УДК 15+338.4
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ АПК © М.Ю. Сухова
В статье рассматриваются основные модели управления агропромышленным комплексом, дается их характеристика. Раскрываются и оцениваются преимущества и недостатки моделей агропромышленных интегрированных формирований.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; агрокомбинат; агрохолдинг; агрофирма; агропромышленная финансовая группа.
За период реформ было предложено достаточно большое количество моделей создания агропромышленных интегрированных структур с обоснованием эффективности внедрения данных схем в реальную экономику. Проанализируем наиболее перспективные и адаптированные к российской экономике модели отечественных и зарубежных ученых.
Рассмотрим и оценим преимущества и недостатки моделей агропромышленных интегрированных формирований, которые соответствуют параметрам: агрокомбинат, агрохолдинг, агрофирма, агропромышленная финансовая группа (АПФГ). Агропромышленный комбинат - форма организации производства, при которой объединены под общим руководством несколько специализированных предприятий и производств различных отраслей сельского хозяйства и промышленности, тесно связанных между собой в территориальном, технико-экономическом,
технологическом и организационном отношении. Входящие в состав агрокомбината предприятия, не зависимо от того сохраняют или теряют они юридическую самостоятельность, работают на основе единой программы.
Финансово-агропромышленная интеграция является наиболее перспективной формой объединения для сельскохозяйственных предприятий. Обязательными условиями реализации программы формирования АПФГ и определения их роли в перестройке экономики является концентрация средств, обеспечивающая первичные условия образования АПФГ. Решение вопросов первичного финансирования предполагается посредством предоставления финансовых источников и возможностей (клиринга, взаимных платежей, с пополнением соответствующих фондов), лицензионных (торговых, поставочных)
квот, а также режима благоприятствования при выполнении конкретных задач по поставкам, разработкам, страхованию.
Создание агропромышленных финансовых групп в аграрной сфере необходимо для кооперирования сельских товаропроизводителей, работников перерабатывающих и обслуживающих предприятий. Агропромышленная интеграция на основе модели финансово-промышленных групп, на наш взгляд, позволяет:
1) восстановить утраченную в ходе реформы управляемость товарными, ресурсными, финансовыми внутри- и межотраслевыми потоками; снизить на этой основе совокупные издержки на производство и реализацию сельскохозяйственных продуктов путем оптимизации совместно принимаемых решений, проведения согласованной ценовой политики, сокращения потерь, повышения качества выпускаемой продукции, экономии постоянных расходов;
2) привлечь в аграрный сектор финансово-кредитные ресурсы частных инвесторов, обеспечить на этой базе постепенное восстановление и обновление производственного потенциала сельского хозяйства, освоение и внедрение новых технологий;
3) существенно укрепить финансовый потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей посредством перераспределения доходов от реализации готовых продуктов между участниками производственного процесса в соответствии с их фактическими затратами.
Все предприятия, входящие в АПФГ, сохраняют юридическую и хозяйственную самостоятельность, организационно-правовую форму. При этом основные положения организации управления могут быть сведены к следующему:
- перечень функций управления определяют непосредственно учредители (акционеры) АПФГ, которые формируют хозяйственные задачи на тот или иной период времени и в дальнейшем обязаны подчиняться всем управленческим решениям корпоративного объединения;
- управленческие решения АПФГ не должны распространяться на хозяйственную деятельность предприятий-учредителей, если это не затрагивает их совместные интересы;
- хозяйственные и управленческие действия руководства АПФГ связаны с маркетинговой деятельностью в области изучения спроса и предложения, поиска рынков сбыта и поставщиков материально-технических ресурсов, разработки организационно-экономических документов и положений по функционированию АПФГ, финансовых источников по обновлению производства и других общих вопросов.
К числу первых агропромышленно-финансовых групп в России относится Каменская АПФГ, организованная в Пензенской области и объединившая практически все предприятия районного АПК. На федеральном уровне зарегистрировали свою деятельность АПФГ «Единство» (Пермь), воронежский «Союзагропром», ярославский «Ростов Великий» [1].
