Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ДЖАЗОЛОГИИ: АВТОРСКИЕ ВЕРСИИ "UKRAINIAN JAZZ ROUND DANCES" С. ДАВЫДОВА'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ДЖАЗОЛОГИИ: АВТОРСКИЕ ВЕРСИИ "UKRAINIAN JAZZ ROUND DANCES" С. ДАВЫДОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ДЖАЗ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ДЖАЗОВОЕ ТВОРЧЕСТВО С. ДАВЫДОВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харенко Алина Алексеевна

Статья посвящена проблемам музыкальной интерпретации в сфере джазовой музыки. В результате сравнительного анализа двух интерпретаций авторского джазового произведения, выявлены отличительные особенности, касающиеся импровизационной составляющей, тонально-гармонического развития, фактуры, формы композиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE INTERPRETATION IN JAZZOLOGY: AUTHOR’S VERSIONS OF “UKRAINIAN JAZZ ROUND DANCES” BY S. DAVYDOV

The article is devoted to the problems of musical interpretation in the field of jazz music. As a result of a comparative analysis of two interpretations of the author’s jazz work, the distinctive features of the improvisational component, tonal-harmonic development, texture, and form of composition were revealed.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ДЖАЗОЛОГИИ: АВТОРСКИЕ ВЕРСИИ "UKRAINIAN JAZZ ROUND DANCES" С. ДАВЫДОВА»

https ://doi.org/10.29013/EJA-21-1-130-134

Kharenko Alina Alekseevna, Post-graduate student of the Department of Interpretation and Analysis of Music Kharkiv National I. P. Kotlyarevsky University of Arts, Kharkiv, Ukraine E-mail: alinakharenko1991@gmail.com

COMPARATIVE INTERPRETATION IN JAZZOLOGY: AUTHOR'S VERSIONS OF "UKRAINIAN JAZZ ROUND DANCES" BY S. DAVYDOV

Abstract. The article is devoted to the problems of musical interpretation in the field of jazz music. As a result of a comparative analysis of two interpretations of the author's jazz work, the distinctive features of the improvisational component, tonal-harmonic development, texture, and form of composition were revealed.

Keywords: jazz, interpretation, improvisation, comparative analysis, jazz creativity of S. Davydov.

Харенко Алина Алексеевна, Аспирантка кафедры интерпретологии и анализа музыки Харьковского национального университета искусств имени И. П. Котляревского, Харьков, Украина E-mail: alinakharenko1991@gmail.com

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В ДЖАЗОЛОГИИ: АВТОРСКИЕ ВЕРСИИ «UKRAINIAN JAZZ ROUND DANCES» С. ДАВЫДОВА

Аннотация. Статья посвящена проблемам музыкальной интерпретации в сфере джазовой музыки. В результате сравнительного анализа двух интерпретаций авторского джазового произведения, выявлены отличительные особенности, касающиеся импровизационной составляющей, тонально-гармонического развития, фактуры, формы композиции.

Ключевые слова: джаз, интерпретация, импровизация, сравнительный анализ, джазовое творчество С. Давыдова.

Джаз - одно из самых значительных и само- традиции, прошли стадии полифонии, «золотую

бытных явлений в музыке ХХ века. В сравнитель- эру» классического периода, испытали влияние

но небольшой по времени истории джаза можно романтизма, симфонизма, оба прошли неокласси-

обнаружить модель общей эволюции музыкальной ческий и неоромантический периоды искусства

культуры от фольклора к профессиональному ис- ХХ века. Всего за первые пятьдесят лет своего

кусству. И академическая, и джазовая музыка, существования джаз в предельно сжатой форме

начав с одной точки, устно-импровизационной повторил путь европейской музыки десяти веков

[7, 3]. Тем не менее, если в академическом музыкознании установилась единая терминологическая база и во многом выработаны общие концепции к анализу ее структурных составляющих, то ситуация в джазологии пока не может похвастаться подобной однозначностью. Среди исследований джазового искусства преобладают, с одной стороны, работы технологического плана (изучение ладогармонических параметров, ритма, инструментовки), с другой - вопросы историографии и стилеобразования. В современной мировой джазологии, к сожалению, до сих пор не разработана методология критической оценки музыки.

