Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ В ВУЗЕ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ИХ АНАЛИЗА СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ В ВУЗЕ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ИХ АНАЛИЗА СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / проведение лабораторных работ удаленно / distance learning / e-learning / laboratory work remotely

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Кукина, Е.В. Кулинская, Г.С. Шиманская

В настоящей статье рассматриваются особенности очного и дистанционного обучения на примере практических занятий и лабораторных работ по предмету «Физика» в высшем учебном заведении. Необходимость использования технологий дистанционного обучения обусловлена пандемией, во время которой очное проведение занятий не представлялось возможным. В статье рассматриваются программные и технические средства для организации работы преподавателя с обучающимися, особенности ведения практических занятий по решению задачи и лабораторных работ, целью которых является изучение физических процессов, а также проведен анализ функциональности дистанционного обучения как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателя. Научная новизна работы заключается в исследовании принципиально новой формы обучения студентов очной формы обучения. В процессе исследования были сделаны выводы касательно организации дистанционного обучения на уровне методики, создания новых и адаптации имеющихся учебных материалов для проведения занятий, осуществлен анализ программных средств, с помощью которых можно организовать дистанционное обучение, и выявлены достоинства и недостатки рассматриваемой формы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.А. Кукина, Е.В. Кулинская, Г.С. Шиманская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LABORATORY AND PRACTICAL LESSONS IN PHYSICS IN HIGHER EDUCATION AT INTERNAL AND DISTANCE LEARNING BASED ON THE ANALYSIS OF STUDENTS AND TEACHERS

The purpose of the study is the use of remote practical training and laboratory work on the course of General Physics at a university in a pandemic. The article deals with aspects of transition to a fully remote learning format with space for group work Microsoft Teams and the Moodle distance learning system, the analysis of which is to identify the advantages and disadvantages of different forms of various forms of education. The authors consider features of conducting practical exercises on solving problems and laboratory work, the purpose of which is to study physical processes. Particular attention is paid to the study of effectiveness of training and impression of students from the remote form of conducting classes. The scientific novelty of the work lies in the study of a fundamentally new form of education for full-time students, both from the point of view of the teacher and from the point of view of the students. The study conclusions are drawn regarding the organization of distance learning at the level of the development of methods of teacher training, which considered as a form of conduct, as well as various software implementation, social and psychological aspects of the learning process, the teacher workload.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ В ВУЗЕ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ИХ АНАЛИЗА СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ»

Библиографический список

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Нужнова С.В. Развитие готовности к профессиональной мобильности у студентов вузов: монография. Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2013.

3. Тарасов А.Н. Основы использования технических средств обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов. Молодой ученый. 2020; № 48 (338): 445 - 448.

4. Лернер И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия. Москва: Просвещение, 1995.

5. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. Москва: Просвещение, 1986.

6. Нужнова С.В. Применение статистических методов в психолого-педагогических исследованиях: учебное пособие. Троицк, 2005.

7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.

8. Тухватуллин Б.Т., Фахрудинов РР, Тарасов А.Н. Методическая система обучения будущих офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации. Современные исследования социальных проблем. 2017; Т. 8, № 8-2.

9. Тарасов А.Н. Педагогическое обеспечение применения современных технических средств обучения практическому вождению боевых машин курсантов военных институтов. Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВНГРФ: сборник научных статей XII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск, 2020; Ч. 3.

10. Тухватуллин Б.Т., Тарасов А.Н., Борисов С.В. Принципы обучения курсантов вузов ВНГ РФ. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 17 - 19.

11. Корсаков А.С., Тарасов А.Н Методы воспитания у курсантов дисциплинированности в ходе проведения практических занятий на ВВСТ. Сборник научных трудов. Новосибирск: НВИ войск национальной гвардии РФ, 2018; Ч. 2.

References

1. Zagvyazinskij V.l., Atahanov R. Metodologiya i metody psihologo-pedagogicheskogo issledovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2001.

2. Nuzhnova S.V. Razvitie gotovnostikprofessional'noj mobil'nosti u studentov vuzov: monografiya. Chelyabinsk: Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013.

3. Tarasov A.N. Osnovy ispol'zovaniya tehnicheskih sredstv obucheniya prakticheskomu vozhdeniyu boevyh mashin kursantov voennyh institutov. Molodoj uchenyj. 2020; № 48 (338): 445 - 448.

