Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика современного состояния морского транспорта и портового хозяйства России и ее зарубежных партнеров'

Сравнительная характеристика современного состояния морского транспорта и портового хозяйства России и ее зарубежных партнеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1686
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГРУЗООБОРОТ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ / ОПЕРАТОРЫ МОРСКИХ ТЕРМИНАЛОВ / СТРАТЕГИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И.В., Крюченко Н.Н.

В статье рассматриваются ключевые статистические показатели деятельности морского транспорта и портового хозяйства России: перевозки грузов, перевозки пассажиров, эксплуатация причалов, протяженность внутренних водных судоходных путей, связанная с осуществлением транспортного процесса. Проводится сравнительная характеристика современного состояния морского транспорта и портового хозяйства России и ее зарубежных партнеров (в частности, сравнение деятельности ОАО «НМТП» и портовых хозяйств Европы и перспективы их развития).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика современного состояния морского транспорта и портового хозяйства России и ее зарубежных партнеров»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

48 (237) - 2013

УДК 656.078.180 (075.8)

сравнительная характеристика

современного состояния

морского транспорта

и портового хозяйства россии и ее зарубежных партнеров

И. В. ШЕВЧЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета E-mail: decan@econ.kubsu.ru

н. н. крюченко,

магистр 1-го года обучения,

кафедра мировой экономики и менеджмента

E-mail: gazetagel@mail.ru

Кубанский государственный университет, Краснодар

В статье рассматриваются ключевые статистические показатели деятельности морского транспорта и портового хозяйства России: перевозки грузов, перевозки пассажиров, эксплуатация причалов, протяженность внутренних водных судоходных путей, связанная с осуществлением транспортного процесса. Проводится сравнительная характеристика современного состояния морского транспорта и портового хозяйства России и ее зарубежных партнеров (в частности, сравнение деятельности ОАО «НМТП» и портовых хозяйств Европы и перспективы их развития).

Ключевые слова: морской транспорт, транзитный потенциал, грузооборот, рентабельность, техническая оснащенность, операторы морских терминалов, стратегия технического перевооружения.

Современные условия диктуют новые требования к производственным (техническим), экономическим, правовым процессам как в сфере транспортных услуг в целом, так и в их отдельных организационных структурах в частности. Поскольку транспортный сектор занимает одно из ключевых

мест в социально-экономическом развитии страны, то и развитая транспортная система является одним из основных условий для обеспечения экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и роста качества жизни населения.

Как отмечает в работе А. Э. Горев, «транзитный потенциал России на базе ее географических особенностей предполагает приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны» [1]. Эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы находится в прямой зависимости от безопасных и качественных транспортных услуг. Ряд объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания определяет роль транспорта в социально-экономическом развитии страны.

Реализация экономических связей внутри страны и за ее пределами зависит от характеристик транспортных артерий, их способности удовлетворить производственные и социальные потребности всех слоев населения посредствам перемещения

грузов и пассажиров. Возможности территориального развития экономики, ее производственной и социальной составляющих также зависят от географической и технологической доступности транспортных услуг. Конкурентоспособность продукции и зона ее сбыта кроме всего прочего определяются исходя из стоимостных характеристик перевозок любой продукции (транспортного тарифа), которые в свою очередь прибавляются к затратам на производство и отражаются непосредственно в ее конечной цене.

Скорость, своевременность, ритмичность, безопасность и экологичность функционирования транспортной системы являются качественными характеристиками уровня транспортного обслуживания и связаны с конкурентоспособностью продукции (услуг) предприятий транспорта, в частности морского. Существенное влияние на характер использования транспорта в международном сообщении оказывает трансформация географической структуры внешнеэкономической деятельности как страны в целом, так и ее внутренних транспортных линий (инфраструктуры), способствующих положительному или отрицательному влиянию на преобразование всей географической структуры внешнеэкономической деятельности.

В настоящее время роль морского транспорта возрастает с расширением объемов торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Морским портам приходится более рационально и ответственно подходить к обоснованию подходов в планировании и прогнозировании своей деятельности, поскольку современные реалии экономической жизни заставляют по-новому посмотреть на среду, в которой эта деятельность ведется. Увеличивающиеся объемы грузовых перевозок и растущий спрос на быстрые, эффективные, надежные и экологически безопасные транспортные решения требуют соответствующей транспортной

Перевозки грузов и грузооборот мор<

инфраструктуры, и вопрос заключается в том, смогут ли морские порты обеспечить соответствующий вклад (разгрузку, погрузку, хранение) в реализацию данных решений.

