Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика правового регулирования конкуренции в Российской Федерации и зарубежных странах'

Сравнительная характеристика правового регулирования конкуренции в Российской Федерации и зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
876
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Татаринова С. С.

Данная статья освещает особенности правового регулирования конкуренции на товарных рынках зарубежных стран и Российской Федерации. Выделены основные тенденции зарубежного антимонопольного законодательства. Рассмотрены различные подходы к антимонопольному регулированию, модели и типы антимонопольного законодательства, принятые за рубежом, а также их влияние на российское законодательство о недобросовестной конкуренции. Делается вывод о том, что процесс развития антимонопольного законодательства как в России, так и за рубежом еще не закончен, и опыт зарубежных государств может стать полезным для гармоничного развития и совершенствования российского антимонопольного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Татаринова С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative characteristics of legal regulation of competition in the Russian Federation and in foreign countries

This article highlights the peculiarities of legal regulation of competitiveness on trade markets in foreign countries and in the Russian Federation. The main tendencies of foreign antimonopoly regulation are emphasized. Various approaches to antimonopoly regulation, models and types of antimonopoly legislation, adopted abroad, and their influence on Russian legislation on unfair competition are regarded. It is concluded that the process of development of antimonopoly legislation both in Russia and abroad is not finished yet, and foreign countries’ experience may be useful for harmonious development and improvement of Russian antimonopoly legislation.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика правового регулирования конкуренции в Российской Федерации и зарубежных странах»

УДК 343.2/.7

ОБЪЕКТ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДАННОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ

© И.Е. Быкова

В статье анализируются наиболее актуальные проблемы формирования и реформирования действующей системы преступлений против лиц, осуществляющих законный порядок управления в отечественном уголовном законодательстве.

Ключевые слова: формирование системы преступлений против лиц, осуществляющих законный порядок управления; Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.; Уголовный кодекс РФ 1996 г.; отечественное уголовное законодательство советского периода.

Степень общественной опасности посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа выходит за рамки видового объекта гл. 32 Уголовного кодекса Российской Федерации, и поэтому оно не может быть отнесено к преступлениям против законной деятельности сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Нам представляется, что конструкция рассматриваемого состава преступления, когда жизнь при умышленном посягательстве на нее является не основным, а дополнительным объектом уголовно-правовой охраны, не является безупречной, т. к. жизнь всегда более важное благо, чем деятельность лица.

Однако учитывая, что существующая система уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления против порядка управления, включает и ст. 317 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, мы считаем необходимым проанализировать указанный состав преступления.

При решении вопроса об объекте посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, в литературе существуют две позиции1. Согласно одной - объектом

1 Похожее преступление предусматривалось в УК РСФСР 1960 г. В ст. 191.2 устанавливалась ответственность за посягательство на жизнь работника милиции и народного дружинника. При решении вопроса об объекте данного преступления в теории уголовного права было два мнения: согласно одному - объектом являлась нормальная деятельность работника милиции и народного дружинника по охране общественного порядка и жизнь этих лиц [1-3], а согласно другому, объектом являлась жизнь работника милиции и народного дружинника [4].

преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, является законная деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и жизнь указанных лиц, а также их близких [3, 5-11]. Согласно другой позиции, объектами данного преступления являются: 1) порядок управления, который в данном случае нарушается путем физического воздействия на субъектов управленческой деятельности; 2) жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких; 3) законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности [12].

При решении вопроса об объекте преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, сторонники представленных позиций выдвигают на первое место законную деятельность сотрудников правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или порядка управления. При этом они не учитывают в полном объеме, по нашему мнению, социальную значимость такого объекта, как жизнь человека по сравнению с деятельностью данных лиц. Нам представляется, что непосредственный объект этого преступления - это жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, а законная деятельность указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности выступает в качестве дополнительного объ-екта2. На наш взгляд, жизнь - всегда более

2 Мы разделяем мнение о понимании объекта преступного посягательства на жизнь сотрудника право-

важное благо, чем деятельность. Игнорировать личность, ее благо и интересы как объект защиты от преступного посягательства, предусмотренного ст. 317 УК РФ, было бы неправильно, т. к. это не соответствовало бы ст. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются важной ценностью, а обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Мы разделяем существующую в теории уголовного права позицию, согласно которой каждое преступление имеет свой непосредственный объект.

В составе рассматриваемого преступления Законодателем были фактически объединены два состава, известных УК РСФСР 1960 г. (ст. 191.1 и 191.5). При этом редакция данной статьи отличается от редакции указанных статей прежнего кодекса, в первую очередь, тем, что вместо перечисления, как это было в УК 1960 г., самых различных категорий потерпевших в ст. 317 УК 1996 г. указаны лишь три их разновидности: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие. Повышенная общественная опасность этого преступления, являющегося наиболее опасным из всех деяний, включенных законодателем в гл. 32 УК РФ, определяется, прежде всего, особой важностью и значимостью его непосредственного объекта.