4. Lerner I.Ya. Filosofiya didakíiki ididakíika kak filosofiya. Moskva: Prosveschenie, 1995.

5. Skatkin M.N. Metodologiya imetodika pedagogicheskih issledovanij. Moskva: Prosveschenie, 1986.

6. Nuzhnova S.V. Primenenie statisticheskih metodov v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah: uchebnoe posobie. Troick, 2005.

7. Kraevskij V.V. Obschie osnovy pedagogiki: uchebnik dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.

8. Tuhvatullin B.T., Fahrudinov R.R., Tarasov A.N. Metodicheskaya sistema obucheniya buduschih oficerov vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2017; T. 8, № 8-2.

9. Tarasov A.N. Pedagogicheskoe obespechenie primeneniya sovremennyh tehnicheskih sredstv obucheniya prakticheskomu vozhdeniyu boevyh mashin kursantov voennyh institutov. Napravleniya i perspektivy razvitiya obrazovaniya v voennyh institutah VNG RF: sbornik nauchnyh statej HII Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Novosibirsk, 2020; Ch. 3.

10. Tuhvatullin B.T., Tarasov A.N., Borisov S.V. Principy obucheniya kursantov vuzov VNG RF. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 17 - 19.

11. Korsakov A.S., Tarasov A.N Metody vospitaniya u kursantov disciplinirovannosti v hode provedeniya prakticheskih zanyatij na VVST. Sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk: NVI vojsk nacional'noj gvardii RF, 2018; Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 28.05.21

УДК 378.147.88

Kukina E.A., senior teacher, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint Petersburg, Russia), E-mail: kukinaelena1@gmail.com

Kulinskaya E.V., senior teacher, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint Petersburg, Russia), E-mail: kulinsk1@mail.ru

Shimanskaya G.S., senior teacher, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: galya.shimanskaya@list.ru

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF LABORATORY AND PRACTICAL LESSONS IN PHYSICS IN HIGHER EDUCATION AT INTERNAL AND DISTANCE LEARNING BASED ON THE ANALYSIS OF STUDENTS AND TEACHERS. The purpose of the study is the use of remote practical training and laboratory work on the course of General Physics at a university in a pandemic. The article deals with aspects of transition to a fully remote learning format with space for group work Microsoft Teams and the Moodle distance learning system, the analysis of which is to identify the advantages and disadvantages of different forms of various forms of education. The authors consider features of conducting practical exercises on solving problems and laboratory work, the purpose of which is to study physical processes. Particular attention is paid to the study of effectiveness of training and impression of students from the remote form of conducting classes. The scientific novelty of the work lies in the study of a fundamentally new form of education for full-time students, both from the point of view of the teacher and from the point of view of the students. The study conclusions are drawn regarding the organization of distance learning at the level of the development of methods of teacher training, which considered as a form of conduct, as well as various software implementation, social and psychological aspects of the learning process, the teacher workload.

Key words: distance learning, e-learning, laboratory work remotely.

Е.А. Кукина, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kukinaelena1@gmail.com

Е.В. Кулинская, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: kulinsk1@mail.ru

Г.С. Шиманская, ст. преп., Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: galya.shimanskaya@list.ru

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ В ВУЗЕ ПРИ ОЧНОМ И ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ НА ОСНОВЕ ИХ АНАЛИЗА СТУДЕНТАМИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

В настоящей статье рассматриваются особенности очного и дистанционного обучения на примере практических занятий и лабораторных работ по предмету «Физика» в высшем учебном заведении. Необходимость использования технологий дистанционного обучения обусловлена пандемией, во время которой очное проведение занятий не представлялось возможным. В статье рассматриваются программные и технические средства для организации работы преподавателя с обучающимися, особенности ведения практических занятий по решению задачи и лабораторных работ, целью которых является изучение физических процессов, а также проведен анализ функциональности дистанционного обучения как со стороны обучающихся, так и со стороны пре-

подавателя. Научная новизна работы заключается в исследовании принципиально новой формы обучения студентов очной формы обучения. В процессе исследования были сделаны выводы касательно организации дистанционного обучения на уровне методики, создания новых и адаптации имеющихся учебных материалов для проведения занятий, осуществлен анализ программных средств, с помощью которых можно организовать дистанционное обучение, и выявлены достоинства и недостатки рассматриваемой формы обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, проведение лабораторных работ удаленно.

В последние годы образовательная система высшей школы внедряла дистанционное обучение, организованное на основе информационно-образовательных платформ. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1].

До недавнего времени значительная часть преподавателей вузов придерживались традиционных форм подачи материала и обучения студентов, технологии на базе электронных ресурсов во всех видах занятий (в данном случае по физике) - лекционных, практических, лабораторных, прием экзаменов и зачетов - носили ограниченный характер.