Для характеристики современного состояния предприятий морского транспорта России (как во внутренних водах, так и за пределами страны) в качестве объектов статистического наблюдения можно выделить следующие: наличие флота; перевозки грузов (погрузка, разгрузка, сохранность); перевозки пассажиров; эксплуатацию причалов; протяженность внутренних водных судоходных путей; количество аварий на внутренних судоходных линиях; показатели использования судов; показатели рентабельности от всех видов деятельности, связанных с осуществлением транспортного процесса.

Рассмотрим количественные показатели, характеризующие данный вид транспорта в системе мультимодальных сообщений (табл. 1).

Из анализа данных табл. 1 видно, что за исследуемый период грузооборот уменьшился по причинам, связанным с внешней и внутренней политикой как государства, так и отдельных коммерческих предприятий. Последние, создавая группы компаний и образовывая тем самым монополии, осуществляли контроль за перевозкой, погрузкой, разгрузкой, хранением, страхованием грузов и др.

В табл. 2 представлены показатели по перевозке грузов и грузообороту морского транспорта России в международном сообщении в период с 2000 по 2011 г.

Проводя выборочный анализ данных табл. 2, уточним, что на показатели 2011 г. во многом повлиял мировой экономический кризиса 2008 г.

Более структурно и системно показатели деятельности предприятий морского транспорта России приведены в табл. 3 и 4.

Таблица 1

)го транспорта России в 2000-2011 гг.

Показатель Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011

Общий объем перевезенных грузов, млн т 35,4 26,0 35,2 37,4 37,0 34,0

В том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним 2,4 2,6 3,6 3,5 4,4 4,3

местности с ограниченными сроками завоза грузов Из них:

- сухогрузами 1,9 2,2 2,7 2,4 2,9 3,0

- наливными грузами 0,4 0,4 0,9 1,1 1,4 1,4

Общий грузооборот, млрд т-км 122,2 60,3 84,4 98,4 100,3 77,8

Примечание. Составлено авторами по данным Росстата [6].

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность 11

Таблица 2

Перевозки грузов и грузооборот морского транспорта России в международном сообщении в 2000-2011 гг.*

Показатель Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011

Общий объем перевезенных грузов, млн т 26,6 17,4 35,2 37,4 37,0 34,0

В том числе в международном сообщении (включая 22,2 12,4 27,0 29,1 27,8 24,5

транзит), млн т

Из них:

- экспорт 8,3 9,1 15,9 17,5 16,8 15,8

- импорт 0,9 0,7 3,6 2,9 2,0 1,8

- между иностранными портами 13,0 2,6 7,4 8,7 8,8 6,7

Общий грузооборот, млрд т-км 100,0 48,3 84,4 98,4 100,3 77,8

В том числе в международном сообщении (включая 93,6 41,7 71,9 86,4 87,7 64,5

транзит), млрд т- км

Из них:

- экспорт 30,0 27,5 40,8 43,8 40,5 35,5

- импорт 3,7 1,7 6,5 4,8 5,1 4,2

- между иностранными портами 59,9 12,6 24,6 37,8 41,5 24,5

* С 2008 г. - по организациям всех видов экономической деятельности. Примечание. Составлено авторами по данным Росстата [6].

Таблица 3

Структура перевозок грузов морским транспортом России по видам грузов в 2000-2011 гг.*, %

Вид грузов Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011

Каменный уголь и кокс 9,5 17,3 17,1 17,1 17,8 18,3

Нефть и нефтепродукты наливом 37,6 20,8 20,4 20,5 17,6 18,0

Руда 4,8 1,8 1,6 1,5 1,7 1,6

Металлы всякие не в деле 6,9 5,7 10,9 12,4 10,9 9,4

Металлолом 0,4 3,4 4,1 3,3 2,7 2,9

Химические и минеральные удобрения 9,6 11,9 7,9 6,3 7,4 5,8

Химические грузы 1,5 0,6 0,3 0,2 0,5 0,8

Строительные грузы 0,5 1,4 2,1 2,9 3,2 2,4

Цемент 1,3 0,5 2,5 0,5 0,3 0,8

Лесные грузы 5,5 9,2 8,8 6,0 8,6 8,1

Зерно и продукты перемола 2,0 1,0 6,1 9,0 7,1 9,1

Промышленное сырье и формовочные материалы 1,0 0,7 0,8 0,9 0,9 0,9

Машины, оборудование и металлоизделия 0,9 2,8 2,5 4,3 6,3 6,0

Прочие грузы 18,5 22,9 14,9 15,1 15,0 15,9

* С 2008 г. - по организациям всех видов экономической деятельности.

