Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика прокурорской деятельности в странах ЕврАзЭС'

Сравнительная характеристика прокурорской деятельности в странах ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2210
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОРСКАЯ ПРОВЕРКА / ЕВРАЗЭС / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фирсова Анастасия Анатольевна

Проводится сравнительный анализ применения правового средства прокурора прокурорской проверки в странах ЕврАзЭС. Раскрываются сходные черты и различия прокурорских проверок, осмысливаются и оцениваются субъекты, предмет, основания, сроки и полномочия прокурора при ее проведении. Вносятся предложения по совершенствованию института прокурорских проверок в странах ЕврАзЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика прокурорской деятельности в странах ЕврАзЭС»

А. А. Фирсова*

сравнительная характеристика прокурорской деятельности в странах ЕврАзЭс

Проводится сравнительный анализ применения правового средства прокурора — прокурорской проверки — в странах ЕврАзЭС. Раскрываются сходные черты и различия прокурорских проверок, осмысливаются и оцениваются субъекты, предмет, основания, сроки и полномочия прокурора при ее проведении. Вносятся предложения по совершенствованию института прокурорских проверок в странах ЕврАзЭС.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорская проверка, ЕврАзЭС, правовые средства прокурора

Comparative analyses of such prosecutor's legal instrument as prosecutor's verification in EvrAzES is made. The author shows similar features and differences of prosecutor's verification, interprets and evaluates reasons, timings, scope of the verification and the prosecutor's credentials in making the verification and also gives suggestions for improving the institution of the prosecutor's verification in the countries of EvrAzES.

Key words: prosecutor's office, prosecutor's verification, EvrAzES, prosecutor's legal instruments

До обретения странами-участницами ЕврАзЭС независимости прокуратуры этих государств имели общую историю. Уже более 20 лет в данных странах происходит поиск своей модели развития органов прокуратуры, соответствующей социальным и политическим условиям, национальным традициям и правовой культуре.

Общей тенденцией остается признание ведущей роли прокуратуры в системе государственных органов по защите прав и законных интересов граждан, организаций, утверждению законности во всех сферах государственной и общественной жизни. Надзор за исполнением законов признается главным направлением деятельности прокуратуры. Основное средство выявления нарушений закона при осуществлении прокурорского надзора — прокурорская проверка. Прокурорская проверка — это правовое средство прокурора, представляющее собой совокупность взаимосвязанных интеллектуальных, организационных, технических, управленческих действий, проводимых в установленный законом срок при наличии сведений о фактах нарушения закона и направленных на выявление нарушений закона, виновных лиц и привлечение их к установленной законом ответственности, а также на выяснение соответствия действий проверяемого субъекта закону. Ни один закон о прокуратуре в странах ЕврАзЭС не содержит определения понятия «прокурорская проверка». Ученые называют проверку важным способом выявления нарушений закона, полномочием прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов должностными лицами, методом или мерой по выявлению и устранению нарушений закона. Для сравнения содержания прокурорской проверки в странах ЕврАзЭС нужно уяснить ее место в системе правовых средств прокурора, а также охарактеризовать составляющие прокурорской проверки: субъектов, предмет, основания, сроки, полномочия прокурора при проведении проверки.

В России прокурорская проверка признается основным правовым средством выявления нарушений закона в системе средств прокурора.

* Фирсова Анастасия Анатольевна — аспирант кафедры прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург). E-mail: perpetuumobile@inbox.ru.

Субъектами проверки выступают лица, осуществляющие проверку, а также лица, чьи действия проверяются на соответствие закону и в отношении которых у прокуратуры имеются сведения о фактах нарушения ими закона. В законах стран ЕврАзЭС о прокуратуре обычно содержится перечень поднадзорных прокуратуре субъектов — органов, организаций и должностных лиц, чья деятельность может быть проверена прокуратурой на соответствие закону. Так, в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ»1 (далее — ФЗ о прокуратуре РФ) названы органы, в отношении которых осуществляется прокурорский надзор и может быть проведена проверка: федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, их должностные лица, субъекты осуществления общественного контроля обеспечения прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Предлагается выделять также ненадзорные проверки, которые проводятся органами прокуратуры в отношении неподнадзорных субъектов, в частности судов. При таких проверках «прокурор не выступает в суде как надзирающий орган, а обладает процессуальными правами наравне с иными участниками судопроизводства»2.