Однако весной 2020 все преподаватели и студенты были поставлены в новые, непривычные условия в связи с распространением новой коронавирус-ной инфекции. 02.04.2020 г был издан Указ президента Российской Федерации № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно которому обучение студентов должно быть организовано исключительно с применением электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий [2]. Все учебные заведения перешли на дистанционное обучение. Возникла необходимость быстро найти новые подходы к организации очного обучения совершенно в другом формате, удаленно (дистанционно), с использованием электронных платформ, не допуская снижения качества образовательного процесса.

Необходимо было пересмотреть весь подход к дистанционному обучению, т.к. до недавнего времени под таким видом деятельности понимали обучение по заочной форме высшего образования (асинхронное обучение, в рамках которого при применении сети Интернет создавалась электронная обучающая среда, в которой происходило асинхронное взаимодействие субъектов обучения [3, с. 150], иными словами, использовались заранее подготовленные материалы, к которым получал доступ обучающийся) без проведения занятий, предполагающих непосредственный контакт преподавателя и студентов, т.е. оно являлось индифферентным по отношению к участникам образовательного процесса как по времени, так и по расположению в пространстве. В новых же реалиях дистанционное обучение должно было происходить на расстоянии между участниками образовательного процесса, но с постоянным и, главное, непосредственным контактом преподавателя и студентов.

В Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете преподаватели кафедры физики в весеннем семестре 2019 - 2020 учебного года в процессе поиска оптимальных вариантов дистанционного обучения использовали различные электронные ресурсы и образовательные платформы: Moodle, Whatsap, Joom, Teams, Skype, Discord, электронная почта. Проанализировав и опробовав все упомянутые электронные ресурсы в осеннем семестре 2020 - 2021 учебного года, большая часть преподавателей кафедры физики при дистанционном обучении использовали образовательную платформу СДО (систему дистанционного обучения) Moodle и пространство для групповой работы Microsoft Teams. Образовательный ресурс Moodle в основном используется для размещения учебных материалов: конспектов лекций, презентаций с примерами по решению задач, вариантов домашних заданий, тестов и т.д. Образовательная платформа Teams также может быть использована для размещения обучающих материалов и заданий, но самое главное, что эта платформа очень удобна для проведения онлайн-занятий.

СДО Moodle широко использовалась преподавателями и ранее, там преподаватели размещали образовательный контент для самостоятельной работы студентов (конспектов лекций, презентаций с примерами по решению задач, вариантов домашних заданий и т.д.), итоговые тесты, направленные на контроль знаний, и могли вести диалог с обучающимися в рамках форума и личных сообщений.

Пространство для групповой работы Microsoft Teams стало использоваться как основное средство проведения дистанционных занятий в режиме реального времени во время пандемии с использованием микрофона, веб-камеры и возможности демонстрации экрана (как преподавателя, так и обучающихся). Помимо этого, в программе MS Teams также реализованы возможности размещения образовательного контента и тестов. По сравнению с СДО Moodle пространство MS Teams в большей степени user-friendly, то есть ориентировано на удобство как обучающегося, так и преподавателя. Интуитивно понятный для пользователя ОС Windows интерфейс, подробные инструкции и простая реализация базовых операций позволили избежать процесса адаптации к новой среде обучения.

Однако СДО Moodle все же обладает более широкими возможностями для представления материала (например, имеет многофункциональный инструмент «Лекция») и реализации тестовых заданий.

Таким образом, при проведении дистанционных занятий наиболее эффективным оказалось совместное использование СДО Moodle и пространства MS Teams. Прочие программные продукты использовались только для создания и подготовки образовательного контента (MS PowerPoint для создания презентаций, MS Word для создания различных шаблонов, видеоредакторы для обработки мультимедийных материалов, и т.д.).

Расширение использования в педагогической деятельности различных информационно-коммуникационных технологий поставило перед преподавателями важную и актуальную задачу - улучшение знаний по цифровой грамотности, которую сейчас преподаватели решают, проходя различные курсы повышения квалификации.

После определения оптимальных образовательных платформ для проведения образовательной деятельности в период пандемии преподаватели кафедры провели исследование, цель которого - выявить достоинства и недостатки двух видов образования: очного и дистанционного обучения (ДО) при изучении общей физики в техническом вузе, для того чтобы оценить, охарактеризовать и в дальнейшем наметить пути улучшения качества образования при дистанционном обучении. Полученные результаты дали возможность наметить вектор дальнейшего улучшения образовательного процесса при удалённом формате.

