СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДИК ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
ЗАЙНИДДИНОВ С.Ф.
старший преподователь кафедры иностранных языков юридического факультета ТНУ, Душанбе, Таджикистан ШОИНБЕКОВ О. старший преподователь кафедры иностранных языков юридического факультета ТНУ, Душанбе, Таджикистан
САФАРОВ Х.А.
ассистент кафедры иностранных языков юридического факультета ТНУ, Душанбе, Таджикистан
Аннотация: В данной научной статье исследуется основные специфические черты методов обучения английскому языку. Современная методология требует различные подходы к изучению и обучению английскому языку. Авторами предлагаются несколько ценных советов и рекомендаций с целью достижения лучших результатов в обучении иностранных языков. В настоящее время цель обучения английскому языку формулируется так: научить студентов общаться на английском языке. Но при определенной таким образом цели она становится самоцелью. Цель же образования намного шире, чем приобретение определенных навыков и умений, а потенциальные возможности предмета "английский язык" значительно шире. Поэтому цель обучения английскому языку в данный момент можно сформулировать следующим образом: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на английском языке, но и активно участвовать в становлении и развитии личности ученика.
Исходя из этого большая часть современных методик обучения английскому языку основаны на принципе активной коммуникации (коммуникативная, проектная и дистанционная методики). Коммуникативность предполагает построение обучения как модели процесса общения. Чтобы придать обучению основные черты процесса общения, необходимо перейти на личностные общения с учащимися (принцип индивидуализации в коммуникативной методике, принцип личностно-ориентированного мышления в интенсивной методике), благодаря чему в работе с аудиторией складывается нормальный психологический климат.
Ключевые слова: методы, обучения, виды методов, подходы, изучение, важность, специфические черты.
Annotation: In the given scientific article it is researched the main specific Features of methods and ways of teaching English. Some valuable advises and recommendation are presented by the author for achieving better results in teaching foreign languages. In the present time aim of teaching English language is formed as following: to teach students talking English. But under definite aim it becomes self-confidence. However, aim of education more widely than getting definite skills and potential possibilities of the subject "English" broader. That's why aim of teaching English in this case may be formed in following way: teaching students not only to take part in communication in English, but actively to participate in establishing and development ofpersonality of student.
Coming out from that most of the part modern methods of teaching English are based on the principle of active communication. Communicative ability provides construction of teaching as the
model of process of talking in order to give teaching main features of process of communication it is necessary to transfer into personal communication with students (principle of individual activity in communicative method) due to which in work with classroom becomes normalpsychological climate.
Key words: methods, teaching, kinds of methods, approaches, learning, importance, specific features.
Многие современные методики являются коммуникативно - ориентированными, и одной из важнейших их целей является обучение общению и владению речевыми средствами. Каждая из методик использует при этом разные средства и принципы.
Самой важной специфической чертой коммуникативной методики является то, что целью обучения является овладение не только иностранным языком, но и иноязычной культурой, которая включает в себя познавательный, учебный, развивающий и воспитательный аспекты - знакомство и изучение не только языковой и грамматической системы языка, но и взаимосвязи ее с культурой; удовлетворение личных познавательных интересов обучаемого в любой из сфер своей деятельности, что обеспечивает дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка со стороны обучаемых.
Второй специфической чертой коммуникативной методики является овладение всеми аспектами иноязычной культуры через общение. Именно данная методика впервые выдвинула положение о том, что общению нужно обучать только через общение, что стало для современных методик одной из характерных черт. В коммуникативной методике обучения общение выполняет функции обучения, познания, развития и воспитания.
Следующей отличительной чертой предлагаемой концепции является использование всех функций ситуации. Коммуникативное обучение строится на основе ситуации, которые (в отличие от других методических школ) понимается как система взаимоотношений. Главная оценка здесь ставится не на воспроизведение с помощью средств наглядности или словесное описание фрагментов действительности, а на создание ситуации как системы взаимоотношений между обучаемыми. Обсуждение ситуаций, построенных на основе взаимоотношений обучаемых, позволяет сделать процесс обучения иноязычной культуре максимально естественным и приближенным к условиям реального общения. Методика включает в себя овладение невербальными средствами общения, что является дополнительным фактором при запоминании лексического и любого другого материала, а также использование условно - речевых упражнений, то есть таких, которые построены на полном и или частичном повторении реплик преподавателя. По мере приобретения знаний и навыков характер условно - речевых упражнений становится все более сложным, пока необходимость в них не исчерпывает себя, когда высказывания обучаемых не становятся самостоятельным и осмысленными. Следовательно, многие специфические черты, впервые появившиеся в коммуникативной концепции, были затем переняты другими коммуникативно - ориентированными методиками и успешно используются ими.
