Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика учебного процесса в моноуровневой и многоуровневой системах образования в педагогическом вузе'

Сравнительная характеристика учебного процесса в моноуровневой и многоуровневой системах образования в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2151
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Л. Н.

В статье подробно рассмотрены основные характеристики учебного процесса в моноуровневой системе обучения. Выявлены слабые стороны этой системы. Представлена структура многоуровневого высшего педагогического образования. Отражены достоинства и недостатки многоуровневой системы обучения. Автором разработана интегративная структура многоуровневого биологического образования в педуниверситете. Предполагается, что эта система позволит обеспечить быструю адаптацию выпускников в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the main characteristics of teaching process in the mono-level system of education. The weak points of such system are revealed. The multi-level structure of higher pedagogical education is presented, its weak and strong points discussed. The author presents his integrational structure of multi-level biological education in a pedagogical university which aims at a faster graduates adaptation into educational work.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика учебного процесса в моноуровневой и многоуровневой системах образования в педагогическом вузе»

№ 3, 2003

— оценка возможностей и конкурентных преимуществ высшего образования России в мировом информационном сообществе;

— концентрация ресурсов и политики на развитии перспективных направлений реформирования инфраструктуры образования;

— создание системы мер административного и рыночного характера, ориентирующих ведущие вузы страны на формирование стратегий развития в контексте общенациональной концепции инновационной реформы высшей школы;

— получение образовательного синергетического эффекта в узловых центрах и учебно-научно-инновационных комплексах;

— расширение и диверсификация конкурентоспособности образовательного сегмента рынка информационных продуктов и услуг;

— развитие системы подготовки специалистов для инновационной деятельности в информационной и научно-технической сферах на базе высших учебных заведений и послевузовского профессионального образования;

— разработка научно обоснованных методов оценки состояния информационного, научно-технического и инновационного потенциалов высшей школы, а также научно-методических материалов по расчету эффективности использования имеющихся ресурсов в системе образования на базе интегральных индикаторов и системы локальных косвенных показателей.

Таким образом, инновационная активность в системе высшего профессионального образования России касается всех сторон ее жизнедеятельности. Она призвана, с одной стороны, поднять на новый, более высокий, уровень национальную систему образования России, адаптировать ее к существующим условиям, в том числе к рыночным; с другой стороны, новации в системе образования учитывают мировые тенденции в образовательной сфере в целом, в том числе в высшей школе, обеспечивают ее развитие в условиях глобализации, сохраняя при этом то, что всегда отличало ее от других национальных систем образования, — фундаментальность, научность, практическую направленность.

Поступила 27.05.03.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МОНОУРОВНЕВОЙ И МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМАХ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Л.Н. Орлова, зав. кафедрой зоологии Омского государственного педагогического университета, доцент

В статье подробно рассмотрены основные характеристики учебного процесса в моноуровневой системе обучения. Выявлены слабые стороны этой системы. Представлена структура многоуровневого высшего педагогического образования. Отражены достоинства и недостатки многоуровневой системы обучения. Автором разработана интегративная структура многоуровневого биологического образования в педуниверситете. Предполагается, что эта система позволит обеспечить быструю адаптацию выпускников в образовательном пространстве.

The article analyses the main characteristics of teaching process in the mono-level system of education. The weak points of such system are revealed. The multi-level structure of higher pedagogical education is presented, its weak and strong points discussed. The author presents his integrational structure of multi-level biological education in a pedagogical university which aims at a faster graduates adaptation into educational work.

Начавшаяся в 1993 г. реформа высше- тельного процесса, связанного с карди-

го образования в России послужила тол- нальной перестройкой образовательно-

чком к переходу педвузов на многоуров- профессиональных программ подготов-

невую основу осуществления образова- ки специалистов, введением новых спе-

© Л.Н. Орлова, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

циальностей, приближением российского высшего образования к мировым стандартам и т.п. Ускорению этих процессов способствовало принятие Закона РФ «Об образовании » (1992 г.) и Закона РФ «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.), открывшее новые возможности для развития высшего профессионального образования в Российской Федерации.

В создании методических основ перерастания учебного процесса высших педагогических учебных заведений в многоуровневую систему важную роль сыграли М.П. Лапчик, И.Я. Найн, В.А. Сластенин, В.П. Соломин, В.А. Смирнов, А.П. Тряпицина, принимавшие непосредственное участие в разработке стандартов высшего педагогического образования.

Учебный план педвуза, действующего на основе моноуровневой системы, организуется традиционно. При этом можно выделить следующие качественные характеристики организации учебного процесса, которые в моноуровневой системе являются почти бесспорными.