В соответствии с поставленной целью преподавателями были выбраны методы исследования: тесты, контрольные задания, тематические источники, кроме этого изучены и проанализированы документы вуза, регламентирующие учебный процесс, которые помогли провести и сделать выводы по проведённому эксперименту.

Описанный эксперимент проводился в октябре - ноябре 2020 года. В осеннем семестре 2020 - 2021 учебного года дистанционное обучение возобновилось для одних специальностей частично, для других - полностью. Такое разделение дало возможность провести анализ образовательного процесса среди преподавателей и студентов очного и дистанционного обучения (ДО), что способствовало составлению сравнительной характеристики аудиторных занятий и этих же видов деятельности в удаленном формате.

При данном исследовании происходило сравнение процесса и результатов обучения одного и того же контингента обучаемых, поступивших на дневное отделение и оказавшихся в разных условиях. Основной задачей этого исследования является выявление всех «плюсов» и «минусов» очного аудиторного и удаленного (дистанционного) обучения для улучшения качества образования учебного процесса в разных условиях.

Для сравнения аудиторного и удалённого (дистанционного) дневного обучения были выбраны лабораторные и практические занятия по общей физике.

При решении задач на практических занятиях одной из основных целей является научить работать с моделью физического явления, у лабораторных работ задача противоположная - сформировать у обучающегося представление о реальном физическом процессе. При отсутствии возможности проведения опыта в лаборатории встает вопрос или о домашнем опыте, который ограничен и в техническом, и в дидактическом смыслах, или о качественном его моделировании с отражением специфики физического процесса [4]. Здесь необходимо учитывать две составляющие: во-первых, набор значений, полученный обучающимся, должен соответствовать данным реальной лабораторной установки, во-вторых, немаловажной является визуальная сторона, которая должна предоставить обучающемуся возможность проанализировать изучаемый физический процесс, а не воспринимать его лишь как набор цифр и формул.

Важно отметить, что одной из главных задач организации дистанционного очного обучения студентов было максимальное приближение к обычной аудиторной форме, и ни в коем случае не подменялось заочным обучением.

На начальном этапе эксперимента, в первую неделю учёбы была составлена и предложена студентам входная анкета, затрагивающая различные аспекты, чтобы определить начальные условия обучающихся. Сравнительная характеристика была очень важна, т.к. физику студенты изучают в 1 семестре 1 курса, то есть сразу после поступления в университет. Проведение входного тестирования даёт возможность выявить мотивацию к обучению в данном вузе, кроме того, психоэмоциональный подход к обучению, в том числе при дистанционном, диктует необходимость выяснить, какие возможности в техническом обеспечении образовательного процесса имеются у студентов для правильной организации обучения. Данная анкета была предложена студентам на базе GOOGLE-формы.

После обработки результатов для проведения эксперимента были отобраны группы, которые имели одинаковые результаты по входной анкете, но обучающиеся в тот момент в различных форматах.

При очном аудиторном обучении лабораторные занятия проводились в обычном виде. Подробно останавливаться на такой форме проведения занятий не будем.

Для проведения дистанционных занятий был выработан следующий подход в проведении лабораторных работ:

1. На базе существующих экспериментальных установок в лаборатории кафедры преподавателями были сняты видеоролики с показом и звуковым сопровождением лабораторных установок и проведением с помощью них измерений. А также видеоролики, демонстрирующие процесс проведения опыта.

2. Далее было необходимо оценить пределы разброса набора данных для получения корректного результата при расчетах. Для этого была написана программа на базе MS Exel, которая представляет собой подробный расчет лабораторной работы, включая промежуточные результаты. С помощью этой программы удалось получить наборы значений, соответствующих реальному опыту.

3. Третий этап включал в себя визуализацию лабораторной работы. Анализируя различные варианты реализации данного этапа, прежде всего были рассмотрены варианты, не требующие материальных затрат

3.1 Веб-технологии (HTML, CSS, JavaScript). Плюсами этих технологий являются широкие возможности визуализации, легкий доступ из любой точки мира, так как контент находится на сервере, а пользователь к нему только обращается, отсутствие установки дополнительного программного обеспечения, возможность автоматической проверки лабораторной работы, возможность контроля проведения опыта (система «не даст» обучающемуся совершить ошибку при проведении опыта), работа с любой операционной системой. Минусами является необходимость в специальных знаниях у разработчика и вероятность того, что лабораторную работу будет невозможно провести со смартфона или планшета (только с персонального компьютера).

