эксперимент в лабораторных и производственных условиях. При лабораторных исследованиях замасливатели помещали в пробирку — гусек, укрепленный в печи-термостате, нагретой до 170 и 190°, тем самым создавали условия, аналогичные производственным. Выделяющиеся при этом вещества поглощали и подвергали химическому анализу.
Однако ввиду невозможности полного воспроизведения условий производства определение качественного состава химических веществ проводили также и в цехах, на участках термообработки волокон. Пробы воздуха отбирали непосредственно в зоне наибольшего выделения веществ: над утюжками и у верхних отверстий термокамер, нагретых до 170—190°.
При проведении химико-гигиенического эксперимента анализировали пробы воздуха на присутствие аэрозоля замасливателя БВ и НЕВВОЛ, а также изучали предполагаемые продукты их термоокислительной деструкции— высшие спирты, непредельные углеводороды, альдегиды, окнсь углерода. Установлено, что при термообработке замасливателей в воздух поступает только аэрозоль замасливателей БВ и НЕВВОЛ; термоокислительная деструкция этих препараций не выявлена. Наличия в воздухе высших спиртов, непредельных углеводородов, альдегидов и окиси углерода не обнаружено. Следует отметить, что интенсивность выделения в воздух замасливателей БВ и НЕВВОЛ при аналогичных условиях одинакова.
Гигиенические исследования замасливателя ТЕПРЭМ-3 проводили на производстве получения высокообъемных нитей в условиях, аналогичных испытаниям замасливателей БВ и НЕВВОЛ. Кроме того, с целью уточнения химического состава продуктов, выделяющихся в воздух при термической обработке замасливателя, был поставлен химико-гигиенический эксперимент в лаборатории и на производстве, аналогичный эксперименту с замасли-вателями БВ и НЕВВОЛ. При этом пробы воздуха анализировали на полиэтиленсилокса-новую жидкость и продукты ее термодеструкции; окись этилена, этиленгликоль, альдегиды, высшие спирты, сложные эфиры, непредельные углеводороды, а также ОП-4 и ОП-Ю. При нагревании замасливателя ТЕПРЭМ-3 в лаборатории и термообработке замасленной им нити на производстве в воздухе определялись ОП-4, окись этилена и этиленгликоль. Изучение условий труда при использовании ТЕПРЭМ-3 в качестве замасливателя показало,что содержание в воздухе этих веществ было значительно ниже опасных уровней. Так, концентрация ОП-4 на рабочих местах составляла 3,7—9,4 .иг/ж3, окиси этилена — 0,02—0,04 мг/м3, этиленгликоля — 0,12 мг/м3. Необходимо отметить, что положительные пробы получены в 10—50% общего количества анализов. Например, этиленгликоль определялся только в 15 из 103 проанализированных проб.
На основании исследований разработан комплекс мероприятий по снижению загрязнения токсическими веществами воздуха производственных помещений горячей вытяжки шелка, корда и получения высокообъемных нитей. Этот комплекс включает гигиенические требования к технологическому процессу, оборудованию, строительно-архитектурным решениям и вентиляции цехов, а также требования к медицинскому обслуживанию рабочих. В соответствии с этим важным оздоровительным мероприятием в цехах в процессе термообработки является оборудование машин встроенными укрытиями с местной вытяжной вентиляцией, обеспечивающей удаление загрязненного воздуха из зон наибольшего его поступления. Поскольку волокно даже после выхода из зоны обогрева (утюжка, камеры) служит источником выделения в воздух замасливателя, с точки зрения гигиены труда в цехах, очень существенным следует считать изыскание нового, менее летучего замасливателя.
Исследования показали, что замасливатель ТЕПРЭМ-3 в условиях производства менее летуч, чем замасливатели БВ и НЕВВОЛ.
