Научная статья на тему 'Сравнительно-правовой анализ уложений о торговом мореплавании в сфере морского страхования: первый проект 1903 года и Уложение 1913 года'

Сравнительно-правовой анализ уложений о торговом мореплавании в сфере морского страхования: первый проект 1903 года и Уложение 1913 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INSURANCE / SEAFARING / MARINE INSURANCE / INSURANCE CONTRACT / CLASSIFICATION / INSURED / INSURER / CODE / PROJECT / EMERGENCY CASE / POLICY / ASSIGNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макухин А. А.

Возникнув в глубокой древности как форма экономических методов борьбы судовладельцев сморскими опасностями, в современном мире морское страхование превратилось в крупную сферупредпринимательства. В статье рассматриваются вопросы истории дореволюционного правовогорегулирования сферы морского страхования. Внимание уделяется двум нормативным актам проектуУложения о торговом мореплавании 1903 года и Уложению о торговом мореплавании 1913 года.Приводится подробная характеристика обоих документов. Подробнее автор останавливается насходствах и различиях анализируемых документов. При рассмотрении сходств автор останавливаетсяна понятии договора морского страхования, его форме, а также месте, среди других договоров.Обращая внимание на различия, автор указывает на приспособленность норм к отечественнымобщественным отношениям, а также новым институтам, появившимся в позднем правовом акте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительно-правовой анализ уложений о торговом мореплавании в сфере морского страхования: первый проект 1903 года и Уложение 1913 года»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 2 (68). № 1. - С. 122-125.

УДК 347.795.35

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ УЛОЖЕНИЙ О ТОРГОВОМ МОРЕПЛАВАНИИ В СФЕРЕ МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ: ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ 1903 ГОДА И УЛОЖЕНИЕ 1913 ГОДА

Макухин А. А.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

Возникнув в глубокой древности как форма экономических методов борьбы судовладельцев с морскими опасностями, в современном мире морское страхование превратилось в крупную сферу предпринимательства. В статье рассматриваются вопросы истории дореволюционного правового регулирования сферы морского страхования. Внимание уделяется двум нормативным актам проекту Уложения о торговом мореплавании 1903 года и Уложению о торговом мореплавании 1913 года. Приводится подробная характеристика обоих документов. Подробнее автор останавливается на сходствах и различиях анализируемых документов. При рассмотрении сходств автор останавливается на понятии договора морского страхования, его форме, а также месте, среди других договоров. Обращая внимание на различия, автор указывает на приспособленность норм к отечественным общественным отношениям, а также новым институтам, появившимся в позднем правовом акте.

Keywords: insurance, seafaring, marine insurance, insurance contract, classification, insured, insurer, code, project, emergency case, policy, assignment.

Морское страхование - это одна из крупных сфер предпринимательства, возникшая в древности в целях ограждения судовладельцев от морских опасностей. Оно рассматривается не только, как эффективное средство обеспечения безопасности мореплавания, но и как правовой инструмент и экономическая категория, находящиеся в стройной системе международных правовых и экономических отношений [4, c. 354].

Начало ХХ века характерно бурным развитием российского законодательства в сфере морского страхования. Это объяснялось рискованностью промысла и незаинтересованностью купечества вкладывать в него свои средства. Высочайшее учреждение Особое Совещание для составления проекта Уложения о торговом мореплавании в 1903 составило проект Уложения о торговом мореплавании, а в 1913 году уложение перестало быть проектом и приобрело юридическую силу [3, c. 12].

Разработка проекта Уложения о торговом мореплавании началась еще в 1846 году по ходатайству Санкт-Петербургского купечества, которое указало, что действующие законы от 1781 года не соответствуют особенностям развития государства. Так, действующие в то время законы просто не регулировали определенные новые группы общественных отношений. При разработке проекта особое внимание уделялось зарубежным нормативным актам. Большинство положений проекта было взято в основном из Гамбургских общих правил морского страхования 1867 года [1, c. 3].

Главной целью положений была минимизация имущественных рисков посредством морского страхования.

