Научная статья на тему 'Сравнительная оценка структурной организации спорта высших достижений стран лидеров в зимних видах спорта'

Сравнительная оценка структурной организации спорта высших достижений стран лидеров в зимних видах спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
429
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СПОРТА / : MANAGEMENT MODULE OF HIGH PERFORMANCE SPORT / ANALYSIS OF STRUCTURAL SPORT ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таймазов Александр Владимирович, Колесник Владимир Петрович, Соколова Фанида Минихановна, Кулагин Борис Павлович

Как следует из проведенного в статье анализа и сравнения роли правительств стран, являющихся одними из основных наших конкурентов на предстоящих зимних Играх в Сочи, управление спортом высших достижений, заключается, в основном в распределении субсидий и контроле за целевым и рациональным их использованием в рамках существующего законодательства. Анализ структурной организации спорта высших достижений показывает, что во многих странах механизмы управления включают в себя систему налоговых льгот, для поддерживающих конкурентные виды спорта коммерческих фирм. Одной из характерных особенностей организации спорта высших достижений в рассмотренных странах является то значительное внимание, которое уделяется науке и технологиям в достижении наивысших спортивных результатов. В ближайшее время в Российской Федерации необходимо создать национальную программу по внедрению новейших нанотехнологий в спорт высших достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Таймазов Александр Владимирович, Колесник Владимир Петрович, Соколова Фанида Минихановна, Кулагин Борис Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative evaluation of structural organization of high performance sport in the countries leaders in winter sports

As can be seen from the article analysis and comparison of the role of Governments-countries that are among the main our competitors in the upcoming winter games in Sochi, the management of high performance sport, is mainly understood as distribution of grants and monitoring its target and rational use in frames of the existing legislation. Analysis of the structure organization of high performance sport shows that in many countries, governance arrangements include a system of tax incentives for commercial firm, supporting competitive sports. One of the characteristics of the high performance sport in the studied countries was the considerable emphasis placed on science and technology in achieving the highest sport results. In the nearest future, a national program for the introduction of the latest nanotechnologies in high performance sport is vitally needed in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка структурной организации спорта высших достижений стран лидеров в зимних видах спорта»

sport orientation and selection, Physical culture and sports, Moscow, Russian Federation. Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.05.2012.

УДК 796.092

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ СТРАН - ЛИДЕРОВ В ЗИМНИХ ВИДАХ СПОРТА

Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Владимир Петрович Колесник, директор по развитию ООО "Северный спорт",

Санкт-Петербург,

Фанида Минихановна Соколова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),

Борис Павлович Кулагин, кандидат технических наук, член Экспертного совета Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Москва

Аннотация

Как следует из проведенного в статье анализа и сравнения роли правительств - стран, являющихся одними из основных наших конкурентов на предстоящих зимних Играх в Сочи, управление спортом высших достижений, заключается, в основном в распределении субсидий и контроле за целевым и рациональным их использованием в рамках существующего законодательства. Анализ структурной организации спорта высших достижений показывает, что во многих странах механизмы управления включают в себя систему налоговых льгот, для поддерживающих конкурентные виды спорта коммерческих фирм. Одной из характерных особенностей организации спорта высших достижений в рассмотренных странах является то значительное внимание, которое уделяется науке и технологиям в достижении наивысших спортивных результатов. В ближайшее время в Российской Федерации необходимо создать национальную программу по внедрению новейших нанотехнологий в спорт высших достижений.