3.2 MS Office+Visual Basic. Программы на базе MS Office также обладают широкими графическими возможностями, потенциалом контроля проведения опыта и автоматической проверки, но требуют установки пакета MS Office на компьютер. Это означает, что пользователи иных операционных систем не смогут воспользоваться программой. К тому же, как и в пункте 3.1, для создания такой программы необходим разработчик.

3.3 Среда разработки и платформа для выполнения программ LabView. Данная среда реализована на графическом языке программирования «G» фирмы National Instruments (США), что позволяет разработчику не обладать специальными навыками для создания программ. Но данная среда располагает закрытым программным кодом, что лишает разработчика возможности описывать объекты, которые не предусмотрены изначально, ориентирована на ОС Windows, и обучающимся будет необходимо установить дополнительно программное обеспечение. Также лицевая панель LabView представляет собой достаточно примитивную модель. Для реализации дистанционных лабораторных работ была выбрана среда LabView как наиболее подходящая, в рамках которой можно было оперативно создать комплекс лабораторных работ.

Пользуясь методическими указаниями к данным работам, после снятия необходимых физических величин студенты в обоих случаях самостоятельно проводили обработку результатов лабораторного эксперимента.

Для сравнительной характеристики проведения лабораторных работ в разных условиях были рассмотрены следующие этапы проведения лабораторных занятий с помощью экспериментальных установок и дистанционно посредством компьютерного моделирования.

Как видно из сравнительной таблицы, основные этапы проведения лабораторной работы выполняются одинаково в двух различных формах проведения занятий.

Для проведения дистанционных лабораторных работ преподавателю потребовалось много временных затрат. Необходимо было пересмотреть методику проведения работ, т.к. компьютерное моделирование - это не прямой эксперимент, а выжимка из опыта и подход к этому другой. Кроме этого требовалось написание сценария для съёмок эксперимента. Клип должен был занимать небольшое количество времени, при этом максимально полно успеть раскрыть физику данного эксперимента. Были разработаны для проверки шаблоны работ.

Для улучшения качества дистанционного обучения при использовании предоставленной СПбГАСУ электронного пространства для групповой работы Teams преподавателями кафедры были выработаны следующие рекомендации для проведения лабораторных работ:

- студенты должны быть иметь мотивацию для каждого занятия. Если нет мотивации, студент может подключиться к занятию, а фактически на нем не присутствовать;

- лабораторные работы проводить фронтально, используя различные варианты экспериментальных данных с обязательной демонстрацией видеоэксперимента;

- выполнение расчетов должно происходить на занятии в режиме реального времени;

- формирование единых требований по оформлению отчета по работе для отправки преподавателю на проверку: строго по форме лабораторного отчета, четким почерком или в электронном шаблоне, объединив все фото в один файл - PDF или WORD, расположив листы вертикально по порядку (до этого момента студенты могли в одном файле присылать несколько работ, причём в разброс. Это представляло трудности при проверке).

Исходя из исследования, касающегося сравнения форм очного и дистанционного обучения, можно сделать следующий вывод: очные занятия по выполнению лабораторных работ нельзя заменить дистанционными, но можно приблизить, если выполнять вышеизложенные требования. Кроме того, максимально приблизить можно только при использовании дорогостоящего программного обеспечения, где модель ориентирована на реальность, остальные симуля-торы не дают полного представления о проведении эксперимента.

В настоящее время среди обучающихся в качестве хобби широко распространены игры RPG (Role-Playing Game) и элементы виртуальной реальности, позволяющие полностью погрузиться в вымышленный мир. Подобные технологии используются и для создания образовательного контента, однако готовый программный продукт обладает высокой стоимостью, закрытым программным кодом и ограниченной лицензией (установка на конечное число персональных компьютеров). Таким образом, для создания качественной электронной оболочки для лабораторных работ необходимо или найти готовый программный продукт, отвечающий всем требованиям, или организовать разработку на базе конкретной лаборатории.

Для практических занятий ранее был разработан комплекс анимирован-ных презентаций на базе пакета MS Office, содержащих краткую теоретическую справку и отражающих ход решения задач. Данный комплекс применялся для проведения аудиторных занятий для студентов очного обучения. На данный момент студенты, обучающиеся и дистанционно, и очно, получают идентичный визуальный контент, а преподаватель в комментариях к слайдам опирается на одни и те же моменты.