АПФГ создаются как диверсифицированные формирования (конгломераты), которые включают предприятия, не связанные непосредственно производственной деятельностью. Предприятия и организации, входящие в группу, могут быть самостоятельными юридическими лицами либо подразделениями, финансово зависимыми от головной компании. Данные интегрированные компании организуются по принципу холдингов, объединяющих финансовые и промышленно-торговые структуры.
Правовой основой организации и деятельности АПФГ являются: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №10-ФЗ «О финансово-промышленных группах», Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп», постановление Правительства РФ от 22 мая 1996 г., № 621 «О порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации», указы
Президента и постановления Правительства РФ по вопросам организации и деятельности ФПГ [2]. АПФГ не является самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц, предусмотренных Гражданском кодексом РФ, а представляет собой предпринимательское объединение, обладающее частичной правосубъектностью, участники
группы сохраняют юридическую самостоятельность. Правовое регулирование деятельности обеспечивается также локальными правовыми актами, принимаемыми самой группой, к которым относятся: устав центральной компании, договор о создании АПФГ и другие договоры, заключенные между участниками. Локальные нормативные акты становятся основными правоустанавливающими документами, которые регулируют правовой статус АПФГ, включая процедуру создания, компетенцию органов управления, механизм функционирования, порядок представления сводного (консолидированного) учета, консолидированной отчетности и баланса АПФГ, и ликвидации группы [3].
Необходимо подчеркнуть, что АПФГ -это совокупность юридических лиц, совместно реализующих общие цели и интересы, следовательно, предмет корпоративного управления в этом случае - не отдельные структуры предпринимательского объединения, а отношения по поводу эффективной организации и координации всех участников группы, контактирующих как между собой, так и с внешней средой. Не всегда и не все интересы субъектов корпоративных отношений могут быть удовлетворены, но учет и координация их интересов должны быть положены в основу построения системы управления АПФГ.
На практике в организации интегрированных АПФГ возникают существенные ограничения по причине незаинтересованности банковских и других кредитных учреждений. Государству не удалось создать систему гарантий сельскохозяйственного кредита, установить льготные ставки процента и налогообложения банковской прибыли (с компенсацией разницы из госбюджета), как предполагалось ранее. Не существует отработанной схемы ипотечного кредитования под залог земли и иной недвижимости при ограничении ставки процента рентабельным использованием ссуды в сельскохозяйствен-
ном производстве. Не реализована и проектная система создания сети кооперативных банков на селе с долевым участием государства. Поэтому вопрос о кредитовании и финансировании решается иными путями на предприятиях [4].
В целях привлечения финансовых средств на региональном уровне развивается интеграция предприятий АПК с предприятиями топливо-энергетического и добывающего комплекса, в основу которой положен принцип холдинговых отношений
При реализации данной модели агропредприятиями возникают противоречия между интересами акционеров, которые заинтересованы в получении максимальной отдачи от вложенного финансового капитала, и руководителями и специалистами, которые, являясь наемными работниками, не имеют права на участие в принятии решений по вопросам инвестиционной и финансовой политики.
Иной вариант взаимодействия представляет собой модель агрохолдинга. Холдинги функционируют во всех важнейших отраслях экономики, в т. ч. и в АПК.
На практике доказано, что холдинговая форма агропромышленной интеграции наиболее жизнеспособна и эффективна по причинам отсутствия формально закрепленной структуры, что дает возможность гибко и оперативно реагировать на текущие рыночные изменения, мобилизировать финансовые ресурсы за счет эмиссионно-учредительной деятельности, платежей за услуги в сфере управления, финансирования, рекламы, пользования платежами и т. д. Кроме того, дочерние компании имеют определенную самостоятельность, вся группа предприятий, входящих в холдинг, не отвечает по обязательствам дочерних предприятий [5].
По принципу построения холдинги можно классифицировать на диверсифицированные, вертикально-интегрированные, горизонтально интегрированные, смешанные (одновременно вертикально интегрированные и диверсифицированные).