— Основной упор в организации учебного процесса делается на аудиторную работу, в ходе которой устанавливается тесный контакт с преподавателем. Последнему отводится ведущая роль. Он выдает задания студентам, а затем контролирует их выполнение. При этом у будущего специалиста формируется ярко выраженный репродуктивный тип мышления, так как он осуществляет действия по образцу.

— Получение информации ограничено, главным ее источником является учебник. 82,4 % опрошенных студентов отметили невозможность получить дополнительную информацию из других источников (высокие цены на специальную литературу, нехватка компьютерной техники, недостаточно укомплектованные библиотеки и т.п.). Ознакомление со специальной литературой облегчается благодаря внедрению компьютерной сети Интернет, однако только 8,2 % студентов имеют возможность выхода в Интернет.

— Важной характеристикой учебного процесса является разветвленная сис-

тема контроля знаний студентов, при которой самоконтролю уделяется недостаточно внимания. Согласно учебным планам студент в течение пяти лет в среднем сдает 34 экзамена и до 50 зачетов. В то же время обучающийся за границей проходит контроль всего 2—3 раза за весь период учебы в письменной форме, что воспринимается легче и в психологическом, и в интеллектуальном отношениях. При этом уровень самоконтроля студента западного вуза значительно выше. Уровень же индивидуальной ответственности российского студента за качество обучения довольно низок.

Традиционная система приема экзаменов и зачетов имеет ряд недостатков. Во-первых, материал, включаемый в экзаменационные билеты, предполагает разные уровни усвоения: знакомство, воспроизведение, умение и творчество. Во-вторых, экзамен часто превращается в проверку объема знаний, основанных на механическом запоминании, при этом студент может не разбираться в учебном материале. В-третьих, подготовка к экзамену сводится к прочитыванию конкретного учебника без привлечения дополнительной литературы по данному вопросу. В-четвертых, в глазах студентов оценка часто носит субъективный характер. Поэтому используемая система контроля не стимулирует их к систематической самостоятельной работе в течение семестра.

— Моноуровневая система подготовки отдает приоритет индивидуализации обучения, при этом формируется и соответствующий стереотип мышления. Данная система слабо готовит студентов к работе в коллективах учителей и учащихся. Студенты-практиканты часто испытывают трудности в установлении доверительных отношений со школьниками, не владеют дисциплиной в классе и т.п.

Ответственность за подготовку будущего учителя в моноуровневой системе целиком ложится на методиста в педвузе. При такой организации учебного процесса возникают дополнительные методические и педагогические проблемы, вызванные невысоким уровнем учебной мотивации студентов, а также уровнем

ІІІІ1ІІІІИІІШ №3,

подготовленности самого методиста. Современная школа требует нового учителя, а вузы пока готовят учителей по-старому (используют старые учебники по методике обучения, устаревшие технологии и методы), методистами работают учителя-практики. Подобная методическая система не может не порождать конфликт и психологическую напряженность, когда студент перешагивает порог школы.

Следует отметить, что за границей ответственность за качество своей подготовки лежит на самом студенте, а в наших педвузах за все отвечает профессорско-преподавательский состав.

По нашему мнению, слабые стороны моноуровневой системы таковы:

— консерватизм, который проявляется в значительной зависимости от запросов общества. Существует риск выпуска специалистов, пополняющих ряды безработных. С другой стороны, используются устаревшая информация и технологии, что, в свою очередь, делает данную систему неэффективной;

— авторитарность преподавания, жесткая регламентация учебного процесса, которые приводят к слабому развитию творческой активности и самостоятельности приобретения необходимых профессиональных знаний и умений;

— узкая направленность в приобретении определенной специальности и невозможность получения дополнительной специальности;

— ориентированность подготовки будущих учителей на среднего ученика без учета профиля класса и школы.

Все вышеперечисленное делает мо-ноуровневую систему весьма уязвимой и малоэффективной. Переход на многоуровневое педагогическое образование предполагает не только большие усилия по разработке новой структуры и содержания учебного процесса, а также основательную подготовку профессорско-преподавательского состава, но и формирование у студентов установки на сознательное восприятие такого вида обучения.

В многоуровневой системе обучающийся становится активным участником образовательного процесса в отличие от

традиционной системы образования, где происходит пассивное восприятие знаний.

Современная структура многоуровневого образования отражена на рис. 1. Данная схема прошла апробацию в Омском педуниверситете и принята за основу многими педагогическими вузами России.

Р и с. 1. Структура многоуровневого высшего образования

Как видно из рис. 1, система высшего педагогического образования становится двухканальной. Студенты могут получить академическую ученую степень бакалавра по схеме 2+2, а затем при наличии данных к научной и преподавательской работе окончить двухгодичную магистратуру, которая является высшей формой профессионально направленного образования специалиста. Второй канал предполагает получение высшего профессионального образования по системе специалитета.