124

Как следует из статистики до 1913 г. страхование в России сильно развивалось. Страхование судов и грузов занимало второе место в имущественном страховании, уступая только страхованию от огня. Кроме этого количество страховых учреждений в стране быстро возрастало [3, с. 12]. Соответственно принять Уложение о торговом мореплавании было просто необходимо. Морскому страхованию в указанном уложении была посвящена глава Х «Морское страхование» (ст.381-461).

Сейчас предлагаю рассмотреть основные сходства и различия, указанных выше документов. Сначала рассмотрим сходства.

В обоих документах содержатся идентичные термины договора морского страхования. По договору морского страхования одно лицо (страховщик) обязуется за вознаграждение (премию) возместить другому лицу (страхователю) убытки, которые последний может понести вследствие гибели или повреждения судна или груза от морских несчастий. В данном определении прослеживаются пять обязательных элементов морского страхования. Во-первых, сторонами являются страхователь и страховщик. Во-вторых, премия или плата за страхование. В-третьих, угроза возможной опасности застрахованному имуществу. В-четвертых, опасность должна быть от грозящих судну или грузу морских несчастий. В-пятых, обязанность страховщика возместить убытки в случае, если произошло морское несчастье [1, с. 5]. Таким образом, в обоих документах целью страхования являлась гарантированность возмещения убытков от гибели либо повреждения судна или груза.

Как в проекте Уложения о торговом мореплавании 1903, так и в Уложении 1913 морское страхование рассматривалось как одна из частей транспортного страхования. Классифицировалось морское страхование в зависимости от объекта на страхование судов и страхование грузов. Кроме этого, следует заметить, что страхование судов делилось на страхование речных судов и страхование морских судов [3, с. 12]. Данная классификация помогает уяснить сущность морского страхования и играет большую роль для науки страхового права.

Оба документа содержали положение об обязательном соблюдении письменной формы договора морского страхования. Ст. 6 Проекта Уложения 1903 и ст. 386 Уложения 1913 содержат одинаковое правило: «Договор морского страхования должен быть удостоверен на письме». Т.е. надлежащим заключением сделки признавалось заключение договора (выдача полиса).

Важно заметить, что оба правовых акта указывали, что морское страхование включает в себе ответственность или страх против всех морских опасностей, не только означенных в полисе, но и против неизвестных, что имеет место при каждом страховании и на основании правил, изложенных в морском праве, если в полисе не означено никакого исключения из них, или не сделано ограничение в ответственности [3, с. 13]. Таким образом, по общему коренному правилу о договоре морского страхования, страховщик ответствует перед страхователем против всех морских опасностей, как поименованных в договоре, полисе, так и непоименованных, если только в полисе не обозначено исключение из правил страхования или не сделано ограничение в ответственности.

Различия в данных документах объясняются развитием общественных отношений. Первый документ 1903 г., второй - 1913. Естественно за это время

125

общество развивалось, появлялись новые институты, которые требовали правовой регламентации. Соответственно если обратимся к содержанию, то Уложение 1913 года намного больше Проекта Уложения 1903.

Итак, первым отличием является то, что при составлении проекта 1903 года Высочайшее учреждение руководствовалось в большей степени зарубежным законодательством [1, с. 2]. А Уложение 1913 года содержало в себе некоторые положения из проекта Уложения, а так же особенные правила характерные для национального (российского) права [2, с. 103]. Таким образом, основу проекта Уложения 1903 г. составляли зарубежные акты, а основу Уложения 1913 г. в большей степени отечественные правоотношения.

Необходимо остановиться на том, чем был дополнен поздний правовой акт. Для начала необходимо отметить на расширение страховых случаев. Согласно ст. 26 проекта уложения 1903 г. страховыми случаями являются: гибель или повреждение судна или груза вследствие течи, посадки на мель, крушения, потопления, пожара, взрыва, бури, молнии, землетрясения, действия льда и т.п. морских действий; война или распоряжения правительственной власти какой-либо державы; арест судна или груза по требованиям частных лиц; морской разбой, воровство и т.п. преступные посягательства на судно или груз; отдача судна, груза или фрахта в заклад или продажа груза для дальнейшего движения судна; вина капитана, или иных лиц судового экипажа [1, с. 67]. Данные страховые случаи содержатся и в ст. 406 Уложения о торговом мореплавании 1913. Однако они дополнены еще одним -пропажа судна без вести. Пропавшим без вести считается судно «если по начатии рейса о нем не получено никакого известия в течении шести, девяти, или двенадцати месяцев в зависимости от продолжения рейса» [2, с. 111].

