Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика ПБУ 6/01 и ФСБУ "основные средства"'

Сравнительная характеристика ПБУ 6/01 и ФСБУ "основные средства" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3157
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА / АМОРТИЗАЦИЯ / НЕЗАВЕРШЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / СТОИМОСТНОЙ ЛИМИТ / АМОРТИЗАЦИОННЫЙ ФОНД / НЕАМОРТИЗИРУЕМАЯ ВЕЛИЧИНА / СРОК АМОРТИЗАЦИИ / ГРУППА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / FIXED ASSETS / DEPRECIATION / CONSTRUCTION IN PROGRESS / COST LIMIT / DEPRECIATION FUND / NON-DEPRECIABLE VALUE / DEPRECIATION PERIOD / GROUP OF FIXED ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шароварина Александра Вячеславовна

В статье исследованы основные положения действующего ПБУ 6/01 и проекта федерального стандарта «Основные средства». Проведена сравнительная характеристика условий принятия актива к учету в качестве основного средства согласно рассматриваемым документам. Выявлены основные расхождения в рассматриваемых нормативных актах. Проведена сравнительная характеристика активов, в отношении которых требования ПБУ 6/01 и ФСБУ «Основные средства» не применяются. Определены возможные изменения в бухгалтерском учете основных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шароварина Александра Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика ПБУ 6/01 и ФСБУ "основные средства"»

3. Сарсенбаева С.Ю. Участие в капитале как эффективный финансовый инструмент долгосрочной мотивации персонала // В книге: Гагаринские чтения - 2018 Сборник тезисов докладов XLIV Международной молодёжной научной конференции, 2018. С. 149-150.

4. Снегирева Т.К. Оценка влияния системы мотивации и стимулирования труда на финансовые результаты деятельности предприятий // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки, 2018. № 3 (17). С. 27-36.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПБУ 6/01 И ФСБУ «ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА» Шароварина А.В. Email: [email protected]

Шароварина Александра Вячеславовна - студент, кафедра информационно-аналитического обеспечения и бухгалтерского учета, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: в статье исследованы основные положения действующего ПБУ 6/01 и проекта федерального стандарта «Основные средства». Проведена сравнительная характеристика условий принятия актива к учету в качестве основного средства согласно рассматриваемым документам. Выявлены основные расхождения в рассматриваемых нормативных актах. Проведена сравнительная характеристика активов, в отношении которых требования ПБУ 6/01 и ФСБУ «Основные средства» не применяются. Определены возможные изменения в бухгалтерском учете основных средств.

Ключевые слова: основные средства, амортизация, незавершенное строительство, стоимостной лимит, амортизационный фонд, неамортизируемая величина, срок амортизации, группа основных средств.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE REGULATIONS ON ACCOUNTING 6/01 AND THE DRAFT FEDERAL STANDARD

"FIXED ASSETS" Sharovarina A.V.

Sharovarina Alexandra Vyacheslavovna - Student, DEPARTMENT OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT AND ACCOUNTING, NOVOSIBIRSK STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, NOVOSIBIRSK

Abstract: the article examines the main provisions of the current Regulation on Accounting 6/01 and the draft federal standard "Fixed Assets". A comparative description of the conditions for accepting an asset for accounting as a fixed asset according to the documents in question has been carried out. The main discrepancies in the considered normative acts are revealed. A comparative description of assets for which the requirements of the Accounting Regulations 6/01 and the Federal Accounting Standard "Fixed Assets" are not applied. Identified possible changes in the accounting of fixed assets.

Keywords: fixed assets, depreciation, construction in progress, cost limit, depreciation fund, non-depreciable value, depreciation period, group of fixed assets.

УДК 378.14.015.62

В настоящее время находится на доработке проект федерального стандарта по бухгалтерскому учету (ФСБУ) «Основные средства» по итогам экспертизы Совета по

стандартам бухгалтерского учета при Министерстве финансов РФ. Его введение планировалось начиная с бухгалтерской финансовой отчетности за 2018 год. Использование норм, содержащихся в этом стандарте, призвано повысить прозрачность и качество информации по признанию, движению, использованию, начислению амортизации по основным средствам, находящимся в распоряжении коммерческих организаций [6, с. 34].