Предмет проверки в ФЗ о прокуратуре РФ не определен. Мнения юристов расходятся. Под предметом понимаются действия поднадзорных субъектов, которые проверяются на соответствие закону; «круг выясняемых прокурором вопросов»3; отрасль права, закон, соблюдение, исполнение которого проверяется; соблюдение, исполнение поднадзорными субъектами законов; законность действий данных субъектов. Представляется возможным выделить не только предмет, но и объект проверки. Действия, проверяемые прокурором на соответствие закону, выступают объектом проверки, а вопросы, которые ставит прокурор при проведении проверки, — ее предметом.

Основанием проведения проверки исходя из анализа ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 ФЗ о прокуратуре РФ будет информация о факте нарушения закона, поступившая в органы прокуратуры, по которой требуется принятие мер прокурором.

Следующая составляющая прокурорской проверки — ее срок. Это установленный законом период времени, в течение которого должна быть проведена проверка. Исчисление срока проверки начинается со дня поступления сведений о фактах нарушения законов и их регистрации. В ФЗ о прокуратуре РФ срок проверки не регламентирован, прокуратура применяет сроки, закрепленные Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»4 и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации5. Согласно п. 5.1 указанной Инструкции общий срок проверки составляет 30 дней.

Относительно полномочий прокурора при проведении проверки отмечается, что полномочия прокурора фиксируются в нескольких статьях ФЗ о прокуратуре РФ, иногда дублируются, как, например, право требовать объяснений (ст. 22 и 33) и обязанность не подменять иные органы (ч. 2 ст. 21 и ч. 2 ст. 27). Полномочия прокурора при проведении проверки рассматриваются как права и обязанности прокурора до разрешения вопроса о применении средств прокурорского реагирования. В общем права прокурора можно свести к двум составляющим: правам «доступа» и правам «требования». К обязанностям прокурора определенно можно отнести обязанность разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод (абз. 3 ч. 1 ст. 27), обязанность не подменять иные органы. Также следует указать, что права прокурора при проведении проверки могут приобретать характер обязанностей.

В Казахстане, в отличие от России, действия прокурора, осуществляемые путем проведения проверок, именуют «высшим надзором». В ст. 1 и 7 Закона Республики Казах-

стан о прокуратуре6 (далее — Закон РК о прокуратуре) прокурорская проверка обозначена как «мера по выявлению любых нарушений законности». Меры по выявлению нарушений законности, прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц и государства входят в систему мер прокурора, наравне с мерами по устранению и восстановлению нарушенных прав, мерами по привлечению к юридической ответственности поднадзорных субъектов, мерами по обеспечению защиты прав граждан. В Законе РК о прокуратуре также выделены акты прокурора, подразделяемые согласно ст. 18 на акты прокурорского надзора (протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, разъяснение закона) и акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры (приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции).

Поднадзорные прокуратуре субъекты в Законе РК о прокуратуре не перечислены, но в ст. 23, 24, 29 указаны такие субъекты, как государственные органы, должностные лица, организации всех форм собственности, в отношении которых прокуратура вправе провести проверку на предмет точного и единообразного применения законов, указов президента Казахстана и иных нормативных правовых актов на территории Республики.

Основаниями проведения проверки в силу ст. 5 Закона РК о прокуратуре признаются: поручения президента; заявления, жалобы, сообщения и другие данные о нарушениях законодательства; непосредственное выявление признаков нарушения законодательства; поручения или запросы вышестоящего прокурора. В отличие от России, в Казахстане основанием проверки может быть нарушение законодательства. Система нормативных правовых актов, действующих в стране, включает не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты (указы президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.), т. е. круг актов, нарушение которых может служить основанием проведения проверки, довольно широк.

