Научная статья на тему 'Сравнительная оценка норм на дизельное топливо стран СНГ и Евросоюза'

Сравнительная оценка норм на дизельное топливо стран СНГ и Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
603
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДИЗЕЛЬ / ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО / ТОПЛИВНАЯ АППАРАТУРА / ДОПУСКАЕМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ СЕРЫ / СМАЗЫВАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ ТОПЛИВА

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Врублевский Александр Николаевич

Представлена сравнительная оценка норм на дизельное топливо, действующих в Украине, России и странах Евросоюза. Выявлены причины, сдерживающие рост парка легковых автомобилей с дизельными двигателями в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Врублевский Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ESTIMATION OF NORMS FOR DIESEL FUEL IN CIS COUNTRIES AND EU

The comparative estimation of norms for diesel fuel acting in the Ukraine, Russia and European Union countries is provided. The reasons that constrain growth of diesel cars in the Ukraine are analysed.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка норм на дизельное топливо стран СНГ и Евросоюза»

УДК 621.436.038

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НОРМ НА ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО СТРАН СНГ И ЕВРОСОЮЗА

А.Н. Врублевский, доцент, к. т.н., ХНАДУ

Аннотация. Представлена сравнительная оценка норм на дизельное топливо, действующих в Украине, России и странах Евросоюза. Выявлены причины, сдерживающие рост парка легковых автомобилей с дизельными двигателями в Украине.

Ключевые слова: автомобильный дизель, дизельное топливо, топливная аппаратура, допускаемая концентрация серы, смазывающая способность топлива.

Введение

Разработка, изготовление и эксплуатация дизельного двигателя легкового автомобиля в современных условиях определяются способностью соответствовать нормам экологических законодательств, а также требованиям экономичности и эргономичности транспортного средства.

Не следует забывать, что создание экологичного дизеля зависит не только от двигателестроителей, но и от качества дизельного топлива, эффективного сервисного обслуживания, улучшения ведения дорожного хозяйства и оптимизации управления дорожным движением.

В последнее время зарубежные производители автомобилей неоднократно заявляли, что дизельные модификации поставляться в страны СНГ не будут из-за низкого качества дизельного топлива местного производства, в первую очередь российского.

Анализ публикаций

В Украине, как и в России, три четверти дизельного топлива выпускается по ГОСТ 305-82 [1] и ДСТУ 3868-99 [2]. И только одна компания «Лукойл» поставляет на рынок нефтепродуктов дизельное топливо, соответствующее нормам БиЯО 4 (£N-590) [3]. Сравнение требований ДСТУ 3868-99 и ГОСТ 305-82 с европейским стандартом £N-590 представлено в табл. 1.

Цель и постановка задачи

Цель данной работы - определить экологическое и эксплуатационное соответствие норм стран СНГ на дизельное топливо.

Таблица 1 Отечественный, российский и европейский стандарты на дизельное топливо

т & та С Цетановое число Допускаемая концентрация серы, % массы Температура воспламенения, °С Смазывающая способность, мкм

ДСТУ 3868-99 тіп 45 вид I - 0,05 вид II - 0,10 вид III - 0,20 вид IV - 0,50 тіп 40 -

ГОСТ 305-82 тіп 45 тах 0,2 тіп 40 -

£N-590 тіп 49 тах 0,005 тіп 55 тах 460

Топливо «Лукойл» 51 0,002 70 390

Оценка норм на дизельное топливо

Приведенное в табл. 1 сравнение показывает, что стандарт России допускает содержание серы 0,2%. Это европейский уровень 1994 года (БиЯО 1), но не требования БИЯО 2 - 0,05 % серы, БИЯО 3 -0,035 % и БиЯО 4 - 0,005 %. Стандарт Украины предусматривает производство четырех видов дизельного топлива по содержанию серы: 0,05 %, 0,10 %, 0,20 % и 0,5 %. Следовательно, только вид I отвечает требованиям БИЯО 2. За последние три года по инициативе нефтеперерабатывающих компаний были внедрены технологии, которые позволили снизить содержание серы в дизельном топливе в среднем до 0,05 %.

Анализ статистических данных за январь-сентябрь 2005 года показывает, что около 76 % топлива в СНГ производится с содержанием серы 0,20 %. Распределение остальных 24 % представлено на рис. 1. Таким образом, по содержанию серы 96 % дизельного топлива удовлетворяет нормам ГОСТ 305-82, а 18 % - соответствует требованиям ЕиЯО 2 и виду I ДСТУ 3868-99.

о

и

е

а

ю

о

т

о

ец

о

р

с

а

S

о

М

5

о

6

Концентрация серы, % массы

Рис. 1. Процентное содержание серы в дизельном топливе производства СНГ (76% - с содержанием серы 0,2% - на графике не показано)

По уровню содержания полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), которые, как известно, приводят к образованию в отработавших газах дизеля канцерогенных веществ, отечественное дизельное топливо даже превосходит зарубежное. Так, содержание ПАУ в отечественном топливе - не более 7%, а нормы БИЯО 3 и БиЯО 4 допускают уровень 11 %.

Нормы БиЯО на содержание серы - это требования не только экологической безопасности, но и эксплуатации топливной аппаратуры дизеля. Приведем такой пример. Вначале 90-х годов в Европе начинается продажа дизельного топлива с содержанием серы менее 0,05 %. Его применение обернулось массовыми поломками топливной аппаратуры, в первую очередь топливного насоса высокого давления (он выходил из строя менее чем за 10000 км пробега автомобиля).

Причиной этому явились особенности работы топливной аппаратуры, а именно. Плунжер топливного насоса высокого давления, игла форсунки, нагнетательный клапан смазываются топливом, чьи антифрикционные качества обязаны сере. Проблему смазки решили быстро: были разработаны недорогие и эффективные противоиз-носные присадки к топливу, которые практически

уравняли ресурс топливной аппаратуры с ресурсом всего автомобиля. Смазывающую способность дизельного топлива с тех пор стали нормировать.

Смазывающая способность дизельного топлива измеряется в микронах - по диаметру пятна износа тарированного стального шарика диаметром 6,5 мм, который в определенном режиме трут о специальную пластину, погруженную в топливо. В нормах EURO 2 ... 4 уровень износа не должен превышать 460 мкм. Отечественных норм на смазывающую способность не существует.

Выводы

Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- по экологическим требованиям дизельное топливо, предлагаемое украинскому потребителю, приближается к европейским стандартам EURO 2;

- по требованиям эксплуатации топливной аппаратуры отечественное дизельное топливо не удовлетворяет европейской норме (в среднем показатель смазывающей способности отечественного дизельного топлива на 20 - 30 % хуже европейской нормы);

- по прогнозам, поступление на рынок дизельного топлива, удовлетворяющего нормам EURO 4 приведет к увеличению парка дизельных легковых автомобилей в Украине с нынешних 5 % до 10 % от общего количества автомобилей;

- внедрение мероприятий по оптимизации процесса сгорания дизельного двигателя приведет к ужесточению норм на смазывающую способность, цетановое число, температуру вспышки дизельного топлива.

Литература

1. ГОСТ 305-82. Топливо дизельное.

2. ДСТУ 3868-99. Паливо дизельне. Технічні умо-

ви. - К.: Держстандарт України, 1999.

3. Автомобильный справочник BOSCH: Пер. с

англ. - М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004.992 с.

Рецензент: Ф.И. Абрамчук, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 6 апреля 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.