Научная статья на тему 'Сравнительная оценка современных концепций лечения алкоголизма'

Сравнительная оценка современных концепций лечения алкоголизма Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2074
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНО-ОПОСРЕДОВАННОЕ ВНУШЕНИЕ / КОДИРОВАНИЕ / НАЛТРЕКСОН-ПРОЛОНГ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / 12-ТИ ШАГОВАЯ ПРОГРАММА / ДИСПАНСЕРНЫЙ УЧЕТ / АЛКОГОЛИЗМ / АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / SUBJECT-INDIRECT SUGGESTION / CODING / PROLONGED NALTREXONE / REHABILITATION / 12-STEP PROGRAM / OUTPATIENT DEPARTMENT FOR ADDICTION TREATMENT / ALCOHOLISM

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Артемьева М.С., Майдан А.В.

В статье представлен сравнительный анализ распространенных современных подходов к лечению алкоголизма по данным литературы. Рассмотрены критика суггестивных и плацебо опосредованных технологий и теоретическое обоснование основных тенденций в отечественной наркологии. Показана ведущая роль суггестивного компонента во всех перечисленных методах лечения алкоголизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MODERN ALCOHOLISM TREATMENT CONCEPTS

This paper contains the review of literature data, concerning analysis of common contemporary approaches to the treatment of alcoholism/the leading role of suggestion was revealed. Critics of the suggestive and placebo indirect technologies and the theoretical justification of the main trends in the domestic narcology were considered. The study shows the leading role of the suggestive component in all listed treatments for alcoholism.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка современных концепций лечения алкоголизма»

УДК 616.89

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЙ ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА

Артемьева М.С., Майдан А.В.

ФГАО ВО Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация.

Аннотация: в статье представлен сравнительный анализ распространенных современных подходов к лечению алкоголизма по данным литературы. Рассмотрены критика суггестивных и плацебо опосредованных технологий и теоретическое обоснование основных тенденций в отечественной наркологии. Показана ведущая роль суггестивного компонента во всех перечисленных методах лечения алкоголизма.

Ключевые слова: предметно-опосредованное внушение, кодирование, налтрексон-пролонг, реабилитация, 12-ти шаговая программа, диспансерный учет, алкоголизм, алкогольная зависимость.

Лечение алкогольной зависимости, в соответствии с данными современной отечественной и зарубежной литературы, представляет систему психотерапевтических, психокоррекционных, восстановительных и других методов. До 2015 г. активно практиковалось применение запретительных процедур. Такие распространенные методики как кодирование, химзащита, эспераль, торпедо в настоящее время официально признаются анахронизмом. Однако полный отказ от употребления алкоголя является целью диспансерного динамического наблюдения, которое предполагает соблюдение абсолютной трезвости в течение 3-х лет. Лишь после этого происходит снятие пациента с диспансерного учета, позволяющее вернуть пациентам утраченные права. Появляются права водить автомобиль, владеть оружием, занимать государственные должности, совершать коммерческие процедуры, в т.ч. оформление сделок с недвижимостью. Таким образом, сложившаяся система диспансерного наблюдения, равно как и запретительные методики могут создавать необходимые предпосылки для формирования мотивации к трезвости. Необходимо отметить, что пациенты, состоящие на учете в наркологических диспансерах представляют собой однородную группу больных с выраженными проявлениями последствий алкогольной зависимости, средним и низким образовательным уровнем, проявлениями алкогольной деградации личности, как правило, социально- трудовой дезадаптацией, и отличаются высокой степенью внушаемости.

