УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2024-5-102-108
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВОМ И ИГРОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
М.В. Тимофеев, Н.В. Васильева, Н.А. Матвеева
Рассмотрены личностные особенности студентов, занимающихся армейским рукопашным боем и посещающих секционные занятия по игровым видам спорта. Доказано, что спортсмены, занимающиеся армейским рукопашным боем, имеют существенные отличия в личностных особенностях агрессивности и конфликтности по сравнению с занимающимися игровыми видами спорта. Выявлены различия в психоэмоциональном состоянии единоборцев и юношей-игровиков в ходе проведенного эксперимента.
Ключевые слова: армейский рукопашный бой, единоборства, игровые виды спорта, студенты, психоэмоциональное состояние.
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF STUDENTS DOING MARTIAL ARTS AND GAME SPORTS
Timofeev M.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, m timofeev81@ mail.ru, Russia, Cheboksary, I.N. Ulyanov Chuvash State University, Vasilyeva N.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, koolmama@ma-il.ru, Russia, Cheboksary, Chunash I. Yakov-lev State Pedagogical University, Matveeva N.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, kluchnad@mail.ru, Russia, Cheboksary, Chunash I. Yakovlev State Pedagogical University
The personal characteristics of students engaged in army hand-to-hand combat and attending sectional classes in team sports are considered. It has been proven that athletes involved in military hand-to-hand combat have significant differences in the personality traits of aggressiveness and conflict compared to those involved in team sports. Differences in the psycho-emotional state of martial artists and young gamers were revealed during the experiment.
Key words: army hand-to-hand combat, martial arts, team sports, students, psycho-emotional state.
Тимофеев Максим Васильевич, канд. пед. наук, доц., m timofeev81@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова,
Васильева Наталья Владимировна, канд. пед. наук, доц., koolmama@mail.т, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева,
Матвеева Надежда Александровна, канд. пед. наук, доц., kluchnad@mail.ru, Россия, Чебоксары, Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева
В спортивной деятельности выявляются сильные и яркие эмоциональные переживания. Спорт - это всегда эмоции. Проявление спортивных действий чувствами и эмоциями могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на органические процессы и поведение человека.
Занятия спортом формирует такие личностные качества, как уверенность, эмоциональная устойчивость, решительность и самоконтроль. Но в процессе тренировочной и соревновательной деятельности может проявиться агрессивное поведение в отношении соперников при
достижении цели, то есть победы. Поэтому взаимодействие спортсменов проходит в процессе постоянного контакта, восприятия и принятия реше -ния в конфликтной ситуации [1].
В работах многих авторов [2-4], посвященных игровым видам спорта и единоборствам, спортивный поединок рассматривается как физическое взаимодействие спортсменов. Студент, который занимается спортом и участвует в соревнованиях, развивает не только физические каче -ства, но и улучшает свое психоэмоциональное состояние, то есть он учится здоровой конкуренции. Благодаря поиску спортивной тактики, умению управлять своими эмоциями и находить моментальные решения, происхо -дит развитие и интеллектуальных способностей. В результате улучшаются широта, критичность и гибкость мышления, увеличивается познавательная активность.
Актуальность данной работы заключается в том, что, во-первых, в качестве примера взяты виды спортивной деятельности, популярные в сту -денческой среде, а во-вторых, будь то единоборство или игровые виды спорта - все равно, несомненно, занятие любым из этих видов оказывает определенное влияние на психику спортсмена. Проблема заключается лишь в том, что это влияние вызывает различные психоэмоциональные состояния у спортсменов-единоборцев и у спортсменов-игровиков [5].
Цель исследования заключается в изучении различий влияния занятий армейским рукопашным боем и игровыми видами спорта на личностные особенности и психоэмоциональное состояние спортсменов.
Задачи исследования:
1) использовать приведенные методики для выявления психоэмоционального состояния спортсменов;
2) провести сравнительную характеристику психоэмоционального состояния единоборцев и игровиков.
