Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика морфофункционального развития современных студентов'

Сравнительная характеристика морфофункционального развития современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MORPHOFUNCTIONAL STATE / MODERN STUDENTS / BODY WEIGHT / RESPIRATORY SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арефьева А. В., Гребнева Н. Н., Сазанова Т. В.

Обследование морфофункционального состояния студентов двх специальностей выявило снижение уровня физического развития, обусловленное дефицитом (20%) или избытком (17%) массы тела, вентиляционных возможностей легочной системы, мышечной силы. Выше оказались показатели дыхания у студентов, обучающихся сольному пению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арефьева А. В., Гребнева Н. Н., Сазанова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT OF MODERN STUDENTS

A survey of morphofunctional state of the students, studying at two specialties, identified the reduction of physical development due to deficit (20%) or excess (17%) of body weight, pulmonary ventilation capacity of the respiratory system and muscle strength. Rates were higher among the students studying solo singing.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика морфофункционального развития современных студентов»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Арефьева А.В., Гребнева Н.Н., Сазанова Т.В.

Тюменский государственный университет, кафедра возрастной физиологии г. Тюмень

Аннотация: Обследование морфофункционального состояния студентов двх специальностей выявило снижение уровня физического развития, обусловленное дефицитом (20%) или избытком (17%) массы тела, вентиляционных возможностей легочной системы, мышечной силы. Выше оказались показатели дыхания у студентов, обучающихся сольному пению.

Морфофункциональное развитие является одним из объективных и обобщающих параметров здоровья, поэтому определение морфофункционального состояния организма студентов в начале обучения в вузе является важным условием контроля за его состоянием.

Целью работы явилось изучение особенностей морфофункционального статуса студентов, обучающихся на 1 и 2 курсах педагогических специальностей института Психологии, педагогики, социального управления Тюменского государственного университета. Были обследованы практически здоровые студенты 17-18 лет четырех академических групп, обучающихся на специальности «Логопедия» и «Музыкальное образование», у которых определяли основные показатели физического развития - длину и массу тела (ДТ и МТ), окружность грудной клетки (ОГК) в покое, на вдохе и на выдохе с последующим расчётом легочной экскурсии; регистрировали параметры внешнего дыхания - дыхательный объем (ДО), жизненную ёмкость легких (ЖЕЛ); методом динамометрии измеряли кистевую мышечную силу. Проводили расчет индексов массы тела (ИМТ), крепости и пропорций телосложения с оценкой гармоничности.

Анализ полученных результатов позволил выявить, что гармоничное физическое развитие отмечалось у 63 % студентов обследуемых специальностей. В 20 % случаев выявлено дисгармоничное физическое развитие, связанное с дефицитом массы тела при средней и выше среднего длине тела. У 17 % обследованных отмечался избыток массы тела при средней и ниже средней длине тела; среди них в 6% случаев выявлена явная тенденция к ожирению. Экскурсия грудной клетки соответствовала параметрам нормального физического развития только у половины (51 %) студентов. В то же время среди студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», показатели легочной экскурсии в 72% случаев соответствовали норме. У большинства обследованных студентов двух специальностей отмечено снижение показателей кистевой динамометрии и явно выраженные признаки грацилизации и астенизации сомы, характерные для современного поколения молодежи. При этом преобладающим типом телосложения был слабый (астеничный) тип. Исследование интегрального показателя дыхательной системы - жизненной емкости легких (ЖЕЛ) выявило, что у большинства студентов ее значения снижены, либо соответствуют нижней границе нормы. Однако у 60 % студентов специальности «Музыкальное образование» показатели ЖЕЛ соответствовали норме и даже превышали её значения, что, вероятно, связано со спецификой музыкальных занятий (специализация «сольное пение»).

Отмеченные различия морфофункционального состояния организма студентов разных специальностей, по-видимому, связаны с особенностями профессиональной подготовки студентов специальности «Музыкальное образование», так как на эту специальность отбираются абитуриенты, как правило, окончившие музыкальную школу, где большее внимание уделяется упражнениям, развивающим дыхательную систему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC MORPHOFUNCTIONAL DEVELOPMENT OF MODERN STUDENTS

A.V. Arefieva., N.N. Grebneva, T.V. Sazanova

Tyumen State University, department of developmental physiology. Tyumen.

Abstract: A survey of morphofunctional state of the students, studying at two specialties, identified the reduction of physical development due to deficit (20%) or excess (17%) of body weight, pulmonary ventilation capacity of the respiratory system and muscle strength. Rates were higher among the students studying solo singing.

Key words: morphofunctional state, modern students, body weight, respiratory system Morphofunctional development is one of the objective and summarize of parameters of health...

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.