Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика личности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, и осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества'

Сравнительная характеристика личности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, и осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1414
487
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / ЛИЧНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS / THE IDENTITY OF THE JUVENILE / A MINOR CONVICT / CRIME / THE PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогова Евгения Викторовна, Гайдай Мария Константиновна

Представлен сравнительный анализ характеристик несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы и содержащихся в воспитательных колониях, и несовершеннолетних, которые осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Приводимые конкретные данные о возрасте, поле, образовании, семейном положении и других характеристиках указанных лиц позволили определить их характерные черты и увидеть, в чем заключаются различия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рогова Евгения Викторовна, Гайдай Мария Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Characteristics of the Personality of Juveniles Detained in Correctional Colonies and Convicted to Punishment, not Connected with Isolation from the Society

The article presents a comparative analysis of the characteristics of minors sentenced to deprivation of liberty and contained in the colonies and of minors sentenced to a punishment not related to deprivation of liberty. The specific data on the age, gender, education, family status and other characteristics of these persons allowed to define their characteristics and see what the differences are.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика личности несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, и осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества»

УДК 343.9

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,

СОДЕРЖАЩИХСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ,

И ОСУЖДЕННЫХ К НАКАЗАНИЯМ,

НЕ СВЯЗАННЫМ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА

© Рогова Е. В., Гайдай М. К., 2013

Представлен сравнительный анализ характеристик несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы и содержащихся в воспитательных колониях, и несовершеннолетних, которые осуждены к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Приводимые конкретные данные о возрасте, поле, образовании, семейном положении и других характеристиках указанных лиц позволили определить их характерные черты и увидеть, в чем заключаются различия.

Ключевые слова: криминологическая характеристика; личность несовершеннолетнего; несовершеннолетний осужденный; преступление; наказание.

Вопросы изучения криминологической характеристики несовершеннолетних осужденных за совершение преступлений и содержащихся по приговору суда в воспитательных колониях, а также тех, кто осужден к наказаниям, не связанным с лишением свободы, не теряют своей актуальности и по сей день, несмотря на достаточный уровень их проработки. Это обуславливается рядом объективных факторов.

Во-первых, в настоящее время в уголовно-исполнительной системе России происходят серьезные преобразования, связанные с естественным социальным, экономическим и политическим развитием нашего государства. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. предусматривает преобразование воспитательных колоний в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

Кроме того, в концепции отмечается, что в уголовно-исполнительной структуре имеют место черты прошлой пенитенциарной системы, ориентированной еще на старое общество. В связи с чем возникает необходимость ее реформирования с целью построения системы, адекватной современным условиям развития общества и соответствующей европейским стандартам подобного рода учреждений. Предполагается сокращение лиц, содержащихся в местах лишения свободы, за счет более широкого

применения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Происходящие в стране экономические и социальные преобразования, а также появление новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы, обуславливают изменения по видам назначаемых наказаний несовершеннолетним. Недавно появившиеся в уголовном законодательстве обязательные работы начинают занимать прочное место среди указанных наказаний. В настоящее время они применяются в среднем к 15 % несовершеннолетних преступников, 10 % назначается штраф, а исправительные работы — лишь в 1,5—2 % случаев [1]. По-прежнему лидирующие позиции занимает такая мера, как условное осуждение к лишению свободы (примерно 50—60 %).

Во-вторых, объектом исследования выступают несовершеннолетние, которые в силу своего возраста являются особой социальной группой. В связи с этим реакция со стороны государства на совершенные ими общественно опасные деяния должна быть такой, чтобы они могли вернуться в общество после отбытия наказания полноценными личностями.

Обращение к характеристике личности предполагает определение качеств и свойств, отличающих несовершеннолетних преступников от правопослушных сверстников.