Объектом исследования являются спортсмены, занимающиеся единоборствами, а именно: армейским рукопашным боем на базе спортивного клуба «Аполлон», который представляет федерацию армейского рукопаш -ного боя и панкратиона Чувашской Республики, а также юноши, посещающие секционные занятия в игровых видах спорта на базе Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова.
Предметом исследования является психоэмоциональное состояние спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленных задач были использованы методики для оценки психологического развития спортсменов в виде психологических тестов их личностных особенностей, а также анкеты для выявления психоэмоционального состояния.
Исследование также включало анализ психологических особенностей успешных спортсменов в данной дисциплине с целью выявления
общих черт личности, которые способствуют достижению высоких ре -зультатов как в армейском рукопашном бое, так и в игровых видах спорта.
Для проведения эксперимента был использован комплекс методик:
- «Самооценка волевых качеств спортсменов» (Д.Я. Богданова, И.П. Волков);
- враждебности Басса-Дарки;
- «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина и П.А. Ковалева) - 81 вопрос и 8 показателей.
В исследовании личностных особенностей приняли участие 54 чел. в возрасте от 20 до 25 лет, из них 26 чел. - занимались армейским рукопашным боем, а 28 чел. - посещали секции футбола, волейбола и баскетбола.
Результаты исследования и их обсуждение. Методика «Самооценка волевых качеств спортсменов» (Д. Богданова и И. Волкова) предназначена для диагностики уровня развития волевых качеств. В исследовании использовали вариант методики для диагностики показателей по шкале «Самообладание и выдержка» [6].
Тест включает двадцать вопросов, на которые нужно выбрать один ответ из пяти предложенных. На основании результатов опроса было сделано заключение об уровне развития волевого качества по параметрам вы -раженности с учетом следующих нормативных показателей: 0-19 баллов -низкий уровень, 20-30 баллов - средний, 31-40 баллов - высокий (табл. 1).
Таблица 1
Результаты самооценки спортсменов армейского рукопашного боя (АРБ) и игровиков, %
Участники Самооценка
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Спортсмены АРБ 38,46 61,54 -
Спортсмены-игровики 25,00 60,71 14,29
Таким образом, более высокий уровень самооценки показали единоборцы, так как у них отсутствует низкий уровень самооценки. На наш взгляд, это связано с тем, что в армейском рукопашном бою необходимо физическое подавление соперника, поскольку спортсмен может полагаться только на собственные возможности, не перекладывая задачу на других и не прибегая к помощи партнеров.
Методика враждебности Басса-Дарки - это психологический тест, который используется для оценки уровня агрессивности и враждебности у человека. Этот тест помогает определить, насколько человек склонен к агрессии, враждебности и конфликтным поведениям. Методика включает ряд вопросов и сценариев, на основе ответов на которые можно сделать вывод о психологических особенностях человека.
Опросник предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, харак -теризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений [7]. Результаты теста представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты диагностики агрессивности спортсменов армейского рукопашного боя (АРБ) и игровиков по методике Басса-Дарки, %
Виды агрессивности Участники
Спортсмены АРБ Спортсмены-игровики
Негативизм 6 6
Физическое агрессивное поведение 5 9
Косвенная агрессия 4 8
Раздражительность 5 10
Подозрительность 5 6
Вербальная агрессия 5 12
Результаты диагностики агрессивности по методике Басса-Дарки показали, что у спортсменов-игровиков проявляются различные виды агрессивности выше, чем у их оппонентов. Это связано с тем, что игровые виды спорта - это командная, с быстро меняющейся тактикой, зрелищная игра. Она выражается через эмоции, такие как крики, хлопки, топанье ногами, также может проявляться в виде грубости и хамства.
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина и П.А Ковалева) предназначена для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности личностных характеристик, состоит из 81 вопроса. Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «напористость», «обидчивость», «неуступчивость», «бескомпромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность» (табл. 3).
