музеев Сибири.

На основе принципа аналогии использован историко-сравнительный метод для составления классификации украшений, а при выявлении типологии и составлении сравнительно-сопоставительных таблиц по каждому типу и группе украшений использован историко-типологический метод изучения.

Результаты

При сравнении комплексов украшений изучаемых народов мы столкнулись с отсутствием локальной привязки видов и вариантов украшений. И для составления классификации подобрали наиболее приемлемые для сравнения. Для выделения общих черт и типологизации мы вначале разработали единую классификационную таблицу. Вопросы классификации имеют чрезвычайно важное значение в этнографическом изучении предметов материальной культуры. Классификация женских украшений с учетом наиболее устойчивых и характерных признаков поможет выявить их разновидности и варианты. Таким образом, цель настоящей классификации — систематизировать украшения, различающиеся по конструктивным и художественным особенностям.

Классификация украшений проведена на базе описаний более 150 различных экземпляров украшений тюрко-монголь-ских народов алтайской языковой семьи Сибири.

Из составленной таблицы видно, что полный комплект украшений выделен у представителей Крайнего Севера — якутов и долган. В монгольской группе в комплекте украшений не хватает лишь наспинного. У саяно-алтайской и западносибирской ветви комплект украшений в основном приравнивается к наиболее простым, т. е. накосник, ушные украшения, браслеты, перстни и кольца. Нагрудные украшения

встречаются у алтайцев и хакасов, сибирских татар. Височно-нагрудная категория украшений выделяется у хакасов как височное украшение. Пояс отмечен только у алтайцев и тувинцев. Также таблица 1 показывает, что у всех рассмотренных народов, кроме якутов, долган и бурятов, нет головных украшений.

Для выделения общих и особенных черт украшений по категориям мы использовали типологическую таблицу. Типообразующим признаком служит форма украшения, а также связанное с ним функциональное назначение предмета.

Мы выделили основные типы украшений по каждой категории (табл. 2).

Таблица 1

Классификация украшений тюркской и монгольской группы алтайской языковой семьи Сибири

Украшения Тюркская группа Монгольская группа

Алтая-Саянская ветвь Западно- сибирская ветвь Крайний Север

алтайцы тувинцы хакасы сибирские татары якуты долганы буряты

Головные — — — Сарауц бастынга + Даруулга, юбун

Накосные Чач- пууш, тана Чавага Пос ча-чак, нин-чи Чулпа Батах ерю-тэ, киистэ + Сажа, туй-ба, шэбэр-гэл, боолто

Ушные Сырга Сырга Ызырга Сырга, сыргасы Ытарга + Гарих

Височные, височно- нагрудные — — Ызырга Бастынга + Hиихэ-хонго, сэр-тэбэшэ

Нагрудные Тоштик Пого, нательный крест Мунцак (ожерелье) Тушлек Илин кэбиhэр, гривна, нательный крест + Гривна, натель- ный крест Ожерелье холоопши гуу (урлэй гэр)

Наспинные — — — Кэлин кэбиhэр + —

Поясные Кур + — + Кур + +

Ручные: - браслеты - кольца, перстни + Билектээш билзек, чустук + Чустук Белэлэк Б^илэх, бэчиэт + Булааг, угаабар, бэhэлиг

Таблица 2

Типология украшений тюрко-монгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца XIX — нач. XX в.

Головные украшения

1 тип — налобная пластина Юбун (буряты)+ кун (якуты)

Девичье украшение

2 тип — повязка в виде начельника:

А) из ткани на жесткой основе: даруулга (буряты), бастынга (якуты), долганы, сарауц (сибирские татары) — девичье и женское украшение;

Б) из металлического ободка бастынга (якуты), долганы — девичье и женское украшение_______________________________________________________________________