Из анализа данных табл. 3 видно, что «львиная доля» грузов отечественного морского транспорта приходится на каменный уголь и кокс, а также нефть и нефтепродукты наливом. По данным видам грузов отчетливо прослеживается динамика роста, что свидетельствует об увеличении мощности и объемов перевалки морским транспортом в период 2000-2011 гг.

Данные, представленные в табл. 4, позволяют оценить эффективность деятельности отечественных морских торговых портов, их производствен-

12 -

ные мощности и возможности доставки грузов и пассажиров.

Представленные в табл. 4 основные показатели технико-экономической оснащенности и деятельности морских торговых портов России позволяют оценить работу перегрузочных комплексов применительно к мощностям предприятий морского транспорта. Анализ динамики таких показателей перегрузочных комплексов, как их число и протяженность, свидетельствует о гибкой адаптации транспортных комплексов России к новым тенден-

Таблица 4

Основные показатели технической оснащенности и деятельности морских торговых портов России в 2000-2011 гг.*

Показатель Год

2000 2005 2008 2009 2010 2011

Перегрузочные грузовые комплексы (на конец года)

Общее количество, ед. 322 358 705 833 882 921

Протяженность, тыс. пог. м 53,4 61,3 113,0 133,1 139,7 148,5

В том числе:

для сухогрузов

- количество, ед. 288 313 585 700 752 776

- протяженность, тыс. пог м 47,8 53,2 92,0 110,6 116,9 123,8

для наливных грузов

- количество, ед. 34 45 120 132 130 145

- протяженность, тыс. пог. м 5,5 8,1 21,0 22,4 22,9 24,7

Пассажирские комплексы (на конец года)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общее количество, ед. 31 28 35 40 40 37

Протяженность, тыс. пог. м 4,5 4,7 5,3 6,5 6,1 6,2

Всего перегружено грузов, млн т 82,9 135,8 454,6 496,4 526,1 535,4

В том числе:

- экспортных 64,7 106,9 343,9 385,0 404,2 408,5

- импортных 9,6 16,7 42,1 27,4 39,4 44,6

- каботажных 8,7 11,5 29,3 39,3 36,5 32,8

Из общего объема перегруженных грузов - навалочные 40,6 66,5 90,0 111,6 113,2 128,7

и насыпные грузы, млн т

В том числе:

- уголь каменный, кокс 25,7 41,4 54,6 65,5 68,7 78,3

- зерновые насыпью 1,5 6,3 10,4 21,8 15,0 19,5

- лесные грузы 4,3 5,7 9,1 6,0 6,7 6,0

- генеральные грузы 36,6 57,4 52,8 47,8 51,5 52,5

- металлы всякие не в деле 22,7 30,5 30,9 33,3 32,0 28,5

* С 2008 г. - по организациям всех видов экономической деятельности.

циям и постоянно изменяющимся условиям рынка, а также о внедрении инноваций для ускорения процесса погрузо-разгрузочных работ.

В контексте исследования эффективности погрузо-разгрузочных работ, выполняемых предприятиями морского транспорта России, данные, представленные в табл. 5, наиболее полно отражают качественные и количественные сдвиги, происходящие на транспортных предприятиях России в период с 2007 по 2011 г.

Данные, представленные в табл. 5, позволяют выявить слабые и сильные стороны российских морских торговых портов, в том числе и по экспортным операциям. Таким образом, приведенная статистика свидетельствует, что в своем большинстве портовые хозяйства России (в предложенной классификации грузов) имеют конкурентоспособные преимущества в развитии транспортной системы и реализации транзитного потенциала страны.

В табл. 6 приведен рейтинг десяти российских портов с максимальным объемом грузооборота (по

данным Ассоциации морских торговых портов России), опубликованный журналом «Эксперт» [4].