Таблица 3
Результаты личностной агрессивности и конфликтности спортсменов армейского рукопашного боя (АРБ) и игровиков, %
Виды агрессивности и конфликтности Участники
Спортсмены АРБ Спортсмены-игровики
Вспыльчивость 4,11 4,76
Напористость 4,84 4,91
Обидчивость 4,01 4,05
Неуступчивость 5,06 4,91
Бескомпромиссность 4,95 4,92
Мстительность 4,12 4,62
Окончание табл. 3
Виды агрессивности и конфликтности Участники
Спортсмены АРБ Спортсмены-игровики
Нетерпимость к мнению других 4,50 4,68
Подозрительность 4,02 4,57
Позитивная агрессия 4,95 4,91
Негативная агрессия 4,31 4,65
Из табл. 3 видим, что у спортсменов, занимающихся армейским рукопашным боем, имеются значительные отличия в критериях агрессивности и конфликтности в сравнении с игровиками. Проявление вспыльчивости у спортсменов армейского рукопашного боя на 0,65 % меньше, то же самое можно отметить и в пунктах «напористость» (на 0,07 %), «мстительность» (на 0,5 %) и «негативная агрессия» (на 0,34 %). На основании данных результатов можно констатировать, что спортсмены, занимающиеся армейским рукопашным боем, более сдержанны в проявлении агрессии в отличие от игровиков. Это вызвано тем, что «рукопашники» более точно понимают, как выражается агрессия и какие из-за этого могут возникать негативные последствия. Что касается доминирующих качеств единоборцев, то к ним относятся «неуступчивость» и «бескомпромиссность», а у игровиков к этим двум качествам добавляется и «напористость» [8, 9].
Таким образом, агрессивное поведение присутствует как в индивидуальных, так и в командных видах спорта и может быть обусловлено личными качествами и стремлением к достижению целей. Эти результаты могут быть полезны для понимания влияния определенных видов спорта на проявление агрессии у мужчин исследуемого возраста, а также для раз -работки методов управления агрессивным поведением в спортивной деятельности со студентами.
Выводы. В результате экспериментального исследования по приведенным методикам были выявлены некоторые различия в психоэмоциональном состоянии спортсменов, занимающихся армейским рукопашным боем и игровыми видами спорта. Удалось установить, что по уровню самооценки лидируют единоборцы ввиду отсутствия ее низкого уровня, а также им свойственны в меньшей степени агрессивность и конфликтность, что связано с индивидуальной ответственностью за конечный результат. Однако в целом следует отметить, что единоборцам и игровикам, а также спортсменам любого вида спорта присуще определенное агрессивное поведение, необходимое для достижения спортивных целей.
Список литературы
1. Абалян А.Г. Сравнительная оценка психофункциональных показателей борцов и футболистов: сб. науч. трудов молодых ученых и студентов РГАФК. М.: Изд-во РГАФК, 2000. С. 67-71.
2. Журавлева Ю.И., Ярошенко Е.В. Связь между физической активностью и интеллектуальной деятельностью // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сб. статей XIX Между -нар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза: Изд-во МЦНС «Наука и Просвещение», 2021. С. 220-224.
3. Лапа О.И. Анализ уровня агрессивности студентов первых и пятых курсов: сб. статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ им. П.М. Машерова. Витебск: Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2018. С. 117-119.
4. Яковлева Е.Ю. Виды проявления агрессивности в студенческой среде (на примере бакалавриата) // Уровневое образование студентов в высших учебных заведениях: опыт, проблемы и перспективы / под ред. Г.М. Федосимова. Курган: Изд-во КГУ, 2018. С. 211-115.
5. Васильева Н.В., Матвеева Н.А., Тимофеев М.В. Влияние занятий физической культурой на психоэмоциональное состояние студентов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта / под ред. Г.Р. Дран -дрова. Чебоксары: Изд-во ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2020. С. 294-296.