Следует заметить, что в Уложении 1913 г. появляется новый институт уступки страхования, вместе с уступкой имущества. Так, согласно ст. 436 Уложения 1913 г. заявление об уступке застрахованного имущества должно быть безусловно и распространятся на весь застрахованный предмет, насколько оно подвергается несчастному случаю, послужившего основанием уступки [2, с. 120].

Статья 448 Уложения 1913 г. возлагала на страхователя обязанность доказать надлежащими, принятыми в торговом быту доказательствами следующие обстоятельства для получения страхового вознаграждения: свой интерес в страховании и право на вознаграждение; наступление несчастного случая от которого имущество застраховано; размер своего убытка, с подробным расчетом; по открытому полису - страховую стоимость имущества и некоторые другие обстоятельства [2, с. 124].

Таким образом, новые положения в Уложении 1913 г. обусловливались появлением новых институтов в обществе, которые требовали правового регулирования. Проанализировав проект Уложения 1903 года и Уложение 1913 года обнаруживаются определенные сходные черты и различия рассмотренные выше в работе.

В целом, подводя итог предреволюционному развитию страхования в России, можно отметить, что страна с развертыванием промышленного переворота и внешней торговли вступала в концерт развитых капиталистических государств, в формировавшееся мировое страховое пространство. Законодательство страны было

126

ориентировалось не только на развитие общественных отношений в стране, но и на международные правовые акты.

Список литературы

1. Проект уложения о торговом мореплавании 1903 г. С объяснениями. - С.-Петербург, 1905. - 91 с.

2. Уложение о торговом мореплавании (проект с объяснениями). Том II. - СПб. : Типография В.С. Боровина, 1913. - 222 с.

3. Платонов А.С. Историко-правовой анализ развития морского страхования в России // История государства и права. - 2007. № 16. - С. 12-14.

4. Юлдашев Р.Т. Страховой бизнес: Словарь-справочник. - М.: Анкил, 2015. - 832 с.

Makukhin A.A Comparative legal analysis of the regulations on merchant shipping in maritime insurance: the first project of 1903 and the code of 1913 // Scientific notes of V. I. Vernadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 2 (68). № 4. - P. 122-125.

Having arisen in the extreme antiquity, marine fears turned into a large sphere of entrepreneurship. The article deals with the history of pre-revolutionary legal regulation of the sphere of marine insurance. Attention is paid to two normative acts of the draft Statute on Merchant Shipping in 1903 and the Merchant Shipping Code of 1913. The characteristics of both documents are given. The author dwells on the similarities and differences in the analyzed documents. When considering similarities, the author dwells on the concept of the marine insurance contract, its form, and also the place, among other treaties. Drawing attention to differences, the author points to the adaptability of norms to domestic social relations, as well as to new institutions that appeared in the late legal act.

Keywords: insurance, seafaring, marine insurance, insurance contract, classification, insured, insurer, code, project, emergency case, policy, assignment.

Literatura

1. Proyekt ulozheniya o torgovom moreplavanii 1903 g. S ob"yasneniyami. - S.-Peterburg, 1905.

2. Ulozheniye o torgovom moreplavanii (proyekt s ob"yasneniyami). Tom II. - SPb. : Tipografiya V.S. Borovina, 1913.

3. Platonov A.S. Istoriko-pravovoy analiz razvitiya morskogo strakhovaniya v Rossii // Istoriya gosudarstva i prava. - 2007. № 16. - S. 12-14.

4. Yuldashev R.T. Strakhovoy biznes: Slovar'-spravochnik. - M.: Ankil, 2015. - 832 s.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.