Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА КВАЛИФИКАЦИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В АНТИДОПИНГОВОЙ СФЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА КВАЛИФИКАЦИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В АНТИДОПИНГОВОЙ СФЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПИНГ / АНТИДОПИНГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДОПИНГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА / ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ / СПОРТ / САНКЦИИ / DOPING / ANTI-DOPING LEGISLATION / CRIMINAL LIABILITY FOR DOPING OFFENCES / CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF BELARUS / PROHIBITED SUBSTANCES / PROHIBITED METHODS / SPORTS / SANCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волненко Мария Андреевна

В связи с недавним введением уголовной ответственности за несоблюдение допинговых правил в Республике Беларусь, автором рассмотрена и проанализирована система антидопингового законодательства Республики Беларусь. Рассматривая данную систему в сравнении с аналогичной, существующей в Российской Федерации, автором сделан вывод о схожести нормативно-правового регулирования стран в изучаемом вопросе, а также, о необходимости обратить внимание на возможность пересмотра санкций в отношении норм, касающихся использования средств и методов, запрещенных в спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Волненко Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF LEGISLATION AIMED AT QUALIFYING CRIMES IN THE ANTI-DOPING SPHERE OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE RUSSIAN FEDERATION

In connection with the recent introduction of criminal liability for non-compliance with doping rules in the Republic of Belarus, the author considered and analyzed the system of anti-doping legislation of the Republic of Belarus. Considering this system in comparison with the similar one existing in the Russian Federation, the author concluded that the regulatory and legal regulation of countries on the issue under study is similar, as well as the need to draw attention to the possibility of reviewing sanctions on norms concerning the use of funds and methods prohibited in sports.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА КВАЛИФИКАЦИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В АНТИДОПИНГОВОЙ СФЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.5

DOI 10.23672/r0238-5779-7167-b

Волненко Мария Андреевна

преподаватель кафедры международного частного и предпринимательского права юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина тагу4128814@gmail.com

Maria A. Volnenko

Teacher of Department the International Private and Enterprise Right Law Department, Kuban State Agricultural University name of I.T. Trubilin mary4128814@gmail.com

Сравнительно-правовой

анализ законодательства, направленного

на квалификацию преступлений в антидопинговой сфере республики беларусь и российской федерации

Comparative legal analysis

of legislation aimed at qualifying crimes in the anti-doping sphere of the republic of belarus and the russian federation

Аннотация. В связи с недавним введением уголовной ответственности за несоблюдение допинговых правил в Республике Беларусь, автором рассмотрена и проанализирована система антидопингового законодательства Республики Беларусь. Рассматривая данную систему в сравнении с аналогичной, существующей в Российской Федерации, автором сделан вывод о схожести нормативно-правового регулирования стран в изучаемом вопросе, а также, о необходимости обратить внимание на возможность пересмотра санкций в отношении норм, касающихся использования средств и методов, запрещенных в спорте.

Ключевые слова: допинг, антидопинговое законодательство, уголовная ответственность за допинговые преступления, Уголовный Кодекс Республики Беларусь, запрещенные вещества, запрещенные методы, спорт, санкции.

Annotation. In connection with the recent introduction of criminal liability for non-compliance with doping rules in the Republic of Belarus, the author considered and analyzed the system of anti-doping legislation of the Republic of Belarus. Considering this system in comparison with the similar one existing in the Russian Federation, the author concluded that the regulatory and legal regulation of countries on the issue under study is similar, as well as the need to draw attention to the possibility of reviewing sanctions on norms concerning the use of funds and methods prohibited in sports.

Keywords: doping, anti-doping legislation, criminal liability for doping offences, Criminal Code of the Republic of Belarus, prohibited substances, prohibited methods, sports, sanctions.

Сложившаяся ситуация в мире, который оказался практически парализован вспышкой пандемии коронавируса в 2020 году, затронула все сферы нашей жизни, в том числе, и спорт. Массовые заявления об отмене спортивных соревнований в различных видах спорта заполнили новостные ленты. Начиная от национальных первенств и заканчивая мировыми состязаниями, футбол, баскетбол, фигурное катание, теннис, гоночные этапы «Формулы-1» - во избежание рисков заражения приостановили свою деятельность на неопределенный срок. Несмотря на то, что полным ходом шла подготовка к Летним Олимпийским играм в Токио, в конце марта 2020 года было принято решение о переносе игр на лето 2021 года.

