Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика моделей оценки гудвилла на основе показателя рыночной капитализации'

Сравнительная характеристика моделей оценки гудвилла на основе показателя рыночной капитализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухинина А. С., Кирьянова В. А.

Изменение стоимости компании оценивается рынком и соответствующим образом влияет на показатель рыночной капитализации, изменение показателя рыночной капитализации компании можно рассматривать в качестве индикатора изменения стоимости компании. Следовательно, в процессе управления стоимостью гудвилла показатель рыночной капитализации, уменьшенный на скорректированную стоимость чистых активов, может быть принят в качестве показателя-индикатора, изменение которого соответствует изменению стоимости гудвилла предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Market is fixes the price of change the cost of company, witch correspondingly are influences on index of market capitalization, change the index of market capitalization is permissible view regard as valuation indicator changes of company. So, in control process the cost management of goodwill, the index of market capitalization, reduces on clean asset’s adjusted cost, perhaps will taken as index-detector, witch change is correspond change the cost of company’s goodwill.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика моделей оценки гудвилла на основе показателя рыночной капитализации»

УДК 657.1

А.С. Сухинина, В.А. Кирьянова

Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ГУДВИЛЛА НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЯ РЫНОЧНОЙ КАПИТАЛИЗАЦИИ

Market is fixes the price of change the cost of company, witch correspondingly are influences on index of market capitalization, change the index of market capitalization is permissible view regard as valuation indicator changes of company. So, in control process the cost management of goodwill, the index of market capitalization, reduces on clean asset's adjusted cost, perhaps will taken as index-detector, witch change is correspond change the cost of company's goodwill.

Изменение стоимости компании оценивается рынком и соответствующим образом влияет на показатель рыночной капитализации, изменение показателя рыночной капитализации компании можно рассматривать в качестве индикатора изменения стоимости компании. Следовательно, в процессе управления стоимостью гудвилла показатель рыночной капитализации, уменьшенный на скорректированную стоимость чистых активов, может быть принят в качестве показателя-индикатора, изменение которого соответствует изменению стоимости гудвилла предприятия.

Рынок стремительно меняется, и бизнес, который держится в одних руках долгое время, можно «пересчитать по пальцам». Компании ищут крупных инвесторов, объединяются, меняют своих владельцев. И даже если на сегодняшний день у владельца нет цели перепродажи бизнеса, такое предложение может быть рассмотрено в любой момент. Таким образом, каждый собственник должен гордиться, хранить и накапливать имеющийся у него положительный гудвилл. Деловая репутация компании это основа успешной работы. Даже если она не стоит на балансе.

Операция по приобретению и продаже акций - титулов собственности - опосредует процесс смены владельцев компании-эмитента. Показатель рыночной капитализации компании есть сумма рыночной стоимости всех акций компании-эмитента, сформированная на рынке в текущий момент времени.

Цена акции, сложившаяся на биржевом или внебиржевом фондовом рынке, отражает получившие признание в ходе хозяйственной операции по приобретению акций ожидания инвесторов по поводу вероятных доходов, получаемых от владения данными акциями. Процесс котировки акций осуществляется по законам спроса и предложения, где объектом экономических отношений выступают титулы собственности - акции. Наличие преимуществ или недостатков целевой компании-эмитента, известных инвесторам, способствует изменению платежеспособного спроса и предложения акций, что приводит к изменению котировок акций и показателя рыночной капитализации. Как указывают Т. Коупленд, Т. Коллер, Д. Муррин, Ю. Фама, К. Френч, «...доходность акций обратно пропорциональна размеру компаний, выраженному через капитализированную стоимость ее акций, и прямо пропорциональна отношению балансовой стоимости акционерного капитала компании к его рыночной стоимости. » [3].

Для целей финансового управления компанией, в части моделирования и анализа поведения субъектов экономических отношений, возможно допущение фактической реализации на практике операции по покупке компании посредством приобретения титулов собственности. Ввиду того, что изменение стоимости компании оценивается рынком и соответствующим образом влияет на показатель рыночной капитализации, изменение показателя рыночной капитализации компании можно рассматривать в ка-

честве индикатора изменения стоимости компании. Следовательно, в процессе управления стоимостью гудвилла показатель рыночной капитализации, уменьшенный на скорректированную стоимость чистых активов, может быть принят в качестве показателя-индикатора, изменение которого соответствует изменению стоимости гудвилла предприятия.

Зависимость котировок акций предприятия на фондовом рынке от величины его наработанного гудвилла впервые была проанализирована Ф. Пикслей. Так, в ходе исследований Ф. Пикслей пришел к выводу, что «сложившийся на рынке ценных бумаг курс акций конкретной компании представляет собой рыночную оценку стоимости акций как нераспределенной прибыли, уже заработанной, и дисконтированной стоимости части будущих сверхприбылей» на каждую акцию приходится пропорциональная часть стоимости его чистых скорректированных активов. «Разность между рыночной стоимостью акции и суммой, приходящейся на нее чистых активов компании - эмитента, представляет собой часть дисконтированной стоимости ожидаемых будущих сверхприбылей, гудвилла, приходящуюся на одну акцию» [3]. Таким образом, гудвилл приобретается не только при продаже предприятия как единого имущественного комплекса, но и при покупке его отдельных акций.

