Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ЖЕНСКИХ СБОРНЫХ КОМАНД НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ГАНДБОЛУ 2021 г.'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ЖЕНСКИХ СБОРНЫХ КОМАНД НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ГАНДБОЛУ 2021 г. Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
состав команды / росто-возрастные характеристики / международный опыт. / team composition / height and age characteristics / international experience.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — ЖийЯр М.В., Чигарев Н.Н., Кругличенко А., Пикалова К.

В работе проведен сравнительный анализ состава сильнейших женских сборных команд по гандболу на Чемпионате мира 2021 г. Выявлены возрастные и ростовые характеристики гандболисток, различия в опыте участия в международных турнирах. Эти данные позволяют выявить тенденции и подходы к отбору игроков в составы сборных команд для участия в крупных международных турнирах по гандболу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — ЖийЯр М.В., Чигарев Н.Н., Кругличенко А., Пикалова К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF WOMEN'S TEAM COMPOSITIONS TEAMS AT THE 2021 WORLD HANDBALL CHAMPIONSHIP

The paper provides a comparative analysis of the composition of the strongest women's national handball teams at the 2021 World Cup. The age and height characteristics of handball players, differences in the experience of participating in international tournaments are revealed. These data make it possible to identify trends and approaches to the selection of players for national teams to participate in major international handball tournaments.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ЖЕНСКИХ СБОРНЫХ КОМАНД НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ГАНДБОЛУ 2021 г.»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВОВ ЖЕНСКИХ СБОРНЫХ КОМАНД НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА ПО ГАНДБОЛУ 2021 г.

Жийяр М.В.

зав. кафедрой теории и методики гандбола, д.п.н., профессор Чигарев Н.Н. ст. преподаватель кафедры теории и методики гандбола Кругличенко А. студент кафедры теории и методики гандбола Пикалова К. студент кафедры теории и методики гандбола Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва, Россия

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF WOMEN'S TEAM COMPOSITIONS TEAMS AT THE

2021 WORLD HANDBALL CHAMPIONSHIP

Gillard M.

Professor of the Department of theory and methods of handball,

doctor of Pedagogical Sciences Chigarev N.

teacher of the Department of theory and methods of handball

Kruglichenko A.

student of the Department of theory and methods of handball

Pikalova K.

student of the Department of theory and methods of handball Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism,

Moscow, Russia

Аннотация

В работе проведен сравнительный анализ состава сильнейших женских сборных команд по гандболу на Чемпионате мира 2021 г. Выявлены возрастные и ростовые характеристики гандболисток, различия в опыте участия в международных турнирах. Эти данные позволяют выявить тенденции и подходы к отбору игроков в составы сборных команд для участия в крупных международных турнирах по гандболу

Abstract

The paper provides a comparative analysis of the composition of the strongest women's national handball teams at the 2021 World Cup. The age and height characteristics of handball players, differences in the experience of participating in international tournaments are revealed. These data make it possible to identify trends and approaches to the selection of players for national teams to participate in major international handball tournaments.

Ключевые слова: состав команды, росто-возрастные характеристики, международный опыт.

Keywords: team composition, height and age characteristics, international experience.

Введение. Чемпионаты мира по гандболу относятся к одним из главных соревнований национальных команд и имеют для каждой гандбольной державы важную спортивно-достиженческую значимость. Результаты национальных сборных на данных турнирах повышают авторитет страны на международной гандбольной арене, повышают ее рейтинг в числе лучших гандбольных федераций, способствуют дальнейшему развитию и популяризации гандбола в каждой отдельно взятой стране. Чемпионат мира, проводящийся в год накануне Олимпийских игр, имеет наиболее важное значение для команд, поскольку определяет команды-пре-

тенденты на участие в олимпийском турнире - победитель чемпионата имеет прямой выход на данные соревнования, команды занявшие 2-5-е места могут попасть на них через участие в квалификационном турнире. Поэтому, как правило, сильнейшие сборные команды, претендующие на олимпийские медали, на предолимпийский чемпионат мира отбирают сильнейших игроков и ставят задачу достижения максимально возможного спортивного результата.

Качество отбора гандболисток в сборные команды можно считать одним из факторов успеха команды на Чемпионате мира с учетом ее целевых установок на результат. В этой связи анализ состава

команд по различным показателям, позволяет выявить современные тенденции комплектования сильнейших сборных и некоторые факторы, создающие командам те или иные преимущества в спортивной борьбе за медали.

