Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика программ годичного тренировочного цикла керлеров высокой квалификации на примере РФ и Канады'

Сравнительная характеристика программ годичного тренировочного цикла керлеров высокой квалификации на примере РФ и Канады Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРЛИНГ / ГОДИЧНЫЙ ЦИКЛ ПОДГОТОВКИ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеевец Владимир Ульянович, Шулико Юрий Владимирович, Скачков Юрий Анатольевич, Мельников Дмитрий Сергеевич, Бадилин Александр Олегович

В керлинге происходит рост числа занимающихся, как заинтересованных в профессиональном росте, так и выбирающих рекреационное направление. Это подчеркивает необходимость систематического научно обоснованного подхода к процессу многолетней подготовки керлеров с раннего возраста до периода зрелого возраста. Интересным представляется сравнение нормативных актов, описывающих процесс многолетней тренировки керлеров в РФ и других ведущих странах, культивирующих данный вид спорта. Основные различия касаются именно соревновательной деятельности. У канадских керлеров больше плотность соревновательной практики при одинаковом объеме часов на этот вид подготовки. Подобная направленность соревновательной подготовки позволяет снизить стрессорное воздействие официальных стартов и стабилизировать результативность игровых действий на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агеевец Владимир Ульянович, Шулико Юрий Владимирович, Скачков Юрий Анатольевич, Мельников Дмитрий Сергеевич, Бадилин Александр Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative characteristic of programs for year training cycle for high qualified curlers on the example of the Russian Federation and Canada

In curling, there is an increase in the number of people engaged, both interested in professional growth, and choosing a recreational direction. This emphasizes the need for a systematic scientifically based approach to the process of long-term preparation of curlers from an early age to a mature period. It is interesting to compare the normative acts that describe the process of long-term training of curlers in Russia and other leading countries that cultivate this sport. The main differences relate exactly to competitive activities. The Canadian curlers have more density of competitive practice with the same number of hours for this type of training. Such a focus of competitive training can reduce the stressful impact of official start-ups and stabilize the effectiveness of competitive actions at a high level.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика программ годичного тренировочного цикла керлеров высокой квалификации на примере РФ и Канады»

3. Шулико, Ю.В. Особенности соревновательной деятельности керлеров высших спортивных разрядов в дисциплине "Mixed doubles" / Ю.В. Шулико, Д.С. Мельников, А.О. Бадилин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 315-317.

REFERENCES

1. Zadvornov, K.Yu. (1996), Curling: Strategy and tactics of the game: lecture, SPbGAFK named by. P.F. Lesgaft, St. Petersburg.

2. Zadvornov, K.Yu., Melnikov D.S. and Badilin A.O. (2015), Theory and methodology of a selected sport (curling): tutorial, Lesgaft University, St. Petersburg.

3. Shuliko, Yu.V., Melnikov D.S. and Badilin A.O. (2016) "Competitive activity features of highlevel curlers in "Mixed doubles" program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 315-317

Контактная информация: d.s.mel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2018

УДК 796.96

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ГОДИЧНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА КЕРЛЕРОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА

ПРИМЕРЕ РФ И КАНАДЫ

Владимир Ульянович Агеевец, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, советник ректора, Юрий Владимирович Шулико, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Юрий Анатольевич Скачков, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Сергеевич Мельников, кандидат биологических наук, доцент, Александр Олегович Бадилин, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф, Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В керлинге происходит рост числа занимающихся, как заинтересованных в профессиональном росте, так и выбирающих рекреационное направление. Это подчеркивает необходимость систематического научно обоснованного подхода к процессу многолетней подготовки керлеров с раннего возраста до периода зрелого возраста. Интересным представляется сравнение нормативных актов, описывающих процесс многолетней тренировки керлеров в РФ и других ведущих странах, культивирующих данный вид спорта. Основные различия касаются именно соревновательной деятельности. У канадских керлеров больше плотность соревновательной практики при одинаковом объеме часов на этот вид подготовки. Подобная направленность соревновательной подготовки позволяет снизить стрессорное воздействие официальных стартов и стабилизировать результативность игровых действий на высоком уровне.

