Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / финансовое регулирование / правонарушение / проверки / налоги и сборы / tax control / financial regulation / violation / checks / taxes and fees

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Шадрина

Статья посвящена изучению налогового контроля в Российской Федерации и в некоторых других странах. В Российской Федерации налоговое регулирование и налоговый контроль являются одной из ключевых составляющих построения рыночной экономики. В условиях глобализации мировой экономики и ее наиболее динамично развивающейся составляющей они приобретают особое значение. Эффективное регулирование налоговой сферы – это важнейший фактор все более активного участия России в международных хозяйственных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF TAX CONTROL IN FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to the study of tax control in the Russian Federation and in some other countries. In the Russian Federation, tax regulation and tax control are one of the key components of building a market economy. In the conditions of globalization of the world economy and its most dynamically developing component, they acquire special importance. Effective regulation of the tax sphere is the most important factor of increasingly active participation of Russia in international economic relations.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В

ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

А.С. Шадрина, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-12-5-192-195

Аннотация. Статья посвящена изучению налогового контроля в Российской Федерации и в некоторых других странах. В Российской Федерации налоговое регулирование и налоговый контроль являются одной из ключевых составляющих построения рыночной экономики. В условиях глобализации мировой экономики и ее наиболее динамично развивающейся составляющей они приобретают особое значение. Эффективное регулирование налоговой сферы - это важнейший фактор все более активного участия России в международных хозяйственных отношениях.

Ключевые слова: налоговый контроль, финансовое регулирование, правонарушение, проверки, налоги и сборы.

В современных условиях хозяйствования главная роль в общей системе государственного финансового контроля принадлежит налоговому контролю, так как налоги являются основным фискальным и регулирующим инструментом рыночного хозяйства. От степени разработанности налогового контроля зависит итоговая деятельность налоговой системы государства.

Основная цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременной и полной уплаты налогов и сборов как предприятиями, так и индивидуальными гражданами, что делает его неотъемлемой частью всей системы финансового регулирования.

Мониторинг соблюдения налогового законодательства охватывает весь налоговый аппарат и касается различных налогов, категорий налогоплательщиков и территорий. Налоговая политика проникает во все уровни экономики и обеспечивает следование правилам ведения учета и отчетности, а также юридическим нормам в области налогообложения.

Чтобы всесторонне понять природу налогового контроля, следует анализировать это явление в контексте его обширного и узкого значений [1]. В обширной трактовке, налоговый контроль представляет собой комплекс действий, осуществляемых государством для реализации эф-

фективной бюджетной стратегии, гарантирования бюджетной стабильности России, а также защиты интересов, как государства, так и органов местного самоуправления в бюджетной области.

В более суженном смысле, налоговый контроль выражается в надзоре государственных институтов за законностью и правомерностью действий, которые самым непосредственным образом связаны с уплатами налогов и всех прочих сборов.

Налоговые службы в каждой стране существенно отличаются друг от друга, как организационной структурой, так и административной ответственностью. Но в таких странах, как Франция, США, Германия видны общие характеристики налоговых ведомств, например, вхождение налогового ведомства в структуру министерства финансов. Налоговый контроль на региональном уровне ведётся органами министерства финансов [2]. Центральные органы ведут контроль за взысканием государственных налогов, местные же налоговые органы выполняют контроль за поступлением местных налогов. Каждое государство лично определяет формы функционирования налоговой системы, следовательно, для всех единой системы налогового контроля не существует.

Основания и порядок привлечения к ответственности за налоговые правонарушения установлены в НК РФ и носят исклю-

чительный характер: иные основания привлечения к ответственности за указанные деяния не могут быть предусмотрены.

Налоговый контроль в Российской Федерации достаточно хорошо развит, имеет довольно сложную структуру, включает камеральные и выездные проверки. Однако, как и налоговая система в целом, требует постоянного совершенствования и нахождения путей развития. Для улучшения качества государственного контроля за налоговыми правонарушениями, необходимо изучение зарубежного опыта. Анализ и обобщение этого опыта могут положительно повлиять на налоговую систему любой страны. Рассмотрим основные особенности налогового контроля США, Германии, Франции, поскольку их системы более приближены к системе Российской Федерации.

Налоговый контроль Германии осуществляется налоговой полицией «Штой-фа», которая реализует раскрытие и определение неизвестных налоговых дел, исследование налоговых правонарушениях и определение налоговой суммы в таких делах. Полиция находится в подчинении у Налогового департамента Министерства финансов [3]. Налоговые инспекции проводят такие мероприятия, как обыски и изъятия, допросы, запросы по счету, оценку СМИ, наблюдения в интернете, частные налоговые раскрытия и прочее. Налоговые инспекции Германии проводят выездные налоговые проверки или аудит компании. Также могут поводиться подразделениями налоговых расследований внезапные проверки, то есть налоговые проверки без предупреждения.

В Соединенных Штатах Америки деятельность налогового контроля принадлежит Службе внутренних доходов (Internal Revenue Service). Данная Служба организована для выполнения обязанностей Министерства финансов США, обеспечивает соблюдение законодательства в области налоговой системы и сбор федеральных налогов. При этом Служба позволяет налогоплательщикам лучше понять и выполнять свои налоговые обязательства, а также соблюдать закон. Полномочия налоговых органов США позволяют им накла-

дывать арест на банковские счета и имущество налогоплательщика, а также изымать суммы из заработной платы, другого имущества касаемо налогоплательщика. При серьезных нарушениях налоговые органы останавливают деятельность предприятия, а также могут исключить возможность заниматься частной практикой.