Накосные

1 тип — вплетается 2 тип — 3 тип — 4 тип — 5 тип — 6 тип —

или прикрепляется вплетается вплетается нанизывает- вставляется в пластины

с помощью петелек или прикреп- или прикреп- ся, надевается основание ниничи (ха-

к косам в виде ба- ляется с по- ляется с по- на косу — косы — фут- касы), тана

хромы — мощью пете- мощью пете- чехлы ляры (буря- (алтайцы),

чач-пууш (алтай- лек к косам в лек к косам (буряты) ты) (женское чавага (ту-

цы) виде снизок как парный (женское ук- украшение) винцы)

девичье украшение, бус — ал- косник, со- рашение) (праздничное

тувинцы (девичье тайцы, пос- единяющий украшение)

украшение), буря- чачак(хака- две косы —

ты (женское ук- сы) (женское алтайцы,

рашение); украшение), буряты

чулпа (сибирские киистэ (яку- (женское ук-

татары) (девичье ты) рашение)

украшение) (девичье ук-

рашение)

Ушные

1 тип — кольцеобразные серьги с отогнутым книзу стержнем, на который нанизаны бусины — сырга (алтайцы, тувинцы, сибирские татары); ызырга (хакасы, долганы), гарих (буряты)

(женские и мужские серьги)

2 тип — кольцеобразные серьги с различными подвесками —

алтайцы, хакасы, тувинцы, якуты, буряты, сибирские татары, долганы

(в основном девичьи серьги)

3 тип — лировидной формы — алтайцы, якуты, долганы

(женские украшения)

4 тип — с инкрустированными камнями — тувинцы, буряты

(женские украшения)

Височные, височно-нагрудные украшения

1 тип — с висков, парные без нагрудных подвесок —

ызырга (хакасы), hиихэ (буряты)

(женское украшение)

2 тип — с висков, с нагрудными соединенными подвесками бастынга (якуты)

(женское праздничное украшение)

Нагрудные

1 тип — 2 тип — оже- 3 тип — нагрудники 4 тип — с широкой сис- 5 тип — на-

гривна — релье из материи на твер- темой подвесок — тельные кре-

якуты, долга- мунцак (си- дой основе — илин кэбиЬэр сты

ны бирские тата- пого (хакасы) — (якуты), (якуты, дол-

(женское ук- ры, буряты) сваха, холоопши, ганы, хакасы)

рашение) (женское ук- тоштик (алтайцы) гуу (урлэй гэр) (буряты, (женские ук-

рашение) (праздничное укра- долганы) (праздничное рашения)

шение) украшение)

Наспинные Якуты — кэлин кэб^эр (праздничное украшение)

Поясные

1 тип — пояс из материи с подвесками (тувинцы, алтайцы, якуты, долганы, буряты, сибирские татары) (женское и мужское украшение) 2 тип — наборные пояса с подвесками (якуты, сибирские татары, буряты) (жен- ское и мужское украшение)

Ручные (кольца и печатки)

1 тип — замкнутые кольца (женское и мужское украшение) 2 тип — разомкнутые кольца (якуты, буряты) (женское и мужское украшение) 3 тип — со вставками (буряты, хакасы, алтайцы, тувинцы, татары) (женское и мужское украшение) 4 тип — печатки (якуты, хакасы, алтайцы, тувинцы, буряты, долганы) (женские и мужские украшения)

Браслеты

1 тип — из бусин и бисера замкнутые (хакасы) (женское украшение) 2 тип — из бересты (хакасы) (девичье и женское украшение) 3 тип — из серебра, меди, бронзы, железа замкнутые и разомкнутые (алтайцы, тувинцы, сибирские татары, якуты, долганы, буряты) (женское и мужское украшение)

Из таблицы видно, что головные украшения имеют 2 типа — налобные пластины и начельники, которые конструктивно очень близки между собой. Разница главным образом в том, что в первых акцентировалась и особенно украшалась только лобная часть, а во вторых — вся поверхность украшения.

Накосные украшения наиболее многочисленны по видам, но можно выделить 6 основных типов. 1, 2, 6-й типы, наиболее распространенные, встречаются сразу у нескольких народов. 3, 4, 5-й — в основном распространены только у монгольской группы (буряты), но в 3-м типе мы встречаем параллели с алтайцами. 4, 5-й типы накосных украшений не имеют аналогий на территории Сибири, но достаточно распространены у ряда племен Монголии. Также можно сделать вывод, что больше всего видов накосных украшений существует у бурятов, что можно объяснить буддийским влиянием.

