Научная статья на тему 'Сравнительная криминологическая характеристика личности безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего'

Сравнительная криминологическая характеристика личности безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
744
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ЛИЧНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНЫЙ / БЕСПРИЗОРНЫЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шелепова Евгения Владимировна

Статья посвящена исследованию криминологических характеристик личности безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего. В статье выявлены и рассмотрены основные демографические, социальные и криминологические показатели, характеризующие личность несовершеннолетнего, отражены причины возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, указаны наиболее существенные признаки, отличающие данные категории детей друг от друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная криминологическая характеристика личности безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ БЕЗНАДЗОРНОГО И БЕСПРИЗОРНОГО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Шелепова Евгения Владимировна, соискатель

кафедры уголовного права и криминологии без степени,старший преподаватель Алтайская академия экономики и права

Аннотация: Статья посвящена исследованию

криминологических характеристик личности безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего. В статье выявлены и рассмотрены основные демографические, социальные и криминологические показатели, характеризующие личность несовершеннолетнего, отражены причины возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, указаны наиболее существенные признаки, отличающие данные категории детей друг от друга.

Ключевые слова: сравнительная характеристика,

криминологическая характеристика, личность,

безнадзорный, беспризорный, несовершеннолетний.

Большое значение для профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних имеет криминологическая характеристика личности данных категорий детей.

Исследуя личностные характеристики безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, следует отметить демографические и социальные признаки таких детей, так как именно они определяют место ребенка в обществе, его взаимоотношения с окружающими людьми и социальной средой. Проведенным нами исследованием были охвачены 372 несовершеннолетних, относящихся к категории безнадзорных детей и 88 несовершеннолетних, относящихся к категории беспризорных детей.

Основными характеристиками безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних являются пол и возраст.

Среди безнадзорных несовершеннолетних большинство составляют лица мужского пола - 71,5%, девушек - 28,5%. Среди беспризорных юношей и девушек примерно равное количество - 52,3% и 47,7% соответственно. Разница показателей в группе беспризорных несовершеннолетних составляет 4,6%. Это говорит о том, что девушки более привязаны к семье, они более прилежны, успешнее учатся в школе, реже пропускают занятия, как правило, чаще испытывают «психологический страх перед улицей», не уходят надолго из дома, реже остаются без контроля со стороны родителей, и реже приобретают статус безнадзорного несовершеннолетнего, чем мальчики. Однако девушки, пройдя этап безнадзорности, в силу разных причин приобретают статус беспризорного чаще, чем

юноши. Именно поэтому количество юношей и девушек данной категории со временем выравнивается.

По возрастному критерию среди безнадзорных несовершеннолетних самой многочисленной группой являются 14-15 летние подростки - 33,6%; 1213 летние дети составляют 26,1%; 16-17 летние подростки - 20,4%; 10-11 летние несовершеннолетние - 16,7% и 7-9 летние дети - 3,2%. Характеризуя данный показатель, можно утверждать, что уже к 10-11 годам контроль со стороны родителей или лиц, их заменяющих, за поведением и времяпрепровождением несовершеннолетних ослабевает. Они все чаще проводят своё свободное время вне дома: в компьютерных залах, залах игровых автоматов, в подъездах. К 12-13 годам количество безнадзорных несовершеннолетних увеличивается на 9,4%, а пик приходится на 14-15 летних - увеличение их числа составляет 16,9%.