Для целей бухгалтерского учета определение основных средств представлено в пункте 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности [2]. К основным средства согласно указанного положения относятся используемые в качестве средств труда при производстве продукции, оказания услуг и выполнения работ, а также для нужд управления организацией, используемые в течении периода, который превышает 12 месяцев либо обычный операционный цикл (если он превышает 12 месяцев) здания, оборудование, сооружения.

Понятие основных средств в ПБУ 6/01 [3] определяется через перечень условий, одновременное выполнение необходимо для признания актива в качестве основных средств. Проект ФСБУ «Основные средства» [5] также основные средства определяет через перечень условий. Условия, требования которых необходимо к выполнению для признания актива в качестве основных средств представлено в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика условий принятия актива к учету в качестве основного средства согласно ПБУ 6/01 и ФСБУ «Основные средства»

ПБУ 60/1 ФСБУ «Основные средства»

Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации Актив имеет материально-вещественную форму

Использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации Актив предназначен организацией для использования в ходе ее обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное владение и (или) пользование, для управленческих нужд, либо для использования в целях деятельности некоммерческой организации

Использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев Актив предназначен организацией для использования в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев

Организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов Актив представляет собой завершенный готовый к эксплуатации объект и находится в том месте и (или) в том состоянии, в которых организация намерена его использовать

Способность приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем

Таким образом, между условиями признания актива в качестве основного средства имеются существенные расхождения. Во-первых, в проекте ФСБУ «Основные средства», первым критерием является наличие у актива материально-вещественной формы, которого не было в ПБУ 6/01. Включение указанного критерия представляется не совсем целесообразным, ведь законодательно установлено, что активы, не имеющие материально-вещественной формы, являются нематериальными активами. Во-вторых, в проекте указано, что основным средством признается актив,

который предназначен для использования в ходе обычной деятельности. Следовательно, возникает вопрос, а для использования в прочей деятельности организация не может использовать основные средства. Если предположим у организации возникла необходимость демонтажа здания, то активы, используемые для этого не могут быть основными средствами, или основные средства организации не могут быть использованы для использования для осуществления этого демонтажа.

Далее, в проекте федерального стандарта указано, что организации вправе не применять настоящий стандарт в отношении объектов основных средств стоимостью в пределах установленного лимита и списывать балансовую стоимость капитальных вложений по их завершении на расходы, в то время как в ПБУ 6/01 указано, что в качестве основного средства учитывается имущество стоимостью более 40 000 рублей. Таким образом, ПБУ 6/01 предусматривал максимальный лимит в 40000 рублей, а проект предполагает определение его организацией самостоятельно. На сегодняшний день НК РФ [1] установлен стоимостной лимит в сумме 100000 рублей, следовательно, проект федерального стандарта позволит сблизить бухгалтерский и налоговый учет основных средств.

Далее сравним активы, в отношении которых не применяются требования ПБУ 6/01 и ФСБУ «Основные средства» (таблица 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика активов, в отношении которых требования ПБУ 6/01 и ФСБУ «Основные средства» не применяется

ПБУ 60/1 ФСБУ «Основные средства»

машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность животных и растений (за исключением плодоносящих растений), используемых для получения сельскохозяйственной продукции

предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути объектов, использование которых прекращено и возобновление не предполагается в связи с принятием решения об их продаже, включая продажу остающихся от их разборки материальных ценностей

капитальных и финансовых вложений объектов, находящихся в процессе создания, приобретения, получения, до момента приведения объекта в то место и (или) в то состояние, в которых организация намерена его использовать (далее - незавершенные капитальные вложения)

Таким образом, как видно из данных таблицы в проекте ФСБУ «Основные средства» указано, что оно не применяется в отношении животных и растений (кроме плодоносящих растений), которые используются для получения сельскохозяйственной продукции. Включение этого актива в состав объектов, к которому требования проекта ФСБУ не применяется, является целесообразным и обоснованным, поскольку оно направлено на сближение с международными стандартами учета и финансовой отчетности, в которых для учета в сельском хозяйстве предусмотрен отдельный стандарт. Однако возникают вопросы относительно того, что такой федеральный стандарт бухгалтерского учета на сегодняшний день не разработан, и как организовывать учет таких объектов остается непонятным.

