УДК 343.8 (470+574)
Сравнительно-правовой анализ содержания принципа соединения наказания с исправительным воздействием в Российской Федерации и Республике Казахстан
■ А.В. КАТАНОВ - адъюнкт кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России
В статье сопоставляется содержание принципа соединения наказания с исправительным воздействием в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан, устанавливается соответствие национальных правовых норм, связанных с реализацией данного принципа, Модельному уголовно-исполнительному кодексу стран - участников СНГ.
Ключевые слова: принцип соединения наказания с исправительным воздействием; исправительное воздействие; воспитательное воздействие; принудительные меры;средства исправления.
Comparative legal analysis of the principle of compound sentence with correctional influence in the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan
■ A.V. KATANOV - Adjunct of the Department of Penitentiary Law and the organization of educational work with convicted of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia
The article compares the contents of the principle of compound sentence with correctional influence in the penal legislation of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan, sets of pertinent national legislation related to the implementation of this principle, the model of the Criminal Executive Code of the country participants of the CIS.
Key words: principle of combining punishment with correctional influence; corrective action; educational impact; coercive measures; fix tools.
Совершенствование уголовно-исполнительного права и развитие практики исполнения наказаний в виде лишения свободы в России актуализируют изучение и использование зарубежного опыта в данной сфере. Содержание принципа соединения наказания с исправительным воздействием также предопределяет не-
обходимость его сопоставления со схожими институтами в других странах. Особый интерес при этом представляют уголовно-исполнительные законодательства стран ближнего зарубежья, которые принимались с учетом Модельного уголовно-исполнительного кодекса стран - участников СНГ".
Актуальные вопросы юриспруденции
27
Данный кодекс закрепляет систему принципов уголовно-исполнительного законодательства (ст. 7)1, которая полностью соответствует аналогичной отечественной системе: идентичны как содержание принципа соединения наказания с исправительным воздействием, так и порядок применения мер наказания и исправительного воздействия в отношении осужденных. В то же время анализ уголовно-исполнительного законодательства других стран СНГ свидетельствует об отсутствии единого подхода к содержанию рассматриваемого принципа.
В новом Уголовно-исполнительном кодексе Республики Казахстан (УИК РК), вступившем в действие в 2015 г., содержание принципа соединения наказания с исправительным воздействием отличается от представленного в Модельном уголовно-исполнительном кодексе стран СНГ и УИК РФ, что обусловливает необходимость сравнительно-правового анализа соответствующих положений вышеуказанных нормативных актов.
Принцип соединения наказания с исправительным воздействием закреплен в ст. 5 УИК РК2. Систему средств исправления осужденных образуют поддержание позитивных социальных связей и воспитательное воздействие, которое включает в себя воспитательную работу, работу по социальной адаптации и психологической помощи, функционирование добровольных организаций осужденных, получение начального, основного среднего, общего среднего образования.
Давая правовую оценку понятию «воспитательное воздействие», отметим, что уголовно-исполнительные законы и России, и Казахстана не содержат его нормативного закрепления. УИК Рф в содержание воспитательного воздействия на осужденных в местах лишения свободы включает: воспитательную работу, общее образование, меры поощрения и взыскания3. Таким образом, оно определяется как составляющая исправительного воздействия, которое, в свою очередь, представляет особый вид воспитательного (педагогического) про-цесса4, осуществляемого при исполнении наказания, то есть в условиях реализации мер государственного принуждения, ограничения прав, свобод и законных интересов осужденных. Получается, существует противоречие, выражающееся в том, что воспитательное воздействие на осужденных включается в исправительное воздействие, но сам исправительный процесс выступает
разновидностью воспитательного процесса, для которой характерна особая категория участников взаимодействия.
УИК РК, с одной стороны, расширяет представление о воспитательном воздействии, включая в него работу по социальной адаптации и психологической помощи осужденным, деятельность добровольных организаций осужденных, с другой - ограничивает посредством исключения системы мер поощрения и взыскания в отношении осужденных.
Следует отметить, что термин «воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» не раскрывается и в международных нормах. Так, в Европейских пенитенциарных правилах 2006 г. используется понятие исправительного воздействия, к сфере которого относятся труд, воспитательная работа, общеобразовательное и профессиональное обучение, физкультура, подготовка к освобождению и т.д.5 При этом международные стандарты рассматривают исправительное воздействие как одно из основных средств исполнения наказания в пенитенциарных учреждениях.
