Научная статья на тему 'Сравнительная оценка показателей физического развития школьников г. Омска'

Сравнительная оценка показателей физического развития школьников г. Омска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
328
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / SCHOOLCHILDREN'S HEALTH / PHYSICAL DEVELOPMENT / ANTHROPOMETRIC INDICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Флянку Ирина Петровна, Приешкина Алёна Николаевна

Представлены антропометрические показатели физического развития школьников 11 и 12 лет г. Омска в 2008 г. в сравнении с региональными стандартами физического развития, разработанными в 1963 г., а также оценка гармоничности физического развития по современным общероссийским параметрам физического развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Флянку Ирина Петровна, Приешкина Алёна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative evaluation of physical development indices of schoolchildren in Omsk

There are anthropometric indices of 11-12 years old schoolchildren in Omsk in 2008, in comparison with regional standards of physical development of 1963, and also evaluation of harmonicity of physical development in accordance with current all-Russian parameters of physical development

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка показателей физического развития школьников г. Омска»

УДК 613. 955:572. 51 И. П. ФЛЯНКУ

А. Н. ПРИЕШКИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ г. ОМСКА

Представлены антропометрические показатели физического развития школьников 11 и 12 лет г. Омска в 2008 г. в сравнении с региональными стандартами физического развития, разработанными в 1963 г. , а также оценка гармоничности физического развития по современным общероссийским параметрам физического развития.

Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические показатели, здоровье школьников.

Физическое развитие детей и подростков является одним из интегральных показателей здоровья детского населения, чутко реагирующих на воздействия социально-гигиенических и экологических факторов окружающей среды, надежным информационным показателем санитарно-эпидемиологического благополучия населения [1].

В целостной оценке здоровья детей и подростков уровень и гармоничность физического развития играет большую роль, так как в любом возрастном периоде раскрывает диалектику взаимоотношений организма и среды обитания [2, 3].

В последние десятилетия наметилась тенденция к ухудшению показателей физического развития детей и подростков [4, 5].

Цель исследования состоит в выявлении особенностей физического развития у школьников 11 и 12 лет г. Омска.

Задачи настоящего исследования заключались в изучении и сравнительной оценке результатов антропометрических показателей физического развития современных школьников (2008 г. ) с параметрами физического развития школьников 11-12 лет г. Омска конца 50-х годов (1958 гг. ). На основании исследований, проведенных в 1958-1959 гг. , были разработаны региональные стандарты физического развития, которые до настоящего времени не пересматривались [6].

В исследование были включены обучающиеся 5-х классов средних общеобразовательных школ г. Омска (№ 150, № 159, № 55, № 142). Всего под наблюдением находилось 268 детей, из них: 131 мальчик и 137 девочек.

С помощью общепринятых методов исследовались основные показатели физического развития: длина и масса тела, окружность грудной клетки и динамометрия кисти. В ходе исследования по результатам антропометрических показателей оценивалась гармоничность физического развития по современным общероссийским параметрам физического развития [7]. Результаты обследования обрабатывались с помощью статистических функций компьютерной программы «Microsoft Excel 2000».

При сопоставлении средних величин антропометрических показателей изучаемых групп детей выявлено, что параметры роста школьников г. Омска 11 и 12 лет 2006 г. превышают данные омских школьников,

обследованных в 1958 г., на 8,1 см у 11-летних и на 4,7 см у 12-летних мальчиков и на 6,3 см у 11- и 12-летних девочек соответственно (р <0,001).

Показатели массы тела у современных детей также превышают данные 1958 г. на 6,6 кг 11-летних и на 4,7 кг 12-летних мальчиков и на 5,0 кг и 2,2 кг у девочек соответственно (р <0,001).

Среднее увеличение окружности грудной клетки у мальчиков 11 лет г. Омска в 2008 г. составило 2,8 см по сравнению с 1958 г (р < 0,001) и только на 0,3 см у 12-летних (р > 0,05), соответственно у девочек 11 лет — на 2,3 см (р<0,01) и на 0,6 см у 12-летних (р > 0,05).