В Законе РК о прокуратуре (единственном из законов стран ЕврАзЭС) установлен срок проведения проверки: согласно ст. 5 он составляет один месяц. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство. К отношениям, возникающим при производстве проверки, применяются также сроки, закрепленные Законом РК о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц7 (обращения по общему правилу должны быть проверены в течение 30 дней).

При проведении проверки прокурор обладает рядом полномочий, которые в Законе РК о прокуратуре также регламентированы в нескольких статьях. Кроме того, согласно ст. 6 Закона полномочия прокурора раскрываются через «правовые гарантии деятельности органов прокуратуры», через обязанности субъектов, в отношении которых проводится проверка. Прокурор обладает правами «доступа» и правами «требования», в связи с чем вправе требовать от компетентных органов осуществления оперативно-розыскных мероприятий с уведомлением об их результатах; получать от руководителей и других должностных лиц необходимые документы, материалы, статистические данные и иные сведения о состоянии законности и принимаемых мерах по ее обеспечению; требовать производства в соответствии со своей компетенцией проверок поступивших в прокуратуру материалов, обращений и обязывать сообщать об их результатах; привлекать к осуществлению проверок сотрудников других правоохранительных органов для обеспечения безопасности и надзорной деятельности; назначать экспертизы. Прокурор также вправе знакомиться с судебными делами и истребовать их из суда, за исключением случаев, когда материалы дела находятся непосредственно в судебном производстве. Отметим, что прокуратура России не вправе требовать направления дела из суда. В ст. 29 Закона РК о прокуратуре отдельно прописано право прокурора получать в банках сведения по операциям и счетам физических и юридических лиц. Все перечислен-

ные права обобщенно названы «проверочные действия», что позволяет сделать вывод о том, что проверка является сложносоставным правовым средством.

Рассматривая институт прокурорской проверки в Таджикистане, можно заметить, что там, как и в Казахстане, проверка признается мерой по своевременному выявлению любых правонарушений, от кого бы эти нарушения ни исходили. Прокурор в Таджикистане принимает различные меры: меры по обеспечению прав граждан, которые в силу физических, психических и других недостатков не могут защитить свои права; решения по заявлениям, жалобам и другим обращениям граждан; меры по устранению любых правонарушений; меры по восстановлению нарушенных прав и меры по привлечению виновных к установленной законом ответственности.

Субъектами проверки согласно ст. 5 Конституционного закона РТ об органах прокуратуры Республики Таджикистан8 (далее — Закон РТ об органах прокуратуры) являются министерства, государственные комитеты и другие ведомства Таджикистана, местные органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля, банки, предприятия, учреждения, общественные и религиозные объединения, политические партии и иные объединения, независимо от их подчиненности, принадлежности и форм собственности, их должностные лица.

Предметом проверки выступает точное соблюдение и единообразное исполнение законов на территории Республики, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность решений, принимаемых органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения научно-технических средств. Объектами проверки в Таджикистане признаются дела, материалы по экономическим спорам в экономическом суде, за исключением решений суда.

Основаниями проведения проверки в силу ст. 23 Закона считаются заявления и иные сообщения о нарушении законности, требующие непосредственного прокурорского реагирования. В Законе имеется прямое указание на возможность проведения проверки прокурором по своей инициативе, но только при необходимости. Случаи, когда возникает такая необходимость, не перечислены.

Срок проведения проверки Законом РТ не установлен, однако имеется отсылка к Закону РТ «Об обращениях граждан», которым установлен месячный срок проверки9.

Полномочия прокурора при проведении проверки существенно не отличаются от таковых в других странах ЕврАзЭС и раскрываются предметно в разных главах Закона РТ об органах прокуратуры. Прокурор вправе: входить по предъявлении удостоверения личности в помещения проверяемых субъектов, иметь доступ к любым документам и режимным объектам при наличии специального разрешения; требовать различные документы, материалы, статистические и иные сведения (в подлинниках или копиях), получать информацию о состоянии законности и мерах по ее обеспечению; требовать от руководителей, должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных и подведомственных предприятий, учреждений и организаций, а также при необходимости требовать назначения экспертизы; требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; требовать объяснений.