На фоне этой непростой обстановки продолжает развиваться очередной допинговый скандал с

отстранением российских спортсменов от участия в международных соревнованиях на 4 года. В декабре 2019 г. мы стали свидетелями нового витка в отношениях Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) и российского спорта. ВАДА заподозрили московскую антидопинговую лабораторию в махинациях с передаваемыми данными о допинг-пробах российских спортсменов с целью сокрытия, по мнению ВАДА, систематических нарушений антидопинговых правил. Помимо четырехлетнего запрета российским спортсменам выступать на международной арене под национальным флагом, запрета на проведение на территории страны любых международных турниров, ВАДА запретило посещать крупные спортивные мероприятия международного уровня официальным российским лицам и лишило статуса Российское антидопинговое агентство (РУСАДА).

Каким образом будет развиваться ситуация с новым антидопинговым скандалом далее покажут слушания Спортивного арбитражного суда, которые начались в конце апреля 2020 года и носят не публичный характер.

Тем временем, единственной страной, поддерживающей Россию в споре с Всемирным антидопинговым агентством, стала Беларусь. Президент Республики Беларусь, Александр Лукашенко, открыто выразил несогласие с позицией ВАДА, подчеркнув политический подтекст ограничений и заявил, что готов оказать помощь российским спортсменам на международных соревнованиях. «Это будет красивая страница в отношениях Беларуси и России» - заявил Александр Лукашенко в интервью радио «Эхо Москвы».

В настоящее время спорт в Беларуси активно развивается, страна уверенно входит в мировое спортивное сообщество. Летом 2019 года в Минске успешно прошли II Европейские игры, в которых принимали участие спортсмены из 50 стран.

А как складывается ситуация с допингом в соседней Республике? Беларусь не часто фигурирует в крупных допинговых скандалах, самым громким делом является отстранение в преддверии Летних Олимпийских игр в Рио в 2016 году белорусской мужской команды по гребле на байдарках и каноэ на 1 год в связи с употреблением допинга. Несмотря на незамедлительную реакцию и подачу иска об оспаривании принятого решения в Спортивный арбитражный суд, на Олимпиаде в 2016 году белорусской мужской сборной по гребле выступить так и не удалось. Однако, в январе 2017, Спортивный арбитражный суд удовлетворил апелляцию белорусской стороны, а также, признал недостаточными доказательства вины белорусской сборной, все ограничения были сняты.

Однако, несмотря на относительную «чистоту» белорусских спортсменов, антидопинговое законодательство в стране существует и развивается. Летом 2019 года Беларусь впервые ввела уголовную ответственность за нарушения в допинговой сфере. В связи с этим, весьма актуальным является изучение нормативно-правовой антидопинговой базы соседнего государства и проведение сравнительно-правового анализа российского и белорусского законодательства в отношении запрещенных в спорте веществ как предметов преступлений в сфере спорта.

Начнем с того, что Беларусь принимает участие в двух основных международных антидопинговых договорах: Конвенции против применения допинга от 16 января 1989 года и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте от 19 октября 2005 года.

Как и в России, в Беларуси имеется закон «О физической культуре и спорте» [2]. Закон в новой редакции был принят относительно недавно - в 2014 году, значительные изменения коснулись антидопинговой сферы.

В Законе Республики Беларусь от 18 июня 1993 года «О физической культуре и спорте» (ранее

действовавшем) необходимость противодействия допингу упоминалась лишь в одной статье - 34, которая так и называлась - «Методы и вещества, запрещенные в спорте. Допинговый контроль». Статья содержала в себе определения и устанавливала последствия для спортсменов, чьи биопробы показали положительный результат на использование допинга [4].

4 января 2014 года вступил в силу новый Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» (далее - Закон о спорте). Во вновь принятом законе допинговому регулированию уделялось намного больше внимания, так, одним из приоритетных направлений развития спорта и физической культуры отныне признается борьба с допингом и предотвращение применения запрещенных спорте веществ и методов [2].

