Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ законодательств зарубежных стран в сфере защиты прав граждан в сети интернет'

Сравнительно-правовой анализ законодательств зарубежных стран в сфере защиты прав граждан в сети интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
830
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / LEGISLATION / INTERNET / PROTECTION OF CITIZENS ' RIGHTS / COMPARATIVE LEGAL RESEARCH / CONSUMER RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воскресенская Е. В.

Разные страны имеют свой опыт регулирования поведения пользователей в Интернете. Последние законы, касающиеся ряда блокировок, а также «пакет Яровой» наделали много шума, однако в некоторых странах ситуация насчёт свободы пользования Интернетом ещё серьезнее. Например, в Китае, где запрещены Facebook, Instagram, Google, YouTube, Twitter, BBC, а также Wikipedia, вместо которой любознательным китайцам предоставляется аналог Байдупедия, энциклопедия, предоставляющая все допустимые, по мнению правительства, знания. В статье рассмотрены основные законодательные принципы контроля интернет-пространства государством в странах: США, Великобритания, Германия, Китай, Северная Корея.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES IN THE FIELD OF PROTECTION OF CITIZENS ' RIGHTS ON THE INTERNET

Different countries have their own experience in regulating the behavior of users on the Internet. Recent laws relating to a number of locks, as well as the" Spring package " have made a lot of noise, but in some countries the situation about the freedom of use of the Internet is even more serious. Instagram Facebook, Google, YouTube, Twitter, BBC are banned in China, as well as Wikipedia, instead of which curious Chinese are provided with an analogue-Baidupedia, an encyclopedia that provides all the knowledge that the government considers acceptable. The article describes the basic legislative principles of Internet space control by the state in the countries: USA, UK, Germany, China, North Korea.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ законодательств зарубежных стран в сфере защиты прав граждан в сети интернет»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2®î44),2@19 / ECONOMIC SCIENCES

УДК 346.2

Воскресенская Е. В.

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Россия

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10665

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Voskresenskaya E. V.

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University, Russia, St. Petersburg

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES IN THE FIELD OF PROTECTION OF CITIZENS ' RIGHTS ON THE INTERNET

ЛЪ^аеЛ.

Different countries have their own experience in regulating the behavior of users on the Internet. Recent laws relating to a number of locks, as well as the" Spring package " have made a lot of noise, but in some countries the situation about the freedom of use of the Internet is even more serious. Instagram Facebook, Google, YouTube, Twitter, BBC are banned in China, as well as Wikipedia, instead of which curious Chinese are provided with an analogue-Baidupedia, an encyclopedia that provides all the knowledge that the government considers acceptable. The article describes the basic legislative principles of Internet space control by the state in the countries: USA, UK, Germany, China, North Korea.

Аннотация.

Разные страны имеют свой опыт регулирования поведения пользователей в Интернете. Последние законы, касающиеся ряда блокировок, а также «пакет Яровой» наделали много шума, однако в некоторых странах ситуация насчёт свободы пользования Интернетом ещё серьезнее. Например, в Китае, где запрещены Facebook, Instagram, Google, YouTube, Twitter, BBC, а также Wikipedia, вместо которой любознательным китайцам предоставляется аналог - Байдупедия, энциклопедия, предоставляющая все допустимые, по мнению правительства, знания. В статье рассмотрены основные законодательные принципы контроля интернет-пространства государством в странах: США, Великобритания, Германия, Китай, Северная Корея.

Ключевые слова: законодательство, сеть Интернет, защита прав граждан, сравнительно-правовое исследование, права потребителей.

Keywords: legislation, Internet, protection of citizens ' rights, comparative legal research, consumer rights.

Для ограничения доступа к «взрослому контенту» в США в 2001 году был принят «Акт о защите детей в Интернете» (Children's Internet Protection Act, С1РА). Благодаря ему, доступ к такому контенту был закрыт в местах общественного пребывания, таких, как библиотеки, школы. Ресурсы блокируются с помощью специальных программ, а в некоторых штатах - провайдером по IP-адресам. Стоит заметить, что фильтрация программами выходит за пределы контента с «непристойным содержанием».

Общественные организации получают скидки для пользования интернетом, но на основании этого акта обязаны устанавливать программы. Интернет-компании вынуждены сотрудничать с правительством, которое путем распределения бюджетных ассигнований с помощью давления через Конгресс не оставляют им другого выбора [1, с. 229]. Сотрудничество федеральных властей напрямую с поисковыми системами и интернет-провайдера предоставляет возможность фильтрации контента правительственными структурами. Государственные органы регулярно дают запросы об удалении той или иной информации, и эти запросы, как правило, удовлетворяются. Сотрудники ФБР анонимно распознают информацию о деятельности разных сайтов, а также создают фишинговые сайты

для сбора информации о регистрирующихся на них граждан и ведения пропаганды.