По оценкам журнала «Эксперт», по грузообороту отечественные порты серьезно уступают крупнейшим европейским (табл. 7) [3].

По информации Ассоциации морских торговых портов [5 ], в январе - марте 2013 г. грузооборот морских портов России по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. вырос на 7,2 % и составил 136,6 млн т.

Объем перевалки сухогрузов составил 55,7 млн т (+2,0 %), в том числе: угля - 22,1 (+18,4), грузов в контейнерах - 10,4 (+3,8), минеральных удобрений - 2,8 (+27,6), тарно-штучных - 1,2 млн т (+32,9 %). Объем перевалки черных металлов сократился до 6,3 млн т (-10,3 %), лесных грузов - до 1,1 млн т (-21,8 %).

Объем перевалки наливных грузов составил 80,9 млн т (+11,2 %), в том числе: сырой нефти - 50,4 млн т (+10,7 %), нефтепродуктов - 26,6 млн т (+0,2 %).

Экспортных грузов перегружено 109,1 млн т, что на 7,6 % больше, чем за аналогичный период 2011 г., импортных грузов - 11,4 млн т (+24,7 %),

- 13

Таблица 5

Показатели погрузочно-разгрузочных работ в морских торговых портах России в 2007-2011 гг., млн т

Показатель Всего В том числе на экспорт

2007 2008 2009 2010 2011 2007 2008 2009 2010 2011

Перегружено грузов всего 449,5 454,6 496,4 526,1 535,4 349,7 343,9 385,0 404,2 408,5

В том числе:

Сухогрузы 185,1 191,8 198,4 211,6 234,4 135,3 132,8 154,4 156,2 170,8

Из них:

- навалочные грузы 72,1 75,9 86,2 94,1 104,7 66,0 68,6 80,3 87,0 97,2

- руда 5,2 4,5 6,3 6,1 8,0 1,8 2,0 4,1 3,5 5,4

- уголь каменный, кокс 52,3 54,6 65,5 68,7 78,3 50,4 53,0 63,9 66,9 76,6

- минеральные удобрения 12,2 11,9 10,3 12,8 12,5 12,2 11,7 10,0 12,7 12,5

- насыпные грузы 14,3 14,2 25,4 19,1 24,0 10,1 9,3 21,7 14,8 20,1

- зерно 10,7 10,4 21,8 15,0 19,5 9,8 9,0 21,0 13,7 18,1

- сахар 2,6 2,3 1,6 2,2 2,2 0,001 - - 0,003 0,03

- лесные грузы 14,4 9,1 6,0 6,7 6,0 14,3 8,9 5,8 6,2 5,2

- генеральные грузы 54,0 52,8 47,8 51,5 52,5 35,8 35,8 36,8 36,5 35,1

- черные металлы 26,1 26,2 28,9 28,1 24,4 24,0 24,1 27,6 26,2 22,5

- цветные металлы 4,4 4,7 4,4 3,9 4,1 4,0 3,9 4,1 3,6 3,6

- металлолом 4,8 3,7 2,7 3,0 3,8 4,8 3,7 2,4 2,9 3,8

- тарно-штучные 6,0 5,7 2,5 5,5 5,8 1,4 1,2 0,7 1,0 1,2

- грузы в контейнерах 30,3 32,1 25,3 32,9 39,4 9,1 8,6 8,3 10,0 11,9

- грузы на паромах - 7,7 7,7 7,4 7,8 - 1,6 1,5 1,8 1,3

Наливные грузы 264,4 262,8 298,0 314,4 301,0 214,4 211,0 230,6 248,0 237,7

Из них:

- нефть наливом 184,1 180,6 202,0 209,7 193,4 141,0 136,2 142,8 151,0 138,3

- нефтепродукты наливом 78,3 80,5 94,1 103,0 105,5 71,7 73,5 86,1 95,6 98,1

- пищевые грузы 0,6 0,5 1,0 1,0 1,3 0,3 0,3 0,7 0,6 0,6

- химические грузы 1,4 1,2 1,0 0,8 0,7 1,4 1,2 1,0 0,8 0,7

Таблица 6 Рейтинг десяти российских портов по грузообороту в 2011 г.

Таблица 7

Рейтинг пяти самых крупных европейских портов по грузообороту в 2011 г.

Место Грузо-

в рей- Название порта оборот,

тинге млн т

1-е Новороссийский морской торговый порт 82,0

2-е Приморский торговый порт, 75,0

Ленинградская обл.