Кроме того, 20 статья Закона полностью посвящена Национальному антидопинговому агентству и его функциям. Стоит заметить, что Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Рос-сийской Федерации» [6] содержит аналогичную норму, в статье 26.1 -«Общероссийская антидопинговая организация». Здесь, к сожалению, может возникнуть проблема в толковании, ведь статья 26.1 посвящена функциям Российского антидопингового агентства «РУСАДА», наименование которого не звучит по тексту закона. Для того чтобы убедиться в том, что речь в статье 26.1 идет именно о РУСАДА, нам необходимо изучить Общероссийские антидопинговые правила, где, в статье 1.3.1 мы находим положение о том, что РУСАДА и является Общероссийской антидопинговой организацией [5]. Белорусские коллеги подобных затруднений не испытывают.

В том же 2014 году, после принятия нового Закона о спорте, Трудовой кодекс Республики Беларусь был дополнен новой главой 26 (1), регулирующей особенности труда работников, осуществляющих деятельность в сфере профессионального спорта. Дополнения, как мы понимаем, были связаны с дальнейшим развитием антидопингового законодательства. Такой опыт полезен для определения признаков специальных субъектов преступлений в сфере спорта. То есть, по сути, созданы бланкетные нормы, которые будут использоваться при квалификации преступлений в сфере спорта, а именно при определении признаков специального субъекта. Поэтому и российское трудовое законодательство в этой части также будет весьма полезно при определении признаков специального субъекта преступления.

Среди прочего, новая глава содержит обязанность о включении в трудовой договор спортсмена и тренера условия о недопущении использования допинга, устанавливает новые, дополнительные основания прекращения трудовых договоров по основаниям спортивной дисквалификации на срок шесть и более месяцев или в случае использования допинга в спорте [4]. Такие нормативные предписания будут способствовать установлению признаков вины при определении субъективной стороны совершенного в сфере спорта преступления.

Аналогичные изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации были внесены позже, чем в Беларуси, а именно, Федеральным законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2017 года № 461-ФЗ.

В 2017 году Национальное антидопинговое агентство принимает Антидопинговые правила Республики Беларусь. 24 мая 2018 года Президент принимает Указ «О противодействии допингу в спорте» (Указ Президента Республики Беларусь от 24 мая 2018 года № 201) [9]. Основные положения данного Указа сводятся к утверждению Республиканского перечня запрещенных веществ, дополнительным санкциям за использование запрещенных в спорте веществ и методов. Однако, помимо этого, Указ содержит очень важное положение, отсутствующее в российском антидопинговом законодательстве. Статья 2 Указа запрещает использование веществ и методов, включенных в Республиканский перечень, спортсменом и в отношении животных, участвующих в спортивных мероприятиях. В то время как в нашей стране ответственность наступает за использование допинга третьим лицом (тренером, врачом, персоналом) в отношении спортсмена. По мнению автора, расширительное толкование круга субъектов, подобно тому, как это описано в Указе Президента Республики Беларусь № 201 от 24 мая 2018 года представляется наиболее правильным в рамках противодействия использованию запрещенных в спорте веществ и методов, так как позволят более точно определять признаки противоправного поведения при определении преступности и наказуемости деяний по уголовному законодательству.

Двигаясь в хронологическом порядке, мы приближаемся к поправкам, внесенным в Уголовный кодекс Республики Беларусь, предусматривающим уголовную ответственность за допинговые преступления. Перед тем, как мы перейдем к сравнительно-правовому анализу норм Уголовного кодекса, стоит отметить, что Кодекс Республики Беларусь об административных пра-вонарушениях не содержит положений об административной ответственности за нарушение антидопингового законодательства, в отличие от КоАП РФ (ст. 6.18 Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним).

В июне 2019 года Уголовный кодекс Республики Беларусь был дополнен двумя статьями: статьей 3311 - «Склонение спортсмена к использованию вещества и (или) метода, включенных в Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов»; и 3312 - «Умышленное использование в отношении спортсмена вещества и (или) метода, включенных в Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов» [8]. Как мы можем заметить, даже сами названия статей практически полностью идентичны антидопинговым статьям Уголовного кодекса Российской Федерации 230.1 и 230.2, вступившим в действие в 2016 году.

Итак, перейдем к более детальному рассмотрению статьи 3311 УК Беларуси в сравнении с аналогичной статьей 230.1 УК РФ. Уже из названия статьи мы понимаем, о каких веществах и методах идет речь - о включенных в Республиканский перечень запрещенных в спорте веществ и методов, в то время как российский законодатель использует обтекаемую формулировку «веществ и (или) методов, запрещенных для использования в спорте» - какие вещества и методы входят в данную категорию? Далее, в примечании 2 к статье 230.1, мы найдем ответ - перечень запрещенных субстанций и методов подлежит утверждению Правительством РФ. Однако было бы логично предположить, что ориентироваться необходимо на перечень запрещенных веществ ВАДА, который обновляется каждый год и расхождения с которым присутствуют в перечне, утверждаемым Правительством РФ.