На практике модель агрохолдинга смешанного типа можно продемонстрировать на примере ОАО АПК «Орловская Нива» и сети агрофирм, находящихся с ней в организационно-экономической связи. Целью создания холдинга стало повышение эффективности
производства продукции при сопутствующих технологическом и техническом перевооружении, организационных преобразованиях, изменении инвестиционной политики, управления и контроля на базе интеграции производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В федеральном масштабе на рынке молочной продукции выделяется холдинговая компания ЗАО «Вимм-Билль-Данн», имеющая 11 дочерних фирм в различных регионах России, которая занимает 30 % от всего объема производимой продукции. Число агрохолдингов в различных регионах России сильно варьируется, зачастую они зарегистрированы не на той территории, на которой действуют, что обусловлено более привлекательными законодательными условиями и льготами, предоставляемыми местными органами власти.
В качестве составных элементов холдинга выступают агрофирмы, представляющие собой вертикально интегрированные структуры, включающие в свой состав имущественные комплексы по производству сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, производственного обслуживания и торговли [6].
Структура агрофирмы включает сельскохозяйственные, перерабатывающие, агро-сервисные и торговые производства, работающие на едином расчетном счете. Главными учредителями агрофирмы являются муниципальные и областные органы управления, владеющие контрольным пакетом акций. Структурные подразделения агрофирмы действуют на принципах коммерческого и хозяйственного расчета.
Агрофирма наделяется земельной площадью из расчета 20 тыс. га пашни с условием получения прибыли 2,5 тыс. руб. с 1 га пашни.
Формирование имущественного комплекса агрофирмы происходит либо путем слияния имущественных комплексов, входящих в агрофирму предприятий, либо на основе выкупа и аренды.
При формировании имущественного комплекса важно соблюдать баланс производственной структуры по ее основным элементам. С этой целью проводят ряд организационно-экономических мероприятий,
включающих ревизию деятельности пред-
приятий, входящих в интегрированную структуру, оценку структуры чистых активов и их размеров. В случае если стоимость арендованного имущества предприятия превышает стоимость собственных средств, это может стать препятствием для прямого вхождения в интегрированную структуру. Часть доли государственной собственности в агрофирмах была сформирована путем погашения задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. Другая часть была сформирована путем добровольной передачи акций сельскохозяйственных товаропроизводителей государственному комитету по имуществу или непосредственно в агрофирмы за право вступления в нее в качестве полноценного участника, а следовательно, гарантированного обеспечения материальнотехническими ресурсами для осуществления производства [7].
Для осуществления финансово-кредитного обслуживания в агрофирмах создаются финансовые расчетные центры (ФРЦ), осуществляющие выдачу кредитов из внешних ресурсов или временно свободных средств на счетах структурных подразделений без залога и внешних гарантий; предоставляющие товарный кредит всем участникам интегрированной структуры с целью бесперебойного осуществления процесса производства; объединяющие финансовые ресурсы для проведения своевременных расчетов с поставщиками и кредиторами. Все расчетные, зачетные и другие операции осуществляются ФРЦ бесплатно, в течение всего рабочего дня, в отличие от банков, взимающих процент за обслуживание операций и производящих выписки по операциям в строго определенное время. Кроме того, осуществление расчетов без прохождения через банк способствуют экономии времени [8].
Создание агрохолдингов происходит вопреки ожиданиям при инициативе и доминировании перерабатывающих, торговых предприятий, а также сторонних инвесторов, заинтересованных в росте эффективности сельскохозяйственного производства.
Создание агрохолдингов обусловлено: потребностью в сырье для своего основного производства; неформальным вмешательством региональной администрации в деятельность частных компаний; необходимостью контролировать процесс сельскохозяйствен-
ного производства для возврата ранее выданных кредитов; рентабельностью производства для вложения капитала и окупаемостью инвестиций; потребностью в расширении сбыта своей продукции; расширением сферы деятельности компании для сокращения финансовых рисков; ожиданием вторичного перераспределения собственности; необходимостью продовольственного снабжения сотрудников компании, входящих в группу; льготами по налогообложению.
Вместе с тем, на наш взгляд, следует отметить следующие недостатки в деятельности агрохолдингов:
- сложности и несовершенство правовой проработки вопросов;
- проблемы с управлением денежными потоками и налогообложением;
- низкая эффективность деятельности;
- правовая и социальная незащищенность тружеников села;
- объединение только необходимых производственных звеньев;
- создание высокого уровня социальной напряженности в сельской местности.