3-е Большой порт, Санкт-Петербург 60,0

4-е Восточный порт, Приморский край 38,4

5-е Порт Усть-Луга 22,7

6-е Порт Туапсе 19,4

7-е Порт Ванино 19,1

8-е Порт «Пригородное», о. Сахалин 16,3

9-е Порт Находка 15,0

10-е Мурманский морской торговый порт 14,4

Место Грузо-

в рей- Портовый оператор оборот,

тинге млн т

1-е Роттердам 435,0

2-е Антверпен 187,0

3-е Группа компаний «Новороссийский морской торговый порт» 157,0

4-е Гамбург 132,0

5-е Марсель* 88,5

транзитных - 9,3 млн т (-16,4 %), каботажных - 6,8 млн т (+18,6 %).

Операторы морских терминалов Арктического бассейна перегрузили 10,6 млн т грузов, что на 31,7 % больше, чем за три месяца 2012 г. Объем перевалки сухогрузов увеличился до 5,6 млн т (+6,0 %), а наливных - до 5,0 млн т (более чем в

14 -

* Оценочные данные.

1,8 раза). Грузооборот порта Мурманск вырос до 6,8 млн т (+32,3 %), порта Витино - до 1,2 (+18,4), порта Варандей - до 1,2 (вырос в 2,2 раза) и порта Архангельск - до 1,0 млн т (+27,9 %).

В портах Балтийского бассейна в указанный период объем перевалки грузов увеличился до 50,1 млн т (+ 7,2 %), из них перегрузка сухогрузов составила 18,2 млн т (+5,0 %), наливных - 31,9 млн т (+8,5 %). Грузооборот порта Усть-Луга вырос до 13,3 млн т (в 1,8 раза), в основном за счет ввода в экс-

плуатацию наливных терминалов, порта Высоцк -увеличился до 3,7 млн т (+15,0 %), порта Калининград - до 3,7 млн т (+14,9 %). В то же время сократились объемы перевалки грузов в портах Приморск -до 16,8 млн т (-14,9 %) и в Большом порту Санкт-Петербурга - до 12,4 млн т (-5,6 %).

Грузооборот морских портов Азово-Черномор-ского бассейна составил 40,3 млн т, что на 4,1 % больше, чем за январь - март 2012 г. Объем перевалки сухогрузов уменьшился за счет сокращения объемов перевалки зерна до 12,6 млн т (-5,2 %), наливных грузов - вырос до 27,7 млн т (+8,9 %). Увеличился объем перевалки грузов через терминалы портов Ростов - до 1,8 млн т (в 1,5 раза) и Тамань - до 1,7 млн т (в 4,8 раза за счет ввода в эксплуатацию нефтеналивного терминала). В то же время снизился грузооборот порта Новороссийск до 28,6 млн т (-2,0 %) и Туапсе - до 3,8 млн т (-20,3 %).

В Каспийском бассейне морскими портами было перегружено 2,0 млн т грузов (-17,3 %), из них: сухогрузов - 0,7 млн т (-34,8 %), наливных грузов -

1.2 млн т (-1,8 %). Грузооборот порта Махачкала сократился на 12,7 %, порта Астрахань - на 20,7 % и порта Оля - в 1,8 раза.

За первые три месяца 2013 г. в морских портах Дальневосточного бассейна грузооборот увеличился до 33,6 млн т (+6,8 %), из них: сухогрузов -18,6 млн т (+5,5 %), наливных грузов - 15,0 млн т (+8,3 %). Увеличили грузооборот порты Восточный -на 21,8 % (до 12,0 млн т), Ванино - на 15,9 % (до

5.3 млн т), Находка - на 3,7 % (до 4,2 млн т), Владивосток - на 5,3 % (до 3,2 млн т). Грузооборот порта «Пригородное» сократился на 2,5 % (до 4,4 млн т), Де-Кастри - на 18,4 % (до 1,5 млн т), Посьет - на 12,0 % (до 1,2 млн т).

Ассоциация морских торговых портов (АСОП) была создана в 1987 г. и в настоящее время объединяет более 50 организаций и предприятий морского транспорта России. В состав АСОП входят морские торговые порты, экспедиторские и агентские компании, научно-исследовательские институты, учебные заведения морского транспорта. Данные о результатах работы российского портового комплекса формируются на основании статистической отчетности и охватывают все стивидорные компании, работающие на территории Российской Федерации.