С одной стороны, осужденные, содержащиеся в воспитательных колониях, образуют единую социальную группу. С другой

стороны, они разделены на определенные категории, основными из которых являются демографические (пол, возраст); уголовноправовые (тяжесть совершенного преступления, количество судимостей); медицинские (состояние здоровья); исправительные (поведение в процессе отбывания наказания ). По тем же признакам можно рассмотреть и криминологическую характеристику несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.

Конкретное представление о подростках, содержащихся в воспитательных колониях, а также респондентах, являющихся объектом изучения, дают полученные в ходе проведенного исследования результаты. Исследование проводилось в воспитательной колонии Иркутской области, поэтому имеют место некоторые региональные особенности. Кроме того, интерес представляет их сравнение с общероссийскими показателями, полученными в результате переписи осужденных, проведенной 12—18 ноября 2009 г., часть которых приводится в работе Е. М. Данилина, В. И. Селиверстова [2].

Начиная криминологическую характеристику с социально-демографических признаков, следует отметить, что сами по себе они не являются криминогенными. Обращение к ним обусловлено тем, что они связаны с условиями формирования личности, ее жизнедеятельностью, взаимодействуют с потребностями, мотивацией, социальными ролями личности.

Одними из основных социально-демографических характеристик являются пол и возраст. По данным последней переписи осужденных, большинство в воспитательных колониях — это лица мужского пола (92 %), в то время как женского всего 8 %. По сравнению с результатами двух предыдущих переписей осужденных произошел рост численности осужденных женского пола. В 1999 г. доля осужденных женского пола составляла 5,4 %, в 1994 г. — 4,2 %. Такой рост численности осужденных женского пола объясняется существующей в стране тенденцией роста женской преступности в течение последних лет.

Следует отметить, что доля девушек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, чуть выше и составляет 12 %. При организации воспитательно-профилактической работы необходимо учитывать, что девушки, как правило, более

скрытны, замкнуты, чаще изобретательно лживы, эгоистичны.

Что касается возрастного диапазона лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, и наших респондентов, то данные переписи и опрос респондентов показывают, что наиболее криминогенной является группа несовершеннолетних в возрасте 16—17 лет (их доля составляет около 2/3), затем идут лица 18—19 лет и оставшаяся часть — 14—15 лет. Хотя среди наших респондентов доля лиц в возрасте 14—15 лет значительно выше, чем по последней переписи, но, тем не менее, этот возрастной диапазон среди несовершеннолетних осужденных представлен в меньшей степени.

Некоторые виды наказаний, не связанных с изоляцией от общества, к определенным возрастным категориям вообще не применяются. Так, например, младшая возрастная группа 14—15 лет среди осужденных к такому виду наказания, как исправительные работы, отсутствует.

Важной социальной характеристикой осужденных является их образование. Данные об образовании несовершеннолетних осужденных дают возможность судить об уровне их развития, подготовленности к нормальной жизнедеятельности, о необходимости и условиях их обучения в рамках воспитательных колоний. У подростков, совершающих правонарушения, отсутствуют, как правило, планы на будущее, обуславливающие стремление получить образование и какую-нибудь специальность. Образовательный уровень несовершеннолетних преступников в настоящее время все более отстает от этого уровня их сверстников, причем сейчас этот разрыв увеличивается. Коммерциализация не только высшего, но и среднего профессионального образования, закрытие многих профтехучилищ сужают, а в некоторых случаях исключают, возможности получения профессионального образования у детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.

По данным переписи 2009 г. образовательные характеристики несовершеннолетних (до осуждения) распределились следующим образом: не имеют образования —

1,9 %; начальное общее (начальное) — у

33,4 %; основное общее (полное среднее) — 56 %; среднее (полное) общее — 7,1 %; среднее профессиональное (среднее специальное и незаконченное высшее) — 1,6 %. Авторы отмечают, что по сравнению с

результатами переписи 1999 г. уровень образования осужденных к лишению свободы и содержащихся в воспитательных колониях снизился. Сегодня в воспитательные колонии поступают неграмотные или малограмотные осужденные, не умеющие читать, писать и считать, такого при предыдущей переписи осужденных замечено не было.

