Научная статья на тему 'Сравнительная оценка ликвидности и платежеспособности предприятий транспорта'

Сравнительная оценка ликвидности и платежеспособности предприятий транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
928
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЛИКВИДНОСТЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорожная А. С.

Показана взаимосвязь между показателями ликвидности и платежеспособности предприятии; проведен проведения анализ этих показателей на основе данных автотранспортных предприятий различных организационно-правовых форм, находящихся в Ставропольском крае, осуществляющих грузовые перевозки; сделаны выводы об их финансовом состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Задорожная А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка ликвидности и платежеспособности предприятий транспорта»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА

А.С. ЗАДОРОЖНАЯ,

аспирант,

НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт»,

e-mail: anny_curl@mail.ru

Показана взаимосвязь между показателями ликвидности и платежеспособности предприятии; проведен проведения анализ этих показателей на основе данных автотранспортных пред- со приятий различных организационно-правовых форм, находящихся в Ставропольском крае, осуществляющих грузовые перевозки; сделаны выводы об их финансовом состоянии. О

О

Ключевые слова: финансы, транспортные предприятия; ликвидность; платежеспособность. ^

Коды классификатора ЗЕЬ: R41, R48. о .

Ф

о

Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его

платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить _

свои платежные обязательства. £

Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать § кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и пред- о приятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Особенно важно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого -ф. кредита или отсрочки платежа.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса

зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состоя- ®

ние расчетов, но и их перспективу. х

Ликвидность предприятия — это способность предприятия своевременно исполнять обязательства по всем видам платежей. Платежеспособность предприятия — это наличие у предприятия 2 денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, ° требующей немедленного погашения [2]. си

Исходными данными для проведения анализа платежеспособности являются формы бухгал- ^

терской отчетности №1 «Баланс предприятия» за 2006-2008 годы деятельности автотранспортных ^

предприятий различных организационно-правовых форм, находящихся в Ставропольском крае, осу- ^

ществляющих грузовые перевозки. Для проведения сравнительного анализа была использована от- о четность следующих ГАТП:

1) Открытое акционерное общество «Автотранспортное предприятие "Ставропольское-2"» (ОАО ^ АТП «Ставропольское-2»), расположенное по адресу: г. Ставрополь, проспект Кулакова, о 24а; о

2) Общество с ограниченной ответственностью «Транспортное предприятие "Камазовец"» о (ООО ТП «Камазовец»), также находящееся в городе Ставрополе по адресу: проспект Кула- о_ кова, 18а; х

3) Открытое акционерное общество «Автотранспортное предприятие № 1 "Ставропольстрой- ^ мелиорация"» (ОАО «Ставропольстроймелиорация»), расположенное по адресу: г. Светло- ш град, ул. 2-я Промышленная, 12;

4) Общество с ограниченной ответственностью «Евроазия-Транзит» (ООО «Евроазия-Транзит»), § являющееся филиалом немецкой транспортной компании «Вили Бетц ГмбХ», находящееся си в г. Минеральные Воды, ул. 1-я Промышленная, 29. Специализируется на международных ^ перевозках грузов, экспорте, импорте продукции, экспедировании подвижного состава о предприятия. о

В ходе анализа ликвидности решаются следующие задачи [1]:

• оценка достаточности средств, обеспечивающих покрытие обязательств, сроки которых истекают в соответствующие периоды;

• определение суммы ликвидности средств и проверка их достаточности для выполнения со срочных обязательств; ^

• оценка ликвидности и платежеспособности предприятия на основе ряда показателей. §

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных О

по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые груп- о

пируются по степени срочности их погашения. Анализ ликвидности и платежеспособности пред- О

приятия проводится в два этапа [2]: <

__СК

СК

© А.С. Задорожная, , 2009

1-й этап — группировка статей баланса. Данный этап анализа позволяет дать оценку ликвидности и платежеспособности предприятия с учетом срока выполнения обязательств предприятием.