Котировка акций предполагает наличие покупателей и продавцов, оценивающих стоимость компании. Если принять во внимание, что за каждой акцией компании условно закреплено имущество, стоимость которого определена с высоким уровнем вероятности, то есть акционерный капитал компании выступает в качестве источника формирования ее чистых активов, то стоимость этого имущества, приходящееся на одну акцию, рассчитывается как частное от деления стоимости скорректированных чистых активов на общее количество выпущенных акций.

Величина созданного гудвилла не подлежит отражению в финансовой отчетности, поэтому в учетной практике она не увеличивает добавочный капитал, следовательно, стоимость имущества компании, приходящегося на одну акцию, не содержит в себе составляющую гудвилла, то есть за каждой акцией «закреплены» только материальные активы, а также нематериальные активы, отражаемые в финансовой отчетности, согласно действующим стандартам оценки и учета.

Принимая во внимание то, что стоимость имущества (активов) компании может быть определена в рамках доходного подхода, то есть исходя из совокупности приведенных к моменту оценки денежных потоков, генерируемых данным имуществом, то при условии различного уровня доходности аналогичных активов анализируемых компаний (отрасли), стоимость данных активов будет различна, и наоборот, стоимости активов равны, если равны совокупности приведенных к моменту оценки денежных потоков, генерируемых данными активами.

В долгосрочном периоде, достаточном для выравнивания рыночной стоимости акции и ее имущественной составляющей, определенной в рамках доходного подхода, гудвилл акционерной компании при условном делении ресурсов компании на доли каждого инвестора полностью приходится на контрольный пакет акций. Проблема соотношения приобретенного и созданного гудвилла в данном случае не возникает.

Гудвилл, по оценкам акционеров, проявляется через экстраординарное благосостояние акционеров, то есть выигрыш от обладания акцией, помимо обычных дивидендов и процентов, и прирост рыночной стоимости акции без увеличения объемов материальных активов компании. Для целей финансового менеджмента обоснована модель оценки гудвилла как разницы показателя рыночной капитализации и чистых скорректированных активов. Рассмотренная модель применима и для случаев оценки имуще-

ства и ценных бумаг целевой компании методами имущественного и сравнительного подхода. В любом случае стоимость имущества и соответствующих акций должна быть обоснована с высокой вероятностью в качестве рыночной. Влияние гудвилла на изменение величины собственного капитала в период дополнительных эмиссий акций: вторичная и последующие эмиссии акций, приводящие к номинальному увеличению уставного капитала, осуществляются компаниями таким образом, чтобы, помимо непосредственного увеличения уставного капитала, компании могли получить эмиссионный доход и увеличить стоимость собственного капитала.

Применение данной модели возможно только при условии, что над активами компании-эмитента не установлен полный контроль со стороны одного или нескольких акционеров, находящихся в сговоре, так как в данном случае эффект функционирования гудвилла компании присваивается указанными лицами, цена продажи акций при дополнительной эмиссии не отражает реальное приращение стоимости акций, и инвестор ориентируется на получение стандартной (средней) доходности при заданном риске [4,5]. Практический вывод данной модели сводится к тому, что чем выше накопленный предприятием гудвилл, тем дороже на фондовом рынке будут размещены акции, выпущенные в период вторичной и последующей эмиссии, так как максимальный гудвилл, обеспечивающий наибольшую доходность при заданном риске, и выражающийся в экстраординарных прибылях, соответствует максимальной процентной ставке, требуемой инвестором. Пока созданный гудвилл потенциален для продажи - гудвилл является ресурсом, как только происходит формирование эмиссионного дохода путем реализации на фондовом рынке дополнительных выпусков акций (или других замещающих их ценных бумаг), гудвилл компании продается на фондовом рынке вместе с выпущенными в период вторичной и последующих эмиссий акциями, а вырученные средства, превышающие соответствующую долю уставного капитала, образуют пассив, формирующий активы компании.

В случае наличия у предприятия отрицательного гудвилла, о чем в обязательном порядке, согласно действующим стандартам учета, свидетельствует операция по продаже на фондовом рынке акций по цене, меньшей их номинальной стоимости, механизм возникновения и функционирования гудвилла остается аналогичным рассмотренному выше, только в данном случае новому акционеру передаются будущие убытки [3].

Построение имиджа компании должно быть комплексным. В долгосрочной перспективе шанс на стабильный рост будет иметь только компания, которая наряду с финансовыми показателями может продемонстрировать и доверие к себе клиентов, партнеров и государства. И если не каждый участник рынка может похвастаться абсолютно «белой» бухгалтерией, поставщиками из числа ведущих мировых производителей и идеальным отношением к клиентам, то одной из основных задач перед ее менеджментом должна стоять задача повышения стоимости бизнеса, в первую очередь за счет увеличения стоимости гудвилла.

Список литературы

1. Приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)»

2. Алехин, Б.И. Рынок ценных бумаг. - М.:Финансы и статистика, 2006.300с.

3. Валдайцев, В.С. Оценка бизнеса и инновации: Учеб.пособие. - М.:Филинъ, 1997.-223а

4. Ваганов, А.П. Репутационный капитал //Финанс, 2007, №9.

5. Искомов, А.Ю. В России учатся ценить нематериальные активы//Услуги и цены, 2007, №7.

6. smartcat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.