В Беларуси прокурорская проверка также признается одной из мер, осуществляемых прокурором, наравне с мерами по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций. В Законе Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь»10 (далее — Закон о прокуратуре РБ) имеется отдельная гл. 10, посвященная актам прокурорского надзора.

Субъектами проверки согласно ст. 4 Закона о прокуратуре РБ могут выступать республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Совету министров Республики Беларусь, местные представительные, ис-

полнительные и распорядительные органы, общественные объединения, религиозные и другие организации, должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели.

Предмет проверки — точное и единообразное исполнение нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь.

Проверки исполнения законодательства в силу ст. 27 Закона о прокуратуре РБ проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования.

Срок проверки Законом о прокуратуре РБ не установлен, имеется отсылка к Закону об обращениях граждан11, который закрепляет общий срок рассмотрения обращений — один месяц.

При осуществлении проверки исполнения законодательства прокурор по ст. 27 Закона о прокуратуре РБ в пределах своей компетенции имеет право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей (вход прокурора на территорию и в помещения, доступ в которые ограничен законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь, и допуск его к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством); требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз; требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства; использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан (есть ряд исключений). Прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан, кроме случаев, определенных законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов.

В Законе Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики»12 (далее — Закон о прокуратуре КР) прокурорская проверка не выделена, она входит в систему мер, осуществляемых прокурором, наравне с мерами по пресечению нарушений закона, от кого бы они ни исходили, восстановлению нарушенных прав и привлечению к установленной законом ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Субъектами, в отношении которых прокуратура Кыргызской Республики может провести проверку, являются Правительство Кыргызской Республики, министерства, государственные комитеты, административные ведомства, службы, местные государственные администрации и иные органы исполнительной власти, банковские учреждения, органы местного самоуправления, их должностные лица, органы управления и руководители юридических лиц, независимо от формы собственности, а также граждане.

Предмет проверки Законом о прокуратуре КР не определен, однако выводится из содержания ст. 33: это точное и единообразное исполнение законов и иных нормативных правовых актов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность административного и исполнительного производства.

Основания проведения проверки не описаны, в ст. 6 лишь указано, что в прокуратуре разрешаются обращения, содержащие сведения о нарушении законов и иных нормативных правовых актов.

Срок проверки также не установлен, но в ст. 6 Закона о прокуратуре КР имеется отсылка к другому законодательному акту — Закону Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан»13, в ст. 8 которого закреплен общий срок рассмотрения обращений — 30 дней.

При проведении проверки прокурор обладает рядом полномочий, которые в Законе о прокуратуре КР также рассредоточены по нескольким статьям. Согласно ст. 22 Закона прокурор в процессе осуществления надзора за исполнением законов обладает правами «требования» и «доступа»: он вправе беспрепятственно входить на территорию поднадзорных субъектов; требовать проведения проверок, ревизий, выделения специалистов для проведения ведомственных и вневедомственных проверок; требовать от должностных лиц и граждан устных или письменных объяснений относительно нарушения закона. Как и в Казахстане, прокурор в Кыргызской Республике вправе в соответствии со ст. 28 Закона истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу.

В Узбекистане прокурорская проверка названа одной из мер прокурора по восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан и юридических лиц (ст. 7 Закона Республики Узбекистан «О прокуратуре»14; далее — Закон РУ о прокуратуре).

Субъектами проверки прокурора в Узбекистане согласно ст. 4 и 20 Закона РУ о прокуратуре являются министерства, государственные комитеты, ведомства, органы самоуправления граждан, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, хокимы и другие должностные лица; Вооруженные силы, воинские формирования министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Узбекистан, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие.

Предметом проверки выступает соблюдение, исполнение законов субъектами прокурорского надзора, а также соответствие принимаемых ими актов Конституции и законам Республики Узбекистан.

В силу ст. 21 Закона РУ о прокуратуре основаниями проведения проверки признаются заявления и другие сообщения о нарушениях законов, требующие принятия прокурором мер. Проверка может осуществляться исходя из состояния законности.