Баланс является абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия:

I группа АБ > I группы ПБ

II группа АБ > II группы ПБ

III группа АБ > III группы ПБ

IV группа АБ < IV группы ПБ

2-й этап — расчет показателей ликвидности и платежеспособности. На этом этапе анализа осуществляется расчет ряда показателей для оценки ликвидности и платежеспособности.

1) Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) показывает, какую долю краткосрочных обязательств может покрыть предприятие, погасить своими быстрореализуемыми средствами и рассчитывается по формуле:

стр.250+стр.260 ^

с "' стр.6 10 + стр.620 + стр.630 + стр.660

^ Стандартное значение этого показателя не менее 0,2.

2 2) Коэффициент критической ликвидности (К ) (промежуточного покрытия) показывает ка-

кая часть текущих активов за минусом запасов и дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более чем через двенадцать месяцев после отчетной даты, покрываются текущими обязательствами и вычисляются по формуле:

СО -О I—

О

.0

О

, раздЛ - стр.210—стр.220—стр.230

§ *"*' стр.610 + стр.620 + стр.630 + стр. 660

041 Стандартное значение — не ниже 0,7-

3) Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) (Ктл) показывает, на сколько предприятие может покрыть свои краткосрочные обязательства всеми своими легко реализуе-о мыми средствами и рассчитывается по формуле:

2 ^, разд.П — стр.220 — стр. 230

| "" ~ стр.610 + стр.620 + стр.630 + стр.660 ^

ф

§ Безопасным в международной практике считается значение, равное 2.

4) Коэффициент покрытия запасов рассчитывается по формуле:

° Кп.з. = (стр. 490+ 640+650+590-190-230+610+621+622+627 — 252 — 244)/ стр. 210. (4)

I ®

™ Если коэффициент покрытия запасов меньше 1, то текущее финансовое состояние анализируе-

о. мого предприятия рассматривается как неустойчивое.

< Расчет показателей и коэффициентов представлен в табл. 1.

о Как видно из таблицы, при группировке активов и пассивов баланса, все условия не выполнясь о

ются ни в одном из анализируемых предприятий, т.е. назвать баланс абсолютно ликвидным нельзя ни в одном предприятии. Наиболее ликвидный баланс в ООО «Евроазия-Транзит», однако оно не является ликвидным в силу того, что оно не может обеспечить выполнение краткосрочных обяза-§ тельств (А1 < П1). Что касается еще одного общества с ограниченной ответственностью — ООО ТП

0 «Камазовец», то его баланс можно отнести к абсолютно неликвидным, т.к. оно не может погасить §_ ни краткосрочные, ни долгосрочные обязательства. Отсюда можно сделать вывод о том, что ООО ТП ^ «Камазовец» находится на грани банкротства, и при этом имеет неудовлетворительную структуру ^ баланса. Под этим понимается такое состояние имущества предприятия и его обязательств, при ко-ф тором за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед

кредиторами, в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. 5 Анализируя ликвидность баланса в открытых акционерных обществах — ОАО АТП

ф «Ставропольское-2» и ОАО «Ставропольстроймелиорация», следует отметить, что предприятия име-

1 ют очень малую долю быстро реализуемых активов, в то время как имеют огромную кредиторскую ^ задолженность. В ОАО «Ставропольстроймелиорация» отсутствуют постоянные пассивы. Собствен-§ ных средств у предприятия хватает лишь для того, чтобы покрыть трудно реализуемые активы на ^ половину.