Таблица 1

Этапы выполнения лабораторной работы Очное обучение Дистанционное обучение

Подготовка к проведению лабораторной работы - изучение студентами методических указаний к лабораторной работе; - самостоятельная подготовка студентов к работе по форме лабораторного отчета (написание шаблона отчёта); - проверка подготовки к работе преподавателем для допуска к работе - изучение студентами методических указаний к лабораторной работе; - самостоятельная подготовка студентов к работе по форме лабораторного отчета (написание шаблона отчёта); - проверка подготовки к работе на занятии в Teams в сравнении с презентацией шаблона-подготовки по данной работе

Выполнение лабораторной работы - выполнение измерений с помощью экспериментальной установки в лаборатории университета - просмотр на занятии в Teams видеопрезентации экспериментальной установки и выполнение на ней измерений с сопровождающим объяснением преподавателя

Обработка результатов измерений - выполнение расчетов и оформление отчета по работе - выполнение расчетов с использованием индивидуального варианта экспериментальных данных, полученных в ходе компьютерного моделирования, и оформление отчета по работе

Сдача и защита лабораторной работы - сдача отчета преподавателю; - защита лабораторной работы (в виде теста в программе «ТЕСТ» в компьютерном классе кафедры или устно в виде ответов на вопросы преподавателя) - сдача отчета преподавателю (отправка в Teams вложенным файлом работы для проверки); - защита лабораторной работы в виде теста (в форме Teams, Google или Moodle) или устная беседа в виде ответов на вопросы преподавателя в Teams)

Основные этапы проведения лабораторных занятий

Таблица 2

Основные этапы проведения практических занятий

Этапы выполнения практической работы Очное обучение Дистанционное обучение

Подготовка к практическому занятию - самостоятельное изучение теории по заданной теме по конспекту лекций - самостоятельное изучение теории по заданной теме по конспекту лекций

Проведение практического занятия - разбор примеров решения типовых задач совместно с преподавателем на занятии по данной теме с помощью презентаций; - самостоятельная работа студентов по решению задач по данной теме - разбор примеров решения типовых задач совместно с преподавателем на занятии по данной теме с помощью презентаций; - самостоятельная работа студентов по решению задач по данной теме; - отправка выполненных работ в Teams вложенным файлом на проверку

Проверка выполненных работ - проверка выполненных работ преподавателем (традиционно); - оглашение результатов самостоятельной работы на следующем занятии - проверка выполненных работ преподавателем дистанционно; - оглашение результатов самостоятельной работы на следующем занятии или отправка результатов в виде сообщения

Закрепление изученного материала - решение домашних заданий по вариантам; - проверка решённых вариантов преподавателем (традиционно) - решение домашних заданий по вариантам; - проверка выполненных работ преподавателем дистанционно

Проведение практических занятий почти не требовало дополнительной подготовки к дистанционным занятиям. Многие преподаватели проводят аудиторные занятия по решению задач по физике в виде анимационных презентаций с последовательным выводом решения задачи на экран, что позволило быстро перестроиться на ОДО и проводить занятия, не меняя методики. Но отличие в проведении занятий аудиторных и дистанционных, безусловно, есть. Самое существенное и очень важное отличие - отсутствие непосредственного общения со студентами. Нет визуального контакта между участниками образовательного процесса. При проведении занятия удалённо студенты не могут непосредственно между собой общаться. При аудиторных занятиях происходит дискуссия между обучающимися, что улучшает понимание разбираемого материала. Студенты могут спросить или объяснить соседу не очень понятный момент занятия, что, в свою очередь, даёт возможность развивать понятийный аппарат обучающегося. Кроме этого, преподаватель на занятии всегда чувствует аудиторию и при малейшем недопонимании всегда может правильно среагировать и не оставить без внимания возникший вопрос. А при удалённой форме проведения занятия этого невозможно. Нет единого «живого» пространства, который способен реагировать на слова преподавателя, тяжело проследить обратную связь. При проведении аудиторных занятий контакт с учащимися позволяет преподавателю на вербальном уровне мгновенно ориентироваться в понимании и усвоении материала. При дистанционном обучении, несмотря на то, что материал, его подача, количество заданий по данному материалу одинаково, понимание и усвоение значительно хуже.

Каждое занятие заканчивается самостоятельной работой по пройденному материалу. Контроль данного вида осуществляется при очном обучении в форме традиционной проверки с оглашением результатов на следующем занятии; при дистанционном обучении - проверки отправленных заданий в Teams вложенным файлом и ответов о результатах в сообщении каждому студенту.

Для сравнительной характеристики проведения практических работ в разных условиях, была опять же составлена табл. 2.

