Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика запроса котировок и запроса предложений как конкурентных способов определения поставщика'

Сравнительная характеристика запроса котировок и запроса предложений как конкурентных способов определения поставщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7249
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПРОС КОТИРОВОК / ЗАПРОС ПРЕДЛОЖЕНИЙ / ЗАКУПКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонова Наталья Андреевна

Приведен сравнительный анализ процедур запроса котировок и запроса предложений с целью выявления их отличительных особенностей, достоинств и недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тихонова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика запроса котировок и запроса предложений как конкурентных способов определения поставщика»

УДК 351/354 Н.А. Тихонова

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПРОСА КОТИРОВОК И ЗАПРОСА ПРЕДЛОЖЕНИЙ КАК КОНКУРЕНТНЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКА

Аннотация. Приведен сравнительный анализ процедур запроса котировок и запроса предложений с целью выявления их отличительных особенностей, достоинств и недостатков.

Ключевые слова: запрос котировок, запрос предложений, закупка, государственный и муниципальный заказ.

Государственный заказ позволяет удовлетворять потребности государства и муниципалитетов в рамках социально-экономической функции. Осуществление закупочной деятельности выступает значимым элементом процесса бюджетирования, что в конечном счете определяет его результативность, экономичность и эффективность, а также стимулирует социально-значимые отрасли российской экономики.

Ключевым моментом современного развития политики в области государственного и муниципального заказа является создание качественного и эффективного механизма осуществления государственных закупок. На сегодняшний день в сфере экономических отношений существуют как основные, так и менее распространенные способы государственных закупок. Огромное количество сделок заключается непосредственно через проведение конкурсов и аукционов, на которых требуется гарантирование исполнения своих обязательств. Однако в редких случаях заказчик отходит от стандартной процедуры и применяет другие механизмы - запросы котировок и предложений. Данные способы осуществления закупок могут подойти многим предпринимателям. Однако большинство заказчиков и потенциальных участников плохо понимают, в чем отличие этих процедур. На самом деле они есть, и притом очень существенные.

Запрос котировок - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении запроса котировок; победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта [1].

Запрос котировок создается в том случае, когда общая стоимость запланированного договора не превышает полмиллиона рублей. Однако при запросе котировок есть нюансы, которые необходимо учесть:

- заказ должен быть изложен в единой информационной системе;

- максимальный срок решения всех вопросов составляет семь дней;

- компания, предложившая самую низкую стоимость контракта, и будет являться победителем;

- максимальный процент годовых закупок, осуществленных через запрос котировок, не должен превышать 10 % от имеющихся средств, предназначенных на закупки.

Естественно, для осуществления запроса котировок заказчик в обязательном порядке должен выполнить определенные условия:

- указать информацию, подтверждающую личность и способы контактирования;

- изложить основную суть контракта;

- указать код закупки;

- уточнить, каким именно образом будет выбран победитель;

- время вскрытия конверта должно указываться максимально точно;

- в случае необходимости уточнить возможные ограничения во избежание форс-мажорных ситуаций [2].

Немаловажным будет отметить тот факт, что в случае подачи единственного запроса котировок такая закупка попросту считается недействительной.

Для вскрытия конверта назначается специальная комиссия, в обязанности которой входит тщательная проверка всех требований, установленных заказчиком. Вся доступная и необходимая информация при этом будет находиться в единой информационной системе. И самое главное - победу получает тот заявитель, стоимость контракта у которого является самой минимальной.

Запрос котировок является достаточно простым способом проведения закупок, который можно использовать для большинства госконтрактов. Среди основных преимуществ данного способа можно назвать:

1. Оперативность процедуры. Процедура запроса котировок по срокам занимает минимальные значения, особенно в сравнении с другими популярными методиками -такими, как открытый конкурс и электронный аукцион. Сам процесс запроса котировок и выбора исполнителя довольно прост, поэтому заказчику не потребуется много времени на его проведение.

2. Минимальные риски, связанные с документированием процедуры. Запрос котировок предполагает минимальное количество документации, регламент проведения процедуры четко прописан в законе и прост в исполнении, что сводит к минимуму возможность возникновения ошибок.

3. Техническая простота. В сравнении с электронным аукционом, процедура запроса котировок технически довольно проста, что исключает возможность возникновения сбоев в системе.

4. Для определения победителя требуется всего одно заседание. Все полученные предложения обсуждаются комиссией в ходе одного заседания, что упрощает и сокращает процедуру выбора исполнителя.

5. Доступность для всех. Правила участия в запросе котировок довольно просты как для заказчика, так и для исполнителя [3].

Запрос предложений - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, а также соответствующей документации; победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Запрос предложений актуален только в «экстренных» случаях, либо же в чрезвычайно срочных государственных закупках: при необходимости срочного дорогостоящего и заграничного лечения, выезда национальной сборной на значимые для страны соревнования, для закупки военной техники и инвентаря и т.п.

Суть данного запроса заключается в том, что тендер и вся информация о нем должна быть указана в пятидневный срок до его начала. Следует отметить, что информация, требуемая заказчиком, имеет довольно много пунктов, которые помогут сформировать тщательный, более конкретный моральный и финансовый портрет будущего исполнителя. Его основные пункты:

- финансовая информация. Проверяется платежеспособность компании, тем самым исключая риск банкротства исполнителя;

- техническая возможность, возможность транспортировки;

- контактная информация клиентов, с которыми исполнителю приходилось (приходится) заключать контракты и договоры. Это нужно для получения более точной характеристики.