Эффективность проектной методики в большей степени обеспечивает интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Также следует отметить их постепенно усложнение. Но отличительной особенностью тем является их конкретность. С самого начало обучения предполагается участие обучаемых в содержательной и сложной коммуникации без упрощения и примитивизма, которые обычно характерны для учебников, предназначенных для начинающих. Другой отличительной чертой проектной методики является особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности обучаемых в виде проекта-самостоятельной, реализуемой обучаемым работы, в которое речевое общение в плетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Новизна подхода заключается в том, что обучаемым дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия. В курсе мало текстов как
таковых, они воспроизводиться в процессе работы над проектами, предложенных самими обучаемыми. Каждый проект соотноситься с определенной темой и разрабатывается в течение определенного времени. Тема имеет четкую структуру, делится на под темы, каждый из которых заканчивается заданием к проектной работе. Особенно важной чертой является то что, обучаемые имеют возможность говорить о своих мыслях, своих планах. Благодаря работе над проектом создается прочная языковая база.
Специфическим является также подразделение навыков на два вида: навыки изучающего язык и навыки пользователя языком. Для развития первого вида навыков используются фонетические и лексико-грамматические упражнения тренировочного характера: на имитацию, подстановку, расширение, трансформацию, восстановление, отдельных фраз и текстов. Их особенность в том, что они даются в занимательной форме: в виде текста на проверку памяти, внимания; игр на догадку; головоломок, иногда в виде фонограммы. Обучение грамматическим навыкам и их тренировка обычно проводятся в виде работы на основе таблиц. Все упражнения, что особенно важно, выполняется на фоне разработки представленного проекта. Для практики в пользовании языком дается большое количество ситуаций, создаваемых с помощью вербальной и предметно-образной наглядности. Очевидным здесь является то, что специфические черты коммуникативной и проективной методик имеют много сходного, строятся на идентичных принципах, но применяются по-разному: обучение основывается в первом случае на использовании ситуаций, во втором-проектов.
Перейдем к интенсивной методике и рассмотрим ее специфику. Данная методика основана на психологическом термине «суггестия». Это и есть первая специфическая черта интенсивной методики. Использование суггестии позволяет миновать или снимать различного рода психологические барьеры у обучаемых следующим путем. Педагог проводит занятия с психологических факторов, эмоционального воздействия, использую логические формы обучения. Он использует также не занятиях различные виды искусства (музыку, живопись, элементы театра), с целью эмоционального воздействия на обучаемых. Однако суггестопедическое обучение предполагает определенную концентрацию учебных часов. На старших этапах, например, целесообразно выделяет 6-часов в неделю и разделить на 3 занятия-по 2 часа в каждом. При необходимости часов можно свести к 3.
Суггестопедия широко опирается на положение о разных функциях двух полушарий головного мозга. Подключение эмоциональных факторов к обучению значительно активизирует процесс усвоения, открывая новые перспективы в развитии методики обучения иностранным языкам. Вся атмосфера занятий организуется таким образом, что освоения языка сопутствуют положительные эмоции. С одной стороны, это является важным стимулом для создания и поддержания интереса к предмету, с другой, - интеллектуальная деятельность учащихся подкрепленная эмоциональной деятельностью, обеспечивает наиболее эффективное запоминание материала и овладение речевыми умениями.
Еще одним отличительным фактором служит активное использование ролевых игр. Специфика интенсивного обучения заключается именно в том, что учебное общения сохраняет все социально- психологические процесс общения. Ролевое общение- это одновременно игровая, и учебная, и речевая деятельность. Но при этом, если с позиции учащихся ролевое общение- игровая деятельность или естественное общение, когда мотив находится не в содержании деятельности, а вне его, то с позиции преподавателя ролевое общение- форма организации учебного процесса. Как утверждает Л.Г. Денисова, основным результативным моментами интерактивной методики обучения иностранным языкам являются [1]:
-создание сильной немедленной мотивации обучения с помощью неформального общения, приближенного к реальному;
-высокая и немедленная результативность обучения: уже на второй день занятий учащиеся общаются на изучаемом иностранном языке, используя речевые клише, заложенные в основном учебном тексте-помните, текст поли лога вводится в первый день занятий;
-предъявление и усвоение большого количества речевых, лексических и грамматических единиц; за одно предъявление вводятся и усваиваются 150-200 новых слов, 30-5- речевых клише и несколько типичных грамматические явлений.