ЛИТЕРАТУРА. Филинковская Е. Ф., Серебрякова 3. Г. Текстильно-вспомогательные вещества в производстве химических волокон. М., 1970. — Харитонов В. М., Лебедева А. И., Никонова Е. А. и др. Химические волокна, 1967, № 1, с. 35.
Поступила 29/VII 1971 г.
УДК 613.63:678.043
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТОКСИЧНОСТЬ НОВЫХ ВУЛКАЛЕНТОВ
Кандидаты мед. наук Т. А. Козлова, Н. Н. Беляева I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Отечественная резиновая промышленность в последние годы значительно увеличила выпуск новых видов синтетического каучука. В технологическом процессе его производства используются новые органические соединения, к которым следует отнести термореактивные смолы, применяемые в качестве вулканизирующего агента. За последние 2—3 года синтезированы новые вулкаленты — бромметилированная п-третбутилфенолформальдегидная смола (фенофор ББ) и бромэтилировакная п-третоктилфенолформальдегидная смола (БР-1055), которые будут введены в производство. Однако сведения о токсикологических свойствах вулкалентов отсутствуют.
Нашей целью явилось изучение токсических свойств вулкалентов для их сравнительной характеристики. Токсикологические свойства названных веществ исследовали в условиях острого, подострого и хронического опытов.
Клиническая картина отравления в остром опыте у мышей, подвергавшихся воздействию смолы SP-1055 и фенофора ББ, была сходной. После периода возбуждения наступал период угнетения, животные становились вялыми, малоподвижными; непосредственно перед смертью животные принимали боковое положение; у них появлялись судороги, замедлялось дыхание. Сроки гибели мышей зависели от дозы токсического вещества. Рассчитанные среднесмертельные дозы смолы SP-1055 составили 17 000лг на 1 кг веса, фенофора ББ — 4050±225 мг!кг. Учитывая современные данные по табуляции {Hodge и Sterner), можно отнести фенофор ББ к малотоксичным соединениям, а смолу 5Р-1055к практически нетоксичным соединениям. Это подтверждается результатами изучения весовых коэффициентов внутренних органов и данными патологоморфологических исследований органов погибших и забитых животных. Весовые коэффициенты печени, почек и селезенки животных, подвергавшихся воздействию фенофора ББ, были выше тех, которые зарегистрированы у контрольных животных. При этом в клетках печени отмечены признаки белковой зернисто-вакуольной дистрофии, в дистальных отделах извитых канальцев почек — набухание и зернистость. У мышей, подвергавшихся воздействию смолы SP-1055, выявлены нестойкие волнообразные изменения весовых коэффициентов внутренних органов, без четкой зависимости между дозой вводимого вешества и степенью изменения паренхиматозных органов.
Кумулятивные свойства указанных веществ изучались нами на мышах путем введения per os дробных доз в количестве V6 и V26 LDM. Вычисленный коэффициент кумуляции для фенофора ББ составил менее 1, что говорит о высоких кумулятивных свойствах этого вещества; он особо опасен при использовании его в производственных условиях. Смола SP-1055 может быть отнесена к группе веществ, не обладающих кумулятивными свойствами.
Проведение подострых опытов является необходимым этапом санитарно-токсиколо-гических исследований. В качестве экспериментальных животных мы использовали 40 белых крыс-самцов весом 230—270 г. В подостром эксперименте применили внутрижелудочный метод затравки животных как один из наиболее часто встречающихся путей возможного соприкосновения с ядом в производственных условиях. Из работ советских и зарубежных авторов известно, что более 50% общего количества пыли токсического вещества попадает в желудочно-кишечный тракт как в момент вдыхания, так и путем заглатывания пыли, которая выбрасывается в полость рта движением мерцательного эпителия бронхов. Кроме внутрижелудочного метода затравки в подостром эксперименте был применен и ингаляторный путь введения вещества.
