Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

517
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ / CRIMINAL LIABILITY / VIOLATION OF TRAFFIC RULES / COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотарь Кристина Валерьевна

В настоящей статье, рассматривается уголовная ответственность зарубежных стран за преступное деяние, связанное с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автор, упоминает о предпосылках и источниках регулирования поведения виновных лиц в области дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF FOREIGN CRIMINAL LEGISLATION ON LIABILITY FOR VIOLATION OF ROAD TRAFFIC SAFETY AND VEHICLE OPERATION RULES

This article considers the criminal liability of foreign countries for a criminal act related to violation of the rules of road traffic and operation of vehicles. The author mentions the prerequisites and sources for regulating the conduct of road traffic offenders.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 34

Золотарь Кристина Валерьевна Zolotar Kristina Valerievna

Студент Student

ДФ ФГБОУ ВО «РГУП»

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF FOREIGN CRIMINAL LEGISLATION ON LIABILITY FOR VIOLATION OF ROAD TRAFFIC SAFETY AND VEHICLE OPERATION RULES

Аннотация: В настоящей статье, рассматривается уголовная ответственность зарубежных стран за преступное деяние, связанное с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Автор, упоминает о предпосылках и источниках регулирования поведения виновных лиц в области дорожного движения.

Annotation: This article considers the criminal liability of foreign countries for a criminal act related to violation of the rules of road traffic and operation of vehicles. The author mentions the prerequisites and sources for regulating the conduct of road traffic offenders.

Ключевые слова: уголовная ответственность, нарушение правил дорожного движения, сравнительно-правовой анализ.

Key words: Criminal liability, violation of traffic rules, comparative legal analysis.

Французский баснописец Жан Лафонтен не зря использовал древнюю поговорку - «Все дороги ведут в Рим». Действительно все завоеванные территории требовалось воедино объединить, что подтолкнуло к развитию дорожной системы и появлению первых правил дорожного движения.

В 47 году до н.э. при Цезаре для разгрузки узких городских улиц от транспортных средств, установили запрет на передвижение в определенное

время и ввели понятие «одностороннее движение». Римские жители впервые увидели дорожные знаки, указывающие населенные пункты, повороты и расстояние. Регулировать поведение граждан в области дорожного движения удавалось при помощи введения запретов, что актуально и в сегодняшнее время.

В среднее века раздробленность Европы не способствовала дорожному строительству. Как утверждает, Рыбин А.Л. в своем труде [1, С. 4] движение приходилось регулировать, что подтверждено германским сборником законом, который устанавливал левостороннее движение, предписание уступить дорогу загруженной повозке и иное. В частности, автор упоминает о возникновении в 1822 году Правил о порядке движения в Великобритании, по мнению автора, они схожи с современными правилами. Рыбин А.Л. также указывает на принятие Декрета английского парламента в 1865 году, закрепившего скорость движения для самодвижущихся экипажей и установление ряда запретов. К примеру, запрет на отравление воздуха дымом в населенном пункте. В ряде стран, запрещалось превышение скорости. Например, во Франции, запрещалось ездить в колясках быстрее, чем 6 км/ч.

Прогресс, возрастающий с каждым годом в промышленности, повлиял на сотрудничество между государствами. Каждое государство предъявляло собственные требования к урегулированию дорожного движения. Допустим во Франции и Германии, закрепили правостороннее, а в Англии левостороннее движение. Минимизация трудностей в передвижении между странами помогло наладить международное сообщение принятием 24 апреля 1926 года Международной конвенции относительно автомобильного движения. Положения конвенции, предусматривали минимальные требования к транспортным средствам и водителям, что давало возможность пересечь границу одной страны и попасть в другую. К примеру, международные дорожные свидетельства, возраст и квалификацию водителей, требования к системе автомобиля.

Значительно позднее в Вене 8 ноября 1968 года, принята Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Целью принятия конвенций, послужило объединение сил для усиления безопасности дорожного движения. Озвученная нами цель достигалась при помощи разработки общих правил дорожного движения, отсутствия необходимости в получении международных водительских удостоверений, унифицирование знаков дорожного движения, маркировки проезжей части и световых сигналов. Упомянем о том, что Россия присоединилась к Венской конвенции в 1993 году.