АНБ (Агентство национальной безопасности) благодаря структуре нахождения «корневых» серверов США обладает доступом к регулированию трафика страны и других регионов мира. Получение и анализ информации осуществляется АНБ, дальнейшие действия зависят от пожеланий властей и силовых структур. С 2008 года интернет-трафик контролируется правоохранительными органами, у которых есть возможность правомерного мониторинга личной переписки граждан США. Подобные полномочия дают законы Законы «О надзоре за деятельностью спецслужб» (Foreign Intelligence Surveillance Act) и «О противодействии терроризму» от 2001 г. (Patriot Act). Стоит ли упоминать, что противодействие терроризму часто используется, как предлог для доступа к личной информации.

Анализ информации в открытом сегменте виртуального пространства, в том числе, в соцсетях, производят спецподразделения по общественным контактам Национального центра операций Министерства внутренней безопасности (МВБ) США (National Operations Center Social Networking Media Capability). Они собирают сведения об активности и граждан в интернете, после чего делают выводы

ECONOMIC SCIENCES / <<Ш1ШМУМ~^©иГМа1>#2Щ44)),2(0]9

об общественных настроениях касательно тех или иных новостей.

В последние годы усилилась критика властей со стороны граждан на предмет вторжения в личную жизнь с использованием телекоммуникационных средств, под предлогом обеспечения национальной безопасности. «Американский союз за гражданские свободы» - АСГС выяснил, что одна из крупнейших телекоммуникационных компаний -АТ&Т - получает в день более 700 запросов и выставляет агентствам счет 50-70 долл. США за каждую информацию о данных пользователей. Чаще всего федеральные правоохранительные органы интересуются местоположением абонентов, историей запросов и данными из электронной почты. Помимо того, госорганам интересна информация о международных переговорах. Для слежки за гражданами чаще всего используется система GPS благодаря тому, что она дешевле, чем прослушивание разговоров по телефону. АСГС беспокоит устаревшая сложившаяся практика, закрепленная с появлением Федерального закона 1986 г. «О защите электронной переписки», в связи с которым спецслужбы не обязаны обращаться в суд за ордером на получение данных об электронных сообщениях граждан и их телефонных разговорах. Правоохранительные органы не отчитываются, собираются ли данные для расследования дела, не предоставляют суду отчет об использовании личных данных. АСГС требует от федеральных ведомств предоставлять публичные отчеты об использовании подобной информации.

В Великобритании по закону (The Protection of the Children Act, Sexual Offences Act 2003) запрещено копировать на ПК, распространять публично, рекламировать фотографии с непристойными изображениями несовершеннолетних. Для препятствия распространения порнографии с участием несовершеннолетних работает «Свод правил новых форм контента» (Codeof Practiseon New Formof Content), который обязует мобильных операторов предварительно устанавливать фильтрующие программы для блокировки опасного материала.

Для мониторинга трафика интернета создан «Фонд Наблюдения за сетью Интернет» (Internet Watch Foundation, IWF), который, по сути, является национальной «горячей линией». Он регулярно формирует список недопустимых для просмотра ресурсов. Впоследствии он отправляется интернет-провайдерам, а те докладывают в полицию, в том числе, в национальный отдел по борьбе с преступностью (National Crime Squad, NCS). Киберпро-странство Великобритании контролируется местными госорганами, сотрудничающими с правительственными структурами США (АНБ и ЦРУ), а также со спецслужбами Австралии, Новой Зеландии, Канады. Министерство внутренних дел регулярно проводит заседания с приглашением первых лиц интернет-компаний, в числе которых представители руководства социальных сетей, как Тwitter, Linkdin, Fасеbоок. На этих заседаниях ведется речь о противодействии терроризму и экстремизму.

Особый контроль ведется над профилями в соцсе-тях членов мусульманской общины, Британской национальной партии. Руководство Twitter и Fасеbоок извещает о технической возможности контроля над всей информацией в этих социальных сетях.