Одним из показателей, отражающих возрастные и половые различия в характере роста и развития детского организма, является соотношение между массой и длиной тела [8]. Его особое значение обусловлено тем, что увеличение массы тела предопределяется как его продольными размерами, так и скоростью полового созревания.

За описываемый период массо-ростовой индекс у школьников г. Омска, как и отмеченные антропометрические показатели, увеличился у мальчиков 11 лет на 18 ед. , у мальчиков 12 лет — на 38 ед. и у девочек на 21 ед. и 8 ед. у 11 и 12 лет соответственно (рис. 1).

При сравнении показателей динамометрии правой кисти у школьников 2008 г. и 1958 г. отмечено увеличение на 2,1 кг у11-летних и на 2,3 кг у12-летних мальчиков (р < 0,001) и (р < 0,05), на 2,4 кг и 2,6 кг у 11 и 12-летних девочек соответственно (р < 0,001) и (р < 0,05).

Переходя к обсуждению уровня гармонизации физического развития современных школьников, следует указать, что у значительной части обследованных регистрировались средние показатели массы и длины тела, т. е гармонично развивались 70,8% 11-летних и 68,6% 12-летних мальчиков и 66,3% и 62,4% 11 и 12летних девочек соответственно (рис. 2).

Эти результаты согласуются с данными, полученными в результате исследования, проведенного в 7 федеральных округах Российской Федерации по инициативе НИИ им. Н. А. Семашко, в котором отмечается нормальное физическое развитие у 67% детей [9].

Проявлениями дисгармоничности физического развития у современных школьников являются дефицит массы тела, который составил 20,8% у 11-летних и 14,3% у 12-летних мальчиков, 24% и 31,3% у 11- и 12-летних девочек соответственно. А также избыток

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (71), 2008 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (71), 2008

девочки

Рис. 1. Массо-ростовой индекс школьников г. Омска

□ гармоничн □ избыток массы □ дефицит массы ■ низкий рост

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

70,8

20,8

8,4

11

68,6

17,1 14,3

12

мальчики

66,3

24

6,7

2,9

11

62,5

31,3

6,3

12

дев очки

Рис. 2. Оценка физического развития школьников г. Омска в 2008 г. (%)

0

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

□ гармоничн □ избыток массы □ дефицит массы ■ низкий рост

70,3

6,6

9,3

13,7

76,2

5,4 6,7

11,6

71,6

11

12

мальчики

16,9

3,4

8,1

65,8

19,1

4,6

9,2

11

12

девочки

Рис. 3. Оценка физического развития школьников г. Омска в 1958 г. (%)

массы тела, который составил 8,4% у 11-летних и 17,1% у 12-летних мальчиков и 6,7% и 6,3% у 11- и 12-летних девочек.

По данным последних лет [4, 9] дефицит массы тела регистрируется у 10 — 20% российских детей школьного возраста, избыток массы тела характерен для 7—16% школьников, что согласуется с данными настоящего исследования.

В 1958 г. гармонично были развиты 70,4% 11-летних и 76,2% 12-летних мальчиков, 71,6% и 65,8% 11 и 12-летних девочек соответственно (рис. 3).

Проявлениями дисгармоничности физического развития у детей в 1958 г. был низкий рост, который

встречался у 13,7% 11-летних и 11,6% 12-летних мальчиков, 16,9% и 19,1% у 11 и 12-летних девочек соответственно. А также избыток массы тела у 6,6% 11-летних и 5,1% 12-летних мальчиков и 3,4% у 11-летних и 4,6% 12-летних девочек и дефицит массы тела у 9,3% 11летних и 6,7% 12-летних мальчиков и 8,1% 11-летних и 9,2% 12-летних девочек.

По сравнению с данными 1958 г. в настоящее время увеличилось число детей с дисгармоничным развитием за счет преобладания группы детей со сниженной и низкой массой тела у мальчиков и девочек.