Охрана общественного порядка осуществляется сотрудниками правоохранительных органов или воинскими патрулями, а общественная безопасность обеспечивается задержанием правонарушителей, оперативно-розыскной деятельностью, ведением проверки по фактам правонарушения, дознания по уголовным делам. В новейшей отечественной уголовно-правовой литературе отчетливо прослеживается единый подход к кругу лиц, которые могут быть потерпевшими от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

Так, А. С. Никифоров полагает, что «под правоохранительным органом следует понимать орган (или лицо), охраняющий (охраняющее) порядок и общественную безопасность методом силового правоприменения, т. е. охраняющий (охраняющее) правопоря-

охранительного органа, высказанное профессором Н.И. Ветровым [13].

док. Это милиция, другие органы внутренних дел (ОВД), внутренние войска, ФСБ, пограничные войска и Вооруженные силы, а также их сотрудники и наделенные властными правомочиями другие служащие. Военнослужащим является военнообязанное лицо, проходящее действительную военную службу в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Посягательство на жизнь военнослужащего по признакам данной статьи не может быть квалифицированно по статьям гл. 33 УК, т. к. не является преступлением против военной службы. Под близкими людьми указанным лицам понимаются не только члены их семей, но и те, кто им близок по иным фактическим основаниям [6, с. 737; 7, с. 418-419].

По мнению А.В. Кладкова, «потерпевшие - сотрудники правоохранительного органа, военнослужащие, обеспечивающие охрану общественного порядка и общественной безопасности, или их близкие. Таковыми сотрудниками являются работники милиции, прокуратуры, ФСБ, МЧС России. К ним не относятся сотрудники контролирующих органов - государственных инспекций - налоговой, торговой и др. (прим. к ст. 318 УК РФ разделяет правоохранительные и контролирующие органы). Военнослужащим, о котором говорится в ст. 317 УК, может быть как лицо, призванное на срочную службу, так и заключившее контракт, как рядовой, так и офицер. Близкими сотрудниками правоохранительного органа, военнослужащего могут быть не только родственники, члены семьи, но и иные лица, например жених, невеста. Важно установить, что, посягая на жизнь этих лиц, преступник стремился повлиять на деятельность сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или отомстить за нее [3, с. 478-479; 5, с. 584-585].

Н.Г. Иванов считает, что «в качестве потерпевших закон называет сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, их близких. К сотрудникам правоохранительных органов, выполняющих функции по охране общественного порядка, относятся лица, наделенные в законном порядке полномочиями по охране жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, а также наделенные правом применения мер прину-

ждения. Это, например, сотрудники милиции, осуществляющие патрульно-постовую службу, сотрудники ГИБДД, участковые инспекторы и т. д. Следователи, работники оперативно-розыскных служб, дознаватели не могут быть потерпевшими по ст. 317 УК, однако в том случае, если они специально наделены полномочиями по охране общественного порядка и в этой связи совершается посягательство на их жизнь, тогда они становятся своеобразным «предметом» рассматриваемого преступления. То же касается близких лиц, в функции которых не входит охрана общественного порядка, но которые временно привлекаются к этой деятельности. Посягательства на близких лиц, привлеченных к охране общественного и являющихся, естественно, сотрудниками правоохранительных органов, квалифицируются по ст. 317 УК. К военнослужащим относятся лица рядового, офицерского состава, генералы и прапорщики, проходящие срочную военную службу по контракту или по найму в Вооруженных силах РФ, пограничных войсках и т. д. В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам о вымогательстве» от 4 мая 1990 г. с изменениями на 21 декабря 1993 г., а также в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О судебной практике по делам об убийстве» (ст. 105 УК РФ) от 27 января 1999 г. к близким потерпевшему лицам относятся две категории граждан.

1. Это близкие родственники, перечень которых приведен в ст. 34 УПК: родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки, супруг. Перечень ст. 34 УПК РФ является исчерпывающим. 2. К близким относятся лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему. Это могут быть любовница, учитель, друг и др. [8, с. 464; 9, с. 392-393].

Г.Н. Борзенков указывает: «сотрудник правоохранительного органа - это прежде всего штатный сотрудник различных служб и подразделений милиции, в задачи которых входит охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Сотрудники иных служб и подразделений милиции не могут рассматриваться в качестве потерпевших от данного преступления. Сказанное относится и к сотрудникам иных правоохранительных органов (ФСБ и раз-

личных специальных служб). Штатные сотрудники государственных и иных организаций, выполняющие функции по охране помещений, имущества и личности служащих этих организаций, равно как и сотрудники частных детективных и охранных агентств, также не могут рассматриваться в качестве потерпевших по ст. 317, поскольку не являются сотрудниками правоохранительных органов. Военнослужащий - лицо рядового. сержантского, офицерского состава внутренних войск МВД, а также военнослужащий иных родов войск в случае привлечения его для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности» [12].