Эти специфические моменты практические совершенное отличны от двух предыдущих методик. Только в одном они, пожалуй, схожи. Все три методики считают необходимым условием успешного обучения коллективную работу в положительной эмоциональной атмосфере. При этом интенсивная методика больше внимания уделяет таким видам деятельности, как говорение и аудирование [3-5].
Средств обучения, характерных только для деятельностной методики, довольно много. В начале отметим, что авторы методики считают, что обучать навыкам оформления и умения работы с содержанием сообщаемого следует отдельно. Для того чтобы обеспечить сознательно овладение языковым средствами и обучение навыкам оформления, их необходимо формировать до того, как будет иметь место обучение умению работы с содержанием. Из этого вытекает другая специфическая черта данного метода. В деятельности методике имеет место разделение между предварительным овладением языковыми средствами и последующим овладением общением на имеющихся знаний, умений, навыков использования языковых средств.
Действительно, специфической чертой деятельностной методики является выделение языковых речевых коммуникативными единиц. Так как для полноценной коммуникации при обучении недостаточно только речевого статуса языковых единиц, речевой статус должен сочетаться со свободой их выбора в речи. Языковые единицы, обладающие речевым статусом и обеспечивающие полноценную коммуникацию с точки зрения свободы их выбора, исходя из смысла сообщаемого, называются языковым коммуникативным единицами.
И последней специфической чертой является использование такого метода, как условный перевод, при котором используется не только то, чем ученики уже овладели, так и то, чему их обучают на данном этапе [2-6].
Выделим наконец специфические черты методики дистанционного обучения. Прежде всего это самостоятельная практика каждого обучаемого в том виде речевой деятельности, которым он овладевает в данное время; интерактивность, на основе которой строится деятельность каждого обучаемого, и руководство педагога. Учебный процесс строится таким образом, чтобы педагог имел возможность на протяжение всего курса отслеживает, корректировать, контролировать и оценивать деятельности обучаемых. Ещё одной специфической чертой является то, что несмотря на долю самостоятельной деятельности учащегося, он должен иметь разнообразные контакты в процессе обучения с партнерами по курсу, преподавателем, зарубежными партнерами. Все вышесказанное делает деятельность обучаемых тоже весьма разнообразными - индивидуальными, парными, групповыми, как в малых группах, так и со всей группой курса (конференции, коллективные обсуждения).
В настоящее время цель обучения английскому языку формулируется так: научить студентов общаться на английском языке. Но при определенной таким образом цели она становится самоцелью. Цель же образования намного шире, чем приобретение определенных навыков и умений, а потенциальные возможности предмета "английский язык" значительно шире. Поэтому цель обучения английскому языку в данный момент можно сформулировать следующим образом: научить учащихся не только участвовать в коммуникации на английском языке, но и активно участвовать в становлении и развитии личности ученика.
Исходя из этого большая часть современных методик обучения английскому языку основаны на принципе активной коммуникации (коммуникативная, проектная и дистанционная методики). Коммуникативность предполагает построение обучения как
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
модели процесса общения. Чтобы придать обучению основные черты процесса общения, во-первых, необходимо перейти на личностные общения с учащимися (принцип индивидуализации в коммуникативной методике, принцип личностно-ориентированного мышления в интенсивной методике), благодаря чему в работе с аудиторией складывается нормальный психологический климат. Во-вторых, для решения этой задачи необходимо использовать все способы общения - интерактивный, когда происходит взаимодействие учителя с учениками на основе какой-либо деятельности, помимо учебной персептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей, минуя статусы учителя и ученика, информационный, когда ученик и учитель меняются своими мыслями, чувствами, а не словами и грамматическими структурами. И третье необходимое условие - это создание коммуникативной мотивации - потребности, которая побуждает учащихся участвовать в общении с целью изменить взаимоотношения с собеседником. Общение должно быть построено таким образом, чтобы происходило постепенное овладение речевым материалом [7-9].
Мотивацией для общения могут быть различные стимулы. При работе с проектной методикой это работа над совместными проектами. Тот же самый стимул используется и при дистанционном обучении, и в интенсивной методике. Зачастую ситуации, используемые в ходе обучения, носят проблемный характер. Эти ситуации должны способствовать формированию различных мнений у обучаемых и не давать однозначного решения. Обсуждение подобных ситуации позволяет сталкивать различные мнения, вызывает потребность отстоять свою точку зрения, то есть потребность в общении на иностранном языке. Использование проблемных ситуаций также имеет еще одну положительную сторону, так как дает возможность решать и воспитательные задачи, поскольку воспитать активную личность можно только при обсуждении ситуаций, в основе которых лежат подлинные ценности. Также важно отметить, что ситуативность должна пронизывать все этапы усвоения речевого материала на всех этапах обучения.