Данное положение позволяет говорить о необходимости приведения правовых основ и содержания воспитательного воздействия в Российской Федерации и Республике Казахстан в соответствие с международно-правовыми стандартами в сфере обращения с осужденными.
Более взвешенным, с нашей точки зрения, является представление о воспитательном воздействии в российском законодательстве, где оно рассматривается не в качестве отдельного средства исправления, а как направление деятельности исправительных учреждений, предполагающее одновременную реализацию нескольких средств исправления.
Проведенный анализ средств исправления осужденных в Российской Федерации и Республике Казахстан позволяет сделать следующие выводы:
1. Воспитательное воздействие в УИК РК -это отдельное средство исправления осужденных, а в УИК РФ оно включает в свое содержание такие средства исправления, как воспитательная работа и получение общего образования. УИК РК наряду с воспитательным воздействием закрепляет еще одно средство исправления - получение начального, основного среднего, общего среднего образования.
2. Применение мер поощрения и взыскания к осужденным законодатель Республи-
ПРЕСТУПЛЕНИЕ • НАКАЗАНИЕ • ИСПРАВЛЕНИЕ
ки Казахстан выделяет в отдельную главу кодекса, не включая их в структуру воспитательного воздействия, как это сделано в УИК РФ.
3. В новом УИК РК социальная адаптация и психологическая помощь осужденным представлены в качестве элементов воспитательного воздействия, то есть составляющих отдельного средства исправления. Однако, включая работу по социальной адаптации в содержание воспитательного воздействия, законодатель выделяет такую ее форму, как содействие укреплению позитивных социальных связей осужденных, которая названа в числе средств исправления в ст. 7 УИК РК.
В отличие от УИК РФ, в УИК РК регламентирован порядок оценки поведения осужденных с целью индивидуализации исполнения наказания. Законодатель в ст. 95 УИК РК
выделяет по три положительные и отрицательные степени поведения для определения возможности изменения осужденному объема установленных правоограничений: условий отбывания наказания, вида исправительного учреждения или вида наказания.
Таким образом, выделение соединения наказания с исправительным воздействием в качестве принципа уголовно-исполнительного законодательства, а также анализ связанных с его реализацией правовых норм в России и Казахстане позволяет сделать вывод об относительной общности подходов этих государств к регламентации рассмотренного аспекта исполнения наказаний в виде лишения свободы. Необходимо также сказать, что реализация обозначенного принципа требует пересмотра основных положений уголовно-исполнительных законодательств обеих стран.
| ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств - участников СНГ (утв. Постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 02.11.1996 г., рекомендательный законодательный акт). [Электронный ресурс]. URL: http://www.referent.rU/1/175447
2 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан от 05.07.2014 г. № 234-5-ФЗ (в ред. от 06.04.2015 г.) // Казахстанская правда. 2014. № 134.
3 См.: Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2014. С. 256.
4 См.: Цибульская Г.З. Правовое регулирование воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных к лишению свободы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2003. С. 14.
5 См.: Европейские пенитенциарные правила (рекомендации Комитета министров Совета Европы) от 11.01.2006 г. // СПС «КонсультантПлюс».
1 Sm.: Model'nyj ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks dlja gosudarstv - uchastnikov SNG (utv. Postanovleniem Mezhparlamentskoj assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG ot 02.11.1996 g., rekomendatel'nyj zakonodatel'nyj akt). [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.referent.ru/1/175447
2 Sm.: Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Respubliki Kazahstan ot 05.07.2014 g. № 234-5-FZ (v red. ot 06.04.2015 g.) // Kazahstanskaja pravda. 2014. № 134.
3 Sm.: Brilliantov A.V., Kurganov S.I. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii / Pod red. A.V. Brilliantova. M., 2014. S. 256.
4 Sm.: Cibul'skaja G.Z. Pravovoe regulirovanie vospitatel'nogo vozdejstvija na nesovershennoletnih osuzhdennyh k lisheniju svobody: Avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. Rjazan', 2003. S. 14.
5 Sm.: Evropejskie penitenciarnye pravila (rekomendacii Komiteta ministrov Soveta Evropy) ot 11.01.2006 g. // SPS «Konsul'tantPljus».