Согласно действующего ПБУ 6/01 и проекта ФСБУ основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. При этом в ПБУ 6/01 приведен

перечень фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а в проекте федерального стандарта указано, что первоначальной стоимостью является балансовая стоимость незавершенных капитальных вложений, которая сформирована в соответствии с установленными правилами их учета к моменту завершения, когда актив переклассифицируется из незавершенных капитальных вложений в основные средства.

И в проекте стандарта «Основные средства», и в действующем ПБУ 6/01 указано, что стоимость основных средств организации погашается посредством начисления амортизации. При этом в проекте федерального закона не указано, какие именно методы начисления амортизации организация может использовать и каким образом при каждом из этих методов будет начисляться амортизация. При этом в проекте федерального стандарта появляется понятие ликвидационная стоимость» под которой понимается расчетная сумма, которую получила бы организация, в результате выбытия основного средства (в том числе стоимость материальных ценностей, которые останутся после выбытия) за вычетом предполагаемых затрат на его выбытие, как если бы основное средство достигло конца срока полезного использования и состояния, которое характерно для конца срока полезного использования. Появление в проекте федерального стандарта ликвидационной стоимости обусловлено его сближением в международными стандартами учета и финансовой отчетности, в которых также имеет место ликвидационная стоимость основных средств.

Существенными расхождениями характеризуется порядок определения срока полезного использования, так ПБУ 6/01 предусмотрено, что он определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования в соответствии с ожидаемой мощностью или производительностью, ожидаемого физического износа, нормативно-правовых или иных ограничений. Согласно проекту ФСБУ «Основные средства» срока полезного использования определяется исходя из ожидаемого срока полезного использования в соответствии с ожидаемой мощностью или производительностью, ожидаемого физического износа; однако проект дает возможность определения срока полезного использования исходы из ожидаемого морального устаревания, что особенно актуально в условиях активно развития техники, а также планов по замене основных средств, их реконструкции, модернизации или технического перевооружения. При этом нормативно -правовые или иные ограничения в проекте федерального стандарта не учитываются, что обусловлено тем фактом, что определение срока полезного использования необходимо для отнесения основного средства к одной из амортизационных групп, а на сегодняшний организация должна самостоятельно определить порядок отнесения основного средства к той или иной группе.

Очень существенные расхождения можно отметить и в раскрытии информации в отчетности. Так, согласно проекту федерального стандарта «Основные средства», организация должна в отчете об изменении капитала отражать информацию о переоценке основных средств. Как известно, на сегодняшний день в отчете об изменении капитала величина добавочного капитала отражается общей величиной в отличие от бухгалтерского баланса, где предусмотрено отдельное отражение переоценки внеоборотных активов и добавочного капитала без переоценки. Следовательно, в бухгалтерскую финансовую отчетность, а конкретно в отчет об изменении капитала необходимо будет внести изменения, что потребует внесение изменений в Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [4].

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод, что проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства», который должен будет применяться начиная с 2019 году, существенно отличается от действующего на сегодняшний день ПБУ 6/01 «Учет основных средств»,

большинство положений регламентированных проектом обеспечивают сближение отечественных правил ведения учета основных средств с международными стандартами, на что направлено реформирование бухгалтерского учета в России последние 25 лет. При этом отдельные положения вызывают вопросы, которые требуют например разработки федеральных стандартов для учета в сельском хозяйстве или для учета арендованных основных средств. Все это указывает на необходимость дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета.

Список литературы /References

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2018).

2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н (ред. от 29.03.2017, с изм. от 29.01.2018) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

3. Приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01».

4. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

5. Проект «Федерального стандарта бухгалтерского учета «Основные средства» (по состоянию на 08.09.2017) (подготовлен Фондом "НРБУ "БМЦ").

6. Маслова Т. Минфин о планах разработки ФСБУ // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии, 2016. -№ 8. С. 34-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.