Таким образом, нарастание дефицита массы тела, ухудшение функциональных возможностей организ-

ма свидетельствуют о неблагоприятной тенденции в состоянии здоровья школьников и отражает отрицательное влияние негативных социально-экономических процессов в обществе на формирование здоровья подрастающего поколения [1, 4, 5, 9]. Это диктует необходимость постоянного изучения физического развития детей и подростков и разработки региональных стандартов физического развития.

Библиографический список

1. Суханова Н. Н. Физическое развитие школьников к концу XX века: анализ и прогноз / Н. Н. Суханова // Российский педиатрический журнал. — 1999. — №2. — С. 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кучма В. Р. Детское здравоохранение России: стратегия развития / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, Л. Ф. Бережков // Материалы IX съезда педиатров России. — М. , 2001. — С. 674 - 675.

3. Усанова Е. П. Здоровье школьников: проблемы и пути решении / Е. П. Усанова // Российский педиатрический журнал. — 1999. — №6. — С. 32 — 34.

4. Гигуз Т. Л. Динамика физического развития учащихся школ города Новосибирска / Т. Л. Гигуз, А. Я. Поляков, Н. Д. Богачанов // Гигиена и санитария. — 2003. — № 3. — С. 50 — 52.

5. Лёвушкин С. П. Динамика физического развития школьников Ульяновска / С П. Лёвушкин // Физическая

культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 1. - С. 60 - 62.

6. Гецольд Е. С. Таблицы для оценки физического развития школьников г. Омска : метод. пособие / Е. С. Гецольд. — Омск: [б. и. ], 1963. — 52 с.

7. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений физ. культ. / Ж. К Холодов, В. С. Кузнецов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Academia, 2003. — 479 с.

8. Смоляр В. И. Гигиенические проблемы роста детей и подростков / В. И. Киев: [б. и. ], 1985. — 234 с.

9. Волкова Л. Ю. Физическое развитие школьников Москвы: состояние и методы оценки / Л. Ю. Волкова, М. В. Копытько, И. Я. Конь // Гигиена и санитария. — 2004. — № 4. — С. 42 — 45.

ФЛЯНКУ Ирина Петровна, кандидат медицинских наук, исполняющая обязанности доцента кафедры гигиены и спортивной медицины.

ПРИЕШКИНА Алёна Николаевна, кандидат педагогических наук, исполняющая обязанности доцента кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.12.2008 г.

© Флянку И.П., Приешкина А.Н.

УДК: 61.6.34-003.44+616.33-005.1+616.998.133 Э. В. ЯКОВЛЕВА

С. И. МОЗГОВОЙ А. В. КОНОНОВ

Омская государственная медицинская академия ГУЗОО "Областная клиническая больница”, Омск

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПРЕССИИ ЖЕЛУДОЧНЫХ МУЦИНОВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЗРЕЛОСТИ ФИБРИНА В ХРОНИЧЕСКИХ ЯЗВАХ ЖЕЛУДКА, ОСЛОЖНЕННЫХ КРОВОТЕЧЕНИЕМ___________________________________________

Изучена роль протективных факторов слизистой оболочки желудка в морфогенезе хронических язв, осложненных кровотечением, на материале резецированных желудков 30 больных в возрасте от 30 до 74 лет. Группа сравнения была представлена операционным и биопсийным материалом от больных в возрасте от 30 до 59 лет с хроническими язвами, не осложненными кровотечением. Установлены особенности экспрессии гастроинтестинальных муцинов МиС5АС, МиС6 в наружном крае язвенных дефектов и их взаимоотношения со степенью зрелости фибрина дна язв при кровотечении. В крае язвы, осложненной кровотечением, выявлено снижение продукции муцина МиС5АС у лиц 30-59 лет, что может быть использовано в качестве дополнительного маркера риска осложненного течения хронической язвы. Ключевые слова: язва желудка, гастроинтестинальные муцины, кровотечение, фибрин.

Введение. Основными цитопротективными факто- слой прикрепленной слизи с наличием секреторных рами слизистой оболочки желудка (СОЖ) являются: желудочных муцинов (МиС5АС, МиС6); должный

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 2 (71), 2008 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.