Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДА ОРЛА И ИХ УСЛУГ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДА ОРЛА И ИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / МАЛЫЕ ГОСТИНИЦЫ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / АНАЛИЗ / БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СЕРВИС / КОНКУРЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова В.А.

Малые предприятия гостеприимства в настоящее время являются достаточно востребованными, что связано, в первую очередь, с популяризацией внутреннего туризма. Данные средства размещения отличает камерность, спокойная обстановка, иногда даже домашняя атмосфера. Довольно часто такие гостиницы выбирают люди, желающие уединиться и отдохнуть вдали от шума и суеты. Именно эта категория гостей - сторонники индивидуального обслуживания. Как правило, малые средства размещения не стремятся иметь широкий спектр дополнительных услуг. А в некоторых случаях это невозможно по объективным причинам. Исследование проводилось на примере малых средств размещения города Орла. В данном регионе сегмент малых средств размещения представлен сразу несколькими гостиничными предприятиями. Они предлагают схожий набор услуг, имеют одинаковые возможности по обслуживанию гостей. Всё это усугубляет конкурентную ситуацию. В качестве объектов исследования были выбраны гостинично-ресторанный комплекс «Альберт Отель», гостиничный комплекс «Атлантида», гостиница «Очарованный странник», гостинично-ресторанный комплекс «ДежаВю». Сравнение гостиничных предприятий осуществлялось по таким показателям, как местонахождение малых гостиниц, номерной фонд, дополнительный сервис. Так, при анализе местонахождения, учитывались: расположение в городе, быстрота нахождения предприятия, удобство подъезда, подхода к предприятию, наличие парковок. Номерной фонд оценивался по таким показателям, как разнообразие, качество ремонта помещений, наличие современной техники и оборудования, меблировка. При анализе дополнительного сервиса учитывались: дополнительные удобства в номерах, ассортимент бесплатных и платных дополнительных услуг, инфраструктурные возможности гостиницы. В работе использовалась методика балльной оценки. Кроме того, был проведён анализ ценовой политики малых гостиниц города Орла. Установлено, что схожесть позиций создаёт высокую конкуренцию в данном сегменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОРОДА ОРЛА И ИХ УСЛУГ»

УДК 338.482.2

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ СРЕДСТВ РАЗМЕЩЕНИЯ

ГОРОДА ОРЛА И ИХ УСЛУГ

Козлова В.А.

Канд. эконон. наук, доцент

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

г. Орёл, Российская Федерация

virinaalex@yandex.ru

Аннотация. Малые предприятия гостеприимства в настоящее время являются достаточно востребованными, что связано, в первую очередь, с популяризацией внутреннего туризма. Данные средства размещения отличает камерность, спокойная обстановка, иногда даже домашняя атмосфера. Довольно часто такие гостиницы выбирают люди, желающие уединиться и отдохнуть вдали от шума и суеты. Именно эта категория гостей - сторонники индивидуального обслуживания. Как правило, малые средства размещения не стремятся иметь широкий спектр дополнительных услуг. А в некоторых случаях это невозможно по объективным причинам. Исследование проводилось на примере малых средств размещения города Орла. В данном регионе сегмент малых средств размещения представлен сразу несколькими гостиничными предприятиями. Они предлагают схожий набор услуг, имеют одинаковые возможности по обслуживанию гостей. Всё это усугубляет конкурентную ситуацию. В качестве объектов исследования были выбраны гостинично-ресторанный комплекс «Альберт Отель», гостиничный комплекс «Атлантида», гостиница «Очарованный странник», гостинично-ресторанный комплекс «ДежаВю». Сравнение гостиничных предприятий осуществлялось по таким показателям, как местонахождение малых гостиниц, номерной фонд, дополнительный сервис. Так, при анализе местонахождения, учитывались: расположение в городе, быстрота нахождения предприятия, удобство подъезда, подхода к предприятию, наличие парковок. Номерной фонд оценивался по таким показателям, как разнообразие, качество ремонта помещений, наличие современной техники и оборудования, меблировка. При анализе дополнительного сервиса учитывались: дополнительные удобства в номерах, ассортимент бесплатных и платных дополнительных услуг, инфраструктурные возможности гостиницы. В работе использовалась методика балльной оценки. Кроме того, был проведён анализ ценовой политики малых гостиниц города Орла. Установлено, что схожесть позиций создаёт высокую конкуренцию в данном сегменте.