Из полученных значений коэффициента абсолютной ликвидности можно сказать, что за ана--ч- лизируемый период во всех предприятиях, за исключением ОАО «Ставропольтсроймелиорация»

значение этого коэффициента растет, что является положительной тенденцией в деятельности этих АТП. Однако оптимального значения (0,2) оно достигается лишь в ООО «Евроазия-Транзит» к ^ концу 2007 года и составляет 0,28 и конце 2008 года увеличивается до значения 0,31, а также в ООО

О ТП «Камазовец» к концу 2008 года и составляет 0,6. Наименьшее значение данного коэффициента

^ в ОАО «Ставропольстроймелиорация» (0,02 вначале 2006 года, 0,0001 в конце 2006 года, 0,008 в

О конце 2007 года и 0,03 в конце 2008 года). Это означает, что предприятие практически не имеет

^ возможности погасить краткосрочные обязательства быстро реализуемыми активами. В ОАО АТП

«Ставропольское-2» к началу 2006 года коэффициент абсолютной ликвидности составлял 0,05, за-ш тем к концу 2006 года снизился до 0,02 и затем к концу 2007 года увеличился до значения начала

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ.

177

2006 года. Это говорит о том, что предприятие может погасить 5% краткосрочных обязательств быстро реализуемыми активами.

Таблица 1

Показатели, характеризующие ликвидность предприятий (на примере грузовых АТП Ставропольского края)

Предприятие Период Показатель

Активы, тыс. руб. Пассивы, тыс. руб. Коэффициенты

А1 А2 А3 А4 П1 П2 П3 П4 Ка.л. Кк.л. Кт.л. Кп.з.

ОАО АТП «Ставрополь-ское-2» нач. 2006 г. 753 6586 582 9680 8060 6480 0 5376 0,05 0,5 0,54 2,12

кон. 2006 г. 401 3583 847 15742 12040 4672 0 5413 0,02 0,24 0,29 -3,78

кон. 2007 г. 1149 5016 -1759 18960 15459 7500 0 5673 0,05 0,27 0,19 -3,25

кон. 2008 г. 1258 8791 -907 15760 11639 11991 0 5992 0,05 0,43 0,39 8,1

ООО ТП «Камазовец» нач. 2006 г. 173 302 227 7400 1697 1030 1069 4324 0,06 0,17 0,26 -7,62

кон. 2006г. 206 241 191 8300 1960 989 1167 4842 0,07 0,15 0,22 -1,99

кон. 2007 г. 364 877 109 9570 2179 1367 0 9301 0,11 0,36 0,39 9,52

кон. 2008 г. 1793 794 124 10940 1510 1473 0 10706 0,6 0,87 0,91 8,12

ОАО «Ставро-польстроиме-лиорация» нач. 2006 г. 183 2831 145 4234 2158 5719 0 -200 0,02 0,38 0,4 8,49

кон. 2006 г. 1 681 88 3722 4474 3000 0 -2529 0,0001 0,09 0,1 -0,52

кон. 2007 г. 9 1927 407 3514 4194 7095 0 -5405 0,0008 0,17 0,21 2,06

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кон. 2008 г. 96 675 565 2764 859 2000 0 1241 0,0007 0,27 0,47 1,64

ООО «Евроазия-Транзит» нач. 2006 г. 973 22963 277 1430 18627 0 0 7899 0,05 1,29 1,30 36,2

кон. 2006 г. 1071 26764 -69 1659 20498 0 0 9738 0,05 1,36 1,35 66

кон. 2007 г. 5332 18724 290 788 18787 0 0 7324 0,28 1,28 1,30 20,6

кон. 2008 г. 7627 24963 -3 1045 24912 0 0 9961 0,31 1,31 1,31 32,1

Характеризуя коэффициент критической ликвидности, нормативное значение достигается также в ООО «Евроазия-Транзит» на протяжении всего периода (1,29 в начале 2006 года и 1,31 в конце 2008 года), а также в ООО ТП «Камазовец» к концу 2008 года и составляет 0,87. В обществах с ограниченных ответственностью коэффициент критической ликвидности возрастает, а в акционерных обществах, напротив, наблюдается тенденция к снижению этого показателя. Так, в ОАО «Ставропольстроймелиорация» с 0,38 до 0,27 и в ОАО АТП «Ставропольское-2» с 0,5 до 0,43 с начала 2006 года по конец 2008 года соответственно).