Проведенный в ходе нашего исследования анализ подтверждает данное обстоятельство, даже в более радикальном виде. Наличие образования у опрошенных респондентов иллюстрирует приведенная ниже табл. 1. Как из нее видно, велик процент несовершеннолетних, не имевших до осуждения полученных в специальном образовательном учреждении знаний. Так, 20,5 % отметили, что школу до осуждения вообще не посещали. Полное отсутствие образования и соответственно низкий уровень знаний, несомненно, способствовал совершению ими девиантных поступков и, в том числе, преступлений, которые и привели их в воспитательную колонию.

Таблица 1

Образование несовершеннолетних осужденных респондентов, содержащихся в воспитательных колониях, до осуждения

Наличие/отсутствие образования %

Школу вообще не посещал 20,5

До 5 классов 11,4

5—7 классов 15,9

Неполное среднее (базовое) 8—9 классов 29,5

Общее среднее 10—11 классов 5,7

Среднее специальное 3,4

Затруднились ответить 13,6

Образовательный уровень несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, немного выше. Это обусловлено тем, что некоторые виды наказаний (исправительные, обязательные работы) сложно исполнить в отношении лиц, не имеющих какого-либо образования.

Важной социально-демографической характеристикой несовершеннолетних осужденных является их семейное положение: в семье или вне ее воспитывался осужденный; каков был состав семьи, в которой

он воспитывался; есть ли братья или сестры; работали ли родители; каково социальное положение родителей и т. д. Эти и другие вопросы, связанные с семейным окружением воспитанника колонии, имеют практическое значение для организации жизнедеятельности осужденного в изоляции, выстраивания взаимоотношений с другими ребятами и сотрудниками учреждения, в работе психологов и воспитателей.

Семья — это один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье; ее влияние продолжительно и осуществляется с раннего детства. Она выступает малой социальной группой, в которой протекают основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие.

Семья — это та социальная группа, которую человек легче всего идентифицирует с собой, своими интересами, своим существованием [3]. Семья как ячейка общества, как часть, его составляющая, не стоит на месте. С изменением в общественной жизни меняется и структура семьи, от общественных реалий нередко зависят ее прочность и стабильность. В современной России идет так называемое перерождение семьи, меняются внутренние ценности относительно некоторых устоявшихся стереотипов. К примеру, по поводу распределения ролей в семье традиционно считалось: мужчина — добытчик, женщина — хранительница очага. Сейчас приоритеты меняются, женщина становится равноправной в зарабатывании денег. Подобные изменения нередко отрицательно сказываются на состоянии семьи. Растет число разводов, увеличивается количество неполных семей, растет насилие (физическое и психическое) в семье, в том числе по отношению к детям. Все чаще в средствах массовой информации поднимаются темы педофилии, сексуального развращения детей (различные виды порнографических материалов с участием детей и т. п.), сексуального домогательства по отношению к детям в семье. Результаты интервьюирования сотрудников правоохранительных органов, чья деятельность непосредственно связана с несовершеннолетними правонарушителями, показывают, что

почти каждый второй такой подросток из неблагополучной семьи подвергался сексуальному насилию со стороны сожителей своих родителей.

Следует отметить, что большинство осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, — выходцы из неполных семей. Это подтверждают как данные переписи осужденных 2009 г., так и проведенные исследования. Так, по данным переписи, до осуждения в полной семье проживало всего 35,5 % осужденных, в то время как в неполной — 48,6 %, а также 4,1 % с бабушкой или дедушкой, 3,1 % с опекуном, в детдоме — 8,1 %, в приемной семье — 0,4 %, без определенного места жительства — 0,2 %.