Из этой таблицы хорошо просматривается практически одинаковый подход к проведению практических занятий по физике. Однако на проведение проверки работ, выполненных дистанционно, тратится намного больше усилий. Переписка со студентами занимает много времени. При непосредственном общении (аудиторно) можно гораздо проще объяснить непонятные моменты в разбираемой теме.

Через 6 недель обучения, перед первой аттестацией студентов была проведена проверка остаточных знаний у испытуемой группы студентов, обучающихся очно, и студентов, обучающихся удаленно. Проверка знаний проводилась в виде тестов и личной беседы студентов с преподавателем. В результате было установлено:

- решение задач по пройденному материалу было примерно на одинаковом уровне;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проверка остаточных знаний по проведению лабораторных работ в разных условиях сильно отличалась.

Для максимально объективного анализа в конце первого семестра было проведено анкетирование (табл. 3) среди испытуемого контингента обучающихся по выявлению удовлетворённости процессом проведения лабораторных работ, так как именно они представляют наибольшие трудности при удалённом обучении.

При анализе предложенных анкет выявили следующие закономерности. Студентам больше нравятся лабораторные работы, проводимые в аудиториях. Но они и с удовольствием моделируют условия в виртуальных лабораторных ра-

Таблица 3

Сравнительная оценка студентов по проведению лабораторных занятий очной и дистанционной форм обучения (по 5-балльной шкале)

Вопрос для оценивания Очное обучение Дистанционное обучение

Проведение эксперимента

Выполнение расчетов по работе дома

Выполнение расчетов по работе на занятии в режиме реального времени

Общение с преподавателем

Объяснение материала по выполнению работы

Комфорт на занятии при разных формах обучения

Работа в коллективе

Работа в индивидуальном порядке

Возможность повторения материала

Возможность обратной связи «студент - преподаватель»

ботах. Это можно объяснить тем, что они являются уже «знатоками» virtual spase. Кроме того, все студенты подчёркивают, что им важно личностное общение для более лучшего усвоения учебного материала. Некоторые студенты указывали на комфортные условия при работе дома, т. к. есть возможность покушать, сходить в туалет, прилечь в любое для них время, даже при проведении занятия.

Самый главный недостаток проведения лабораторных работ дистанционно - отсутствие реального эксперимента. Через некоторое время после проведения работы большинство студентов не могли воспроизвести на словах и объяснить, в чем заключался опят, как выполнялись измерения в данной работе и в чем ее физический смысл. Исходя из этого, можно сделать вывод: усвоение теоретического материала по физике без проведения «живых» экспериментов гораздо ниже, чем его усвоение с подтверждением реальными физическими экспериментами.

Проанализировав процесс дистанционного обучения студентов дневного отделения, мы выявили следующие недостатки:

- преподавателю сложнее объяснять материал, а студентам тяжело его воспринимать, так как «язык жестов» при дистанционном обучении просто невозможен;

- студенты часто стесняются задавать вопросы преподавателю виртуально;

- студентам сложнее воспринимать информацию на экране, даже если кроме презентаций преподаватель использует электронную доску или проводит видеозанятие, излагая материал на доске;

- преподаватель тратит много времени:

• на подготовку к занятиям;

• на ответы по проверке присланных заданий, если оно выполнено неправильно: необходимо написать письменный ответ, а в программе Teams не предусмотрено написание математических формул, приходится объяснять ошибки словами или создавать и прикреплять к сообщению файл.

Рассмотрев проблему максимального приближения дистанционного обучения к аудиторным занятиям, преподавателями кафедры были выявлены

слабые моменты использования электронных ресурсов для усвоения теоретического материала и приобретения практических навыков; намечены пути улучшения качества преподавания в удаленном формате; разработаны методики обучения с применением различных электронных ресурсов, что даёт надежду на создание эффективных методик проведения очного и дистанционного обучения.

На основании полученных результатов эксперимента были сделаны следующие выводы:

1. Для организации дистанционного обучения с применением электронной информационно-образовательной среды и дистанционных образовательных технологий необходимо повышение информативной грамотности преподавателей.

2. Очные занятия по выполнению лабораторных работ нельзя заменить дистанционными, но при использовании дорогостоящего программного обеспечения, где модель приближена к реальности, возможно.