Срок проверки не установлен, однако имеется отсылка к другому законодательному акту — Закону Республики Узбекистан «Об обращениях граждан»15, в ст. 18 которого закреплен общий срок рассмотрения обращений — до одного месяца.

Полномочия прокурора при проведении проверки перечислены в ст. 7: прокурор вправе в случае необходимости поручать соответствующим органам государственного управления, надзора и контроля, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций проверку поступивших к нему предложений, заявлений, жалоб и требовать предоставления информации о результатах проверки в письменном виде вместе со всеми материалами проверки. Согласно ст. 6 прокурор вправе требовать предоставления документов, материалов и других сведений, проведения ревизий, проверок, выделения специалиста, явки в прокуратуру и дачи объяснений о выявленных нарушениях закона, об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также о соблюдении закона; требовать необходимые для осуществления органами прокуратуры своих функций информацию, документы и их копии (они предоставляются по требованию прокурора безвозмездно). По ст. 22 прокурор в процессе осуществления надзора за исполнением законов в пределах своей компетенции вправе: беспрепятственно входить на территорию и в помещения министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, иметь доступ к документам и материалам, проводить проверки, требовать для проверки решения, распоряжения, приказы и иные документы, сведения о состоянии законности и мерах по ее обеспечению; требовать от руководителей и других должностных лиц государственных органов,

воинских частей, воинских формирований министерств, государственных комитетов и ведомств проведения проверок, ревизий деятельности подведомственных предприятий, учреждений, организаций, выделения специалистов для проведения ведомственных и вневедомственных проверок; требовать от должностных лиц и граждан устных или письменных объяснений относительно нарушения закона.

Подведем итоги сравнительного анализа проведения прокурорской проверки в странах ЕврАзЭС. Во-первых, понятие «прокурорская проверка» в законах стран ЕврАзЭС отсутствует. Во-вторых, данная проверка «теряется» среди иных проверочных действий прокурора, таких как истребование актов, получение объяснений по поводу нарушений закона и др. В-третьих, в странах ЕврАзЭС нет четкой трактовки проверки, она обычно называется мерой прокурора. В Таджикистане, например, в одном законе проверка именуется и мерой, и правовым средством, т. е. наблюдается разнобой в терминологии.

В странах ЕврАзЭС предусмотрены различные субъекты проверки. Так, в Беларуси, Киргизии осуществляется надзор в отношении граждан, в Киргизии и Таджикистане особо выделены банки и банковские учреждения как субъекты проверки, кроме того, в Киргизии прокуратуре поднадзорно Правительство Республики.

Срок проверки установлен только в Казахстане (один месяц). В других странах даются отсылки к иным актам, закрепляющим сроки, чаще всего это законы об обращениях граждан и юридических лиц. Общий срок проверки составляет 30 дней, лишь в Узбекистане проверка проводится в срок до одного месяца. Представляется необходимым регламентировать срок проверки в законах о прокуратуре каждой из стран ЕврАзЭС, поскольку это послужит реализации принципа правовой определенности.

Оценки требует и такая составляющая прокурорской проверки, как ее предмет. Полагаем неверным отождествлять предмет надзора и предмет проверки, предмет проверки и объект проверки, хотя эти понятия соотносимы. Определение предмета проверки на законодательном уровне необходимо, поскольку чрезмерно широкий предмет проверки может привести к тому, что прокуратура превратится в контролирующий орган. Предметом проверки должно быть только установление соответствия действий проверяемого субъекта закону.

Полномочия прокурора при проведении проверки регламентированы в разных статьях и даже разделах законов государств ЕврАзЭС о прокуратуре, иногда дублируются. Все права прокурора при проведении проверки можно образно поименовать правами «требования» и правами «доступа». В каждой из стран ЕврАзЭС имеются свои особенности реализации прав прокурором: так, в Казахстане и Кыргызской Республике прокурор вправе истребовать дела из суда. Думается, наличие данного права связано с социальными и политическими условиями стран, их правовой культурой и на современном этапе развития государств необходимо.