Говоря о джазе, как о самобытном музыкально-творческом виде искусства, мы имеем в виду и его специфическую систему понятий и терминов. Так, в отличие от академической музыки, основанной в рамках триады «композитор - исполнитель - слушатель», джазовое творчество следует рассматривать в другой системе, учитывая его импровизационную составляющую: «импровизатор-автор - импровизатор-исполнитель» [2, 69]. В связи с этим понятие «интерпретация» в джазе требует деликатного и дифференцированного подхода.

Исследователи, обращающиеся к теме философского осмысления музыкальной интерпретации (Е. Гуренко, Н. Корыхалова, Т. Чередниченко), заложили основные направления и в украинском музыковедении (В. Москаленко, Л. Шаповалова, Е. Маркова, И. Полусмяк, О. Катрич, О. Палатюк, Л. Опарик, Ю. Николаевская) [7, 3]. В данных трудах вопрос исполнительского творчества изучается в контексте звукового воплощения нотных текстов, зафиксированных композиторами. Музыкант-интерпретатор, опираясь на формообразующие ресурсы произведения, переходит к поиску и апробации его выразительных возможностей [5, 12]. Однако, говоря о джазовом искусстве, главной де-терминантой которого является импровизацион-ность, интерпретацию необходимо рассматривать в более широком смысле - не только как трактовку

композиторских идей в исполнительском творчестве, но и как трактовку личных художественных замыслов самого импровизатора.

Изучая проблемы интерпретации в сфере фортепианного джазового творчества, С. Давыдов дает определение понятию «джазовая импровизация» - «...это свободная художественная интерпретация образа исходной темы, коррелируемая с трактовкой личных музыкальных идей (предварительных и сиюминутных)» [2, С. 73]. Д. Амирова отмечает, что джазовую интерпретацию можно рассматривать как одно из уникальных направлений в музыкальном искусстве, которое затрагивает не только музыкальную сферу, но и психологию, интеллектуальный уровень, воспитание, исполнительский опыт, мастерство, умение мыслить и анализировать, входить в контакт со слушателем, находя нужные средства музыкальной выразительности для достижения поставленной цели [1].

Как правило, сравнительная интерпретация в джазологии базируется на анализе одного исходного тематизма, исполняемого различными музыкантами. Редким для научного постижения является типичное для джаза явление, когда импровизатор выражает свою творческую индивидуальность по отношению к собственному произведению, интерпретируя самого себя. Такая «авторизованная» импровизаторская интерпретация представляет особый научный интерес и ценность.

Обращаясь к истории музыкального искусства, мы наблюдаем совмещение специальностей композитора и исполнителя еще в XVIII столетии: практически все выдающиеся музыканты - И. Бах, Г. Гендель, Ф. Куперен, Ж. Рамо, Д. Скарлатти, В. Моцарт, Л. Бетховен и другие -с одинаковым блеском проявляли себя и в той, и в другой сфере творчества. Позже такое сочетание встречается достаточно реже: в музыкальной практике наблюдается раздельное существование «чистых» композиторов, не выступающих в концертах, и «чистых» исполнителей, занимающихся

исключительно публичным интерпретированием чужих сочинений [4, 6].

Изучая феномен авторского импровизационного творчества в современном музыкальном исполнительстве, остановимся на творчестве джазового пианиста, композитора, аранжировщика Сергея Давыдова, личность которого является одной из знаковых в истории профессионального джаза в Украине.

Инновационность творчества С. Давыдова проявляется в импровизационном процессе -пианист подчиняет систему джазовых средств музицирования индивидуальному стилю композиторского плана. Основными принципами его творческого метода мышления являются: склонность к синтезу джазовой и академической систем музицирования, полифонизация, полифункциональность фактурного изложения музыкального текста, ориентация на сонатное мышление. Пианист участвует в джазовых ансамблях, а также выступает с сольными концертами, где компози-торско-импровизаторская интерпретация приобретает полную свободу.