Ключевые слова: модуль управления спортом высших достижений, анализ структурных организаций спорта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.05.87.p134-138 COMPARATIVE EVALUATION OF STRUCTURAL ORGANIZATION OF HIGH PERFORMANCE SPORT IN THE COUNTRIES - LEADERS IN WINTER SPORTS

Alexander Vladimirovich Taimazov, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg Vladimir Petrovich Kolesnik, director of development LLC «Northern sport», St. Petersburg, Fanida Minihanovna Sokolova, the candidate of pedagogical sciences, head of the Department,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg Boris Pavlovich Kulagin, the candidate of technical sciences, Member of the Expert Council of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation, Moscow

Annotation

As can be seen from the article analysis and comparison of the role of Governments-countries that are among the main our competitors in the upcoming winter games in Sochi, the management of high per-

formance sport, is mainly understood as distribution of grants and monitoring its target and rational use in frames of the existing legislation. Analysis of the structure organization of high performance sport shows that in many countries, governance arrangements include a system of tax incentives for commercial firm, supporting competitive sports. One of the characteristics of the high performance sport in the studied countries was the considerable emphasis placed on science and technology in achieving the highest sport results. In the nearest future, a national program for the introduction of the latest nanotechnologies in high performance sport is vitally needed in the Russian Federation.

Keywords: management module of high performance sport, analysis of structural sport organizations.

Как известно, на зимних Играх в Ванкувере в 2010 году российские сборные команды заняли 11 место в общем неофициальном зачете (3 золотые медали). Однако по общему количеству завоеванных медалей наши спортсмены вышли на 6 место, завоевав всего 15 медалей - кроме золотых, еще 5 серебряных и 7 бронзовых и, следовательно, заслуженно вошли в десятку стран - мировых лидеров в зимних видах спорта.

Кроме России, в десятку сильнейших вошли такие страны как: США, Германия, Канада, Норвегия, Австрия, Южная Корея, Китай, Швеция, Франция. Представленный ряд стран вероятнее всего будет также фигурировать в списке лидеров и на зимних Играх в Сочи в 2014 г.

Рассмотрим структурную организацию спорта высших достижений в США, Германии, Китае и России.

Соединенные Штаты Америки

По мнению представителя Национальной ассоциации спортивных менеджеров Боба Стилла ключевую роль в структурной организации американского спорта играет Американский олимпийский комитет, который финансируется правительством США, но при этом остается независимым и самоуправляемым. Однако, независимо от того, что Правительство финансирует Олимпийский комитет, оно не имеет возможности указывать, что комитету делать [4].

Профессиональный спорт и его ассоциации по видам спорта также не контролируются Правительством. Они существуют как частнопредпринимательские объединения.

Для России, с ее переходной экономикой, американский опыт вряд ли сегодня может быть использован напрямую. Однако в части формирования «частнопредпринимательского» подхода и предоставления спортивным объединениям (Союзам и Федерациям) большей свободы выбора партнеров и привлечения нужных специалистов, а, главное, в организации самого процесса подготовки, исключающего «нецелевое» расходование средств, американский опыт мог бы пригодиться.

Германия

Организация спортивной отрасли в Германии имеют четкое деление на спорт массовый и профессиональный. При этом развитие спорта высших достижений является прерогативой государства, национальных и общественных организаций.

Организация спорта высших достижений, преимущественно в олимпийских дисциплинах, имеет существенные различия для разных германских земель, связана, в основном, с механизмами регулирования спортом, ввиду отсутствия единой структуры управления спортом на федеральном уровне [7].

По подсчетам экономистов, деятельность спортивных клубов в количестве «240 видов физической и спортивной активности» с годовым оборотом порядка 1,8 млрд. евро, влияет и на общую экономику страны.

Спортивные клубы Германии стали настоящим фундаментом немецкого спорта. Это связано не только с приобщением населения к спорту и с традициями, но и со сложившейся системой налогообложения, для которой правовой основой для налогообложения является «право считаться общественно полезной организацией» [7]. Около 5,5 млн. немцам, которые по собственной инициативе работают в спортивной сфере, каждый год уменьшаются суммы выплачиваемых налогов в размере порядка 1500 евро на каждого

[1]. Германский опыт организации спорта высших достижений, также как и в США, подтверждает невысокую степень регулирующего участия правительства в управлении спортом высших достижений, осуществляемом, в основном, через национальный олимпийский комитет и систему налоговых льгот для, поддерживающих конкретные виды спорта, коммерческих фирм и частных лиц.