Ключевые слова: средства размещения, малые гостиницы, сравнительная характеристика, анализ, балльная оценка, дополнительные услуги, сервис, конкуренция.

Небольшие предприятия гостеприимства в настоящее время являются достаточно востребованными, что связано, в первую очередь, с популяризацией внутреннего туризма. В городе Орле рынок малых средств размещения развивается достаточно активно.

К числу основных и стабильно работающих не один год гостиниц данного сегмента можно отнести следующие:

- Гостинично-ресторанный комплекс «Альберт Отель».

- Гостиничный комплекс «Атлантида».

- Гостиницу «Очарованный странник».

- Гостинично-ресторанный комплекс «ДежаВю».

Основная информация о данный средствах размещения представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Основные сведения о малых средствах размещения в г. Орле

Наименование гостиницы Адрес Кол-во мест / номеров Год основания

Гостиничный комплекс г. Орел, ул. Фомина, 4 80/41 2005

«Атлантида»

Гостинично-ресторанный г. Орел, ул. 22/14 2007

комплекс «ДежаВю» Московская, 24А

Гостиница «Очарованный г. Орел, ул. Горького, 27/13 2008

странник» 23

Гостинично-ресторанный комплекс «Альберт ул. Левый берег реки Орлика, д. 15 19/12 2008

Отель»

Данные гостиничные предприятия были введены в эксплуатацию примерно в одно и то же время с 2005 по 2008 годы. То есть они являются относительно молодыми (по сравнению с такими корифеями отрасли, как, например, гостиницы «Орёл», «Русь», «Салют»), что положительно отражается на их планировке, коммуникациях, меблировке.

Далее проведём балльную сравнительную оценку данных средств размещения. В качестве сравниваемых параметров выделим следующие: расположение предприятия, номерной фонд, дополнительные услуги.

Для оценки используем пятибалльную шкалу, где 0 - отсутствие фактора, 1 -минимальное значение фактора, 5 -максимальное значение фактора.

Начнём анализ с месторасположения выбранных малых гостиниц (таблица 2).

Таблица 2 - Бальная оценка местонахождения малых гостиниц

Местонахождение Предприятия гостеприимства

ГРК ««Альберт Отель» Гостиница «Очарованный странник» ГРК «Дежавю» ГК «Атлантида»

Расположение в 5 5 5 5

городе

Быстрота 5 4 4 4

нахождения

предприятия

Удобство 3 5 4 5

подъезда,

подхода к

предприятию

Наличие 5 5 5 5

парковок

Итоговый балл 18 19 18 19

Все рассматриваемые гостиницы имеют очень выгодное месторасположение, находятся в историческом и административно-деловом центре города, в пешей доступности от основных достопримечательностей, театров, музеев. Общим преимуществом является хорошая транспортная доступность, гостиницы расположены вблизи остановок общественного транспорта, что позволяет проживающим быстро перемещаться по городу.

ГРК «Альберт Отель» и ГРК «Дежавю» расположены вдоль центральных магистралей города, они привлекают внимание своими вывесками и их легко заметить. В то время как при поиске ГК «Атлантида» и гостиницы «Очарованный странник» могут возникнуть небольшие трудности. Эти предприятия находятся во дворах в окружении других построек, какие-либо вывески и указатели для облегчения поиска отсутствуют.

Гостинично-ресторанный комплекс «Альберт Отель», размещаясь на левом берегу реки Орлик, имеет сложный подъезд и подход, что представляет неудобство для гостей. В свою очередь, гости гостиниц «Очарованный странник», «Атлантида» и «ДежаВю» с легкостью могут добраться до данных средств размещения как пешком, так и на автомобильном транспорте.

Следует также отметить, что все анализируемые малые отели имеют собственные небольшие удобные открытые парковки и бесплатно предоставляют парковочные места для своих клиентов.

Далее изучили номерной фонд малых средств размещения (таблица 3).