Среди многочисленных альбомов авторской музыки С. Давыдова, особый научный интерес составляет диск «Ukrainian Jazz Round Dances» (2006), появление которого свидетельствует о развернутом творческом индивидуальном мышлении, которое в контексте камерного творчества приобрело уникальный музыкальный язык, в основе которого сочетание джазовой стилистики с опорой на эстетику фольклора Украины. Альбом состоит из одиннадцати контрастных композиций, четыре из которых имеют название «Хоровод» что, во-первых, дает основание говорить о цикле в цикле (аргументируя специфическую программность, пианист указывал на внутреннее ощущение движения по кругу). Во-вторых, расположение этих композиций является проявлением своеобразной интрамузыкальной программности, поскольку их нумерация связана с использованием соответствующих метрорит-

мических показателей. Так, «Хоровод № 3: Вальс для Ирины» написан в размере 3/4, «Хоровод № 4: Воз с квадратными колесами» - 4/4, «Хоровод № 5» - 5/4, «Хоровод № 6» - 6/4.

В данном исследовании приведен сравнительный анализ интерпретаций одного из произведений альбома - «Хоровод № 3: Вальс для Ирины». Нашей целью является сравнение его звучания в двух версиях: в студийной записи в исполнении квартета (С. Давыдов фортепиано, А. Рукомойников - сопрано-саксофон, Л. Хайс-ман - бас-гитара, Е. Селезнев -барабаны) и в дуэте С. Давыдов (фортепиано) и А. Рукомойников (сопрано-саксофон) в рамках концертного филармонического выступления. Важной составляющей является временной промежуток между данными выступлениями - 12 лет. Следует отметить, что мы сосредоточились на интерпретации сольных партий пианиста, поскольку нас интересуют в первую очередь авторские версии представленного произведения.

Анализируя жанровые истоки главной темы, мы обнаружили, что от украинского музыкального фольклора она вобрала кантиленный мело-дизм, соответствующие ладово-гармонические обороты (созвучные с коломыйками и щедрив-ками), плавность голосоведения, подголосоч-но-полифоническую фактуру, умеренный темп, ритмику плавного, спокойного типа. Выбранный автором жанр джаз-вальса придает произведению своеобразие танцевальности и полетности. Переакцентирование, тернарность ритмических пропорций, усложненная аккордика в аккомпанементе и импровизационная подача музыкального материала все же указывают на джазовую стилистику произведения. К тому же, в концепции записи, удачно использованы тембровые качества сопрано-саксофона, исполняющего основную тему и придающего звучанию кристальной прозрачности и нежности.

Итак, в первом исполнении «Хоровод № 3: Вальс для Ирины» квартет ориентируется на

оформление музыкальной ткани в русле джазового мейнстрима. Имеется в виду общепринятый в джазовом искусстве способ импровизационного музицирования, основанный на вариационном развитии [6, 197]. После вступления и изложения основной темы следуют поочередные импровизации в партии сопрано-саксофона, фортепиано и баса, далее -репризное проведения темы.

Анализируя фортепианную импровизацию в интерпретации автора, укажем на соблюдение основных архитектонических параметров, логики ладогармонических связей и ориентацию на жанрово-стилистическую специфику джаз-вальса, заложенных в первоначальном тематическом комплексе. Импровизация С. Давыдова в данном случае оформляется в соответствующем фактурном решении, в котором господствуют одноголосные мелодические фразы на фоне разреженной структуры аккомпанемента, выраженной только одиночными аккордами и двухголосными созвучиями. А в контексте дуэтного исполнения -солисты позволяют себе большую свободу в своих импровизациях.

Нами проанализировано исполнение «Хоровода № 3» на основе видео-записи концерта «Александр Рукомойников и Сергей Давыдов в кругу друзей», который состоялся в Национальной филармонии Украины 11 ноября 2018 года в г. Киев [3]. Сольная импровизация С. Давыдова представляет собой свободно трактуемую сонатность, усложняя тем самым традиционную структуру джазовой импровизации. Кстати, с такой трактовкой согласен сам автор композиции. Можно различить экспозиционный, разработочный и реприз-ный разделы. Большое значение в данном случае имеет контраст с темой, с одной стороны, которая уже претерпела трансформации в импровизации саксофона, с другой -внутренний контраст между фактурными планами и в жанровой окраске. Пианист в данном случае демонстрирует синтез академической и джазовой традиции, в котором рождается уникальная драматургическая фабула. Так, в экспозиционном разделе, С. Давыдов использует