В качестве примера развития портового хозяйства, частично представленного выше, рассмотрим ОАО «Новороссийский морской торговый порт»

(ОАО «НМТП»), которое в свою очередь является крупнейшим в России портовым оператором и оказывает широкий спектр стивидорных и портовых услуг. По информации, предоставленной АСОП, на долю ОАО «НМТП» приходится около 20 % всех импортных и экспортных поставок, осуществлявшихся через морские порты России в 2012 г.

ОАО «НМТП» консолидировало крупнейшие компании, оказывающие стивидорные и портовые услуги в порту Новороссийск: ОАО «Новорос-лесэкспорт», ОАО «ИПП», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод». На их долю приходится обработка около 97 % объема грузов Новороссийского порта, что обеспечивает ОАО «НМТП» лидирующие позиции на отечественном рынке. Кроме того, в ОАО «НМТП» входит ООО «Балтийская стивидорная компания», расположенное в Калининградской области на побережье Балтийского моря и специализирующееся на перевалке контейнерных грузов.

В рамках долгосрочной программы технического перевооружения предприятий, входящих в группу компаний «НМТП» (в том числе ОАО «НМТП», ОАО «НСРЗ» и ОАО «Новорослесэкспорт»), в порты ГК была поставлена новая перегрузочная техника. Так, в мае 2013 г. в ОАО «НМТП» были поставлены два крана «Витязь» грузоподъемностью 63 т, один из которых уже собран и будет введен в эксплуатацию в тылу широкого пирса № 2 для выгрузки вагонов. Второй кран будет установлен на причале № 11 для погрузки-разгрузки судов и вагонов. Кроме того, в июле 2013 г. на широкий пирс № 2 были доставлены детали портального крана «Витязь» грузоподъемностью 100 т, предназначенного для перегрузки стали в слябах и в рулонах. В это же время был введен в эксплуатацию вилочный погрузчик KALMAR грузоподъемностью 42 тонны.

В ОАО «НСРЗ» в мае 2013 г. поступил самоходный телескопический подъемник JLG 660SJ в специальном исполнении для работы в сложных условиях. Ключевой характеристикой этой модели является высота вылета стрелы - 22 м. Самоходный подъемник предназначен для проведения работ на большой высоте.

В августе ожидалась поставка экскаватора-погрузчика Terex TLB 825 RM - новой модели 2013 г. Эта многоцелевая машина способна выполнять работы самого различного профиля с помощью ши-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рокого набора навесного оборудования. Погрузчик оснащен экскаваторным оборудованием с телескопической рукоятью, а также многофункциональным погрузочным ковшом. Кроме того, парк техники ОАО «НСРЗ» пополнился тремя ролл-трейлерами грузоподъемностью до 70 т, предназначенными для перевозки металлопроката и других генеральных грузов. Скорость перемещения грузов на новых ролл-трейлерах может достигать 15 км/ч.

ОАО «Новорослесэкспорт» в июне 2013 г. пополнило свой парк перегрузочной техники штабе-лером Konecranes грузоподъемностью 10 т, предназначенным для перевалки порожних контейнеров.

ОАО «НМТП» продолжает техническое перевооружение грузового района порта и специализированных терминалов. Закупается самая современная техника, которая отличается высокой надежностью и хорошо зарекомендовала себя по всему миру.

Анонсированная летом 2013 г. стратегия ГК «НМТП» включает семь проектов, общая стоимость которых, по предварительным оценкам, составляет 1-1,1 млрд долл. Это должно повысить мощность всей группы на 67 млн т грузов в год. В 2012 г. грузооборот ГК составил около 170 млн. тонн, а к 2020 г. эта цифра может вырасти на 32-39 %, т. е. до 224-237 млн т (с учетом различных вариантов загрузки). Главным приоритетом в перспективе должен стать контейнерный бизнес - на инвестиции в этот сектор пойдет почти половина выделенного компанией бюджета. Уже в 2011 г. рост контейнерного бизнеса в Новороссийске составил 44 %. Руководство ГК «НМТП» ожидает, что грузооборот в этом сегменте к 2020 г. вырастет в три раза, поэтому в ближайшие годы предполагается построить либо реконструировать четыре терминала: три - на базе порта в Новороссийске и один - в Балтийском порту.