В контексте исследования уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств мы проведем сравнительно-правовой анализ составов преступлений в зарубежных странах.

Уголовно-правовые концепции Россия позаимствовала из Германии. Уголовный кодекс Германии (УКГ), принятый 15 мая 1871 года содержит в себе раздел 28 «Общеопасные преступные деяния», в которых расположены ст. ст. 315, 316 УКГ. Подчеркнем тот факт, что германское законодательство указывает конкретные правила дорожного движения, за которые, предусмотрено наступление уголовной ответственности в отличие от использования бланкетной диспозиции российским законодателем. В германском законодательстве не выделяются уголовно-правовые нормы, регулирующие нарушение в сфере эксплуатации транспортных средств, что указывает на различие между законодательствами двух стран. Российский законодатель, предусматривает наступление уголовной ответственности в том случае, когда действия виновного лица, повлекли наступления последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, однако, германский законодатель, связывает наступление уголовной ответственности лишь с совершением общественно-опасного деяния. Исходя из вышеупомянутых положений по конструкции

материальной стороны в германском законодательстве, рассматриваемые составы преступлений усеченные.

Уголовный кодекс Армении (УКА), принятый 18 апреля 2003 года содержит в себе раздел 9 «Преступления против общественной безопасности, безопасности компьютерной информации, общественного порядка, общественной нравственности и здоровья населения», в которых расположены ст. ст. 242, 243 УКА. В качестве самостоятельного преступного деяния армянское законодательство отдельно выделяет передачу транспортного средства лицу, находящемуся в состоянии алкогольного опьянения, либо не достигшему возраста 16 лет, что следует из ст. 243 УКА при наступлении общественно-опасных последствий, предусмотренных ст. ст. 212, 213 УКА. Кроме того, ст. 242 УКА, содержит в себе в качестве наказания лишение свободы до 10 лет за совершение преступления в виде причинения неосторожной смерти двум и более лицам, хотя предельная ст. 264 УК РФ значительно ниже и составляет до 7 лет лишения свободы. Не маловажно то, что ст. 244 УКА, предусматривает уголовную ответственность за совершение такого вида деяния, как оставление места дорожно-транспортного происшествия при наступлении последствий, установленных в ст. 242 УАК. Примечателен тот факт, что российский законодатель осуществил декриминализацию, названное преступное деяние путем внесения изменений ФЗ № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ» от 8 декабря 2003 года.

На наш взгляд рассмотрение уголовного законодательства Японии, сможет показать, как власти данной страны воспитали вежливых водителей. Уголовный кодекс Японии (УКЯ), принятый 24 апреля 1907 года содержит в себе главу 11 «Преступления, состоящие в нарушении движения транспорта», в которых расположены ст. ст. 124,128 УКЯ. Уголовная ответственность за совершенное преступление наступает у вменяемого физического лица, достигшего возраста 14 лет. В качестве самостоятельного преступного деяния

японский законодатель выделяет покушение на нарушение движения транспорта, что следует из ст. 128 УКЯ. Санкция основного состава ст. 124 УКЯ, предусматривает в качестве наказаний лишение свободы с принудительным физическим трудом на срок до 2 лет или денежным взысканием, а при наличии квалифицирующего признака, выраженном в причинении смерти или телесного повреждения лицу, устанавливает более строгое наказание.

Республика Молдавия по-своему приходит к установлению уголовной ответственности. Уголовный кодекс Республики Молдова (УКРМ) от 18 апреля 2002 года, содержит в себе главу 12 «Транспортные преступления», включающую в себя ст. ст. 264, 264-1, 266 УКРМ. В качестве самостоятельных преступных деяний законодатели отдельно выделяют: управление транспортным средством в состоянии, как сильного алкогольного, так и иного опьянения и оставление места транспортного происшествия. Отметим, что степень вреда по сравнению с УК РФ в виде средней тяжести.