Ушные украшения также многообразны, но мы выделили 4 основных типа. 1, 2-й типы по своим конструктивным особенностям практически идентичны, есть лишь различия в том, что 2-й тип дополнен раз-

личного рода подвесками. Основа же данных ушных украшений — кольцеобразные серьги, которые имели весьма древнее происхождение и были распространены в Южной Сибири и Монголии еще VII-IX вв. [5, с. 84], а С. И. Вайнштейн про-

слеживает 8-образную серьгу тувинцев в период ранних кочевников, примерно с V в. до н. э. [2, с. 53]. Считается, что 3-й тип ушных украшений лировидной формы начал свое широкое бытование с середины XIX в., названный некоторыми исследователями «нуучча ытаргата», т. е. русские серьги, указывая на связь лировидных серег с серьгами-голубцами [7, с. 38]. 4-й тип ушных украшений имел достаточно простую форму, но инкрустировался полудрагоценными камнями.

Височные и височно-нагрудные украшения мы поделили на 2 типа. 1-й тип — это парные подвески не соединяющиеся на груди. Распространен у хакасов и бурят и по конструктивным особенностям похож на проволочные серьги, но отличие составляет способ ношения. 2-й тип — массивный, с нагрудными соединенными подвесками, чаще всего встречался как праздничное украшение.

Нагрудные украшения мы поделили на 5 типов. 1-й тип — гривна. Наиболее распространенное украшение якутов в XVII-XVIII вв, что доказывает сопроводительный материал захоронений [1, с. 109]. Е. А. Михайлова считает, что данный вид украшений был заимствован якутами и долганами у народов Центральной и Средней Азии [5, с. 88]. 2-й тип нагрудников представляет собой ожерелья, подразумевая украшения, нанизанные на нить, располагающиеся вокруг шеи на груди. 3-й тип нагрудного украшения, вероятно, ведет свое происхождение от украшенного воротника и встречается у хакасов и алтайцев, отдельно от одежды не носится и имеет статус праздничного украшения. Наиболее сложный и массивный — 4-й тип нагрудников, встречается у якутов, долган и бурят, также практикуется как праздничное украшение. 5-й тип имеет позднее происхождение, его появление связано с процессом христианизации народов Сибири. У якутов нагрудные женские кресты называют «сюрэх», которое дословно переводится как «сердце» или «усердие». С этим словом связаны понятия «сюрэхтэнии» — обряд крещения, что в переводе означает обретение сердца или креста, креститься или быть крещеным [7, с. 48].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы отдельно выделили наспинные украшения у якутов, хотя во многих случаях их приписывают к накосным украшениям.

Поясные украшения составили 2 типа по конструктивным особенностям и встречаются практически у всех изучаемых народов как мужское и женское украшение. Ношение на поясе различных предметов первой необходимости скорее всего связано с тем, что шубы и пальто изучаемых народов не имели карманов. Таким образом, игольники, кисеты, ножички и т. д. стали частью украшений, что является весьма древней традицией, широко распространенной в культуре кочевников Евразии, которая сохранилась у многих современных тюрко-монгольских народов.

Ручные украшения мы поделили на кольца и печатки, а также браслеты. Кольца и печатки разделили на 4 типа. 1-й тип бытовал у всех народов в различных формах. 2-й тип колец мы встречаем только у бурят и якутов. Скорее всего разомкнутые кольца носили больше практический характер. Ведь так можно было регулировать размер кольца. 3-й тип в основном инкрустировался различными полудрагоценными камнями. 4-й тип — печатки. Видимо, мужские перстни с печаткой являлись символом власти [1, с. 118].

Браслеты разделили на 3 типа по материалу изготовления. 1, 3-й типы браслетов носят в большинстве случаев не столько эстетический характер, сколько магический, т. е. данные украшения использовались как амулеты. Совершенно особые — берестяные браслеты хакасов. Такие же браслеты, бытовавшие у якуток в XVIII в., но не получившие особого распространения, упоминает А. И. Савинов [7, с. 61].