Кроме того, практически во всех методах широко используется коллективная совместная деятельность. Тенденция замены индивидуальной работы групповой развивается уже давно. Коллективная работа очень активизирует коллектив. Формирование навыков и умений происходить в системе коллективных действий, которые способствуют внутренней мобилизации возможностей каждого учащегося. Формы коллективного взаимодействия легко реализуются на занятиях. Это работа в парах, втроем, в микрогруппах и в полных группах. Следует также отметить, что ролевое общение, постоянно взаимодействуя с личностным, является его предпосылкой и условием. Ситуация ролевого общения, в которых формируются навыки и умения иноязычного общения, обеспечивают переход к более высокому уровню общения. Но коллективная работа в разных методиках реализуется по-разному. В коммуникативной методике - это создание ситуации, подобных реальным, постановка проблемных вопросов и их осуждение; в интерактивной методике - это ролевые игры, которые, однако, допускают также и личностное проявление, при этом никогда не возникает противоречия между "я - маской" и "я - обучаемым" (это естественно, так как поведение учащихся задано в ситуациях учебных диалогов, а личностные установки и ценности персонажей не противоречат мировоззрению обучаемых); при дистанционном обучении широко используется обучение в сотрудничестве, а чтобы познавательная деятельность обучаемых не приобретала пассивного характера, общение обучаемого не ограничивается только преподавателем, для этого предусматривается совместная групповая работа над различными совместными проектами. Но в первую очередь там, где это возможно, используются международные проекты с носителями языка. При должном техническом оснащении также организуются конференции и участие в международных конференциях через систему Internet (в проектной методике также используется групповая совместная работа над проектами).
Принцип, встречающийся во всех методиках, - это познавательная самостоятельность. Учитывается то, что теперь обучение английскому языку должно строится на принципиально новой основе, которая осуществляет перенос акцента с передачи обучаемым готовых знаний к добыванию их в процесс активной учебно- познавательной деятельности, благодаря чему формируется активная личность с творческим мышлением. Кроме того, он позволяет овладевать языковыми средствами и осмысленно их использовать, а также обеспечивает формирование прочных знаний и умений. В центре процесса обучения по методике дистанционного обучения лежит самостоятельная познавательная деятельность обучаемого. Самостоятельная деятельность по владению разными видами речевой деятельности, формированию необходимых навыков и умений является спецификой данной области. При этом система дистанционного обучения не имеет жесткого графика занятий, то есть дает возможность заниматься в удобное для обучаемого время. Сеть Internet предоставляет возможность самостоятельной работы с аутентичной информацией.
Все большее распространение приобретают черты интенсивной методики обучения английскому языку. Возьмем, например, полифункциональные упражнения. Необходимо помнить, что поли функциональность присуща и должна быть характерна для всех речевых упражнений в существующей практике обучения. Ведь при этом задействованы несколько видов деятельности: аудирование, говорение, и определенные грамматические знания. Также обстоит дело с условно - речевыми упражнениями, некогда являвшимися характерной чертой коммутативной методики. Теперь же они используются также и в интерактивной методике.
Существует еще одна идея, встречающаяся практически во всех методиках с небольшими вариациями. Это принцип управления учебным процессом на базе его квантования и программирования в коммуникативной концепции. Квантованию при этом подвергается все, начиная с целей и заканчивая материалом, учебный процесс делится на определенные циклы. В проектной методике подобное явление называется «принцип систематичности», который проявляется не только в делении материала на темы и под темы, но и в цикличной организации учебного процесса. Учебный процесс при дистанционном обучении подвергается структурированию; структура курса является модульной, чтобы обучаемый мог четко осознавать свое продвижение от модуля к модулю, или выбирать модуль в зависимости от уровня своей подготовки. Даже деятельностная методика делит курс овладения английским языком на предварительное овладение языковыми средствами и последующее овладение общением. А используется систематизация обучения для более конкретной постановки целей курсов обучения; кроме того, материал, объединенный по темам, более удобен для запоминания, использования и закрепления.
Таким образом, мы видим, современные методики, несмотря на большое количество специфических черт, имеют много общих черт, лежащих в самой их основе. Для того чтобы определить, насколько хороша каждая из рассматриваемых методик, попытаемся выделить и изучить положительные и отрицательные стороны каждой из них.