Ключевые слова: керлинг, годичный цикл подготовки, соревновательная деятельность.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF PROGRAMS FOR YEAR TRAINING CYCLE FOR HIGH QUALIFIED CURLERS ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN

FEDERATION AND CANADA Vladimir Ulianovitch Ageevets, the doctor of pedagogical sciences, professor, Honored Scientist of the Russian Federation, advisor to the Rector, Yuri Vladimirovich Shuliko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Yuri Anatolyevich Skachkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dmitry Sergeyevich Melnikov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alexander Olegovich Badilin, the post-graduate student, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and

Health, St. Petersburg

Annotation

In curling, there is an increase in the number of people engaged, both interested in professional growth, and choosing a recreational direction. This emphasizes the need for a systematic scientifically based

approach to the process of long-term preparation of curlers from an early age to a mature period. It is interesting to compare the normative acts that describe the process of long-term training of curlers in Russia and other leading countries that cultivate this sport. The main differences relate exactly to competitive activities. The Canadian curlers have more density of competitive practice with the same number of hours for this type of training. Such a focus of competitive training can reduce the stressful impact of official start-ups and stabilize the effectiveness of competitive actions at a high level.

Keywords: curling, a one-year training cycle, competitive activities.

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая исторический аспект развития керлинга нельзя не признать, что он является одним из старейших зимних игровых видов спорта. В последние десятилетия, в связи с включением отдельных дисциплин в программу Зимних Олимпийских игр, данный вид спорта переживает рост числа занимающихся, как заинтересованных в профессиональном росте, так и выбирающих рекреационное направление. Это подчеркивает необходимость систематического научно обоснованного подхода к процессу многолетней подготовки керлеров с раннего возраста до периода зрелого возраста.

Интересным представляется сравнение нормативных актов, описывающих процесс многолетней тренировки керлеров в РФ и других ведущих странах, культивирующих данный вид спорта.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основным нормативным документом в России является Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «керлинг», утвержденный приказом № 22 Мин-спорта РФ от 19 января 2018 года [1]. В Канаде действует документ под названием «Long-Term Athlete Development For Curling in Canada» (LTAD) - «Долгосрочная программа развития спортсменов для канадского керлинга» [4]. Ключевые принципы построения этой программы:

1. Правило 10 лет (Научные исследования доказали, что требуется не менее 10 000 часов обучения для талантливого спортсмена, чтобы достичь элитного уровня в керлинге. Это означает чуть более 3 часов тренировочной и соревновательной деятельности ежедневно в течение 10 лет);

2. «Fundamentals» (Фундаментальные навыки передвижения, обеспечивающие основу для всех видов спорта, должны изучаться в детстве через игровую деятельность);

3. Специализация (Керлинг - это вид спорта с поздней специализацией. Спортсмены должны окончательно переквалифицироваться на керлинг из других спортивных дисциплин в возрасте от 12 до 15 лет);

4. Возраст развития (учет скорости биологического взросления для каждого занимающегося)

5. Способность к обучению (индивидуализация тренировочного процесса в зависимости от скорости овладения двигательными навыками)

6. Физическое, психическое, когнитивное и эмоциональное развитие (LTAD фокусируется на комплексной подготовке)

7. Периодизация (Периодизация влечет за собой координацию всех аспектов тренировки, соревновательной деятельности и восстановления в систематический, научный комплексный план, который позволит спортсмену /команде достичь наилучших результатов в желаемое время);

8. Планирование соревнований в календаре (постепенное прогрессивное увеличение числа стартов);

9. Выравнивание и интеграция системы (возможность занятий керлингом через муниципальные органы, общеобразовательные школы или керлинговые клубы не дает «потеряться» потенциальным талантам);

10 Непрерывное улучшение. Модель LTAD основана на наиболее достоверных из доступных результатов научных исследований в области подготовки спортсменов и

развития человека. Однако, ЬТЛЭ должна продолжать совершенствоваться в связи с появлением новых научных данных.

Периодизация программы представлена следующим образом.

1. Период «Активный старт». Хронологический возраст - мальчики и девочки от 0 до 6 лет. Ежедневная физическая активность, приобретение базовых двигательных навыков, начальная организация двигательной активности.

2. Период «Базового развития». Возрастные границы - мальчики 6-9 лет и девочки - 6-8 лет. Развлечение и участие. Общее физическое развитие и интегрированное когнитивное, умственное и эмоциональное развитие. Начальный этап развития физических качеств и специфических двигательных навыков. Начальный отбор талантливых детей.

3. Период «Обучение обучению». Мальчики 9-12 и девочки 8-11 лет. Добавляется интеллектуальная подготовка, начинается специализация - 3 раза в неделю отводится на избранный вид и еще 3 тренировки на другие виды спорта. Продолжение отбора талантливых детей.