В целом, из всего вышесказанного можно сделать основные выводы:

1. На основе сравнительно-сопостави-

тельного анализа украшений тюркомонгольских народов алтайской языковой семьи Сибири конца XIX — начала ХХ в. нами составлена классификация и

проведены типологии по видам украшений.

2. Типологии четко проявляются между якутскими, тувинскими, бурятскими, татарскими украшениями, а также якутскими, долганскими, алтайскими и хакасскими.

3. Тюрко-монгольский элемент культуры, в основном проявляется в используемом материале (серебро, медь), в общих названиях некоторых видов украшений («серьга» — «ызырга» — «сырга»), в одинаковых формах (восьмеркообразная, форма вопроса, кольцевая у серег).

4. Сравнительно-сопоставительная характеристика украшений тюрко-монголь-ских народов еще раз подтвердила родственные корни изучаемых народов.

1. Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв). — Новосибирск: Наука, 2008.

2. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. — М.: Наука, 1974.

3. Ермолова Н. В. Пояса у народов Северной Сибири и Дальнего Востока // Украшения народов Сибири: Сб. МАЭ. Т. LI / Отв. ред. Л. Р. Павлинская — СПб: Наука, 2005. С. 170-302.

4. Клюева Н. И., Михайлова Е. А. Накосные украшения у сибирских народов // Материальная и духовная культура народов Сибири: Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. XLII / Отв. ред. Р. Ф. Итс. — Л.: Наука, 1988. С. 113-128.

5. Михайлова Е. А. Съемные украшения народов Сибири // Украшения народов Сибири: Сб. МАЭ. Т. LI / Отв. ред. Л. Р. Павлинская — СПб: Наука, 2005. С. 12-117.

6. Павлинская Л. Р. Наборные пояса в культурах Сибири середины XIX — начала XX в. // Украшения народов Сибири: Сб. МАЭ. Т. LI / Отв. ред. Л. Р. Павлинская. — СПб: Наука, 2005. С. 302-341.

7. Савинов А . И. Традиционные металлические украшения якутов XIX — начала XX в. Историкоэтнографическое исследование. — Новосибирск: Наука, 2001.

REFERENCES

1. Bravina R. I., Popov V. V. Pogrebal'no-pominal'naja obrjadnost' jakutov: pamjatniki i tradicii (XV — XIX vv). Novosibirsk: Nauka, 2008.

2. Vajnshtejn S. I. Istorija narodnogo iskusstva Tuvy. — M.: Nauka, 1974.

3. Ermolova N. V. Pojasa u narodov Severnoj Sibiri i Dal'nego Vostoka // Ukrashenija narodov Sibiri: Sb. MAJE. T. LI / Otv. red. L. R. Pavlinskaja — SPb: Nauka, 2005. S. 170-302.

4. Kljueva N. I., Mihajlova E. A. Nakosnye ukrashenija u sibirskih narodov. //Material'naja i duhovnaja kul'tura narodov Sibiri: Sb. Muzeja antropologii i jetnografii. T. XLII / Otv. red. R. F. Its. — L.: Nauka, 1988. S. 113-128.

5. Mihajlova E. A. Stemnye ukrashenija narodov Sibiri // Ukrashenija narodov Sibiri: Sb. MAJE. T. LI / Otv. red. L. R. Pavlinskaja — SPb: Nauka, 2005. S. 12-117.

6. Pavlinskaja L. R. Nabornye pojasa v kul'turah Sibiri serediny XIX — nachala XX v. // Ukrashenija narodov Sibiri: Sb. MAJE. T. LI / Otv. red. L. R. Pavlinskaja — SPb: Nauka, 2005. S. 302-341.

7. Savinov A. I. Tradicionnye metallicheskie ukrashenija jakutov XIX — nachata XX veka. Istoriko-jetnograficheskoe issledovanie. — Novosibirsk: Nauka, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.