Методы исследования: анализ источников научно-методической литературы, анализ официальных документов Чемпионата мира по гандболу 2021 г. среди женских команд.

Результаты исследования. На чемпионате мира 2021 г. сборная команда России заняла 8-е место. Победителем и призерами чемпионата стали сборные команды Норвегии (1-е место), Франции (2-е место), Дании (3-е место). Сборная команда Нидерландов также относится к грандам мирового ганд-

бола. После «золотого» предолимпийского Чемпионата мира 2019 года на турнире в 2021-м году команда заняла лишь 9-е место.

К показателям, характеризующим состав команд национальных сборных, чаще всего относят возрастные характеристики гандболисток, их ростовые показатели, данные о массе тела спортсменок, опыт участия в международных соревнованиях, а также данные о принадлежности к тому или иному клубу. Комплексный анализ данных показателей позволяет выявить отличительные особенности игроков и понять приоритеты выбора гандболи-сток при формировании составов сборные на важные турниры, а также целевые установки на спортивный результат.

Средние ростовые показатели сборных команд (Таблица 1) не имеют существенных различий.

Таблица 1

Общая характеристика команд-участниц ЧМ 2021 г.

Сборные команды Результат на ЧМ Рост, м Возраст, лет Вес, кг ВРИ Международных матчей

В ср. по команде Мин. Макс.

Россия 8 1,77 25,0 70 22,3 34,6 0 151

Норвегия 1 1,76 29,3 65 21,0 110,6 0 316

Франция 2 1,75 26,7 68 22,2 74,1 0 264

Нидерланды 9 1,75 26,2 70 22,9 99,4 3 233

Дания 3 1,77 26,6 71 22,7 61,5 4 138

Испания 4 1,74 28,2 70 23,1 73,2 4 238

Самой возрастной в группе исследуемых команд оказалась сборная команда Норвегии - 29,3 лет, самой молодой - сборная России (25 лет). Сборная Норвегии имеет и самые низкие показатели массы тела гандболисток (65 кг), которые косвенно свидетельствуют о хорошем уровне физической подготовленности.

Важным показателем мастерства игроков команды является число сыгранных международных матчей (в составе сборной или клуба). Самой опытной на турнире стала сборная Норвегии - средний по команде показатель 110,6 игр. В этой же сборной самая опытная гандболистка - с игровым опытом 316 международных матчей (вратарь - Катрин Лунде).

10

|<20 ш21-25 р26-30 ■ 31-35 □ >36

Рис. 1 - Возрастная характеристика составов сборных команд на ЧМ 2021 г.

На Чемпионате мира 2021 г. в целом сохраняется тенденция последнего олимпийского цикла по ростовым показателям сборных, при этом самые высокие игроки задней линии (правый и левый полусредние, центральный) - в сборной Дании, линейные - в сборной Норвегии и Нидерландов (Рис.2). Анализ числа высокорослых гандболисток в составах сборных показывает, что команда России на турнире имела в своем составе наибольшее число

игроков выше 181 см, наименьшее число спортсменок ростом ниже 170 см. Сборная Нидерландов и сборная Франции имеют в составах своих команд наибольшее число гандболисток ростом 170-180 см - по 13 в каждой команде. Наименее «рослой» на чемпионате оказалась сборная Испании, что не помешало ей пробиться в финальную часть турнира и проиграв сборной Дании занять 4-е место.

Рис.2 - Ростовые показатели игроков разных амплуа сборных команд на ЧМ 2021 г. Пояснения: Ц - разыгрывающий, ЛП - левый полусредний, ПП - правый полусредний, Л - линейный, ЛК -

левый крайний, ПК - правый крайний, В - вратарь

Победитель турнира сборная команда Норве- современном женском гандболе ростовые показа-гии имеет в составе 10 игроков ростом от 170 см и тели команды не являются ведущим фактором, выше. Данный факт свидетельствует о том, что в определяющим высокие спортивные результаты.