Что касается общего коэффициента покрытия (текущей ликвидности), следует отметить, что, несмотря на тенденцию к увеличению этого показателя во всех АТП, за исключением ОАО АТП «Ставропольское-2», ни на одном из рассматриваемых предприятиях данный коэффициент не соответствует оптимальному значению, равному 2. Общий коэффициент покрытия больше 1 лишь в ООО «Евроазия-Транзит». Другие же предприятия можно отнести к неплатежеспособным. То есть, даже если они направят все свои оборотные активы на погашение долгов, то они не ликвидирует краткосрочную кредиторскую задолженность на 100%. Этот показатель является одним из показателей, по которым структура баланса может быть признана неудовлетворительной, а предприятие может быть объявлено банкротом, если в ближайшие шесть месяцев предприятие не сможет восстановить свою платежеспособность.

Анализируя коэффициент покрытия запасов, следует отметить, что на всех предприятиях, за исключением ООО «Евроазия-Транзит», значение в каком-либо периоде имеет отрицательное значение, что является негативным моментом в хозяйственной деятельности этих предприятий. В ООО «Евроазия-Транзит» наблюдается наибольшее значение данного показателя (36,2 в начале 2006 года, затем происходит его увеличение почти в 2 раза к концу 2006 года по сравнению с началом 2006 года и составляет 65,98, а затем значение данного коэффициента падает и составляет

СО -О I—

О О

.0

О

о о

сч

а

I—

ш

I—

х о

а ®

I >

о

0

1

I ф

т

О

а а

£ о о

о

о

о

т

О

О

о а_

о ф

о ф

0

1

о

т

со

о

О

О о

ш

с

ск ск

в 2008 году 32,13). Это, безусловно, говорит о положительной тенденции на данном предприятии. На всех других предприятиях в течение рассматриваемого периода коэффициент покрытия запасов имеет отрицательное значение. Это свидетельствует о том, что собственные средства предприятия, долгосрочные кредиты и займы, задолженность поставщикам и подрядчикам на формирование запасов не направлялись.

В ОАО «Ставропольстроймелиорация» наблюдается снижение этого коэффициента, а в ОАО АТП «Ставропольское-2» и ООО ТП «Камазовец», напротив, его увеличение. При чем следует отметить положительным моментом в деятельности ООО ТП «Камазовец», что если к началу 2006 года коэффициент покрытия запасов имел отрицательное значение (-7,62), то к концу 2008 года он вырос и составил 8,12.

На основе проведенных расчетов и полученных результатов можно сделать вывод о том, что ликвидное и платежеспособное предприятие из рассматриваемых — Общество с ограниченной ответственностью «Евроазия-Транзит». ОАО АТП «Ставропольское-2» менее ликвидное, но в нем сохра-о няется платежеспособность. Наиболее вероятно к банкротству предприятие, находящееся в городе

^ Светлограде, — ОАО «Ставропольстроймелиорация». В ООО ТП «Камазовец» имеется возможность

^ восстановить свою платежеспособность.

^ При этом не все показатели финансового состояния имеют однозначную интерпретацию, по-

Z этому широко используемую систему показателей платежеспособности и ликвидности необходимо

совершенствовать в направлении учета особенностей предприятий транспорта и возможностей за-^ рубежной системы учета.

3

ЛИТЕРАТУРА

о

О 1. Ковалева A.M., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.

с\1 2. Финансы предприятий: учебник для вузов /Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др., 2-е изд. М.:

со .о

ö I—

Ф

I—

х о

а ®

I >

о

0

1

I ф

m i—

О

а ö

£ о о

о о

о о

Q_

О Ф

О ф

0

1

о

m

со

о

о 21 о о

ш

с

cv cv

ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.