Таблица 3 - Бальная оценка номерного фонда малых гостиниц

Номерной фонд Предприятия гостеприимства

ГРК «Альберт Гостиница ГРК ГК «Атлантида»

Отель» «Очарованный странник» «Дежавю»

Разнообразие номерного фонда 5 4 4 5

Качество 4 5 3 5

ремонта

помещений

Наличие 4 5 3 5

современной

техники и

оборудования

Меблировка 4 4 3 5

Итоговый балл 17 18 13 20

Предприятия гостеприимства «Альберт Отель», «Очарованный странник», «ДежаВю», «Атлантида» предоставляют гостям для проживания небольшое количество номеров. В малых средствах размещения зачастую наблюдается более индивидуальных

подход к просьбам и замечаниям клиента. Клиент может отдохнуть от излишнего шума и суеты, так как проходимость в таких гостиницах существенно ниже чем в крупных отелях.

Рассматривая номера, которыми располагают данные малые отели, можно сделать вывод, что все гостиницы имеют разнообразные категории номеров. Это и «Стандарт» и «Люкс», что полностью соответствует их ориентации на клиентов со средним доходом.

Качество ремонта и внутреннее оформление у рассматриваемых гостиничных предприятий на высоком уровне и оставляет приятное впечатление. Гостиница «Атлантида» выделяется оформлением и оснащением номеров повышенной комфортности. Гостиница «ДежаВю» также имеет достаточно современный ремонт, так как за время ее функционирования, была осуществлена внутренняя реконструкция помещений. В целом, все номера, холлы и рестораны гостиниц «ДежаВю», «Альберт Отель» и «Очарованный странник» оформлены с использованием качественных материалов, в спокойных, пастельных тонах, гармонично сочетающихся друг с другом.

В ходе произведенного анализа малых гостиниц города Орла было установлено, что все рассматриваемые предприятия хорошо оснащены всей современной техникой и оборудованием. В каждом номере гостиниц имеются телевизор, телефон и кондиционер. Для проведения банкетов и мероприятий в ресторанах отелей предусмотрена вся необходимая акустическая и телевизионная аппаратура. Так, например, гостиничный комплекс «Атлантида» оснащен современными моделями оборудования и техники. Здесь имеется современные плазменные телевизоры, душевые кабины и автоматические смесители в ванных комнатах, светомузыкальное и акустическое оборудование в ресторане.

Меблировка гостиничных номеров малых отелей города Орла характеризуется высоким уровнем комфорта. Гостиницы оборудованы современными широкими кроватями, мягкими диванами и креслами, удобными прикроватными тумбочками и торшерами, большими шкафами и многим другим. Стоит отметить, что в ГК «Атлантида» представлена более дорогая мебель, чем в других гостиницах. Это связано с тем, что некоторые номера, в частности «Президентский», ориентированы на людей с более высоким достатком. В то же время, меблировку ГРК «Альберт Отель» и ГРК «ДежаВю», несмотря на достаточно хорошее качество, можно отнести к более дешевому ценовому сегменту. В свою очередь в гостинице «Очарованный странник» более высокое качество мебели отмечено в номерах повышенной комфортности. В стандартных номерах мебель более простая.

Рассмотрим дополнительные услуги, предлагаемые клиентам в исследуемых гостиничных предприятиях (таблица 4).

В качестве предприятия питания все рассматриваемые гостиницы имеют в своем составе комфортабельные рестораны. На территории гостинично-ресторанного комплекса «Альберт Отель» и гостиничного комплекса «Атлантида» имеются сауна и водный комплекс, соответственно.

Как видно, малые гостиницы предлагают достаточно разнообразный дополнительный сервис. Наибольший спектр дополнительных услуг предоставляет ГК «Атлантида».

Как правило, перечень бесплатно предоставляемых услуг сводится к предоставлению бесплатного 'ьй, а также бесплатного парковочного места.

К дополнительным удобствам в номерах относятся и возможности по самостоятельной организации питания. Соответственно, некоторые гостиницы предоставляют посуду. Это и возможности для бизнеса. В частности, сюда можно отнести наличие письменных столов, или кабинетов в номерах. Кроме того, к дополнительным удобствам в номерах можно отнести и наличие письменных принадлежностей, и наличие сейфов.