С.В. Максимов определяет сотрудника правоохранительного органа как «гражданина РФ, исполняющего в порядке, установленном федеральным законом, обязанности прокурора; следователя; лица, производящего дознание; лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность; сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудника органов контрразведки; сотрудника органа налоговой полиции; судебного исполнителя; сотрудника федеральных органов государственной охраны; а также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач. Военнослужащий гражданин РФ, проходящий службу в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. и иными законами Российской Федерации. Близкие сотрудника правоохранительного органа либо военнослужащего - лица, состоящие в родстве (отец, мать, дедушка, бабушка, дети, братья, сестры) или свойстве (супруг и родственники супруга) с сотрудником правоохранительного органа либо военнослужащим, а равно (в исключительных случаях) иные лица, поддерживающие с последними тесное личное общение, либо лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся обстоятельств дороги конкретному сотруднику

правоохранительного органа или военнослужащему [14].

Деятельность по охране общественного порядка - законная деятельность, направленная на предупреждение и пресечение правонарушений (в т. ч. преступлений), затрагивающих интересы неопределенного круга лиц (обеспечение правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и иных общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил паспортной системы, выявления обстоятельств, способствующих совершению правонарушений и т. п.). Деятельность по обеспечению общественной безопасности - законная деятельность, направленная на поддержание необходимой степени защищенности жизненно важных интересов неопределенного круга лиц от различных угроз (оказание помощи находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни или здоровья, контроль за соблюдением стандартов безопасного дорожного движения, контроль за соблюдением правил обращения с огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, взрывчатыми материалами и т. п.)» [11].

По мнению Ю.А. Красикова, «исходя из смысла ст. 3 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» № 119-ФЗ и ст. 2 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» № 45-ФЗ к сотрудникам правоохранительных органов относятся: прокуроры; следователи; дознаватели; лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; сотрудники органов федеральной службы безопасности; судебные исполнители; сотрудники федеральных органов государственной охраны и др. Военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие службу в Вооруженных силах РФ, других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах государственной безопасности в соответствии с Феде-

ральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ [15].

Н.И. Ветров полагает, что «законная деятельность сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности включает в себя: несение ими постовой и патрульной службы на улицах и в других общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий; при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Вместе с тем, признаками состава преступления, предусмотренного ст. 317 УК, охватываются любые случаи насильственного посягательства независимо от того, находился ли сотрудник правоохранительного органа или военнослужащий на дежурстве или он по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушений общественного порядка или пресечению преступления» [16].

Таким образом, под правоохранительным органом следует понимать орган (или лицо), охраняющий (охраняющее) общественный порядок и общественную безопасность методом силового правоприменения, т. е. охраняющий (охраняющее) правопорядок. Это, например, милиция, другие органы внутренних дел, ФСБ РФ и их сотрудники, наделенные властными правомочиями. С государственными правоохранительными органами, как нам представляется, при квалификации вопросов не возникает. Сложнее в правоприменении с негосударственными органами, например с частными детективными и охранными предприятиями.

По сложившейся в Российской Федерации практике сотрудники этих предприятий оказывают не только разрешенные им законом услуги населению, но и содействуют государственным правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, зачастую передавая им информацию о готовящихся или совершенных преступлениях, участвуя в патрулировании общественных мест и оказывая непосредственное содействие в задержании преступников. При этом и в случаях, когда сотрудники частных детективных и

охранных предприятий действуют в пределах предоставленных полномочий, на них, тем не менее, по сугубо формальным обстоятельствам не распространяется уголовно-правовая защита, предусмотренная ст. 317 УК РФ, т. к. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», а также закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», перечисляя правоохранительные органы, не упоминают в их числе организации, выполняющие правоохранительные функции [3, с. 478].

Правоприменительная практика оказания содействия правоохранительным органам сотрудниками частных детективных и охранных агентств существует и за рубежом. Так, например, в США 76 % опрошенных полицейских заявили, что они работают в тесном взаимодействии с частными службами безопасности с целью задержания преступников [17]. Наибольшая поддержка правоохранительным органам со стороны частных охранных служб оказывается при возникновении угрозы либо совершении взрывов и других террористических актов. В подобных ситуациях службы безопасности передают полиции и контрразведке во временное пользование принадлежащие им технические средства и предоставляют служебную информацию, полученную в ходе осуществления охранной, детективной деятельности и экономической разведки. На наш взгляд, привлечение сотрудников негосударственных частных детективных и охранных предприятий к выполнению отдельных правоохранительных функций, отнесенных законодательством к ведению только государственных правоохранительных органов и в Российской Федерации в ближайшее время также должно найти более широкое распространение. Именно поэтому справедливым представляется решение вопроса об их адекватной правовой защите. В связи с изложенным мы считаем, что не основано на законе ограничительное толкование понятия «сотрудники правоохранительного органа», включающее лишь личный состав милиции и работников прокуратуры [16, с. 72-73]. Столь узкое определение способно привести к дискриминации в правовой защите сотрудников других правоохранительных органов Российской Федерации, в т. ч. следователей следст-