Коммуникативный метод имеет ряд положительных сторон, которые активно используются при работе с ним. В первую очередь это цель обучения, то есть не просто овладение языком, а обучение иноязычной культуре, что достигает путем равнозначности и взаимосвязанности всех аспектов обучения. Придерживаясь такой установки, педагог участвует в формировании личности обучаемого, что несомненно является положительной стороной. Такой фактор, как взаимосвязь и равномерное развитие всех видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) также весьма важен. Большое значение имеет создание дополнительной мотивации с использованием межпредметной связи. Но наиболее важными положительными сторонами стали применение общения как основного метода обучения английскому языку и использование ситуаций для реализации этого. Впрочем, несправедливо будет не сказать, что последние два фактора характерны и для остальных рассмотренных в работе методик. Ярко выраженных отрицательных черт данная методика не
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"
имеет. Возможно, в ней есть мелкие недочеты, но они не выражены столь явно, как положительные качества.
А вот у методики дистанционного обучения есть четко выраженная отрицательная сторона. Но начат все-таки лучше с положительных. Первая и, наверное, самая важная положительная черта - это возможность изучать язык, которая появляется у людей, ранее такой возможности по какой - либо причине не имевших. Например, периферии. Ряд других положительных черт обеспечивает технической стороной этой методики: оперативная передача любой информации на любое расстояние, доступ к различным источникам информации (в том числе аутентичной), многочисленные конференции через интернет. Еще одной положительной стороной является гибкий график занятий, что значительно повышает процент успешного его обучения. Необходимо отметить, что имеется ряд отрицательных черт, которые значительно понижают позицию дистанционного обучения среди других методик. Во-первых, это ограниченный круг людей, которые могут воспользоваться данной методикой, в силу социально-экономической ситуации в стране. А также то, что ни в одном вузе России нет курса, предусматривающего обучение методике дистанционного преподавания. Но куда как более важным недостатком этой системы является форма контролирования приобретенных знаний, т.к. результаты его не могут быть стопроцентно верными из-за отсутствия непосредственного визуального контакта.
В этом методике также имеется ряд недостатков: слишком большой объем нового материала, даваемого за одно предъявление (150 - 200 новых слов,30-50 речевых клише и несколько типичных грамматических явлений); обучение прежде всего устным формам общения: чтению и аудированию, письменные же формы общения при этом становятся второстепенными, чего допускать ни в коем случае нельзя. Проектная методика обучения иностранному языку не имеет ярко выраженных недостатков, подобно коммуникативной методике. При этом для нее характерные положительные черты, такие как овладение культурой проектирования, развития способностей творчески и самостоятельно мыслить, прогнозировать варианты решения стоящей задачи: широкое использование проблемности, это заставляет обучаемых мыслить. Хочется отметить, что грамматика дается чаще всего в виде таблиц, что значительно облегчает ее усвоение и систематизирование учащимся, при этом сам курс является интересным и увлекательным, поскольку он широко использует его фактор.
Деятельностной методике присуще следующие положительные стороны: формирование навыков выбора языковых средств при речи, исходя не только из смысла сообщаемого, но и из умения построить логическую последовательность; возможность построения системы грамматики с использованием речекоммуникативных единиц; значительная речевая практика. Недостатком деятельностной методики является то, что что цели обучения английскому языку (практические, воспитательные, образовательные и развивающие) недостаточно взаимосвязаны между собой, а также то, что процент самостоятельной познавательной деятельности ниже чем в других методиках.
Анализируя все вышеизложенное, можно сказать, что идеальных методов обучения английскому языку на данный момент не существует, хотя коммуникативная и проектная методики являются наиболее гармоничными и актуальными с точки зрения современной методологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. /Н.Д Гальскова. М. Аркти-Глосса, 2000 -333 с.
2. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова СПБ, 2005. -351с.
3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов - М.1987
4. Кулахметова Н.Н. Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка средней школе / Н.Н. Кулахметова // ИЯШ. - 2005 - № 5
5. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Ляховицкий - М. Высшая школа, 1991-С.14-16
6. Маслова В.А., Лингвокультурология /В.А. Маслова. - М. 2001. - 203с.
7.Минъяр - Белоручев Р.К. Методика обучения иностранным языкам или лингводедактика./ РК. Минъяр - Белоручев // ИЯШ. -1996.-№1. -С.6-11.
8.Минъяр - Белоручев Р.К. Лингвострановедение или «иноязычная культура» Р.К. Минъяр -Белоручев, О.Г. Обеременко // ИЯШ.-1993-№6. С.20-23.
9.Миролюбов А, А. Культуроведческое направление в обучении иностранным языкам / А.А. Миролюбов//ИЯШ. - 2001, - № 5