4. Период «Тренировка для обучения». Юноши 12-16 лет и девушки 11-15 лет. Развитие специфических для избранного вида спорта навыков. Сенситивный период развития скоростных способностей. Продолжается интеллектуальная подготовка. Суммарное количество тренировочных занятий (включая дополнительные виды спорта) составляет 6-9 тренировок в неделю.

5. Период «Подготовка к соревнованиям». Мужчины 16-23 +/- и женщины 15-21 +/. Период специфической физической, технической и тактической подготовки. Адаптация приобретенных навыков к соревновательным условиям. Специализация подготовки по амплуа в команде. 9 - 12 тренировочных занятий в неделю.

6. Период «Тренировка для победы». Юноши - с 19 лет, девушки с 18 лет. 9-15 тренировочных занятий в неделю. Согласно международным нормам, в этом возрасте завершается выбор специализации в спорте. Дальнейшее развитие физических резервов, углубленная технико-тактическая подготовка. Высокая интенсивность тренировок, частые периоды отдыха.

7. Период «Активность для жизни». Минимум 60 минут умеренной двигательной активности или 30 минут интенсивной нагрузки в сутки. Чередование различных форм двигательной активности. Уменьшение объема тренировочной деятельности, переход к рекреативным видам двигательной активности. Участие в ветеранском спорте.

Требования к периоду «Подготовка для победы», соответствующему в российской периодизации этапу высшего спортивного мастерства, выглядят следующим образом. Спортсмен участвует в региональных, провинциальных и национальных стартах, в школьных и вузовских турнирах, проходит подготовку в тренировочных лагерях и вовлекается в национальную программу развития. На первом этапе подготовка проходит по общей программе, специфической для керлинга, после 26 лет начинается индивидуализация тренировочных планов в зависимости от особенностей данного конкретного индивидуума. Примерный тренировочный план подготовки представлен в таблице 1.

В процессе годичной тренировки планируется достижение от одного до четырех пиков спортивной формы (в зависимости от количества основных стартов сезона), соотношение объемов тренировочной и соревновательной нагрузки составляет 4:1. При соблюдении тренировочной нагрузки в пределах 1000 часов в год, получается 800 тренировочных и 200 соревновательных часов, общее количество турниров составляет в среднем 20 стартов, из них 9 с высочайшим уровнем конкуренции (2 национальных и 3 международных), даже без учета Зимних Олимпийских игр.

У высококвалифицированных спортсменов РФ, включенных в состав спортивных сборных команд по керлингу, годовая тренировочная и соревновательная нагрузка составляет 320 тренировочных дней (979 часов). Из них на общую физическую подготовку отводится 183 часа, на СФП 290 часов, технико-тактическая подготовка - 210 часов,

психологическая подготовка - 45 часов, соревновательная подготовка - 200 часов, количество стартов за сезон - 12.

Таблица 1. - Пример годичного тренировочного плана высококвалифицированных керле-

ров в Канаде

Месяц подготовки Содержание тренировочной и соревновательной деятельности

Июнь Специальная физическая подготовка, техническая подготовка (на льду)

Июль Специальная физическая подготовка, техническая подготовка (на льду)

Август Специальная физическая подготовка, техническая подготовка (на льду)

Сентябрь Тренировки с высокой интенсивностью

Октябрь 2 турнира с призовым фондом, 4 ледовых тренировки в неделю, игры региональных лиг

Ноябрь 2 турнира с призовым фондом, 4 ледовых тренировки в неделю, игры региональных лиг

Январь Турниры уровня провинции (отбор на Чемпионат Канады), 4 ледовых тренировки в неделю, игры региональных лиг

Февраль Олимпийские игры/отбор на чемпионат мира, 4 ледовых тренировки в неделю, игры региональных лиг

Март Чемпионаты мира (классический керлинг), 4 ледовых тренировки в неделю, игры региональных лиг

Апрель Чемпионаты Канады, специальная физическая подготовка, техническая подготовка (на льду).