Таблица 2

Соотношение гандболисток разного роста в сборных командах_

Сборные команды Количественные показатели ростовых данных сборных команд, см

<165 166-170 171-175 176-180 181-185 >185

Россия 0 2 5 6 5 0

Норвегия 1 4 2 4 4 1

Франция 0 4 6 7 1 0

Нидерланды 0 3 8 5 1 0

Дания 1 4 2 5 3 2

Испания 1 7 4 2 4 0

При отборе спортсменок в состав национальной команды учитывается и другой важный факт -особенности регламента проведения соревнований, а именно - допустимое число участников в зависимости от ранга соревнований. На чемпионат мира в заявку на участие в турнире можно включить 16 спортсменок (+2 - то есть, с возможностью замены 2-х гандболисток). Поэтому тренерский штаб команды имеет возможность с учетом 7 игровых позиций отобрать по 2 сильнейшие гандболистки на каждое амплуа и с учетом целевых установок на результат увеличить число спортсменок того или

иного амплуа. Как видно по данным таблицы 3, практически все команды включают в состав третьего вратаря - в случае получения травмы одним из вратарей достаточно сложно рассчитывать на высокий результат в продолжительном турнире с одним вратарем. Выбор соотношения игроков по амплуа определяется тактикой игры команды, уровнем подготовленности всех претендентов в сборную, наличием большего числа сильнейших игроков конкретного амплуа и другими факторами.

Таблица 3

Соотношение числа гандболисток в сборных командах по игровым амплуа

Ранг команд на ЧМ Сборные Состав команд по амплуа игроков

Ц ЛП ПП Л ЛК ПК В

2 Франция 3 3 3 3 2 1 3

3 Дания 2 1 5 2 2 2 3

9 Нидерланды 4 2 2 2 2 3 2

1 Норвегия 2 3 2 3 2 2 3

8 Россия 6 3 1 2 2 2 2

4 Испания 2 3 3 3 3 1 2

5 Швеция 3 2 2 3 3 2 3

Пояснения: Ц - разыгрывающий, ЛП - левый полусредний, ПП - правый полусредний, Л - линейный, ЛК -левый крайний, ПК - правый крайний, В - вратарь

Анализ состава команд по амплуа гандболи-сток показывает, что наиболее равномерно распределение числа полевых игроков в сборной Норвегии (победитель ЧМ) и сборной Франции (2-е место на ЧМ) - по 3 человека на игровую позицию линейного и бьющих игроков задней линии нападения, и только 1 гандболистку функции правого крайнего игрока. Сборная России заявила лишь одного правого полусреднего, при этом введя в состав 6 разыгрывающих. С учетом начала нового олимпийского цикла подготовки данный факт можно объяснить целевой установкой на наигрывание молодых спортсменок данного важного амплуа к Олимпийским играм 2024 года, получение ими игрового опыта участия в международных турнирах высочайшего уровня, формирования характера и психологической устойчивости.

Анализ игрового опыта спортсменок (участия гандболисток в турнирах международного уровня) также позволяет характеризовать их готовность к результативной игре сборной на главных турнирах олимпийского цикла (Таблица 2).

Как видно по данным таблицы, самой опытной на турнире стала сборная команда Норвегии (111,7 международных матчей) и сборная Нидерландов (100,4). Наименее опытными стали на турнире сборная команда Дании (62,2 игры) и Франции (65,6 игр). При этом сборная Дании завоевала бронзовые медали Чемпионата мира, а сборная Франции - серебро. Эти данные также подтверждают высокий уровень подготовленности молодых спортсменок, введенных в состав сборной, высокий уровень профессионализма тренеров в варьировании составом игроков на разных этапах турнира.

Таблица 2

Сравнительные показатели опыта участия гандболисток сборных на ЧМ 2021 г.

Сборные Амплуа игроков Ср. по команде

Ц ЛП ПП P ЛК ПК В

Норвегия 123,5 99,0 81,5 54,7 220,5 41,0 162,0 111,7

Дания 18,0 111,0 72,0 56,0 24,5 83,5 70,3 62,2

Франция 147,3 75,7 41,0 57,3 40,5 2,0 95,3 65,6

Нидерланды 81,3 152,0 137,5 122,5 22,0 121,7 66,0 100,4

Испания 92,5 109,4 83,0 72,6 76,9 62,0 98,4 85,0

Россия 92,5 109,4 83,0 72,6 76,9 62,0 98,4 85,0

Анализ данных о том, сколько гандболисток играют в национальном чемпионате своих стран, также позволяет составить некоторое представление об уровне конкуренции клубных команд.

Все 18 гандболисток сборной России играют в

Чемпионате России среди команд суперлиги. Наименьшее число гандболисток - участниц национального чемпионата в сборной Норвегии (4 спортсменки).