Среди беспризорных несовершеннолетних самую многочисленную группу составляют 10-11 летние дети - 26,1%; затем следует группа 14-15 летних -22,7%; группа 7-9 летних составляет - 20,5%; 12-13 летние подростки - 18,1%; самая малочисленная группа - 16-17 летние подростки - 12,6%. Как видно, среди беспризорников по возрасту выделяет две основные группы: 10-11 летние дети и 16-17 летние подростки. Разница составляет 13,5 %. Это связано с тем, что подростки к 16-17 годам уже приспособились к «жизни на улице», реже нуждаются в какой-либо помощи со стороны взрослых и не хотят ее принимать. В различные социальные институты они обращаются в случаях, если требуется медицинская помощь или есть желание «отдохнуть от беспризорничества», поесть, помыться, отоспаться. Однако, как только дело доходит до определения их в детские дома или другие специ-альизированые учреждения, они тут же уходят. Иначе обстоит дело с 10-11 летними детьми. Они, как правило, в приютах для несовершеннолетних ждут решения по своему делу, отправляются в детский дом, но через какое-то время вновь оказываются на улице. Таким способом беспризорные могут «проживать» в приютах до трех-четырех лет, пока окончательно не приспособятся к беспризорному образу жизни.

Интересной представляется оценка уровня образования несовершеннолетнего безнадзорного и беспризорного. Так, среди безнадзорных 24,2%, а среди беспризорных 46,6% детей и подростков имеют начальное образование (4 класса), хотя только 3% из них по уровню своего развития соответствуют данному возрасту. Примерно 23,0% безнадзорных детей отстают от соответствующей программы школьного обучения, а значит, плохо читают, считают и пишут. Неполное среднее образование (5-8 классов) имеют 52,9% опрошенных безнадзорных и 38,7% беспризорных детей, а окон-

чивших 9 классов - только 18,9% безнадзорных и 10,2% беспризорных несовершеннолетних. Совсем не умеют читать и писать 4,0% безнадзорных и 4,5% беспризорных подростков. Культурно-

образовательная характеристика большинства из них существенно снижена по сравнению с их благополучными сверстниками. Среди данной категории детей значительна доля, не успевавших в школе, плохо усваивавших учебный материал. Среди беспризорных детей большое количество второгодников, имеющих отрицательные характеристики по месту учебы, низкий уровень развития интересов к учебе и иной деятельности. Учиться и догонять по знаниям своих сверстников в обычных школах им психологически трудно. Они боятся насмешек сверстников, отрицательного отношения со стороны родителей одноклассников и укоров со стороны учителей - ведь это много страдавшие, часто отверженные родителями и обществом, психологически легкоранимые дети. Униженный, изолированный от других учеников, ребенок вынужден искать выход из сложившейся ситуации. Им, как правило, становится улица, где он попадает в среду таких же «отверженных» детей.

При этом необходимо указать, что 81,2% безнадзорных и 87,5% беспризорных несовершеннолетних являлись учащимися школ; 4,8% и 5,7% соответственно - учащимися ПТУ и техникумов; 3,2% и 4,5% - учащиеся колледжей и специальных интернатов; 10,8% и 2,3% - нигде не учились и не работали, хотя все они числятся за каким-либо учебными заведениями.

Большое значение имеет место проживания несовершеннолетнего безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего. Так, нашим исследованием было выявлено, что среди безнадзорных 87,9%, а среди беспризорных - 100% детей являются городскими жителями и 12,1% безнадзорных несовершеннолетних проживают в сельской местности. Данные показатели подтверждают вывод о том, что беспризорные дети из сельской местности переезжают в города, где легче приспособиться к определенным условиям жизни. Что касается категории безнадзорных детей, то среди них детей из сельской местности в 7 раз меньше, чем городских. Это объясняется тем, что дети из сельской местности имеют меньше свободного времени, они, как правило, заняты помощью родителям по хозяйству. В селе обычно все знают и друг друга, и всех детей. Кроме того, в селе меньше мест, где ребенок бы был предоставлен сам себе и находился вне наблюдения взрослых односельчан. Городские дети более свободны в выборе мест пребывания, не имея определенных обязанностей по дому, они располагают большим количеством свободного времени, которое тратят на праздное времяпрепровождение, «шатание» по улицам, участие в распитии спиртных и спиртосодержащих напитков,

в основном пива. Характерные особенности имеет круг общения таких несовершеннолетних. У большинства детей данной категории интересы и желания сводятся к потребительству, обладанию имеющимися у других престижными вещами, постоянным развлечениям, возможности не отказывать себе в любых желаниях.