При внутрижелудочной затравке доза составила 200 мг!кг, при ингаляторной — 150 мг!л. В обоих случаях затравку животных проводили в течение 30 дней. Наиболее выраженные изменения отмечены у крыс, подвергавшихся воздействию фенофора ББ. К концу затравки у животных опытной серии было достоверно увеличено количество холестерина в крови, а также достоверно снижено количество сахара. К концу затравки достоверно снизилась активность альдолазы по сравнению с исходным уровнем. У животных той же серии обнаружена резкая потеря в весе. Наиболее серьезные изменения установлены у крыс, подвергавшихся внутрижелудочной затравке, по сравнению с изменениями у животных, подвергавшихся ингаляторной затравке. У крыс, подвергавшихся внутрижелудочной затравке смолой SP-1055 в течение месяца, определена незначительная альбу-минопения и статистически достоверная Р-гиперглобулинемия. Вместе с тем у животных отсутствовали изменения активности альдолазы и холинэстеразы, содержание холестерина и сахара в крови существенным образом не менялось. Не было также каких-либо существенных морфологических изменений внутренних органов. Исследования позволяют говорить о сравнительно небольшой токсичности смолы SP-1055 и о более выраженном токсическом воздействии смолы фенофора ББ.
Хронический опыт ставили на кроликах в течение 4 месяцев; доза затравки составила 70 мг!кг. У животных, подвергавшихся хронической затравке смолой фенофора ББ, зафиксировано значительное падение веса: средний вес их к концу затравки составил 2200± ± 150 г против первоначального веса 2800± 100 г. У животных этой группы развивалась выраженная анемия и лейкопения. В крови достоверно увеличивалось количество моноцитов и палочкоядерных лейкоцитов. К концу затравки вдвое увеличилось содержание холестерина и сахара в крови. Существенно изменился белковый спектр крови, к концу затравки наблюдалось увеличение содержания всех глобулиновых фракций и уменьшение содержания альбуминовой фракции. При патоморфологических исследованиях органов животных найдены явления белковой зернисто-вакуольной дистрофии клеток печени и почек, а также явления раздражения клеток селезенки. Данные экспериментальных исследований указывают, что при длительном воздействии фенофора ББ у животных нарушаются белковообразовательная и гликогенообразовательная функции печени, наступают нарушения липидного обмена, возникает анемия, развивается истощение организма.
У животных, подвергавшихся затравке смолой SP-1055, отмечались менее выраженные сдвиги в работе отдельных органов и систем. У них зарегистрированы небольшое снижение уровня сахара в крови, невыраженные колебания содержания белковых фракций крови, незначительные изменения активности холинэстеразы. Изучение в динамике состояния здоровья животных этой серии опытов свидетельствует о том, что наиболее выраженные изменения указанных показателей происходят в первые 2 месяца затравки, в дальнейшем
адаптационные возможности организма нивелируют токсическое действие смолы. Это подтверждается данными патологоморфологических исследований органов животных: в печени и почках обнаружены изменения типа неспецифического воспаления клеток.
На основе изучения сравнительной токсичности 2 образцов новых видов вулкалентов — смолы фенофора ББ и смолы ЭР-1055 — можно заключить, что наиболее существенные изменения в организме подопытных животных вызывает фенофор ББ. Ввиду его высоких кумулятивных свойств и вызываемых им существенных сдвигов в состоянии здоровья, он опасен для здоровья рабочих при производственном контакте с ним. Поэтому использование фенофора ББ в технологическом процессе изготовления новых образцов синтетических каучуков нежелательно, следует считать целесообразным замену его смолой 5Р-1055.
Поступила 12/XI 1971 г.