Мидловец М.В. в статье [2, С137] в сравнительном анализе, затрагивает Уголовный кодекс Швейцарии, содержащий раздел 9 «Преступления и проступки против общественного транспорта», в которых находятся ст. 237 за посягательство на работу уличного и общественного транспорта. Уголовное законодательство Швейцарии не предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения. С точки зрения Мидловец М.В., французское законодательство уделяет внимание отсутствию умысла и причинам, способствующим к возникновению преступного поведения. Согласно, Уголовному кодексу Франции санкция статьи, предусматривает заключение или штраф, а также имеются дополнительные виды наказания в виде лишения водительских прав и их аннулирования с запрещением, подачи ходатайства о выдаче новых прав на определенный срок. Мидловец М.В. также рассматривает Уголовный кодекс Болгарии, где ст. 342, введен общий состав нарушения безопасности транспортного движения и указывает на

наличие специального субъекта - водителя общественного транспорта. Достаточно удивительно, с точки зрения, российского законодателя, что Уголовный кодекс Болгарии привлекает к уголовной ответственности лиц, допустивших к управлению данного водителя и лиц, допустивших к эксплуатации транспортное средство, не отвечающее требованием безопасности. Автор в свою работу, включает особенности Уголовного кодекса Латвийской Республики, содержащего в себе общий состав нарушения правил дорожного движения и выпуска неисправного транспортного средства. Мидловец М.В. пишет о том, что в качестве самостоятельного состава в Уголовном кодексе Латвийской Республики выделяется привлечение к уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Кусакин В.В. в статье [3, С. 137] при проведении сравнительного анализа уголовного законодательства приходит к неоднозначной оценке зарубежными странами последствий вследствие нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Одни из стран, устанавливают уголовную ответственность при причинении среднего, либо тяжкого вреда здоровью, а другие относят к общественно-опасным последствиям крупный имущественный ущерб. Кусакин В.В. подмечает тот факт, что зарубежные страны по-разному привлекают лиц, находящийся в состоянии алкогольного опьянения при совершении преступного деяния в уголовной ответственности. В законодательстве зарубежных стран по данному поводу имеется три подхода. Ряд стран, рассматривают состояние опьянения в качестве квалифицирующего признака. Другие страны, расценивают наличие у лица, совершившего нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств состояния опьянения в качестве отягчающего обстоятельства, либо нейтрального фактора, не влияющего на санкцию. Некоторые страны, выделяли уголовно-правовую норму в самостоятельный состав. С точки зрения Кусакина В.В., декриминализация в уголовном

законодательстве нашей страны преступного деяния, выразившегося в оставлении места дорожно-транспортного происшествия необоснованно, поскольку большая часть преступлений остается не раскрытыми. Автор опирается на уголовное законодательство Казахстана, Армении, Белоруссии, где данное преступное деяние имеется и полагает, что необходимо включение статьи в УК СНГ уголовной ответственности за оставление места дорожно -транспортного происшествия при причинении тяжкого вреда или смерти лицу. По мнению автора, декриминализация в России уголовной ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия произошло поспешно.

Анализ уголовного законодательства зарубежных стран свидетельствует о наличии своеобразных подходов к привлечению лиц к уголовной ответственности за совершение такого деяния, как нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Включение, названного состава преступления в уголовное законодательство большинства зарубежных стран подтверждает наличие общественной опасности преступного деяния. На основании вышеизложенных позиций, приходим к выводу, что объем и характер объективной стороны, наличие квалифицирующих признаков, меры, предусмотренной ответственности достаточно разнообразны и зависят от множества факторов.

Библиографический список:

1. Кусакин В.В. «Сравнительно-правовой анализ уголовной ответственности за преступления против безопасности дорожного движения: опыт СНГ» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева 2018. Т.1 № 3;

2. Мидловец М.В. «Сравнительный анализ законодательства зарубежных стран о дорожно-транспортных преступлениях» // Учетные

записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. 2017. Т.3 (69) № 1;

3. Рыбник А.Л. «История правил дорожного движения», 2017. Издательство «ЛитагентРидеро» [Электронный ресурс].- Режим доступа:https://ridero.ru/books/istoriya pravil dorozhnogo dvizheniya/freeText ;

4. Уголовный кодекс Республики Армения от 18.04.2003 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1241378&subID=100095305,100 095318,100095891,100095989,100095996;

5. Уголовный кодекс Германии от 15 мая 1871 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://kursar.su/ugolovnyj-kodeks-frg-ot- 15-maya-1871-е;

6. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 года № 985-ХУ [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30394923.

7. Уголовный кодекс Японии от 24.04.1997 [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://constitutions.ru/?p=407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.