Библиографический список

3. При дистанционном образовании происходит мотивационный спад у студентов, полученные знания чаще бывают поверхностными, т.к. у преподавателя нет возможности контролировать работу студента непосредственно на занятии, поэтому возможно списывание, и очень важно, что у обучающихся возникает отсутствие творческой составляющей при проведении различных видов работ

4. При проведении дистанционного обучения пропадает непосредственная коммуникация между участниками образовательного процесса, что не даёт возможности возникновения и эмоционального сотрудничества между преподавателем и студентом.

5. У преподавателей очень сильно возросла служебная нагрузка в связи с переходом в онлайн-формат обучения.

Данное исследование показало, что дистанционное обучение имеет место быть и в очном обучении, но оно должно быть дополнением к традиционному образованию.

1. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», п. 1, ст. 16. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. Available at: «http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab7 9c23f0055ca4/

2. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коро-навирусной инфекции (COVID-19). Указ Президента Российской Федерации. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/

3. Михайлова Н.В. Особенности организации асинхронного обучения студентов вуза в электронной среде. Вестник Оренбургского Государственного университета. 2012; № 2 (138): 149 - 154.

4. Прокопьева Н.В. Развитие универсальных учебных действий в процессе дистанционного обучения физике. Реализация требований ФГОС при обучении физике: материалы Международной научно-практической конференции. Омск, 2015: 146 - 149.

References

1. Realizaciya obrazovatel'nyh programm s primeneniem 'elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij», p. 1, st. 16. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. Available at: «http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/

2. O merah po obespecheniyu sanitarno-'epidemiologicheskogo blagopoluchiya naseleniya na territorii Rossijskoj Federacii v svyazi s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19). Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349217/

3. Mihajlova N.V. Osobennosti organizacii asinhronnogo obucheniya studentov vuza v 'elektronnoj srede. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 2 (138): 149 - 154.

4. Prokop'eva N.V. Razvitie universal'nyh uchebnyh dejstvij v processe distancionnogo obucheniya fizike. Realizaciya trebovanijFGOSpriobucheniifizike: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Omsk, 2015: 146 - 149.

Статья поступила в редакцию 25.05.21

УДК 371

Yudina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology, Vladimir State University n.a. A.G. andN.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: anna-yudina@mail.ru

Emelina A.A., student, Pedagogical Institute, direction of pedagogical education, Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletovs (Vladimir, Russia), E-mail: emelina.alinaa@yandex.ru

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN HISTORY LESSONS FOR TEENAGERS. The authors postulate that creative thinking in history lessons presupposes the transformation of creative understanding of historical reality in educational activities. The problem of possibilities for development of creative thinking of adolescents as an adaptive means for their successful socialization by means of retransmission of historical experience not only in the socio-cultural, but also in the cyber-information space through the formation of a historical creative worldview in students is analyzed. The main task is to analyze the educational practices of a modern secondary school in the context of digitalization, mixed ways of working with information in history lessons in a digital educational environment and information cyberspace in the Russian Federation for the development of an evohomological approach, constructive design, creative development and transformation of the vital space by adolescents in the context of historically deterministic socio-cultural and cyber-informational environments.

Key words: digital space, modernization of education, adolescents, historical worldview, creative thinking, cyber information environment, history lessons.

А.М. Юдина, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: anna-yudina@mail.ru

А.А. Емелина, студентка, педагогический институт ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир, E-mail: emelina.alinaa@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У ПОДРОСТКОВ

В данной статье авторы постулируют, что творческое мышление на уроках истории предполагает трансформацию креативного осмысления исторической действительности в учебной деятельности. Анализируется проблема возможностей развития творческого мышления подростков как адаптивного средства для успешной их социализации средствами ретрансляции исторического опыта не только в социокультурном, но и в киберинформационном пространстве через формирование у учеников исторического творческого мировоззрения. Основной задачей выступает анализ образовательных практик современной общеобразовательной школы в условиях цифровизации, смешанные способы работы с информацией на уроках истории в условиях цифровой образовательной среды и информационного киберпространства в Российской Федерации для развития эвохомологического подхода, конструктивного проектного, креативного освоения и преобразования витального пространства подростками в условиях исторически детерминированной социокультурной и киберинформационной сред.

Ключевые слова: цифровое пространство, модернизация образования, подростки, историческое мировоззрение, творческое мышление, кибе-ринформационная среда, уроки истории.

В современной России складывается потребность в развитии творческого мышления у подрастающего поколения. Это связано с преобладающим сегодня проектным и лично ориентированным подходами в обучении подростков в об-

щеобразовательной организации. Современный учитель сегодня не просто должен дать детям знания и научить их основам наук, но и заложить возможности для дальнейшей самореализации, практического навыка креативного и творче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.