прием имитации и подголосочной полифонии со смещением метрических акцентов. Разработочный раздел включает в себя многие приемы сонатной разработки: мотивное развитие, череду тональных отклонений, виртуозное изложение (пассажное и октавно-аккордовое). В репризном разделе развитие продолжается, что приводит к утверждению нового образно-фактурного качества тематизма на высшей кульминационной точке драматургической «спирали» (в духе традиций П. Чайковского и С. Рахманинова). Хотя импровизационный процесс развивается свободно и разнопланово, общая логика достаточно целенаправлена. Мастерское преобразование фактуры свидетельствует о роли виртуозности в импровизационном процессе.

Итак, джазовое творчество подразумевает искусство интерпретации в тесной связи с явлением импровизации. Импровизация демонстрирует не столько результат, а сколько процесс создания музыки, что обеспечивает особую привлекательность выступлениям джазовых музыкантов, которые в данном случае добиваются максимальной индивидуализации и своеобразия интерпретированного текста.

В процессе исследования установлено, что в зависимости от ансамблевого состава (инструментария или количества участников), коммуникативных условий (концертный зал или студийная запись), джазовый интерпретатор может выбирать подходящий способ оформления своих импровизаций. На основе сравнительного анализа двух различных авторских интерпретаций выдающегося украинского джазового пианиста-композитора С. Давыдова, мы определили, что в условиях квартета импровизация в партии фортепиано представлена в рамках традиционного изложения импровизационного музыкального текста и представляет собой одноголосные мелодические построения на фоне прозрачной структуры аккомпанемента. В то время, как в дуэтном исполнении, импровизатор использует сонатный принцип развития тематизма и расширенный

спектр фактурного многообразия с большой степенью звуковой насыщенности.

Кроме применения полного арсенала специфических джазовых идиом, С. Давыдов внедряет в импровизацию элементы подголосочной и имитационной полифонии, отклонения и модуляции, политональные способы оформления музыкальной ткани, фактурные формулы романтического письма. Именно фортепианная фактура, которая объединяет ладогармоническое развитие и ритмическую изобретательность, играет в данном случае главную роль и способ-

ствует реализации драматургического напряжения, формируя четкий семантический контекст всей композиции.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что данный опыт сравнительной интерпретации в джазологии является весьма перспективным, поскольку свободно-направленный импровизационный процесс в джазе не предусматривает дискретности, а напротив, являет собой своеобразный симбиоз композиторской, исполнительской и импровизационной функций творчества.

Список литературы:

1. Амирова Д. Интерпретация в джазе // Konservatoriya.- № 2. 2015. URL: https//konservatoriya. az/?p=1105/ (дата обращения 26.12. 2021).

2. Давыдов С. Пианистические фактурные комплексы как источник и средство художественной интерпретации // Южно-Рос. муз. альманах: науч. журн. - Ростов н/Д., 2014. -№ 3(16). -С. 69-77.

3. Давыдов С. «Хоровод № 3: Вальс для Ирины» // You Tube, 1 дек. URL: (https://www.youtube. com/watch?v=JfxggjJo-TU) (дата обращения 19.02. 20).

4. Коган Г. Избранные статьи. - М.: Сов. комп, 1972. - 267 с.

5. Москаленко В. Лекции по музыкальной интерпретации: учебное пособие. -К.: Клякса, 2012. -272 с.

6. Сарджент У Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / пер. с англ. М. Рудковской и В. Ерохина. -М.: Музыка, 1987. - 296 с.

7. Столяр Р. Джаз. Введение в стилистику: учебное пособие. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2015. - 112 с.

8. Тимофеева К. Порiвняльний анализ як метод штерпретологп (на прикладi фортешанного виконав-ства): автореф. канд. дис. 17.00.03. -музичне мистецтво. -Харюв, ХНУМ 1м. I. П. Котляревського, 2009. - 18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.