УДК «12.111.14-06:1612.223.11+612.273 + 612.275
СОДЕРЖАНИЕ КАРБОКСИГЕМОГЛОБИНА В КРОВИ ЧЕЛОВЕКА, ВДЫХАЮЩЕГО КИСЛОРОД И ОКИСЬ УГЛЕРОДА ПРИ ПОНИЖЕННОМ БАРОМЕТРИЧЕСКОМ ДАВЛЕНИИ
Канд. мед. наук А. В. Седов, Г. Е. Мазнева, JJ. И. Жукова
Проблема комбинированного действия на организм человека окиси углерода и ряда неблагоприятных факторов внешней среды приобретает большое значение в связи с разработкой средств индивидуальной защиты. В отличие от обычных производственных условий человек, находящийся в индивидуальном защитном снаряжении некоторых типов, призван выполнять тяжелую физическую работу при низком атмосферном давлении и вдыхании чистого кислорода. В последние годы все более расширяется область применения изолирующего снаряжения н вопрос очистки газовой среды от антропотоксинов, выделяемых человеком, очень важен в практическом отношении. Среди газообразных продуктов метаболизма в подшлемном пространстве изолирующего снаряжения постоянно обнаруживается окись углерода.
В связи с этим представлялось целесообразным изучить динамику содержания карбо-ксигемоглобина в крови людей, вдыхающих при пониженном барометрическом давлении гипероксические газовые смеси с различным содержанием окиси углерода. Исследования проводили в весенне-летний период в пригородном районе Москвы, в них принимали участие 7 наблюдаемых в возрасте 24—30 лет, выполнявших в барокамере тяжелую физическую работу (в среднем 400 ккал/час) при барометрическом давлении 308 мм рт. ст., что соответствует «высоте» 7000 м. Наблюдаемые в течение 5—6 часов дышали смесью кислорода и окиси углерода, причем концентрация последнего составляла в разных опытах 10,15 и 60 мг/м3. В фоновых экспериментах испытуемые дышали чистым кислородом.
Количество СОНЬ в крови определяли до и после эксперимента путем спектрофотомет-рического метода В. В. Попова в модификации А. А. Васильевой и А. Я- Кляшницкой.
Полученные в результате исследований данные показывают, что содержание СОНЬ заметно уменьшалось к концу экспериментов, в которых испытуемые дышали чистым кислородом или смесью кислорода с окисью углерода в концентрациях 10, 15 и 60 мг/м3. Между тем в экспериментах, проведенных В. В. Кустовым и соавт., установлено, что при нормальном барометрическом давлении окись углерода в концентрации 13 мг/м3 создает определенные условия для накопления ее в организме человека и при 7—8-часовом воздействии приводит к некоторым сдвигам в биохимических и физиологических реакциях. При этом уровень карбоксигемоглобина в крови испытуемых возрастал в среднем с 0,7 до 2%.
Таким образом, при тех же самых концентрациях, которые вызвали заметное увеличение СОНЬ в крови в обычных условиях, в экспериментах, где исследуемые выполняли тяжелую физическую работу на «высоте» 7000 м и дышали чистым кислородом или смесью кислорода с СО, обнаружено снижение СОНЬ в крови. По-видимому, это может быть объяснено изменением скорости поступления окиси углерода в организм и изменением скорости образования карбоксигемоглобина в этих условиях.
При физической работе отмечается увеличение коэффициента диффузии. Shepard и соавт. считают, что диффузионный коэффициент увеличивается по мере роста минутного объема крови до V= 15 л/мин. При дальнейшем увеличении минутного объема диффузионная способность мало изменяется. Существенное значение для процесса поступления окиси углерода в организм имеет также концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе. Увеличение концентрации кислорода отчетливо тормозит интенсивность поглощения окиси углерода (Forbes и соавт.). По мнению Smith, концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе влияет и на процесс накопления карбоксигемоглобина в крови.
В экспериментах, где концентрация окиси углерода во вдыхаемой смеси составляла 60 мг/м3, мы наблюдали увеличение содержания СОНЬ в крови в среднем от 2,7±0,5 до 4,7±0.5%, иначе говоря, концентрация окиси углерода во вдыхаемом воздухе на уровне 60 мг/м3 уже при 5—6-часовом воздействии приводит к заметному накоплению СОНЬ в крови.