Основными законами, с помощью которых осуществляется контроль над информационным пространством ФРГ, являются: «Об ограничении тайны переписки, почтовых и телефонных сообщений» и «О телекоммуникационных данных». Спецслужбы имеют право сбора и обработки персональных данных на основании ряда законов антитеррористической направленности. Для защиты молодого поколения от вредного контента действуют законы «О распространении материалов, вредных для молодежи» (Act To Regulate The Dissemination of Writingsand Media Contents Harmful to Young Persons) от 1953 г. и «О барьерах в Интернете» от 2009 г. [2, с. 58]. На основании этих законов формируется «черный список» ресурсов. В него попадают сайты, связанные с порнографией, насилием и «крайне правые». Нарушение законов влечет за собой административную и уголовную ответственность. Помимо того, для защиты от нежелательного контента Федеральным департаментом по вредным для молодежи медиа ресурсам (Federal Department for Media Harmful to Yong Persons) разработан список, которым пользуются интернет-провайдеры [3]. В данном случае телекоммуникационные компании действуют по своей инициативе. Регулирование виртуального пространства в Германии осуществляется рядом организаций, таких как национальный центр по борьбе с киберпре-ступностью в Бонне (работающий с 1 апреля 2012) и интернет-бюро, действующее на основе антитеррористического центра ФРГ в Берлине. Они занимаются мониторингом трафика в интернете, в том числе и в соцсетях.

По сравнению с другими странами, в Китае был принят беспрецедентный подход к организации информационной безопасности и, таким образом, контроля за реализацией коммуникативного аспекта информации. В Китае с 2003 г. действует проект «Золотой щит», фильтрующий весь контент. Из-за него китайцы не могут пользоваться зарубежными ресурсами: запрещены Google, BBC, Facebook, Wikipedia, Twitter, YouTube [5, с. 151]. Сайты с пропагандой свободы слова и даже малейшей критикой правительства блокируются. Анонимность в интернете запрещена с 2005 года. Также есть определенные ключевые слова, при вводе которых в адресную строку система фиксирует IP, и пользователь оповещается о том, что запрос был зафиксирован, а действие признано незаконным.

В Народной республике Китай планировалось еще в 2009 году (01.07.2009) осуществить внедрение закона, направленного на сдерживание распространения опасной, по мнению правительства, информации в сети Интернет. Законом утверждалась необходимость размещения на компьютерах, которыми пользуются граждане республики, программы Green Dam (Зеленая плотина) [6]. Важным

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#2®I44),2@19 / ECONOMIC SCIENCES

моментом можно считать, что граждане используют компьютеры, произведенные лишь в Китае. В середине августа того же года правительство сменило слишком жесткие установки, объявив, что закон трактуется по-другому. Гражданам просто рекомендовали использовать программу Green Dam, и этим поддержать заботу правительства о безопасности страны в Интернете. Для этого все произведенные для личного пользования компьютеры должны быть обеспечены деактивированной программой безопасности, которую жители страны могут включать сами, без постороннего вмешательства.

Не смотря на эти заверения правительство жестко контролирует интернет-пользователей. Поэтому разработало отчетную документацию «Уровень сайтов, взятых в делопроизводство» и «Уровень правдивости регистрационной информации интернет-сайтов», которую открыто публикует регулярно начиная с 2009 года. В анализе уровня правдивости на 2014 год фигурировали многие территориальные образования Китая с цифрами уровня 94, 75%.

Созданный в КНР Департамент информации в сети Интернет, в марте 2015 года предложил использовать «10 правил аккаунтов». В данном документе указаны правила необходимые для регистрации аккаунтов. Пользователь обязан представить удостоверение личности, честно указав имя и фамилию. В противном случае ему будет отказано в регистрации [7, с. 142]. Для того, чтобы осуществлять деятельность в интернете, требуется оформление разрешения. Существуют разные виды разрешений для предпринимательской, рекламной, культурной, издательской, телекоммуникационной деятельности. Регистрация домена и получение хостинга невозможна без получения соответствующих разрешений. Все это нужно только для того, чтобы создать сайт, для программ есть отдельные требования. После прохождения этих процедур на сайте нужно установить систему контроля общественных настроений с последующей интеграцией ее с Всекитайской системой контроля общественных настроений и поведения в обществе. То есть, весь контент на вашем сайте будет отслеживаться с помощью государственной системы.

Виртуальное пространство Китая контролируют следующие организации: Министерство промышленности и информатизации КНР, Направляющая группа интернет-безопасности ЦК КПК в составе Министерства Культуры КНР, Департамент интернет-безопасности и защиты Министерства Общественной Безопасности КНР. Они имеют различные департаменты, действующие в крупных городах и малочисленных населенных пунктах.

В КНДР доступ в интернет практически полностью закрыт, так как считается необходимостью только для властей, за редким исключением. Граждане страны имеют доступ лишь к пропаганде из газет и ТВ, интернет есть у небольшого количества северокорейцев. В 2013 году зафиксировано лишь 1200 IP-адресов, выходящих в сеть. Доступ могли получить партийные деятели, научно-исследовательские институты, университеты столицы, иностранные посольства, внешнеэкономические деятели, пропагандисты и еще некоторые граждане, выбранные Ким Чен Ыном. «Железный занавес» закрывает доступ для простых жителей страны во Всемирную сеть. Взамен предложен выход в интра-нет - национальную сеть Кванмен, насчитывающую свыше 3 тыс. сайтов, которыми пользуются более 100 тыс. людей. Сайты, как правило, на корейском языке, принадлежат различным образовательным учреждениям и промышленным организациям. В последние годы стали появляться ресурсы на английском и русском языках, но это скорее исключение.