По своей структуре статья 3311, так же, как и статья 230.1, состоит из 3 частей. Часть первая статьи 3311 УК Беларуси содержит более широкий, по сравнению с частью первой статьи 230.1 УК РФ, перечень субъектов, подлежащих уголовной ответственности за склонение спортсмена к использованию вещества или метода, включенных в перечень запрещенных в спорте веществ и методов. Это - такие лица, как тренер, педагогический работник, менеджер, спортивный агент, медицинский работник или иное лицо, участвующее в спортивной подготовке спортсмена. Российский законодатель идет по пути обобщения и в части первой статьи 230.1 УК РФ указывает 3 категории субъектов: тренер, специалист по спортивной медицине, иной специалист в области физической культуры и спорта. Нам представляется, что более краткая формулировка российской правовой нормы должна быть более удобна для правоприменителя, однако, на практике может возникнуть вопрос - подпадает ли, например, менеджер под категорию иного специалиста в области физической культуры? Или это - специалист в области управления, который также имеет возможность склонить спортсмена к употреблению допинга? С этой точки зрения, белорусский законодатель не зря более подробно описал перечень лиц, подлежащих уголовной ответственности. Но, несмотря на более подробный перечень, указанный в белорусском уголовном законодательстве при определении субъектов денных преступлений, тем не менее, этот перечень является закрытым. При возникновении ситуации, когда в «спортивном» преступлении будут принимать непосредственное участие лица, не поименованные уголовным законодательством, исходя из правил буквального толкования закона, эти лица не будут привлечены к уголовной ответственности, поскольку не будут признаны субъектом преступления. Поэтому, на наш взгляд, учитывая законодательный опыт Республики Беларусь, но в целях более расширительного толкования признаков субъекта преступления, нужно в ч. 3 ст. 2301 УК РФ вместо слов «...иной специалист в области физической культуры и спорта» использовать формулировку «... иные лица, участвующие в подготовке спортсмена». Такая законодательная формулировка, на наш взгляд, позволит к числу субъектов подобных

преступлений относить более широкий круг лиц, что будет способствовать более эффективной борьбе с преступлениями в сфере российского спорта.

Часть вторая и часть третья содержит квалифицирующие признаки, полностью повторяющие таковые в Уголовном кодексе РФ, поэтому далее перейдем к рассмотрению санкций.

Что касается санкций, мы видим явные отличия. Российский законодатель за преступление, предусмотренное частью первой статьи 230.1, предусматривает следующие виды наказаний:

- штраф с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового;

- ограничение свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Белорусский законодатель за аналогичное преступление предусматривает лишь штраф и ограничение свободы до года. Исходя из уже проделанного анализа белорусского антидопингового законодательства, можно сделать вывод о том, что отсутствие в статье 3311 Уголовного кодекса Республики Беларусь таких санкций, как лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью, обусловлено тем, что данные виды наказаний содержатся в упомянутом выше Указе Президента Республики Беларусь № 201 от 24 мая 2018 года [9].

Часть вторая повторяет конструкцию части первой, включая новый вид наказания - лишение свободы. В части третьей, содержащей такой квалифицирующий признак, как последствия в виде смерти спортсмена или тяжких телесных повреждений по уголовному законодательству Республики Беларусь наступает наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на срок до семи лет. Российские санкции за аналогичное преступление значительно мягче - ограничение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной

Литература:

1. Алексеев С.В. Спортивное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Физическая культура» / С.В. Алексеев; Под ред. П.В. Крашенинникова. 5-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2017. 927 с.

2. Закон Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» от 4 января 2014 г. URL : https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_fizicheskoj_ kultu re_i_spo rte.htm

3. Литвинкович А.А. Уголовная ответственность за использование запрещенных веществ в спорте // 76-я Научная конференция студентов и аспирантов Белорусского государственного университета.

