Научная статья на тему 'Сравнительная оценка влияния адаптогенов на поведенческие реакции лабораторных животных'

Сравнительная оценка влияния адаптогенов на поведенческие реакции лабораторных животных Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
178
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Серёгина Е. К., Ларионов Л. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка влияния адаптогенов на поведенческие реакции лабораторных животных»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ АДАПТОГЕНОВ НА ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ЖИВОТНЫХ

Серёгина Е.К1., Ларионов Л.П. *

ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж1, ГОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, кафедра фармакологии 2 г. Екатеринбург

Введение. Актуальность проблемы сохранения физического и психического здоровья детей становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом общей заболеваемости, увеличением нервно-психических болезней и функциональных расстройств, что требует определенного подхода к выбору не только действующих фармакологических начал, но и определенных лекарственных форм. Однако в настоящее время широкое и не всегда обоснованное применение иммунокорректоров, антибиотиков и других препаратов не только не приводит к положительным результатам, но зачастую наносит значительный вред здоровью ребенка. Сохраняющаяся тенденция к росту числа часто и длительно болеющих детей требует проведения современных реабилитационных мероприятий и разработки новых подходов к применению композиций на основе сиропа шиповника и других основ, содержащих адаптогены. Адаптогены - это средства растительного или животного происхождения, способные стимулировать защитные силы организма, ускорять процессы адаптации человеческого организма (к холоду, жаре, недостатку кислорода, ионизирующему излучению, промышленным загрязнениям и др.), повышать физическую и умственную работоспособность, стрессоустойчивость [2]. Спектр их эффектов лежит в промежутке между психотропными стимуляторами и ноотропами, соответственно, их обычно относят к «общетонизирующим средствам» (если эффекты ближе к «быстрым» стимуляторам) либо к «адаптогенам», подразумевая их способность помочь организму адаптироваться к неблагоприятным условиям (если эффекты ближе к ноотропам). Поскольку адаптогены по разному влияют на организм ребенка, поэтому рекомендуется комбинировать и чередовать их для усиления эффекта. В аспекте нас заинтересовал вопрос поиска новых биологически активных веществ растительного происхождения. В настоящее время много известно о фармакологическом действии таких адаптогенных растений, как женьшень, элеутерококк колючий, родиолу розовую, левзею сафлоровидную , заманиху высокую, сапарал. Но на сегодняшний день недостаточно изучены водно-спиртовые жидкие лекарственные формы из коры осины и сирени, в литературе очень мало сведений об использовании и действии на организм таких препаратов. Также, недостаточно изучен вопрос о действии адаптогенов на детский организм. Так как настойки и экстракты готовятся на основе этилового спирта, который обладает выраженным токсическим действием на детский организм, особенно на ЦНС. Соответственно целесообразно использовать данные препараты с веществами, смягчающими этот побочный эффект. В качестве такого вещества в нашей работе мы использовали сироп шиповника, который в настоящее время широко используется в педиатрической практике. На основании вышеизложенного были определены цель и задачи нашего исследования.

Цель. В условиях эксперимента на белых крысах популяции Wister выявить возможные особенности ответных реакций на некоторые адаптогены, применяемые в сиропе шиповника.

Материалы и методы исследования. Для создания вышеуказанных лекарственных форм были использованы сироп шиповника, желатин и фармакопейные адаптогены: элеутерококк. Кроме того, использованы экстракт коры осины и настойка коры сирени полученные в условиях лаборатории. Дозы в указанных лекарственных формах определены для детей 5-14 лет. В процессе исследований определяли химическую и фармацевтическую совместимость между препаратами и основами лекарственных форм. После получения положительных результатов совместимости новых композиций оценивали их безопасность применения в эксперименте при однократном внутрижелудочном введение и применении в течении шести месяцев согласно Руководства по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических средств(2005г.) [1]. Адаптогены вводили в сиропе белым крысам популяции Wistar массой 70-250 г (каждая группа состояла из 10 особей обоего пола) - 1; 2,5 ; 4 и 5 мл; на животного.

Результаты и их обсуждение. В процессе проведенных исследований нам не удалось выявить токсического проявления изучаемых фармацевтических композиций как при однократном, так и шестимесячном применении при различных путях введения. При исследовании влияния композиций на функциональное состояние ЦНС крыс с использованием методики (открытое поле) получено увеличение у них показателей горизонтальной и вертикальной активности на 30-60% в зависимости от адаптогена. При оценке влияния адаптогенов на физическую работоспособность было установлено, что прием различных лекарственных форм содержащих адаптогены в исследуемых дозах повышал физическую работоспособность животных.

В результате проведенных исследований мы выявили следующие закономерности:

-взрослые крысы более охотно пили настойку коры осины, а молодые - настойку коры сирени;

-у взрослых крыс, принимавших настойку коры осины, наблюдалось достоверное снижение времени нахождения в центре круга, достоверное увеличение количества пройденных квадратов и обследованных норок;

-у взрослых крыс, принимавших настойку коры сирени, наблюдалось достоверное снижение времени нахождения в центре круга, достоверное увеличение количества пройденных квадратов и обследованных норок; -у взрослых крыс, принимавших настойки коры осины и сирени время нахождения в центре круга после первого введения и десятидневного приема этих препаратов меньше, чем у контрольной (интактной) группы. А

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

количество пройденных квадратов у крыс, принимавших настойки коры осины и сирени после десятидневного приема препаратов больше, по сравнению с контрольной группой;

- у молодых крыс, принимавших настойку коры осины, достоверно уменьшалось время нахождения в центре круга и увеличивалось количество пройденных квадратов;

-у молодых крыс, принимавших настойку коры сирени, достоверно уменьшилось время нахождения в центре круга и увеличилось количество пройденных квадратов;

-у молодых крыс, принимавших экстракт элеутерококка, достоверно уменьшилось время нахождения в центре круга и увеличилось количество пройденных квадратов.

В связи с тем, что основной целью нашего исследования было выявление влияния приема адаптогенов на поведенческие реакции лабораторных животных. В ходе нашей работы мы выяснили, что применение таких препаратов, как настойки коры осины и сирени и экстракта элеутерококка, эффективно стимулирует двигательную активность и, следовательно, деятельность ЦНС. Препараты не оказывают токсического действия ни на взрослый организм, ни на детский, соответственно после дальнейших, углубленных исследований возможно будет применение их в медицинской практике, в том числе в педиатрической.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Руководство по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических средств(2005г.)

2. БрехманИ.И. Адаптогены растительного происхождения-фармкологические средства повышения работоспособности и сопротивляемости организма. М., 1996.-С.40-41.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.