Информация на сайт выгружается из Всемирной сети Центром компьютерной информации, если запрос организации был одобрен. При этом информация проверяется и выгружается после прохождения цензуры. Жители Северной Кореи чаще всего выходят в интернет со смартфонов, так как мало кто может себе позволить компьютер. Социальные сети отсутствуют, поэтому общаться друг с другом граждане могут только по электронной почте и на университетских форумах. А обсудить новости политики с иностранцами житель Северной Кореи может разве что в поезде - выйти из интра-нета невозможно. За все время существования сети было несколько неудачных попыток взлома Кван-мена. Интранет больше напоминает цифровую библиотеку, где пользователи могут читать и скачивать электронные книги, просматривать статьи о науке и коммунизме. Есть некоторые возможности для коммерческой деятельности, однако, функционал пользователя по сравнению с интернетом весьма ограничен.

По данным Internet World Stats на март 2019 года, численность пользователей Всемирной паутины составляет 4,383,810,342 человек [7]. Эта статистика основана на данных, опубликованных Международным союзом электросвязи, Nielsen Online, GfK, местными органами регулирования Информационно-коммуникационных технологий. Интернет распространен по всему миру неравномерно. Больше всего вовлеченность наблюдается в Азии (50,1%) и Европе (16.4%), также большой процент в Африке (11,2%) (рисунок 1).

ECONOMIC SCIENCES / <<Ш^ШМУМ~^©УГМа1>#2Щ44)),2(0]9

Source: Internetworld Stats - www.interne1worldstats.com/stats.htm Basis: 4,383,31 0,342 Internet users in March 31, 201Э Copyright©2019, Miniwatts Marketing Group

Рисунок 1 - Использование сети Интернет в мире по регионам

Топ - 10 стран по числу пользователей интернета: Китай - 829 млн, Индия - 560 млн, США - 292 млн, Бразилия - 149 млн, Индонезия - 143 млн, Япония - 118 млн, Нигерия - 111 млн, Россия - 109 млн, Бангладеш - 92 млн, Мексика - 85 млн (в отношении Китая по данным Информационного центра сети Интернет Китая (CNNIC); Индии - Internet and Mobile Association of India и KPMG; в отношении других стран по данным Internetworldstats.com) [7].

Россия входит в 10 стран с наибольшим количеством пользователей в мире, однако, действующее законодательство в сфере сети Интернет еще не до конца сформировано и нуждается в более тщательной проработке, особенно наглядно это видно в сравнении с другими странами.

Список литературы

1. Научные исследования в сфере педагогики и психологии: конвергенция и генезис знаний / [Абраамян А.А., Аминова А.С., Ананьева Е.П., Ах-метвалиева М.Г., Быков В.С., Волкова К.С., Волкова Т.В., Воскресенская Е.В., Горбунова В.В., Гражданкина Л.Ю., Громилина Л.В., Гулакова М.В., Захаров В.В., Захарова Н.И., Кагермазова Л.Ц., Каспаров И.В., Кирий Е.В., Колунин Е.Т., Ко-няева М.А., Кузьминов В.И. и др..]; под ред. О.А. Подкопаева, С.В. Юртаева - Самара: ООО «Поволжская научная корпорация», 2018. - С. 228-237.

2. Воскресенская Е.В. Корпоративное право России и Германии: сравнительно-правовое исследование: Монография. - СПб, Астерион, 2010 г. -120 c.

3. Voskresenskaya E., Snetkov V., Tebryaev A. Current-day matters of administration and law in the field of high-rise construction // E3S Web of Conferences 33, 03051 (2018) doi.org/10.1051/e3sconf/20183303051.

4. Воскресенская Е.В.и Правовые проблемы социального партнерства в сфере труда // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 6. - С. 151-152.

5. Voskresenskaya E., Snetkov V., Tebryaev A., Askarov Z. и Atypical real estate objects: legal regime and control system // MATEC WEB OF CONFERENCES. 2017. Volume 106. Article Number 08055 DOI https://doi.org/10.1051/matec-conf/201710608055.

5. Воскресенская Е.В. Проблемы правового статуса отдельных нетипичных субъектов трудового права // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 4. - с. 139-148.

7. World Internet Users Statistics Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (Дата обращения 25.09.2019 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.