6. Бех В.П. Изучение влияния самооценки на агрессивность в юно -шеском возрасте // Концепт. 2015. Т. 18. С. 6-10.
7. Нефедова С.С. Особенности проявления агрессии у студенческой молодежи // Международный научный вестник. 2017. № 1. С. 52.
8. Сравнительная характеристика агрессии и агрессивности у еди -ноборцев, спортсменов других специализаций и не спортсменов / А.С. Аш-кинази [и др.] // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: сб. материалов VIII Междунар. конгресса. Алма-Аты, 2004. Т. 1. С. 160-162.
9. Бикмухамаетова Я.А. Особенности агрессивности у спортсменов // Молодой ученый. 2020. № 23(313). С. 544-546.
References
1. Abalyan A.G. Sravnitel'naya ocenka psihofunkcional'nyh pokazatelej borcov i fut-bolistov [Comparative assessment of psychofunctional indicators of wrestlers and football players]: collection of articles. scientific works of young scientists and students of the Russian State Academy of Physical Culture. M.: Publishing house RGAFK, 2000. P. 67-71.
2. Zhuravleva Yu.I., Yaroshenko E.V. Svyaz' mezhdu fizicheskoj aktivnost'yu i in-tellektual'noj deyatel'nost'yu [The connection between physical activity and intellectual activity] // Science and innovation in the XXI century: current issues, discoveries and achievements: collection. Articles XIX Int. scientific-practical conf. / ed. G.Yu. Gulyaeva. Penza: Publishing house MCNS "Science and Enlightenment", 2021. P. 220-224.
3. Lapa O.I. Analiz urovnya agressivnosti studentov pervyh i pyatyh kursov [Analysis of the level of aggressiveness of first and fifth year students]: collection. articles by students, undergraduates, graduate students, young researchers of the Department of Applied Psychology of Voronezh State University. P.M. Masherova. Vitebsk: VSU Publishing House named after. P.M. Masherova, 2018. P. 117-119.
4. Yakovleva E.Yu. Vidy proyavleniya agressivnosti v studencheskoj srede (na pri-mere bakalavriata) [Types of manifestations of aggressiveness in the student environment
(using the example of undergraduate education)] // Level education of students in higher educational institutions: experience, problems and prospects / ed. G.M. Fedosimova. Kurgan: KSU Publishing House, 2018. P. 211-115.
5. Vasil'eva N.V., Matveeva N.A., Timofeev M.V. Vliyanie zanyatij fizicheskoj kul'turoj na psihoemocional'noe sostoyanie studentov [The influence of physical culture classes on the psycho-emotional state of students] // Current problems of physical culture and sports / ed. G.R. Drandrova. Cheboksary: Publishing house of ChSPU im. I. Yakovleva, 2020. P. 294-296.
6. Bekh V.P. Izuchenie vliyaniya samoocenki na agressivnost' v yunosheskom vo-zraste [Studying the influence of self-esteem on aggressiveness in adolescence] // Koncept [Concept]. 2015. T. 18. P. 6-10.
7. Nefedova S.S. Osobennosti proyavleniya agressii u studencheskoj molodezhi [Features of the manifestation of aggression among students] // Mezhdunarodnyj nauchnyj vestnik [International scientific bulletin]. 2017. No. 1. P. 52.
8. Sravnitel'naya harakteristika agressii i agressivnosti u edinoborcev, sportsmenov drugih specializacij i ne sportsmenov [Comparative characteristics of aggression and aggressiveness among martial artists, athletes of other specializations and non-athletes] / A.S. Ashkinazi [et al.] // Modern Olympic sport and sport for everyone: collection. materials VIII Intl. Congress Alma-Ata, 2004. T. 1. P. 160-162.
9. Bikmuhamaetova Ya.A. Osobennosti agressivnosti u sportsmenov [Features of aggressiveness in athletes] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2020. No. 23(313). P. 544546.