В настоящее время все виды предметно-опосредованного внушения запрета на употребление алкоголя запрещены в государственных учреждениях и не входят в Стандарты оказания первичной медико-санитарной и специализированной наркологической помощи. Актуальный стандарт терапии алкогольной зависимости включает принципы стационарной реабилитации,

а на диспансерном этапе концепцию 12-ти шаговой программы для анонимных алкоголиков и применение пролонгированных форм налтрексона (Вивитрола). Необходимо отметить, что, это так называемая, Мин-несотская модель, которая заключается в сочетании стационарной помощи и принципов анонимных сообществ, применяется в зарубежных стандартах реабилитации с 1960-х годов. В те же годы сформировалась концепция алкогольной зависимости как болезни [1]. Выше изложенные принципы реабилитации алкогольной зависимости являются рекомендуемым официально стандартом в современной отечественной наркологии, важное отличие которой от мировой наркологической практики заключается в том, что этиопатогенез аддиктивных расстройств объясняется с позиции психопатологии, болезни наркологического профиля трактуются рядом авторов, как процессы эндогенного характера [2,3,4,5,6,7]. В связи с чем, постоянно возникает вопрос о необходимости возврата к недобровольному лечению пациентов наркологического профиля [8].

Сложившиеся схемы лечения алкогольной зависимости фактически демонстрируют утрату и обесценивание научных достижений предшествующего периода развития отечественной наркологии. Не только в научной среде, но и в широко публикуемых изданиях формируется мнение о неэффективности методов лечения и непрофессионализме врачей-наркологов, употребляются такие термины как "шарлатанство" и "шаромыжничество" [9]. Труды В.Е. Рожнова (1985), М.Е. Бурно (1981), А.Р. Довженко (1984), Г.М. Энтина (1983), А.М. Родионова (1986) Г.А. Шичко (1971) и других не менее заслуженных ученых и специалистов-практиков не изучаются и не рассматриваются в качестве методологической основы дальнейших перспек-

—--—

тивных исследований. В официальной научной литературе критикуются такие распространенные методики лечения зависимости как аутогенная тренировка, эмоционально-стрессовая терапия, медицинский гипноз, авторская методика избавления от «питейной запрограммированности» Г.А. Шичко (1969) и другие. Следует признать и общую дезинтеграцию наркологических услуг в постсоветский период, которые приобрели характер бессистемности и краткосрочности [10]. В государственных образовательных учреждениях будущие специалисты-наркологи приобретали знания в основном чисто теоретического характера. Основное внимание в терапии было направлено на лечение острых состояний (дезинтоксикация, коррекция абстинентных симптомов). Парадоксально, что методике кодирования, которая являлась основным и наиболее массовым методом лечения алкогольной зависимости, врачей-наркологов официально не обучали. Процедура кодирования в последние десятилетия претерпела серьезное упрощение. Значительная часть наркологов, нередко с отсутствием знаний в отношении элементарных принципов психотерапии, ограничивалась использованием только одного методического психологического приёма - "выпьешь - умрешь". После кратковременного интервьюирования, пациенту внутривенно или внутримышечно вводилось плацебо под видом лекарства, несовместимого с алкоголем, от которого он мог умереть в случае срыва ремиссии. Если ранее психологические методы воздействия на пациента предполагали эмоционально-стрессовый паттерн, использовались гипнотические и суггестивные приёмы [11], применялись провокации, то впоследствии вся сущность лечения, потеряв системность и индивидуальный подход, приобрела характер элементарного запугивания на уровне внутривенного укола, сопряженного с эмоциональным компонентом.

Остающаяся популярность перечисленных запретительных методик (несмотря на множество фактов доказательных разоблачений) связана с психологической восприимчивостью населения к различным верованиям. Вера в чудо остаётся и в настоящее время одной из основных черт, характеризующих ментальность населения России. В РФ оказывают свои услуги до 800 тыс. народных целителей [12], в то время как врачей зарегистрировано около 650 тыс. В современных наркологических, психиатрических и других медицинских учреждениях создаются часовни и храмы. Медицинский персонал использует символику и предметы религиозных культов, а церковнослужители проводят ритуалы с целью лечения. Но в отличие от порицания народного целительства и кодирования официальная медицина поощряет подобную тенденцию. Встретить на научной наркологической или психиатрической конференции священника среди членов президиума или выступающих участников сегодня не редкость, а скорее норма. Нельзя не заметить целенаправленное внедрение христианских православных взглядов в со-