Китай

Основой управления спортом в Китае является Главное государственное управление физической культуры и спорта, руководитель которого одновременно является Президентом НОК Китая [3].

Главному государственному управлению правительством разрешены некоторые льготы в организации спортивных лотерей, спонсорство, как в массовом спорте, так и в спорте высших достижений. Подготовка спортсменов высшей квалификации и резерва ведется в государственных спортивных центрах, спортивных школах и спортивных клубах по видам спорта. При этом существует разделение на высшее звено - Пекинские спортивные центры, где сосредоточено более 60% спортсменов высшей квалификации и спортивные центры провинций, представляющих центры подготовки олимпийского резерва по нескольким спортивным дисциплинам.

Можно не сомневаться, что материальные возможности «второй экономики мира» помноженные на упорство и трудолюбие китайцев уже в ближайшее время заставят потесниться на «олимпийском подиуме» зимних Игр наших главных соперников и уже на ближайших Играх в Сочи могут составить серьезную конкуренцию нашим спортсменам.

Россия

На вершине управления спортивной отраслью, включая спорт высших достижений в России стоит «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани».

Этот Совет является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, созданным в целях обеспечения взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в области физической культуры и спорта, спорта высших достижений, а также подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани.

Реализация этой государственной политики поручена: Минспорттуризму РФ, Олимпийскому комитету России, соответствующим региональным министерствам и ведомствам, отвечающим за спортивное направление. Эту структуру управления спортом поясняет представленная в соответствии с рисунком 1 схема финансирования российской физической культуры и спорта [2].

Рассмотрение этой схемы показывает, что немалая часть спортивного бюджета, выделяемого Правительством, идет на спорт высших достижений и подготовку наших Сборных команд к успешному выступлению на Олимпийских Играх и Универсиаде.

Из различных источников известно [3], что на строительство спортивных объектов, их инфраструктурного обеспечения при подготовке к зимним Играм в Сочи будет по самым скромным подсчетам потрачено порядка 30 млрд. долларов США (почти 900 млрд. рублей).

При этом на финансирование ведомственной целевой программы по основным мероприятиям медицинского сопровождения, осуществляемым Федеральным медикобиологическим агентством (ФМБА), спортсменов сборных команд на 2011-2013 годы выделены средства в объеме порядка - 6,5 миллиарда рублей [6].

Приоритетом в реализации этой ведомственной целевой программы, названной «Девять ключей к победе на Олимпиаде» является генетический анализ персональных

данных спортсмена.

Финансирование физической культуры и спорта в Российской Федерации

Общероссийские

спортивные

федерации

Фонд поддержки олимпийцев

Рис. 1. Финансирование физической культуры и спорта в Российской Федерации

В рамках этой программы предполагается провести генотипирование 1500 членов сборной команды России, а также внедрение разработанной программы медикобиологического обеспечения здоровья и фармподдержку в интересах эффективности тренировочного процесса именно с учётом персональных генетических данных [5].

ВЫВОДЫ

1. Для успешного выступления Сборных команд на олимпийских Играх страны-организаторы, кроме необходимых для этого мероприятий по строительству олимпийских объектов в месте проведения соревнований, стремятся использовать все возможности национальной науки и технологий для подготовки Сборной команды страны, что выражается в создании специальной программы по типу канадской «Own the Podium» («Свой Подиум») или программы подготовки спортсменов высшей квалификации, сформированной в «Китайском институте спортивной науки».