Особое внимание в исследовании личности безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего было уделено вопросу о наличии у него семьи, так как именно в семье начинает происходить его первичная социализация. Так нами было установлено, что 91,9% несовершеннолетних безнадзорных ребенка проживало и воспитывалось в семье, и только 8,1 % детей воспитывалось в детских домах и интернатах. Среди беспризорных данные показатели составляют, соответственно, 76,1% и 23,9%. Это подтверждает выводы многих криминологов, о том, что именно семья, утрачивая свою основную функцию по воспитанию детей, оказывает на них негативное влияние, способствует формированию асоциальной личности несовершеннолетнего, которая характеризует его отклоняющееся поведение.

Как правило, большинство безнадзорных и беспризорных имеют вредные привычки, которые проявляются в курении, употреблении спиртосодержащих жидкостей, наркотических средств и токсических веществ. В итоге Всероссийской операции «Беспризорник», проведенной МВД в 2004 г., из доставленных в органы внутренних дел несовершеннолетних 1200 чел. находились в состоянии наркотического или токсического опьянения, 7100 -алкогольного.1 На начало 2006 года 60 тыс. несовершеннолетних официально признаны алкоголиками, среди 3,5 млн. наркоманов - 70% дети. С 1995 по 2006 год, наркомания среди несовершеннолетних подростков возросла в 15 раз.2

Нашим исследованием установлено, что среди безнадзорных несовершеннолетних только 17,0% не имеют привычки курить, остальные 83,0% курят, из них девушки составляют 19,8%. При этом самый ранний возраст юного курильщика составляет 6-7 лет. Чем старше возраст безнадзорного несовершеннолетнего, тем большее количество курящих наблюдается среди них. Пик приходится на 11-13 -летних безнадзорных детей, которые составляют 38,0% данной категории несовершеннолетних. Среди беспризорных курит 60,2%, из числа девушек - 45,3%. Среди курящих беспризорных 27,2%

1 МВД Новости от 20.09.2004 // http: // www.mvdinform.ru. Сайт Министерства внутренних дел.

2 Медников В. Подросток в экономическом пространстве // Обозреватель - Observer, 2003. № 3. С. 89-93., Положение детей в РФ: Государственный доклад: М., 2006. http: // www.ed.gov.ru /szd/.

приходится на 10-13-летних; среди 6-7-и 14-15летних курят по 11,4%, а среди 8-9 - летних - 9,1%.

Немного иначе дело обстоит с употреблением спиртных напитков, наркотических средств и токсических веществ. Так, спиртные напитки употребляют 58,6% безнадзорных детей и подростков, наркотические средства - 8,5%, токсические вещества -10,5%. Среди беспризорных несовершеннолетних аналогичные показатели составляют, соответственно, 53,4%, 12,3%, 18,0%. По нашему мнению, это достаточно высокие показатели, которые без сомнения очень сильно влияют на здоровье несовершеннолетних детей. Конечно же, указанные виды отклоняющегося поведения должны быть замечены и родителями, и педагогами, и сотрудниками государственных органов, которые обязаны разъяснять пагубность данных привычек, с тем, чтобы искоренить их в поведении несовершеннолетних.

Необходимо отметить, что многие дети совмещают несколько вредных привычек. Приобщение к спиртным напиткам и курению происходит у ребенка при первом попадании на улицу как к первому атрибуту взрослой жизни. Поэтому столь высок процент курящих беспризорников в возрасте 7-9 лет. По мере взросления беспризорные несовершеннолетние предпочитают использовать алкогольные напитки или токсические вещества для достижения эффекта эйфории и поднятия настроения. Употребление спиртных напитков и токсических веществ способствует снижению самоконтроля, провоцирует подростка на совершение «подвигов», в том числе и криминальных.

Естественно, процесс формирования личности безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего происходит постепенно, начиная от совершения незначительных видов отклоняющегося поведения, и заканчивая совершением серьезных правонарушений (особенно характерно для беспризорных). Так, среди безнадзорных - 86,5%, а среди беспризорных - 35,0% несовершеннолетних подростков состоят на профилактическом учете в ПППН, неоднократно доставлялись в ОВД за совершение административных правонарушений.