Таким образом, оценивая эффективность функционирования на практике агропромышленных интегрированных форм хозяйствования, нами выявлено, что наиболее перспективными являются модели, представляющие собой крупные интегрированные формирования, созданные при участии муниципальных или государственных органов власти, организационно-правовой формой которых являются акционерные общества. Анализируя преимущества и недостатки моделей агрофирмы, агрокомбината, агрохолдинга, АПФГ, были выявлены негативные стороны, присущие всем рассматриваемым моделям: низкий уровень корпоративной
культуры, несогласованность экономических интересов участников, отсутствие долгосрочного планирования, пренебрежение интересами сельскохозяйственных производителей, несоответствие уровня используемой техники и технологий требованиям, предъявляемым к современному оборудованию, низкий уровень инновационной активности предприятий, нестабильность связей между научно-исследовательскими и образовательными учреждениями и предприятиями и др. Сделан вывод о необходимости совершенствования моделей формирований в направле-
нии внедрения механизмов технико-технологической интеграции, совершенствования взаимодействия всех сфер, прямо или косвенно входящих в технологическую цепочку создания добавленной стоимости, повышения корпоративной культуры взаимодействия.
1. Вороновицкий М.М. Вертикальная интеграция поставщика и потребителя на рынках товаров и капитала при перекрестном владении собственностью // Экономика и математические методы. 2003. Т. 35. № 1. С. 28-42.
2. Извеков А. Предпринимательство и бизнес на рынке продовольствия зарубежных стран // Достижения науки и техники АПК. 2007. С. 34-37.
3. Соколова А., Чудилин С., Сиваков Н. Ресурсосбережение в АПК. М., 2006. С. 320.
4. Вилков Н.О. Экономика существования (Бартер). М., 2008. С. 27.
5. Ветрова Л.Н. Служба управленческого учета в агрофирмах. Необходимость создания //
Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 2003. № 5. С. 65.
6. Ильин М.С., Тихонов А.Г. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: мировой опыт и реалии России. М., 2002. С. 252.
7. Сметанин Н.Е., Тихонов В.А., Лямешев М.Л., Белов М.И. Народнохозяйственный агропромышленный комплекс. Теория и практика. М., 2001. С. 53.
8. Гончарова Н. По пути интеграции // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 2008. № 8. С. 62.
Поступила в редакцию 2.12.2009 г.
Suhova M.Yu. Comparative characteristic of the agroindustrial complex management model.
The main models of agroindustrial complex are examined in the article, its characteristics are given. Advantages and disadvantages of the models of integrated agroindustrial units are revealed and evaluated.
Key words: agriculture; agroindustrial complex; agroholding; agro-firm; agroindustrial financial group.
УДК 33Q.Q12.22
РЕГИОН КАК ПЕРВИЧНЫЙ УРОВЕНЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ © О.А. Рыбина
В статье рассматриваются вопросы структурной перестройки региональной инновационной системы, переход на новую систему разработок и экспортирование их в другие страны как основной тип производства в ближайшей и долгосрочной перспективе. Особое внимание уделено анализу основных показателей и оценки инновационного процесса в Тамбовском регионе.
Ключевые слова: финансовый кризис; регион; региональная инновационная инфраструктура Тамбовской области.
Мировой финансовый кризис изменил порядок в мировой финансовой системе. Игроки, сумевшие сохранить позиции, теперь ищут применение своим капиталам. К концу 2010 г. общий объем потерь в мировой финансовой системе может достигнуть 4,1 трлн долл., что эквивалентно примерно 6 % глобального ВВП. В сложившихся условиях стратегия любого хозяйствующего субъекта направлена на получение денежных поступлений для осуществления своей хозяйствующей деятельности в дальнейшем.
Актуальность исследования данного вопроса определяется глобальными трансформациями, регионализацией и рыночным ре-
формированием, а также обретением нового качества воспроизводственной структуры. В связи с этим способности к устойчивому сбалансированному росту приобретают первостепенную значимость как для России в целом, так и для ее региональных составляющих.
Для того чтобы понять сущность происходящих изменений, необходимо провести анализ показателей: научной, научно-
технической и инновационной деятельности в регионе, в разрезе рыночной экономической системы предшествующего десятилетия.
Необходимо отметить тот факт, что за последние годы практически завершен пере-
S1