венных аппаратов прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности; должностных лиц, уполномоченных вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам, т. е. работников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы, службы государственной охраны, службы судебных приставов; а также иных сотрудников государственных органов, для которых охрана правопорядка согласно закону является основной или одной из основных задач. В соответствии с Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» данные должностные лица имеют правовой статус сотрудников правоохранительных органов [18].

Между тем не следует и преувеличивать эффективность действующей нормы, сформулированной в ст. 317 УК РФ в ее настоящей редакции, т. к. она направлена на уголовно-правовую защиту неоправданно узкого круга субъектов государственно-властных полномочий только сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих и их близких. В отличие от ст. 318 и 319 УК РФ, ориентирующихся на борьбу с насилием в отношении всех представителей власти и оскорблением их, она не обеспечивает столь необходимой на сегодняшний день правовой защиты должностных лиц, контролирующих органов. А также и иных должностных лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Помимо этого ст. 317 УК РФ диссонирует с содержанием Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 20 апреля 2005 г., который призван обеспечивать равнозначную правовую защиту сотрудников как правоохранительных, так и контролирующих органов Российской Федерации [19].

1. Журавлев М.П. Ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников. М., 1965. С. 17.

2. Поленов Г. Ф. Ответственность за преступления против порядка управления. М., 1966. С. 39.

3. Уголовное право России. Часть Особенная / отв. ред. д-р юр. наук, проф. Б.В. Здравомы-

слов. М., 1993. С. 472. (Автор главы - д-р юр. наук, проф. Ю.А. Красиков).

4. Советское уголовное право. Часть Особенная. М., 1962. С. 343.

5. Уголовное право Российской Федерации.

Особенная часть / под ред. д-ра юр. наук,

проф. А.И. Рарога. М., 2004. С. 584. (Автор

главы - канд. юр. наук, проф. А.В. Кладков).

6. Комментарий к УК РФ / отв. ред. д-р юр. наук, проф. А.В. Наумов. М., 1996. С. 736737. (Автор главы - канд. юр. наук А.С. Никифоров).

7. Российское уголовное право. Особенная

часть / под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, д-ра юр. наук, проф. А.В. Наумова. М., 1997.

С. 418. (Автор главы - канд. юр. наук

A. С. Никифоров).

8. Комментарий к УК РФ: в 2 т. Т. 2 / под ред. д-ра юр. наук, проф. О.Ф. Шишова. М., 1998. С. 464. (Автор главы - д-р юр. наук, проф. Н.Г. Иванов).

9. Уголовное право РФ: в 2 т. Т. 2: Особенная часть / под ред. д-ра юр. наук, проф. Л.В. Ино-гамовой-Хегай. М., 2002. С. 391-392. (Автор главы - д-р юр. наук, проф. Н.Г. Иванов).

10. Уголовное право. Практический курс / под общ. ред. д-ра юр. наук, проф. А.Г. Сапруно-ва. М., 2003. С. 489-490.

11. Комментарий к УК РФ / под общ. ред. д-ра юр. наук, Председателя Верховного суда РФ

B.М. Лебедева. М., 2004. С. 784 (Автор главы -д-р юр. наук, проф. Ю.А. Красиков).

12. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.И. Радченко. М., 1996. С. 560. (Автор главы - д-р юр. наук, проф. Г.Н. Борзенков).

13. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. М., 2002. С. 455.

14. Комментарий к УК РФ / под общ. ред. д-ра юр. наук, проф. Ю.И. Скуратова, д-ра юр. наук, Председателя Верховного суда РФ

B.М. Лебедева. М., 2001. С. 788-789.

15. Уголовное право. Особенная часть. М., 2002.

C. 455.

16. Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. М., 1997. С. 71.

17. Шарп А. Рост «беловоротничковой» преступности: необходимость привлечения дополнительных ресурсов // Вопросы борьбы с преступностью за рубежом. 1995. № 31. С. 18-21.

18. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

19. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

Поступила в редакцию 19.02.2010 г.

Bykova I.E. Object of offence on life of law enforcement official and its meaning for crime qualification.

The article analyzes the most actual problems of forming and reforming the present system of crimes against people who perform the legal order of management in native criminal legislation.

Key words: forming the system of crimes against

people performing legal order of management; Criminal

Code RSFSR 1960; Criminal Code of RF 1996; native criminal legislation of soviet period.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.