Необходимо отметить, что состояние безнадзорности и беспризорности имеет отрицательные последствия не только для общества и государства в целом, но и для самих несовершеннолетних. Всем очевиден тот вред, который наносится детям, находящимся в соответствующем положении. Так, неблагоприятный образ жизни, плохое качество питания, наличие вредных привычек приводит к ухудшению здоровья детей и подростков, заражению их кожными, венерическими и инфекционными заболеваниями, приобретению хронических и пси-

хических болезней.3 Среди безнадзорных несовершеннолетних, охваченных нашим исследованием, хронические заболевания были отмечены у 30,0%, среди беспризорных у 56,0% детей. Среди беспризорных, доставляемых в социальнореабилитационные учреждения, у 12,0 - 14,0% де-вочек-подростков выявляются гинекологические заболевания, у 70,0% детей - нарушения психики, 15,0% имеют опыт употребления наркотических и психотропных средств.4 В ходе нашего исследования было установлено, что 62,0% девочек, находящихся в приюте для несовершеннолетних, имели гинекологические заболевания (венерические), при этом половина из них лечилась неоднократно.

Образ жизни безнадзорных и беспризорных подростков наносит мощный удар по их здоровью, психике, деформирует их ценностные ориентации. Как правило, у них искажено представление о мире, о добре и зле, терпимость и любовь к близким людям отсутствуют, знания крайне ограниченны и не соответствуют возрасту. Улица закаляет и воспитывает, особенно беспризорников, учит законам выживания в окружающем их мире. При этом в характере данных категорий детей проявляются агрессивность, грубость, неуравновешенность, неумение сочувствовать и сопереживать, жестокость, изворотливость, ненависть, конформизм, неприятие существующих положительных стереотипов поведения в обществе.

Необходимо отметить, что криминологическое изучение личности безнадзорного несовершеннолетнего позволяет не только описать саму личность, но и определить меры воздействия на её поведение с тем, чтобы не допустить её перехода в качественно иное состояние - состояние беспризорности.

Список литературы:

1. Беспризорные и безнадзорные дети: Итоги общероссийского социологического зондажа. М.: Центр социологических исследований МО РФ, 2002. 68 с.

2. Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. 2001. №5. С. 3 - 7.

3. МВД Новости от 20.09.2004 // http: // www.mvdinform.ru. Сайт Министерства внутренних дел.

4. Медников В. Подросток в экономическом пространстве // Обозреватель - Observer, 2003. № 3. С. 89 - 93.

5. Положение детей в РФ: Государственный доклад. М., 2006. http: // www.ed.gov.ru /szd/.

Рецензия

Актуальность выбранной темы состоит в том, что реальная эффективность проводимой в стране политики в

3 Беспризорные и безнадзорные дети: Итоги общероссийского социологического зондажа. М.: Центр социологических исследований МО РФ, 2002. 68 с.

4 Дармодехин С.В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. 2001. №5. С. 3.-7.

области профилактики детской безнадзорности и беспризорности остается крайне низкой.

Рецензируемая статья посвящена исследованию криминологических характеристик личности безнадзорного и беспризорного несовершеннолетнего. В статье отражены конкретные результаты, полученные в ходе глубокого криминологического исследования, проводимого в Алтайском крае в период с 2003 по 2007 годы.

В статье выявлены и рассмотрены основные демографические, социальные и криминологические показатели, характеризующие личность

несовершеннолетнего, отражены причины возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, указаны наиболее существенные признаки, отличающие данные категории детей друг от друга.

При написании статьи использовались методы: формальноюридический, сравнительного анализа, статистического учета и математического анализа.

Данная статья имеет практическое значение для организации мероприятий по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Алтайском крае.

Статья рекомендована для публикации в открытой печати.

P.M. Абызов

Научный руководитель д.ю.н, профессор Заслуженный юрист РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.