4 сильнейших клубах, принимающих участие в

□ Играют в стране 0 Играют в зарубежных клубах

Рис.3 - Показатели численности гандболисток, призванных в сборную из зарубежных клубов или

играющих в своих национальных чемпионатах

Чемпионат мира 2021 года можно считать началом нового олимпийского цикла. В этой связи полученные данные о составах команд-участниц данного турнира могут частично характеризовать концепцию подготовки сборных к очередным олимпийским играм и важны для прогнозирования отдельных параметров подготовки.

Выводы.

Анализ составов команд на Чемпионате мира 2021 года по различным характеристикам в целом позволяет увидеть схожие тенденции к их комплектованию. Сборная Норвегии добивается высоких результатов безупречной игрой своих многолетних

лидеров, сохраняя свои возрастные показатели примерно на одном и том же уровне (29 лет). Сборная Франции постепенно вводит в состав небольшое число молодых игроков, после Олимпийских игр в Токио (28,8 лет) команда стала моложе на 2 года (26,7 лет), не потеряв при этом качество игры.

В сборной команде России тенденция постепенного омоложения состава с включением 2-3-х молодых игроков сменилась новым подходом в 2021 году - введением 12 гандболисток моложе 26 лет. Данный подход можно рассматривать как ре-

шение задачи на формирование боеспособного коллектива с ориентацией подготовки на следующий олимпийский турнир 2024 года.

Аналогичный эксперимент с омоложением состава игроков проводила сборная Дании на Чемпионате мира 2015 года, возрастной состав которой в среднем составлял 25 лет. Команда заняла на данном турнире 6-е место. Лучший результат этой сборной показан в 2021 году - 3-е место на Чемпионате мира 2021 г. в Испании. При этом в следующем олимпийском цикле следует ожидать омоложения состава команд на многих игровых позициях гандболисток сборных Испании и Норвегии.

Данная информация может быть полезна тренерам сборных команд не только как отдельные количественные характеристики состава команд, характеризующие частично систему подготовки ближайшего резерва национальных сборных, но и весьма важной для выстраивания стратегии подготовки сборных в очередном олимпийском цикле, определения целевых показателей на каждый из крупных турниров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Жийяр М.В., Чигарев Н.Н. Тенденции развития мирового и российского мужского гандбола /М.В. Жийяр, НН. Чигарев // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвуз. научного конгресса. Т.2. - М.: Издательство Инфинити, 2020.

- С. 34-39.

2. Кругличенко А., Жийяр М.В. Эффективность соревновательной деятельности женской сборной команды России по гандболу на Чемпионате мира 2019 г. //Научно-методические аспекты подготовки спортсменов: Материалы I Всеросс. научно-практической конференции. - Омск, 2021. -С.160-166.

3. Жийяр М.В., Чигарев Н.Н., Кругличенко А. Эффективность атакующих действий женской сборной команды России на Чемпионате Европы 2020 г. //The Scientific Heritage. - 2021. - №66-4(66).

- P.11-14.

4. Погребной А.И. Информационные модели соревновательной деятельности квалифицированных гандболистов различных игровых амплуа / Погребной А.И., Тхорев В.И. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): Материалы конф. - М., 1999. - С. 333-335.

О РОЛИ ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Куклина А.И.

старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей факультета социального инжиниринга СибГУ науки и технологий им. М.Ф. Решетнева

THE ROLE OF PRESENTATION IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN THE FIELD OF

PROFESSIONAL COMMUNICATION

Kuklina A.

senior teacher of the Department offoreign languages

for technical specialties Faculty of social engineering

Siberian state university of science and technology named after academician M.F. Reshetnev

Аннотация

В статье описан метод использования мультимедийных презентаций при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Представлена методика обучения студентов созданию и эффективному применению мультимедийных учебных презентаций, даются практические рекомендации по подготовке презентаций. Делаются выводы о преимуществах и недостатках использования презентаций, указаны пути исправления этих недостатков и намечены пути повышения эффективности такой интерактивной деятельности студентов.

Abstract

The paper describes the method of using multimedia presentations when teaching a foreign language in a non-linguistic university. A methodology for teaching students to create and effectively use multimedia educational presentations is presented; practical recommendations are given for preparing presentations. Conclusions are drawn about the advantages and disadvantages of using presentations, ways to correct these shortcomings are indicated, and ways to increase the effectiveness of such interactive activities of students are outlined.

Ключевые слова: мультимедийная презентация, коммуникативные навыки, интерактивная деятельность, самостоятельная работа, средства наглядности, языковая компетенция.

Keywords: multimedia presentation, communication skills, interactive activity, independent work, visual aids, language competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.