Таблица 4 - Анализ дополнительных услуг малых гостиниц города г. Орла

Услуги ГК «Атлантида» ГРК «ДежаВю» Гостиница «Очарованный странник» ГРК «Альберт Отель»

Ресторан + + + +

Банкетный зал + + + +

Конференц-зал + +

Автостоянка + + +

Камера хранения + +

Сауна + + +

Бассейн + + +

Тренажёры +

Room-service +

Побудка + + + +

Трансфер бесплатный +

Бесплатный Wi-Fi + + + +

Также сюда относятся и такие бытовые удобства, как наличие щёток для обуви, швейных наборов, утюгов и гладильных досок, фенов и т.д. Инфраструктурные

возможности гостиниц предполагают наличие в их составе лифтов, конференц-залов и бизнес-центров, оздоровительных комплексов, спортивных площадок, объектов питания и т.д.

Итак, что касается предоставляемого дополнительного сервиса для клиентов, то по этому показателю наилучшая позиция отмечена у ГК «Атлантида». В целом именно это средство размещения набрало максимальное количество баллов.

У ГРК «Альберт Отель» третья позиция, он уступил не только ГК «Атлантида», но и гостинице «Очарованный странник». Хотя именно по показателю «дополнительный сервис» занял вторую позицию. Преимущество же гостиницы «Очарованный странник» заключается в чуть более удачном месторасположении. В целом разница в баллах между гостиничными предприятиями незначительная. Особенно близкие позиции оказались у гостиницы «Очарованный странник» и ГРК «Альберт Отель».

Таблица 5 - Бальная оценка дополнительного сервиса малых гостиниц

Дополнительный Предприятия гостеприимства

сервис ГРК «Альберт Отель» Гостиница «Очарованный странник» ГРК «Дежавю» ГК «Атлантида»

Дополнительные удобства в номерах 3 4 3 4

Ассортимент бесплатных 3 3 3 3

дополнительных

услуг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ассортимент 4 3 4 5

платных

дополнительных

услуг

Инфраструктурные 4 3 3 4

возможности

гостиницы

Итоговый балл 14 13 13 16

Таблица 6 - Итоговая оценка возможностей малых гостиниц

Возможности Предприятие гостеприимства

ГРК Гостиница ГРК ГК

«Альберт «Очарованный «Дежавю» «Атлантида»

Отель» странник»

Местонахождение 18 19 18 19

Номерной фонд 17 18 13 20

Дополнительный 14 13 13 16

сервис

Итоговый балл 49 50 44 55

Таким образом, в целом все рассматриваемые малые гостиницы имеют примерно равные условия и достойны для посещения туристами.

Рисунок 1 - Итоговые позиции малых гостиниц города Орла Что касается ценовой политики рассматриваемых гостиничных предприятий, то она представлена в таблице 7.

Таблица 7 - Ценовая политика малых гостиниц города г. Орла

Наименование гостиницы Стоимость размещения, рублей

минимальная максимальная средняя цена

Гостиничный комплекс 2600 22500 12550

«Атлантида»

Гостинично-ресторанный 3600 6000 4800

комплекс «ДежаВю»

Гостиница «Очарованный 2950 6100 4525

странник»

Гостинично-ресторанный 1500 6100 3800

комплекс «Альберт Отель»

Из таблицы 7 следует, что оптимальную ценовую политику предлагает гостинично-ресторанный комплекс «Альберт Отель». Максимальная цена отмечена в ГК «Атлантида». Но стоит отметить, что это относится к номерам наивысшей категории. Что касается стандартных номеров, то цены на них достаточно демократичные. Кроме того, данное средство размещения практикует всевозможные скидки, что снижает изначально заявленные цены. Также гибкую ценовую политику реализует гостиница «Очарованный странник». Здесь предоставляются существенные скидки при, так называемом, «горящем бронировании», когда до даты заселения остаётся незначительное время.

В целом, изучаемые гостиницы имеют достаточно сходные позиции. Данный факт подтверждают и рейтинги известного сайта путешествий TripAdvisor. На рисунках 2-5 представлены оценки данных отелей по таким позициям, как чистота, расположение, цена/качество, обслуживание. Также определён итоговый рейтинг каждой гостиницы.

