УДК 621.436.038
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА НОРМ НА ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО СТРАН СНГ И ЕВРОСОЮЗА
А.Н. Врублевский, доцент, к. т.н., ХНАДУ
Аннотация. Представлена сравнительная оценка норм на дизельное топливо, действующих в Украине, России и странах Евросоюза. Выявлены причины, сдерживающие рост парка легковых автомобилей с дизельными двигателями в Украине.
Ключевые слова: автомобильный дизель, дизельное топливо, топливная аппаратура, допускаемая концентрация серы, смазывающая способность топлива.
Введение
Разработка, изготовление и эксплуатация дизельного двигателя легкового автомобиля в современных условиях определяются способностью соответствовать нормам экологических законодательств, а также требованиям экономичности и эргономичности транспортного средства.
Не следует забывать, что создание экологичного дизеля зависит не только от двигателестроителей, но и от качества дизельного топлива, эффективного сервисного обслуживания, улучшения ведения дорожного хозяйства и оптимизации управления дорожным движением.
В последнее время зарубежные производители автомобилей неоднократно заявляли, что дизельные модификации поставляться в страны СНГ не будут из-за низкого качества дизельного топлива местного производства, в первую очередь российского.
Анализ публикаций
В Украине, как и в России, три четверти дизельного топлива выпускается по ГОСТ 305-82 [1] и ДСТУ 3868-99 [2]. И только одна компания «Лукойл» поставляет на рынок нефтепродуктов дизельное топливо, соответствующее нормам БиЯО 4 (£N-590) [3]. Сравнение требований ДСТУ 3868-99 и ГОСТ 305-82 с европейским стандартом £N-590 представлено в табл. 1.
Цель и постановка задачи
Цель данной работы - определить экологическое и эксплуатационное соответствие норм стран СНГ на дизельное топливо.
Таблица 1 Отечественный, российский и европейский стандарты на дизельное топливо
т & та С Цетановое число Допускаемая концентрация серы, % массы Температура воспламенения, °С Смазывающая способность, мкм
ДСТУ 3868-99 тіп 45 вид I - 0,05 вид II - 0,10 вид III - 0,20 вид IV - 0,50 тіп 40 -
ГОСТ 305-82 тіп 45 тах 0,2 тіп 40 -
£N-590 тіп 49 тах 0,005 тіп 55 тах 460
Топливо «Лукойл» 51 0,002 70 390
Оценка норм на дизельное топливо
Приведенное в табл. 1 сравнение показывает, что стандарт России допускает содержание серы 0,2%. Это европейский уровень 1994 года (БиЯО 1), но не требования БИЯО 2 - 0,05 % серы, БИЯО 3 -0,035 % и БиЯО 4 - 0,005 %. Стандарт Украины предусматривает производство четырех видов дизельного топлива по содержанию серы: 0,05 %, 0,10 %, 0,20 % и 0,5 %. Следовательно, только вид I отвечает требованиям БИЯО 2. За последние три года по инициативе нефтеперерабатывающих компаний были внедрены технологии, которые позволили снизить содержание серы в дизельном топливе в среднем до 0,05 %.
Анализ статистических данных за январь-сентябрь 2005 года показывает, что около 76 % топлива в СНГ производится с содержанием серы 0,20 %. Распределение остальных 24 % представлено на рис. 1. Таким образом, по содержанию серы 96 % дизельного топлива удовлетворяет нормам ГОСТ 305-82, а 18 % - соответствует требованиям ЕиЯО 2 и виду I ДСТУ 3868-99.
о
и
е
а
ю
о
т
о
ец
о
р
с
а
S
о
М
5
о
6
Концентрация серы, % массы
Рис. 1. Процентное содержание серы в дизельном топливе производства СНГ (76% - с содержанием серы 0,2% - на графике не показано)
По уровню содержания полициклических ароматических углеводородов (ПАУ), которые, как известно, приводят к образованию в отработавших газах дизеля канцерогенных веществ, отечественное дизельное топливо даже превосходит зарубежное. Так, содержание ПАУ в отечественном топливе - не более 7%, а нормы БИЯО 3 и БиЯО 4 допускают уровень 11 %.
Нормы БиЯО на содержание серы - это требования не только экологической безопасности, но и эксплуатации топливной аппаратуры дизеля. Приведем такой пример. Вначале 90-х годов в Европе начинается продажа дизельного топлива с содержанием серы менее 0,05 %. Его применение обернулось массовыми поломками топливной аппаратуры, в первую очередь топливного насоса высокого давления (он выходил из строя менее чем за 10000 км пробега автомобиля).
Причиной этому явились особенности работы топливной аппаратуры, а именно. Плунжер топливного насоса высокого давления, игла форсунки, нагнетательный клапан смазываются топливом, чьи антифрикционные качества обязаны сере. Проблему смазки решили быстро: были разработаны недорогие и эффективные противоиз-носные присадки к топливу, которые практически
уравняли ресурс топливной аппаратуры с ресурсом всего автомобиля. Смазывающую способность дизельного топлива с тех пор стали нормировать.
Смазывающая способность дизельного топлива измеряется в микронах - по диаметру пятна износа тарированного стального шарика диаметром 6,5 мм, который в определенном режиме трут о специальную пластину, погруженную в топливо. В нормах EURO 2 ... 4 уровень износа не должен превышать 460 мкм. Отечественных норм на смазывающую способность не существует.
Выводы
Анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
- по экологическим требованиям дизельное топливо, предлагаемое украинскому потребителю, приближается к европейским стандартам EURO 2;
- по требованиям эксплуатации топливной аппаратуры отечественное дизельное топливо не удовлетворяет европейской норме (в среднем показатель смазывающей способности отечественного дизельного топлива на 20 - 30 % хуже европейской нормы);
- по прогнозам, поступление на рынок дизельного топлива, удовлетворяющего нормам EURO 4 приведет к увеличению парка дизельных легковых автомобилей в Украине с нынешних 5 % до 10 % от общего количества автомобилей;
- внедрение мероприятий по оптимизации процесса сгорания дизельного двигателя приведет к ужесточению норм на смазывающую способность, цетановое число, температуру вспышки дизельного топлива.
Литература
1. ГОСТ 305-82. Топливо дизельное.
2. ДСТУ 3868-99. Паливо дизельне. Технічні умо-
ви. - К.: Держстандарт України, 1999.
3. Автомобильный справочник BOSCH: Пер. с
англ. - М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004.992 с.
Рецензент: Ф.И. Абрамчук, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 6 апреля 2006 г.