В педагогические вузы все шире проникают идеи создания ступенчатых моделей организации образования. Однако неверным является представление о многоуровневой системе как о просто многоступенчатой.

Профессиональная подготовка пронизывает весь образовательный процесс. Проблема оптимального соотношения между образовательным и профессиональным компонентами в образовании является очень важной. Для ее решения необходимо развести данные компоненты, определить их цели и содержание.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Это позволяет сделать многоуровневая модель образования.

Переход на многоуровневую модель образования требует достаточно длительного времени, что связано с рядом экономических, кадровых, психологических проблем современного высшего педаго-

гического образования. Поэтому до сих пор многие педагогические вузы, ориентированные на многоуровневую систему, используют переходные учебные планы.

Каждая система высшего образования, как следует из нижеприведенной таблицы, определяется рядом показателей.

Характеристика систем высшего образования

Система образования

Одноуровневая Ступенчатая Многоуровневая

1. Функционная — задана на входе системы и не изменяется в процессе обучения 2. Образовательная функция системы играет вспомогательную роль по отношению к Функционная — задается на входе каждой ступени системы Возможен выход из системы на каждой ступени с дипломом соответствующего специалиста Предоставление возможности самостоятельно выбрать индивидуальную траекторию образования Возможен выход на различных этапах с дипломом разных уровней

профессиональной подготовке 3. Выход из системы невозможен

4. Срок обучения — от 4 до 6 лет

Образовательная функция носит подчиненный характер по отношению к профессиональной подготовке

Срок обучения — от 7 до 11 лет

Образовательная функция на первых уровнях имеет главенствующую роль

Средняя продолжительность образовательных программ каждого уровня — 2 года

В связи с введением многоуровневой системы в вузах была обновлена нормативная учебно-методическая документация: образовательно-профессиональные программы, учебные планы, а также программы базовых и элективных курсов.

Учебные планы разрабатывались в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности. В настоящее время необходимо создавать такие условия образования, которые позволяют развивать индивидуальные качества личности, нестандартность мышления, стремление к познанию и самоутверждению.

При многоуровневой системе образования происходит замена традиционной системы таксономических единиц на па-радигмально-научную систему (модуль, блок). Из модулей и блоков формируются образовательно-профессиональные программы, выводящие на определенный уровень образования.

Существующая в настоящее время в Омском педуниверситете система образования была унифицирована по срокам,

профилю и уровню подготовки. Возникла необходимость в формировании такого специалиста, который был бы способен принимать нестандартные решения, самостоятельно получать знания и решать разнообразные проблемы. Будущие учителя должны иметь фундаментальную базу знаний, а также уметь творчески использовать различные методики, опираясь на опыт, накопленный в период становления и развития методики преподавания той или иной дисциплины.

Структура базового высшего педагогического образования представлена на рис. 2.

Многоуровневая система предоставляет возможность осуществлять широкий выбор дисциплин, а также альтернативных курсов, позволяющих будущему учителю реализовать свои потребности в познании ряда областей наук. Введение многоуровневой структуры связано с изменением парадигмы образования в сторону фундаментальности. Открываются широкие возможности для интеграции.

№ 3, 2003

Р и с. 2. Структура базового высшего педагогического образования

На рис. 3 приведена структура интегративной системы многоуровневого биологического образования. В педагогических вузах осуществляется подготовка будущих учителей по унифицированным образовательно-профессиональным программам. Выпускники различных средних учебных заведений могут поступить на первый уровень высшего образования — бакалавриат.

В учебных планах бакалавриата до 30 % суммарного объема времени отводится на изучение элективных дисциплин. Обучение завершается сдачей экзаменов и защитой выпускной квалификационной работы. По окончании присваивается степень бакалавра. Бакалавры могут продолжить свое образование в магистратуре, осуществлять профессиональную подготовку или перейти в другой вуз.

Данная модель образования позволяет дважды проверить качество знаний студентов при переходе с одного уровня на другой. Первая аттестация осуще-

ствляется после окончания бакалавриата, когда студенты сдают государственные экзамены (историю образования, биологию и экологию) и защищают выпускную квалификационную работу по предмету. Вторая проводится после окончания магистратуры. Студенты сдают государственные экзамены и защищают выпускную магистерскую работу. Многоуровневая система в рамках бакалавриата дает ориентацию на определенную самостоятельную деятельность, процент которой значительно повышается по сравнению с аудиторной нагрузкой студента.