Рисунок 2 - Рейтинг ГРК «Альберт Отель» на TripAdvisor

Рисунок 3 - Рейтинг гостиницы «Очарованный странник» на TripAdvisor

Рисунок 4 - Рейтинг ГК «Атлантида» на TripAdvisor

Рисунок 5 - Рейтинг ГРК «ДежаВю» на TripAdvisor Рейтинги составлены на основе отзывов. Надо сказать, что наибольшее количество отзывов отмечено у ГК «Атлантида» - 89, а наименьшее - у ГРК «ДежаВю» - всего 3. Возможно и поэтому именно ГРК «ДежаВю» в итоге получил наименьший итоговый балл. Таблица 8 - Итоговый рейтинг малых гостиниц по данным сайта путешествий

TripAdvisor

Средство размещения Количество отзывов на TripAdvisor Рейтинг на TripAdvisor

ГК «Атлантида» 89 8

ГРК «ДежаВю» 3 7

Гостиница «Очарованный странник» 48 8,4

ГРК «Альберт Отель» 33 8,7

Сразу три средства размещения (гостиничный комплекс «Атлантида», гостиница «Очарованный странник», гостинично-ресторанный комплекс «Альберт Отель») попали в категорию «Отлично», набрав от 8 до 8,7 баллов. Лидером стал гостинично-ресторанный комплекс «Альберт Отель» с 8,7 балла. Гостинично-ресторанный комплекс «ДежаВю», набрав чуть меньше - 7 баллов, попал в категорию «Очень хорошо».

Схожесть позиций создаёт высокую конкуренцию среди гостиниц. Эффективным методом борьбы с конкуренцией является расширение дополнительного сервиса. На сегодняшний день на рынке услуг существует большой выбор дополнительных услуг, среди которых самые популярные: организация мероприятий, услуги фитнес-залов на территории средства размещения, организация развлечений и досуга для детей, аренда площадей для бизнеса и мероприятий, возможность заказа такси, бронирование билетов как на транспорт, так и на культурные мероприятия, игровые залы на территории средства размещения и другие.

Литература

1. Буйко О.В. Взаимосвязь между качеством услуг и эффективностью гостиничного бизнеса / О.В. Буйко, Ф.И. Гудин // Современный гостинично-ресторанный бизнес: экономика и менеджмент: сб. материалов 3-й научно-практической конференции.

- 2016. - С. 118-121

2. Козлова В.А. Обеспечение качества в гостиницах города Орла / В.А. Козлова, М.В. Коннова // Управление качеством в образовании и промышленности: сборник статей Всероссийской научно-технической конференции (16 - 17 мая 2019 г., г. Севастополь) / редкол.: Белая М.Н. (отв. ред.); ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет". - Севастополь, 2019. - С. 181-186.

3. Миненкова В.В. Особенности функционирования малых средств размещения / В.В. Миненкова, Е.Г. Лишова // Вестник научного общества географического факультета.

- 2016. - С. 74-78.

4. Недведская К.Ю. Основа успешного развития сети мини-отелей // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологий и дизайна. Серия 3; Экономические, гуманитарные и общественные науки. -2017. - № 1. - С. 66-70

5. Пряхина Л.В. Малые средства размещения как перспективная форма развития гостиничного бизнеса в г. Владивостоке / Л.В. Пряхина // Наследие нобелевских лауреатов по экономике: сб. ст.Ш Всерос. науч.-практ. конф. молод. учен. - Самара, 2016.

- С.116-121

6. Вараджакова Д. „Технологична трансформация в хотелиерството" в „Дигиталната трансформация в туризма" (М. Рибов, Н. Кръстева, С. Милева и др.), изд. Авангард Прима, София, 2018, стр. 311-346

7. Nikola Naumov, Desislava Varadzhakova & Alexander Naydenov (2020) Sanitation and hygiene as factors for choosing a place to stay: perceptions of the Bulgarian tourists, Anatolia, DOI: 10.1080/13032917.2020.1771742 (WoS, SCOPUS - Q2)

8. Varadzhakova, D., Analysis of the hospitality industry in Veliko Tarnovo region (Bulgaria), Current directions of scientific research, Collection of scientific articles, Verlag SWG imex GmbH, Nuremberg, Germany, 2018, стр. 148-151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.