Нынешние условия работы в ГК «НМТП» хорошо иллюстрирует ситуация с перевалкой зерна. На экспортные отгрузки зерна в Новороссийском порту приходится порядка 7 % общего грузооборота порта по тоннажу и около 11 % общей выручки в денежном выражении. Входящие в ГК две стивидорные компании - ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и ОАО «Новороссийский зерновой терминал» - являются крупнейшими в стране портовыми операторами на рынке зерна: треть всего экспорта зерна проходит через них. Новороссийский порт -это один из южных портов, которые ближе всего расположены к основным покупателям российского

зерна - Египту и странам Ближнего Востока. При этом перед другими черноморскими портами - в Тамани и Туапсе - у Новороссийского есть существенное преимущество: благодаря глубине моря в этом месте ОАО «НМТП» может принимать суда типа Panamax1 грузоподъемностью до 63 тыс. т. Преимуществом этого порта для зерновой торговли является и его расположение в непосредственной близости к основным зернопроизводящим регионам: Краснодарскому и Ставропольскому краям, Ростовской области.

Главная статья прибыли Новороссийского морского порта - оплата контрагентами перевалки грузов. Например, стоимость перевалки зерна здесь составляет в настоящее время 30 долл. за тонну (при себестоимости, по разным оценкам, от 2 до 10 долл.). В целом - с учетом экспедиторских, агентских услуг, фумигации зерна и др. - зерно-отправители тратят на доставку товара от вагона в трюм корабля до 40 долл./т. Для сравнения: на Украине стоимость подобной перевалки составляет 15 долл./т (Украина располагает четырьмя аналогичными глубоководными морскими портами), а в Америке и Восточной Европе - 5 долл./т.

«Сегодня эти 40 долларов за доставку ложатся на плечи крестьян, доходы которых снижаются по мере роста затрат на логистику зерна», - говорят производители зерна [2]. Кстати, высокая стоимость транспортировки зерна и снижение в связи с этим доходов агропроизводителей - одна из ключевых проблем, которые сегодня обсуждаются на зерновом рынке.

Очевидно, что портовый бизнес в таких благоприятных экономических условиях очень выгоден. По показателю EBITDA2 рентабельность ОАО «НМТП» составляет сегодня более 50 % (табл. 8).

В заключение следует отметить, что планы модернизации морских портов в Азово-Черномор-ском бассейне уже получили одобрение Президента Российской Федерации [5]. Проекты рассчитаны до 2025 г. и обойдутся государству и частным инвесторам в сотни миллиардов рублей. Через Новороссийск, Тамань и Туапсе будет организована

1 Специальная модель судов обычно китайского производства, которые используются для отправки зерна в Египет по контрактам GASC (государственной зерновой компании Египта).

2 EBITDA (сокр. от англ. Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) - аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации.

Таблица 8

Рентабельность ОАО «НМТП» в 2010-2012 гг.

Показатель Год

2010 2011 2012

Выручка, млн долл. 635 1 042 1 200

Выручка по EBITDA, млн долл. 416 538 630

Чистая прибыль, млн долл. 258 180 390

Рентабельность по EBITDA, % 65,51 51,63 52,5

Рентабельность по чистой прибыли, % 40,63 17,27 32,5

перевозка нефти и нефтепродуктов, сжиженного природного газа, металла, зерна. Работа строится с таким расчетом, чтобы кардинально решить проблему инфраструктурных ограничений, сдерживающих сегодня морскую составляющую российского экспорта, а значит, и рост экономики в целом.

Список литературы

1. Горев А. Э. Основы теории транспортных систем: учебное пособие. СПб: СПб ГАСУ, 2010.

2. Куда дует ветер в Новороссийске. URL: http://expert. ru/expert/2012/11/kuda-duet-veter-v-novorossijske.

3. Новороссийский морской торговый порт. URL: http://expert.ru/dossier/companies/novoros_ mtp.

4. Рейтинг «Эксперт-400». URL: http://expert. ru/ratings.

5. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. URL: http:// rosmorport. ru/media/File/State-Private_Partnership/ strategy_2030.pdf.

6. Федеральная служба государственной статистики. Транспорт и связь в России. URL: http:// gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main.

Шльский дом

111% [ЯП

Лучшие журналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков

Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 989-96-10, podpiska@fin-izdat.ru www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.