временные реабилитационные программы. Существует концепция Русской Православной Церкви в отношении наркологических заболеваний - по реабилитации наркозависимых и по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма. Алкоголизм с точки зрения РПЦ рассматривается как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния [13]. Между тем, немедицинское употребление наркотиков и наркомания трактуются как грех, а употребление алкоголя грехом не считается [14]. Информация, представленная на официальном сайте Московского патриархата, позволяет сделать выводы, что осуждается только "пьянство", но граница между алкогольной зависимостью и употреблением алкоголя не обозначается. Алкогольные традиции в обществе с точки зрения нравственности и праведности однозначно не оцениваются. Кроме того, существует термин "церковное вино" и ритуал, включающий винопи-тие. Отсутствие однозначной позиции в отношении абсолютной трезвости создают прецедент для оправдания больными алкоголизмом своего зависимого поведения.

Структура 12-ти шаговой модели, которая занимает в настоящее время центральное положение практически любой реабилитационной системы при зависимостях, основана на религиозных принципах, и, более того, позиционируется как духовная программа, особым образом меняющая и обновляющая личность. Основная мысль, которую участники групп повторяют на каждом собрании, заключается в следующем: "я неизлечимо болен"," я бессилен перед своей зависимостью", "я перепоручаю свою волю высшей Силе". Ни 12-шаговые программы, ни религиозные модели реабилитации не имеют ничего общего с медициной. Это отличает наркологию от любой другой медицинской дисциплины, в том числе от психиатрии. Сложно представить, чтобы пациенты с каким-либо хроническим рецидивирующим заболеванием, скажем, с гипертонической болезнью, шизофренией или депрессией, собирались, время от времени, в "кружок" и рассказывали друг другу о своем "бессилии" и о том, что они всецело полагаются в решении своих проблем исключительно на "высшую Силу". Следует отметить следующую тенденцию: сначала алкоголизм лечили "запрещением", впоследствии в качестве терапии стали применять религиозные догмы и самобичевание. Едва ли в медицинской практике существует заболевание, в принципах терапии которого отмечалась бы подобная метаморфоза.

Применение самых инновационных методов лечения, например, терапия препаратом налтрексон-про-лонг (Вивитрол), пациенты наркологических диспансеров воспринимают как запретительную методику. В стационарах и диспансерах пациентам с алкогольной зависимостью, получающим инъекции налтрексона

(Вивитрола), выставляется диагноз с кодом F 10.232, который означает, что пациент находится под наблюдением на фоне лечения блокирующими лекарствами. Пациенты получают на руки памятку, в которой для усиления эмоционального воздействия указывается большими буквами о недопустимости применения спирта и опиоидов. В действительности подобная терапия не является ни блокирующей, ни сенсибилизирующей по отношению к алкоголю. В зарубежной клинической практике налтрексон (Вивитрол) при лечении алкогольной зависимости позиционируется как антикрейвинговая (снижающая влечение к алкоголю) терапия. Получается парадоксальная ситуация - пациенты диспансеров, получающие дорогостоящее инновационное лечение вместо доступного кодирования, воспринимают эти два вида терапии аналогично. В то же время в современной наркологии запретительные методики при лечении алкоголизма, исключая применение налтрексона (Вивитрола), считаются "наукообразно декорированным шаманством" [15]. Инновационная антикрейвинговая терапия помогает одному из 9 пациентов [16].

Таким образом, все описанные концепции терапии алкоголизма основаны на суггестии и вопрос о применении запретительных методик у больных наркологических диспансеров учитывая их социально-трудовые и личностные особенности остается актуальным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Jellinek, E. M., The Disease Concept of Alcoholism, Hillhouse, (New Haven), 1960

[2] Альтшулер В.Б. Патологическое влечение к алкоголю. // М.: «Медицина», 1994, 216 с.

[3] Благов Л.Н. Психопатология коммуникации на этапах дебюта и клинической манифестации аддиктивного заболевания (на клиническом примере опиоидной наркомании). // Наркология. - 2013. — No 2. - C. 82-95.