Май Специальная физическая подготовка, техническая подготовка (на льду)

Тренировочная программа рассчитана на трехкратный выход на пик спортивной формы за сезон. Во-первых, в ноябре - декабре, когда проводится Чемпионат Европы -отборочный старт на Чемпионат мира следующего года, затем - в марте, непосредственно во время Чемпионата мира. Третьим соревнованием, играющим важную роль для формирования списков сборной команды на следующий сезон, и требующим высокого уровня готовности, является Чемпионат России, проводимый для дисциплин классического кер-линга в апреле-мае.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по часам подготовки в годичном тренировочном цикле наблюдается практически полный паритет - разница составляет примерно 2%. Более того, по некоторым аспектам, в частности, по психологической подготовке, спортсмены РФ имеют преимущество. Основные различия касаются именно соревновательной деятельности. У канадских керлеров больше плотность соревновательной практики при одинаковом объеме часов на этот вид подготовки. Кроме того, у них значимо выше средний уровень соперников, что ведет к повышению количества бросков с высоким коэффициентом сложности в игровой деятельности. Подобная направленность соревновательной подготовки позволяет снизить стрессорное воздействие официальных стартов и стабилизировать результативность соревновательных действий на высоком уровне.

Статья подготовлена по результатам НИР «Разработка современной системы подготовки спортсменов в Олимпийских видах спорта на примере керлинга» (Приказа Минспорта России 1078 от 14 декабря 2017 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19 января 2018 г. № 22 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «керлинг»» / М-во спорта РФ. - М. : [б.и.], 2018. - 23 с.

2. Задворнов, К.Ю. Теория и методика избранного вида спорта (керлинг) : учебное пособие / К.Ю. Задворнов, Д.С. Мельников, А.О. Бадилин ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб. : [б.и.], 2015. - 90 с.

3. Шулико, Ю.В. Особенности соревновательной деятельности керлеров высших спортивных разрядов в дисциплине "Mixed doubles" / Ю.В. Шулико, Д.С. Мельников, А.О. Бадилин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 315-317.

4. "Long-Term Athlete Development For Curling in Canada" [Электронный ресурс] // URL : https://www.curling.ca/about-the-sport-of-curling/coaching-resources/long-term-athlete-development/

(дата обращения: 14.06.2018).

REFERENCES

1. Ministry of Sport of the Russian Federation (2018), Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation of January 19, 2018 No. 22 "On the approval of the federal standard of sports training in the form of sport" curling", Moscow.

2. Zadvornov, K.Yu., Melnikov D.S. and Badilin A.O. (2015), Theory and methodology of a selected sport (curling): tutorial, Lesgaft University, St. Petersburg.

3. Shuliko, Yu.V., Melnikov D.S. and Badilin A.O. (2016), "Competitive activity features of highlevel curlers in "Mixed doubles" program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp., pp. 315-317.

4. Long-Term Athlete Development for Curling in Canada, available at: https://www.curl-ing.ca/about-the-sport-of-curling/coaching-resources/long-term-athlete-development/.

Контактная информация: d.s.mel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.09.2018

УДК 796.926

МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОРНОЛЫЖНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В КРУПНЫХ И НЕБОЛЬШИХ ГОРОДАХ

Надежда Дмитриевна Алексеева, преподаватель, Евгений Николаевич Журавель,

преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Алексей Николаевич Зиновьев, доцент, ФГБОУ ВО Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова (БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова),

г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены мотивы занятий горнолыжным спортом квалифицированных спортсменов. Нами было проведено анкетирование горнолыжников, проживающих в крупных и небольших городах, по методике В.И. Тропникова «Изучение мотивов занятий спортом». Анализ данных показал, что спортсмены, проживающие в крупных городах, имеют большую мотивацию к занятиям спортом, в целом, и к получению материальных благ за счет спортивной деятельности, развитию характера и психических качеств, улучшению самочувствия и здоровья, потребности в одобрении, в частности.

Ключевые слова: горнолыжный спорт, мотивация, спортсмены.

MOTIVATION FOR SPORT PRACTICE OF ALPINE SKIERS LIVING IN LARGE

AND SMALL CITIES

Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the teacher, Evgeniy Nikolaevich Zhuravel, the teacher, Aleksandr Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Aleksey Nikolaevich Zinoviev, the senior teacher, The Ustinov Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the motives of the skiing qualified athletes. We conducted the survey of the skiers living in large and small cities, according to the method of V.I. Tropnikov "Study of motives to sports". Analysis of the data showed that athletes, living in large cities, have a great motivation to engagement in sports, in general, and to obtain material benefits through sports activities, the development of character and mental qualities, improve health and well-being, the need for approval, in particular.

Keywords: alpine skiing, motivation, athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Зачастую в небольших городах финансирование спорта гораздо ниже, хуже инвентарь и условия тренировок, меньше возможности для организации сборов. Учитывая этот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.