деятельностью, либо принудительные работы, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Разница в верхних границах наказания в виде лишения свободы достаточно существенна -3 года в России и 7 лет в Беларуси. При этом, возвращаясь к началу статьи, хотелось бы напомнить - по сравнению с Россией, в Республике Беларусь не так много допинговых нарушений. Возможно, нам стоило бы последовать примеру соседнего государства и рассмотреть возможность ужесточения наказания за допинговые правонарушения, начать, наконец, привлекать виновных лиц к уголовной ответственности, чтобы данная норма по-настоящему заработала.

При проведении сравнительно-правового анализа статей 3312 Уголов-ного кодекса Республики Беларусь и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, хотелось бы дополнительно обратить внимание на факт подчеркивания белорусским законодателем формы вины (умышленная) в преамбуле статьи. Также, данная статья, по аналогии со статьей 3312, состоит из 3 частей, и во второй части содержатся следующие квалифицирующие признаки: действие, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо в отношении заведомо несовершеннолетнего спортсмена, либо в отношении двух или более спортсменов. Российский же законодатель, по непонятным причинам, в состав статьи 230.2, состоящей из 2 частей, в качестве квалифицирующих признаков использует только смерть и иные тяжкие последствия.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что белорусское антидопинговое законодательство находится на достаточно высоком уровне, оно развивалось последовательно и логично. Несмотря на то, что за основу последнего нововведения - уголовной ответственности за допинговые правонарушения - явно была взята российская модель правовых норм в данной сфере, видно, что белорусские коллеги доработали некоторые пробелы отечественного законодательства и нам есть, на что обратить внимание в опыте реализации антидопинговой политики Республики Беларусь.

Literature:

1. Alekseyev S. V. Sports law: textbook for students of universities studying in the directions «Jurisprudence» and «Physical culture» / S.V. Alekseyev; Under ed. P.V. Krasheninnikov. 5th ed., re. And additional. M. : UNITY-DANA: Law and Law, 2017. 927 p.

2. The Physical Culture and Sports Act of 4 January 2014. URL https://kodeksy-by.com/zakon_

rb_o_fizicheskoj_kulture_i_sporte.htm

3. Litvinkovich A.A. Criminal Liability for the Use of Prohibited Substances in Sports // 76th Scientific Conference of Students and Postgraduate Students of the Belarusian State University. Conference

Материалы конференции : в 3-х ч. Ред.: В.Г. Сафонов [и др.]. Мн., 2019. С. 744-747.

4. Официальный сайт Национального антидопингового агентства Республики Беларусь. URL : https://nada.by/

5. Официальный сайт Российского антидопингового агентства РУСАДА. URL : https://rusada.ru/

6. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» Федеральный закон от 4 декабря 2007г. № 329-ФЗ (с изм. и доп.). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/

7. Понятовская Т.Г. Основания уголовно-правового запрета допинга в России / Т.Г. Понятовская, А.И. Рарог, Т.В. Шахова // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. Т. 8. № 4(29). С. 90-100.

8. Уголовный Кодекс Республики Беларусь 275-З от 9 июля 1999 г. URL : https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb.htm

9. Указ Президента Республики Беларусь № 201 от 24 мая 2018 г. «О противодействии допингу в спорте». URL : https://kodeksy-by.com/norm_ akt/source-24.05.2018.htm

10. Федоров А.В. Уголовная ответственность за преступления, связанные с допингом. // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. - № 3(13). С. 25-42.

materials : in 3 parts. Editorial Board: V.G. Safonov [et al]. Mn., 2019. P. 744-747.

4. The official website of the National Anti-Doping Agency of the Republic of Belarus is. URL : https://nada.by/

5. The official website of the Russian Anti-Doping Agency RUSADA. URL : https://rusada.ru/

6. «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» Federal Law of December 4, 2007 № 329-03 (with amendments). URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 73038/

7. Ponyatovskaya T.G. The Basis of Criminal-Legal Prohibition of Doping in Russia / T.G. Ponyatovskaya, A.I. Rarog, T.V. Shahova // News of the South-West State University. Series: History and Law. 2018. Vol. 8. № 4(29). P. 90-100.

8. The Criminal Code of the Republic of Belarus 275-3 of 9 July 1999. URL : https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb.htm

9. Presidential Decree № 201 of 24 May 2018 «On combating doping in sports». URL : https://kodeksy-by.com/norm_akt/source-24.05.2018.htm

10. Fyodorov A.V. Criminal liability for crimes related to doping // Journal of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2017. № 3(13). P. 25-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.