[4] Михайлов М.А. «Влечение как бред» (Вопросы наркологии. 2010. № 4. С. 19-31).

[5] Чирко В.В., Демина М.В. Симптомы и синдромы аддиктивных заболеваний. Аддиктивная триада // Наркология. - 2009. — No 7. - C. 77-85.

[6] http://www.narcom.ru/publ/info/942

[7] Брюн Е.А., Михайлов М.А. Психопатология патологического влечения с преобладающим телесным компонентом. //Вопросы наркологии. - 2011. - No2. - C.26-37.

[8] Брюн Е.А. «Без «недобровольной госпитализации не обойтись». // Медицинская газета, №93, 02.12.2011.

[9] http://izvestia.ru/news/590775

[10] Райхель Е. Применение плацебо в постсоветском периоде: гносеология и значение для лечения алкоголизма в России. // Неврологический вестник 2010; 3: 9—24; 4: 49—57.

[11] Евтушенко В.Г. Методы современной психотерапии. - М.: Психотерапия, 2010. - 384 с.

[12] http://www.mk.ru/old/article/2007/02/28/157893-mk-raskryil-taynyi-narodnyih-tseliteley.html

[13] http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html

[14] http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html

[15] Крупицкий Е.М. Краткосрочное психотерапевтическое вмешательство в наркологии с позиции доказательной медицины. // Неврологический вестник 2010; 3: 25—27.

[16] http://www.narcom.ru/publ/info/1078

COMPARATIVE ANALYSIS OF MODERN ALCOHOLISM TREATMENT CONCEPTS

Artemyeva M.S., Maydan A.V.

RUDN University, Moscow, Russian Federation.

Annotation: This paper contains the review of literature data, concerning analysis of common contemporary approaches to the treatment of alcoholism/the leading role of suggestion was revealed. Critics of the suggestive and placebo indirect technologies and the theoretical justification of the main trends in the domestic narcology were considered. The study shows the leading role of the suggestive component in all listed treatments for alcoholism.

Key words: Subject-indirect suggestion, coding, prolonged naltrexone, rehabilitation, 12-step program, outpatient department for addiction treatment, alcoholism

REFERENCES

[1] Jellinek, E. M., The Disease Concept of Alcoholism, Hill-house, (New Haven), 1960

[2] Altshuler V.B. Pathologic alcohol addiction. // M.: «Medicine», 1994, 216 p.

[3] Blagov L.N. Psychopathology of communication at the stage of the debut and clinical demonstration of the addictive disease (clinical example of opioid addiction). // Narcology. - 2013. — No 2. - p. 82-95.

[4] Mikhailov M.A. «Craving as delirium» (Questions of narcology 2010. № 4. p. 19-31).

[5] Chirko V.V., Demina M.V. Symptoms and syndromes of addictive diseases. Addiction Triad // Narcology. - 2009. — No 7. - p. 77-85.

[6] http://www.narcom.ru/publ/info/942

[7] Briun E.A., Michailov M.A. Psychopathology of a pathological attraction with a predominant bodily component. //Questions of narcology. - 2011. - No2. - p.26-37.

[8] Briun E.A. Involuntary hospitalization. // Medical news-papper, №93, 02.12.2011.

[9] http://izvestia.ru/news/590775

[10] Raikhel E.. Application of placebo during the post-soviet period: Similar notions and importance for the treatment of alcoholism in Russia. // // Nevrology vestnik 2010; 3: 9— 24; 4: 49—57.

[11] Evtushenko V.G. Methods of Modern psychotherapy. - M.: psychotherapy, 2010. - 384p.

[12] http://www.mk.ru/old/article/2007/02/28/157893-mk-raskryil-taynyi-narodnyih-tseliteley.html

[13] http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html

[14] http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html

[15] Krupitskii E.M. Short-term psychotherapeutic intervention in addictions from a position of probative medicine. // Nevrology vestnik 2010; 3: 25—27.

[16] http://www.narcom.ru/publ/info/1078

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.