Назначенная комиссия рассматривает и «взвешивает» возможности всех претендентов. В данном случае победа принадлежит тому представителю, который оптимально подходит по условиям запроса предложений и выполнил все требования заказчика. В запросе предложений существует вероятность рассмотрения предложения после окончания тендера, но это бывает весьма редко и только по соглашению заказчика с комиссией.

Преимущества запроса предложений:

- сроки. Минимальный срок подачи заявок - пять календарных дней. Контракт может быть заключен уже через 14-16 календарных дней после размещения в ЕИС извещения;

- отсутствие ограничения размера начальной (максимальной) цены контракта;

- возможность самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений и величины значимости этих критериев.

Преимущества для участников:

- право изменить или отозвать поданную заявку вплоть до момента вскрытия конвертов с заявками — в отличие от запроса котировок;

- возможность продолжить конкурентную борьбу после рассмотрения и оценки поступивших заявок путем подачи окончательного предложения;

- отсутствие необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие (исключение составляет запрос предложений, который проводится в связи с несостоявшимся электронным аукционом или повторным конкурсом).

Рассмотрев оба варианта запросов, можно смело выделить несколько отличительных пунктов. Первое и самое главное отличие между запросами котировок и предложений - это механизм определения победителя. В первом случае им становится тот, кто предложил самую выгодную, минимальную цену, а во втором - наиболее выгодные и привлекательные условия исполнения. С точки зрения оценки заявок запрос предложений - самый субъективный способ из всех закупок, так как критерии определяются заказчиком на свое усмотрение - так же, как и система их оценки.

Следующее отличие двух указанных способов определения поставщика заключается в возможности проведения запроса. Путем запроса котировок можно осуществлять любые закупки. Главное - уложиться в установленные законом денежные лимиты: сумма одного контракта не должна превышать 500 тыс. руб., а общий годовой объем - 10 % от общего объема закупок, предусмотренных планом-графиком размещения заказов.

А вот случаи, в которых допускается проводить запрос предложений, строго определены ч. 8 ст. 83 Федерального закона № 44. Это могут быть:

- закупки спортивной экипировки, инвентаря и оборудования для Олимпийской или Паралимпийской сборных (для участия в играх или тренировок);

- закупки у иностранных организаций, предметом которых является лечение граждан нашей страны за рубежом;

- закупки по контракту, который ранее был расторгнут по односторонней инициативе заказчика на основании ч. 9 ст. 95 ФЗ № 44;

- закупки лекарственных препаратов, требующихся для лечения конкретного пациента в связи с индивидуальной непереносимостью других средств или жизненной необходимостью;

- закупки, ранее проводившиеся путем электронного аукциона или конкурса и признанные несостоявшимися в результате повторных процедур из-за отсутствия или недопуска всех заявок;

- закупки изделий народных художественных промыслов;

- закупки, предметом которых является оказание услуг по защите интересов РФ в судебных инстанциях различного уровня [4].

Также различия существуют и в составе необходимых документов. Заказчик, объявляющий запрос котировок, должен разместить на сайте www.zakupki.gov.ru извещение и приложить к нему проект контракта. В случае с запросом предложений помимо этих документов должна быть документация, требования к содержанию которой определяются ч. 6 ст. 83 ФЗ № 44.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения, фамилию, имя, отчество, место жительства, банковские реквизиты участника закупки, а также информацию и документы, которые указаны в ч. 3 ст. 73 ФЗ № 44. При проведении запроса предложений состав и форму заявки заказчики определяют самостоятельно.

Еще одно отличие между запросом котировок и предложений в том, что в первом случае заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение не позднее, чем за два рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок. Во втором - не может вносить изменений в извещение и документацию, а также отменять закупку.

Еще одно важное отличие касается сроков подачи и оценки заявок. В случае с запросом котировок срок подачи заявок должен быть не менее четырех (для закупок стоимостью менее 250 тыс. руб.) или семи (для закупок стоимостью более 250 тыс. руб.) дней. Извещение о проведении запроса предложений публикуется на Портале госзакупок не позднее, чем за пять календарных дней до даты проведения процедуры.

После того, как заявки вскрыты, участникам запроса котировок остается только ждать оглашения результатов. Протокол должен быть размещен в течение одного рабочего дня.

А вот для тех, кто подал заявки на участие в запросе предложений, процедура еще не окончена. Все допущенные участники должны в течение одного рабочего дня представить окончательные предложения, и лишь на следующий день после их получения комиссия объявит победителя, составив протокол и разместив его на Портале госзакупок.

Такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок - условие заключения наиболее выгодного контракта. При этом важное значение имеет обеспечение реализации принципов профессионализма заказчика, прозрачности, конкурентности контрактной системы в сфере закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 18.04.2017).

2. Информационный портал для участников закупок. - URL: http://zakupkihelp.ru/ uchastniku-zakupok/zapros-kotirovok.html (дата обращения: 18.04.2017).

3. Портал государственных закупок. - URL: https://www.pr0-g0szakaz.ru/article/102597-qqq-17-m4-05-04-2017-preimushchestva-zaprosa-kotirovok (дата обращения: 15.04.2017).

4. Информационный портал для участников закупок. - URL: http://zakupkihelp.ru/ uchastniku-zakupok/zapros-predlozhenij-po-44-fz-i-223-fz.html#part-2-4 (дата обращения: 14.04.2017).

Тихонова Наталья Андреевна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: natysik02072012@yandex.ru

УДК 351/354 Тихонова, Н. А.

Сравнительная характеристика запроса котировок и запроса предложений как конкурентных способов определения поставщика / Н. А. Тихонова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 4 (20). - С. 42-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.