Получается, что более половины (64,5 %) всех содержащихся в воспитательных колониях были лишены возможности жить в полноценной семье даже по формальному принципу. Имеется в виду, что неполная семья не является бесспорно криминогенной, и в полных семьях встречаются проявления девиантного поведения — алкоголизм или постоянное пьянство родителей, отсутствие нормальных отношений, создающих благоприятный морально-психологический климат в семье, наличие физического и психического насилия над собственными детьми и т. п., что может в последующем привести подростков в воспитательную колонию.

Таблица 2

Семейное положение несовершеннолетних осужденных респондентов, содержащихся в воспитательных колониях

Воспитание осужденного в зависимости от семейного положения %

Есть оба родителя 27,3

Есть только мать 32,9

Есть только отец 12,5

Родителей нет, жил и воспитывался у родственников 18,2

Родителей нет, жил в детдоме 6,8

Затруднились с ответом 2,3

Как видно из табл. 2, у большинства респондентов (70,4 %) были неполные семьи.

Из них большая часть (32,9 %) воспитывалось матерью, без отца. Это, конечно, не говорит о том, что все одинокие или разведенные матери не могут должным образом воспитывать своих детей. Это лишь отражает сложившуюся в обществе ситуацию, согласно которой дети после разводов остаются, в большинстве случаев, с матерью, а также общую тенденцию роста одиноких матерей, изначально воспитывающих детей без мужчины.

Обращает на себя внимание тот факт, что как по данным переписи, так и по полученным ответам невысоко число тех, кто воспитывался в детском доме (соответственно 8,1 % и 6,8 %). Это объясняется тем, что большинство детей живет в семьях, и доля воспитанников госучреждений в воспитательных колониях соотносима с долей детей, живущих и воспитывающихся в детдоме.

Семейное положение несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, несколько отличается. Здесь доля неполных семей ниже, одна треть таких подростков воспитывались в семье с одним родителем, как правило, матерью.

При рассмотрении семейного положения осужденных обоснованным является вопрос: есть ли в семье еще дети? (табл. 3).

Таблица 3

Наличие детей в семьях несовершеннолетних осужденных респондентов, содержащихся в воспитательных колониях

Варианты ответа %

Единственный ребенок 19,3

Двое детей 23,9

Трое и более 17,0

Затруднились с ответом 39,8

У большинства (23,9 %) из тех, кто смог конкретно ответить на данный вопрос, в семье были братья или сестры. При этом велик процент тех, кто затруднился конкретно ответить на данный вопрос (39,8 %). Полагаем, что часть из тех, кто дали подобный ответ, не имели полноценной семьи и жили и воспитывались либо у родственников, либо в детдоме, а таких в общей сложности 27,3 % (см. табл. 2). Можно предположить, что некоторые,

давшие такой ответ, не имеют каких-либо сведений о семье из-за того, что в связи с осуждением социальные связи были потеряны или прерваны.

Сегодня из-за сокращения числа воспитательных колоний по причине их малой наполняемости в связи с общей тенденцией уменьшения численности подростков (демографическая проблема 90-х гг. прошлого века), либерализацией уголовного наказания, а также складывающейся тенденцией к назначению наказаний, не связанных с лишением свободы, в некоторых субъектах Российской Федерации нет колоний. В связи с этим несовершеннолетие преступники отбывают наказание в других регионах. Подобное явление отрицательно сказывается на поддержании социальных связей с семьей, происходит отрыв несовершеннолетнего от семьи.

О благополучии семьи в первую очередь свидетельствует трудовая занятость родителей (табл. 4). У большинства респондентов родители работают, из них оба работают у 26,1 % (при этом отметим, что оба родителя есть у 27,3 % респондентов), один родитель работает, а второй нет (или второго просто нет) у 23,9 %. Обращает на себя внимание тот факт, что велик процент семей, в которых родители (единственный родитель) вообще не работают — 15,9, и тех, кто затруднился дать ответ на данный вопрос. Это значит, что либо отношений нет совсем, либо при общении этот столь важный вопрос остается незамеченным.