Важнейшим остается вопрос об основаниях проведения прокурорской проверки. В странах ЕврАзЭС основанием признаются сигналы — обращения и сообщения. Различия состоят в содержании данных сигналов: они должны включать сведения о нарушении закона (в Узбекистане, Кыргызской Республике, России), иного нормативного правового акта (в Кыргызской Республике), законности (в Беларуси, Таджикистане), законодательства (в Казахстане). Кроме того, в Казахстане выделено такое основание прокурорской проверки, как непосредственное выявление нарушения законодательства, а в Узбекистане проверка может быть проведена исходя из состояния законности. В России, Таджикистане, Беларуси, Узбекистане основанием проверки будет необходимость принятия прокурором мер реагирования. Следует внимательно отнестись к определению оснований проверки, поскольку, например, установление такого основания проверки, как нарушение законодательства, может привести к необоснованному вмешательству прокуратуры в деятельность субъектов проверки, к подмене прокуратурой контролирующих органов.

В заключение хочется отметить, что прокурорская проверка всегда связана с осуществлением комплекса действий, направленных на установление обстоятельств нарушений закона, выявление и привлечение к ответственности виновных лиц, и изначально не может рассматриваться наравне с проверочными действиями прокурора. Проверка стоит особняком среди иных средств прокурора, выступает основным и наиболее сложным из них, вследствие чего требуется законодательно унифицировать понятие «прокурорская проверка», что, несомненно, окажет положительное влияние на развитие правового института проверок в прокурорском надзоре.

1 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 7 февраля 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; Рос. газ. 1995. 25 нояб.

2 Ергашев Е. Р. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. М., 2011. С. 136.

3 Винокуров Ю. Е. Прокурорский надзор: курс лекций и практикум. М., 2003. С. 162.

4 О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ (с изм. от 29 июня 2010 г., от 27 июля 2010 г.) // Парламентская газ. 2006. 11 мая; Рос. газ. 2006. 5 мая; СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

5 О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации: приказ Генерального прокурора РФ от 17 декабря 2007 г. № 200 (в ред. приказов Генпрокуратуры РФ от 5 сентября 2008 г. № 178, от 17 марта 2010 г. № 113, от 31 мая 2011 г. № 154) // Законность. 2008. № 4.

6 Закон Республики Казахстан о прокуратуре // Генеральная прокуратура Республики Казахстан: URL: http://www.prokuror.kz/rus/vm/normativno_pravovye_akty_gprk/zakon_o_prokurature.

7 Закон Республики Казахстан о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц // Правительство Республики Казахстан: URL: http://ru.government.kz/docs/z070000221_20110721.htm.

8 Конституционный закон Республики Таджикистан «Об органах прокуратуры Республики Таджикистан» // Национальный центр законодательства при Президенте РТ: URL: http://mmk.tj/ru/legislation/le-gislation-base/constitutional-laws.

9 Закон Республики Таджикистан «Об обращениях граждан» // Национальный центр законодательства при Президенте РТ: URL: http://www.mmk.tj/ru/legislation/legislation-base/1996.

10 Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3961&p0=H10700220.

11 Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» // Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь: URL: http://president.gov.by/press11545.html.

12 Закон Кыргызской Республики «О прокуратуре Кыргызской Республики» // Генеральная прокуратура Кыргызской Республики: URL: http://www.prokuror.kg/7main/section/53.

13 Закон Кыргызской Республики «О порядке рассмотрения обращений граждан» // Генеральное консульство КР в России (Екатеринбург): URL: http://www.gencon.kyrgyz.ru/kons_quest/pravovaya_baza/ zakon_kvrgvzskoy_respubliki_o_poryadke_rassmotreniya_obrasheniy_grazhdan.

14 Закон Республики Узбекистан «О прокуратуре» // Генеральная прокуратура Республики Узбекистан: URL: http://genprok.gov.uz/static/?id=zakon_o_prokurature.

15 Закон Республики Узбекистан «Об обращениях граждан» // Министерство народного образования Республики Узбекистан: URL: http://uzedu.uz/rus/info/officially/rulaws/law1064.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.