Многоуровневая система позволяет выбрать курсы по желанию по любому из изучаемых блоков. В бакалавриате не предусмотрена методическая подготовка. При многоуровневой системе особое внимание уделяется блокам. Особый интерес представляет предметный блок, который включает три модуля: общий, интегративный и специальный.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Докторантура ~>> 3 г.

к

Аспирантура 3 г.

к к

Магистратура ~>> 2 г.

к к

Учитель биологии с Профессиональная 4 г.

дополнительной подготовка

специальностью у/

к

Бакалавр <— Бакалавриат >> 4 г.

Г имназия и Педагоги- Медицинское Средняя

лицей ческое училище образователь-

училище ная школа

Унифицированные образовательнопрофессиональные программы

Углубленное изучение

биологических дисциплин

Р и с. 3. Интегративная структура многоуровневого биологического образования

в педуниверситете

В динамике обучения прослеживаются постепенное увеличение доли социальных, сокращение доли обязательных и увеличение доли выбираемых дисциплин. В связи с этим встает проблема организации самостоятельной деятельности студентов, требующей наличия навыка работы с компьютером, использования научно-библиотечного фонда, исследовательских лабораторий и большого количества лабораторного оборудования.

Для успешного внедрения многоуровневой системы на факультете появилась необходимость в разработке учебных планов, реализующих государственные стандарты образовательно-профессиональных программ.

Большинство выпускников бакалавриата принимают решение продолжить свое образование. На втором уровне образования студенты проходят усиленную методическую подготовку по своему направлению. В течение года читается курс методики преподавания биологии и проводится педагогическая практика, которая используется и для подготовки выпускной квалификационной работы.

Анкетирование, проведенное среди учителей-биологов, показало, что они недостаточно ознакомлены с системой многоуровневой подготовки, отрицательно относятся к коммерческой деятельности вузов, хотя многие хотели бы полу-

№ 3, 2GG3

чить дополнительное образование. В связи с этим необходимо проводить разъяснительную работу по внедрению многоуровневой системы, характеризуя ее достоинства и недостатки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К достоинствам многоуровневой системы можно отнести:

— гибкость организации и перестройки учебного процесса;

— осуществление индивидуального выбора содержания, уровня и траектории получения образования;

— создание условий для интеграции научных знаний;

— быстрое реагирование на конъюнктуру рынка труда;

— осуществление непрерывного образования.

Среди недостатков можно назвать снижение качества знаний студентов, пробелы в различных областях науки.

Предполагается, что многоуровневая система позволит обеспечить быструю адаптацию к изменяющимся социально-экономическим условиям, а также развить междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы деятельности.

Постунила 20.06.03.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЕДИНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В СИСТЕМЕ «ШКОЛА — КОЛЛЕДЖ — ВУЗ»

В.Ф. Кузнецов, директор Открытого института (филиала) Самарской государственной архитектурно-строительной академии в г. Похвистнево,

А.П. Котенко, декан кафедрыг выгсшей математики Самарской государственной архитектурно-строительной академии в г. Похвистнево

В статье анализируется проблема качественной подготовки специалистов на стыке двух ступеней системы образования: среднего общего и среднего профессионального — высшего профессионального; среднее (полное) образование рассматривается как узловое и системообразующее звено этой системы.

This article analyzes the problem of training in universities on two levels of education system — secondary and vocational education, and higher education. Secondary education is considered as the main link in the system of education which at present does not ensure the quality education level for pupils to continue education at institutes and universities. To solve this problem the formation of a unified education system «School — College — High School» is proposed.

Средние образовательные учреждения на современном этапе развития социума и образования не в состоянии в полной мере обеспечивать вузы выпускниками, способными успешно обучаться в них, в силу ряда причин (см.: Иль-мушкин Г.М., Романовская Т.И. О непрерывном образовательном комплексе «Школа — колледж — вуз». Проблемы деятельности вузов и пути их решения в современных условиях. СПб., 2000.

С. 124). Об этом свидетельствуют и результаты анализа государственного тестирования и вступительных экзаменов. Более того, на фоне ожидающейся неблагоприятной демографической ситуации в стране проблема качественного

приема контингента студентов, способного быстро адаптироваться в системе обучения в вузах, приобретает серьезную остроту и значимость, особенно для вузов, территориально расположенных в малых и средних городах России. Качественная подготовка специалистов высшего профессионального образования коренным образом определяется качеством образования на ступени среднего общего и среднего профессионального образования.

В системе образования малых и средних городов России для решения сформулированной образовательной проблемы на стыке двух ступеней образования — среднего и высшего — необходи-

© В.Ф. Кузнецов, А.П. Котенко, 2003

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.