2. В настоящее время в России отсутствует внятная национальная программа подготовки успешного выступления олимпийкой Сборной и «единый координационный центр, который будет эффективно использовать потенциал крупнейших академических центров», которые обеспечивали бы объективные и неоспоримые преимущества российским спортсменам на зимних играх в Сочи. За оставшееся небольшое время (менее двух лет и практически один сезон) еще можно успеть создать собственную национальную программу по внедрению новейших нанотехнологий в спорт высших достижений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аналитический обзор Особенности подготовки спортивного резерва в ведущих спортивных державах [Электронный ресурс] // URL: bmsi.ru/issueview/ec870d73-a70d-4118-833c.../sport_rezerv.pdf. - Дата обращения: 05.05.2012.

2. Материал к заседанию Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/.../moffis.doc?MOD. - Дата обращения: 05.05.2012.

3. Миронова, И. 5 главных проблем Олимпиады в Сочи [Электронный ресурс] // URL: http://www. sports. ru/biathlon/75769189.html#785987520/. - Дата обращения:

05.05.2012.

4. Особенности подготовки спортивного резерва в ведущих спортивных державах [Электронный ресурс] // URL: http:// bmsi.ru/doc/0d15d4d2-bb25-4788-8e4a-

1542a74a85c9. - Дата обращения: 05.05.2012.

5. СКАН - В России создается банк ДНК спортсменов [Электронный ресурс] // URL: http:// scan.interfax.ru/TopicNews.aspx?id=36115ddd-d75d-4066-8d7e. - Дата обращения: 05.05.2012.

6. Совместное заседание Совета по развитию физической культуры и спорта и Фонда поддержки олимпийцев России [Электронный ресурс] // URL: http://www.muob.ru/inform/first/8134/. - Дата обращения: 05.05.2012.

7. Соколов, А.С. Роль и участие местных органов власти Германии и Франции в развитии физического воспитания и спорта / А. С. Соколов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. - С. 45-49.

REFERENCES

1. Analysis of Characteristics of sports reserve in the leading sports powers Federation, available at: URL: bmsi.ru/issueview/ec870d73-a70d-4118-833c.../sport_rezerv.pdf (accessed 05 May 2012)

2. The material for the meeting of the Government of the Russian Federation, available at: URL: www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/.../moffis.doc?MOD (accessed 05 May 2012)

3. Mironova, I. (2012), "5 main problems of Olympic Games in Sochi", available at: URL: http://www.sports.ru/biathlon/75769189.html#785987520 (accessed 05 May 2012)

4. Features of sports reserve in the leading sports powers Federation, available at: URL: http:// bmsi.ru/doc/0d15d4d2-bb25-4788-8e4a-1542a74a85c9 (accessed 05 May 2012)

5. Scan-in Russia, a DNA Bank of athletes Federation, available at: URL: http:// scan.interfax.ru/TopicNews.aspx?id=36115ddd-d75d-4066-8d7e (accessed 05 May 2012)

6. Joint meeting of the Council for the development ofphysical culture and sports and

the Fund to support Russia's Olympians, available at: URL:

http://www.muob.ru/inform/first/8134/ (accessed 05 May 2012)

7. Sokolov, A.S. (1999), "The role and participation of local authorities of Germany and France in the development of physical education and sport", Theory and practice of physical education, No. 4, pp. 45-49.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 25.05.2012.

УДК 159

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Майра Канапияновна Тойшыбекова, магистр,

Галина Владимировна Москаленко, аспирант,

Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

Аннотация

В исследовании показано, что нормативность социального функционирования подростков с делинквентным поведением достоверно коррелирует с выраженностью деструктивных проявлений в их семейных отношениях, причем компоненты многомерного конструкта социального функционирования по-разному деформируются под влиянием деструктивных семейных отношений, в частности: личные и общественные взаимоотношения характеризуются упрощенной системой межличностных отношений, отрицательным отношением с родителями и друзьями; самоотношение характеризуется заниженной самооценкой, неуверенностью и неудовлетворенностью собой; общественно полезная активность, включая работу и учебу, характеризуется низким уровнем социальнозначимой мотивационной направленности, отсутствием умений и навыков самоорганизации и от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.