Следует отметить, что виды налоговых проверок в США подразделяются на:

- выездную проверку, которая осуществляется по местонахождению налогоплательщика;

- камеральную проверку, которая проводится в налоговой инспекции;

- заочную проверку, которая подразумевает отправление доходов по почте в главный центр Службы внутренних доходов. В законодательстве США широко распространено проведение повторных выездных проверок, но с определенными ограничениями [4].

В свою очередь Франция представляет большой интерес в данном контексте. В процессе разработки Налогового кодекса Российской Федерации широко использовался опыт Франции, а именно ее действующий Налоговый кодекс [5]. В результате, некоторые элементы французской налоговой системы были успешно внедрены в России, в том числе система НДС. Во Франции, контроль соблюдения налоговых обязательств осуществляется налоговыми центрами, которые ответственны за направление уведомлений плательщикам, анализ деклараций, поданных добровольно всеми физическими лицами, независимо от их доходов.

Сотрудники французской налоговой службы занимаются двумя основными типами проверок. Сначала они анализируют поданные декларации, сравнивая информацию, предоставленную в них, с данными, имеющимися в их базах. Зачастую уже на этом этапе обнаруживаются несоответствия, в связи с чем, инспекторы запрашивают дополнительные пояснения у налогоплательщиков. Отличительной чертой механизма налогового контроля во Франции является обязательное уведомление налогоплательщика о планируемом осмот-

ре как минимум за восемь дней до его начала. Незапланированный осмотр допускается лишь при наличии достоверных данных о возможном неисполнении налоговых обязательств со стороны компании. В типичном случае проверка затрагивает финансовую деятельность за последние три года, при этом законодательство не устанавливает определенной периодичности для проведения таких проверок [6].

В регулятивной сфере России правомочия контрольных структур по урегулированию долгов и обращению с неуплаченными налогами имеют свои ограничения. Поэтому целесообразно заимствовать практики, применяемые в Главном управлении налоговых расследований Соединенных Штатов. Данный американский орган, входящий в состав Службы внутренней безопасности, смещает акцент с преследования индивидуальных налоговых правонарушений на проникновение в среду, предположительно склонную к совершению преступлений, для своевременного выявления подозреваемых и мониторинга недобросовестных практик и инновационных методов отмывания незаконных финансовых активов.

Стоит также обратить внимание на ключевые аспекты налогового контроля в России и сравнить их с международными нормами. Важно заметить, что в отличие от экономически развитых стран, где налоговые службы имеют доступ к обширным информационным ресурсам и используют множество аналитических подходов и технологий, Россия заметно отстает в данной сфере.

Тем не менее, прогрессивное налогообложение доходов и собственности могло бы стать ключом к решению этой пробле-

грессивного налогообложения в виде налога на транспорт, а также планируется введение комплексного налога на недвижимость. Несмотря на временные затраты, разработка и внедрение таких мер требует детальной проработки всех компонентов.

Система налогообложения обязана выполнять различные функции и, в частности, стимулировать экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивать такой объём средств, который покрывал бы общегосударственные нужды, с другой стороны. Таким образом, налоговый контроль в зарубежных странах имеет свои особенности и инструменты воздействия на налогоплательщиков и налоговые органы. Благодаря многообразию форм налогового контроля в разных странах можно их сравнить и выбрать наиболее эффективную и точную систему налогообложения, которая бы устраивала органы управления и самих налогоплательщиков.

Приходим к выводу, что применение зарубежных методик может оказаться продуктивным и привести к положительным изменениям, если подойти к этому вопросу со всей дотошностью, оценивая, как эти методики можно адаптировать для использования в России. Взаимный обмен практиками и достигнутыми результатами в сфере контроля над налоговыми нарушениями между странами может способствовать предупреждению и устранению таких нарушений, способствуя тем самым повышению эффективности сбора налогов. Это также помогает в воспитании у населения и организаций осознанности важности финансовой поддержки государственных структур через своевременную уплату налогов, сборов и прочих платежей, которые являются обязательными.

матики. Уже существуют примеры про-

Библиографический список

1. Малахова В.Ю. Проблемы ответственности за налоговые правонарушения // ЮрФак.

- 2020. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urfac.ru/?p=3193 (дата обращения: 24.12.2023).

2. Сизова, А.О. Современные методы борьбы с уклонением от налогообложения в условиях глобализации мировой экономики // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019.

- № 5. - С. 33.

3. Абакарова З.Г. Налоговый контроль в Германии / З.Г. Абакарова, А.Г. Таилова // Вестник научных конференций. - 2021. - № 4-2(44). - С. 7-8.

4. Клычкова К.С. Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта проведения налоговых проверок (на примере США) / К.С. Клычкова, Ф.К. Туктарова // Экономика и менеджмент в условиях цифровых перемен. - 2022. - № 1(4). - С. 9-12.

5. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.10.2023) // «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

6. Налогообложение во Франции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sovetnik.eu/nalogi.html (дата обращения: 25.12.2023).

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF TAX CONTROL IN FOREIGN COUNTRIES

A.S. Shadrina, Student

Samara State Economic University

(Russia, Samara)

Abstract. The article is devoted to the study of tax control in the Russian Federation and in some other countries. In the Russian Federation, tax regulation and tax control are one of the key components of building a market economy. In the conditions of globalization of the world economy and its most dynamically developing component, they acquire special importance. Effective regulation of the tax sphere is the most important factor of increasingly active participation of Russia in international economic relations.

Keywords: tax control, financial regulation, violation, checks, taxes andfees.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.