Таблица 4 Трудовая занятость родителей несовершеннолетних осужденных респондентов, содержащихся в воспитательных колониях

Варианты ответа %

Работают оба родителя 26,1

Работает один родитель 23,9

Родители не работают 15,9

Затруднились с ответом 34,1

Следует отметить, что преступная активность неучащихся и неработающих несовершеннолетних и распространенность преступлений среди студентов, школьников, работающих подростков различна. Конечно, возраст респондентов не велик, и

поэтому большинство из них не могли работать до осуждения. Из опрошенных нами респондентов 40,9 % ответили, что работали,

48,9 % — не работали и 10,2 % — затруднились с ответом на данный вопрос. Однако труд несовершеннолетних оплачивается невысоко, а возрастающие потребности нередко толкают молодых людей на совершение преступления. Особенно при условии, что у части респондентов никто из родителей не работали. Велико и число (75 %) тех, кто осужден за преступления, связанные с хищением или завладением чужим имуществом (ст. 158, 161, 162, 164, 166 УК РФ).

Изучение вопросов трудового состояния воспитанников колоний до осуждения имеет прямое практическое значение при организации начального профессионального образования, профессиональной подготовки и привлечения к труду. К примеру, при привлечении осужденных, достигших 18 лет, к работам по хозяйственному обслуживанию или к выполнению работ без оплаты труда по благоустройству в свободное от основной работы время необходимо знать их отношение к работе до осуждения. Кроме того, знание администрации колонии о наличии или отсутствии определенного опыта работы нужно для более рациональной организации трудового процесса.

Трудовая занятость подростков, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, влияет на принятие решения судьей о назначении наказаний, не связанных с лишением свободы, что обусловлено особенностями их содержания и возможностью исполнения. Именно это в большинстве случаев имеет решающее значение при назначении таких наказаний, как штраф, исправительные работы. Хотя согласно действующему уголовному законодательству штраф назначается как при наличии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего, так и при его отсутствии, судьи редко его применяют к тем, у кого его нет (а у большинства подростков его нет), чтобы не ухудшить материальное положение лица. Несмотря на то, что штраф может быть взыскан с родителей или законных представителей с их согласия, доля назначения этого наказания не увеличивается (10 %). Подростки, совершающие преступления, как правило, воспитываются в тех семьях, где доход невысокий.

На возможность назначения такого наказания, как исправительные работы, влияет

формулировка ст. 50 УК РФ, которая за последнее десятилетие не раз подвергалась изменениям со стороны законодателя. Так, например, с момента вступления Уголовного кодекса РФ 1996 г. в законную силу до декабря 2003 г. исправительные работы назначались только тем осужденным, у которых имелось основное место работы. В декабре 2003 г. в УК РФ были внесены изменения, согласно которым исправительные работы стали назначаться только тем, у кого отсутствует основное место работы [4]. В настоящее время ст. 50 УК РФ вновь претерпела изменения, согласно которым исправительные работы назначаются как при наличии основного места работы, так и при отсутствии такового у осужденного [5].

Проведенные исследования, свидетельствуют, что 65 % осужденных к исправительным работам несовершеннолетних нигде не работали и не учились, лишь 35 % работали. Подростки, в основном, заняты неквалифицированным низкооплачиваемым трудом. Например, они работали грузчиками (26 %), экспедиторами (13 %), автослесарями (13 %), разнорабочими (8,7 %), слесарями (8,7%), продавцами-реализаторами (8,7 %). Операторы, монтажники, каменщики, резчики стекла, сварщики, кладовщики, электрики, уборщицы, плотники среди работающих несовершеннолетних составляли около 2 % [6].

Говоря о нравственно-психологической характеристике, следует заметить, что у несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, а также осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, побуждения, интересы, стремления сводятся к потребительству, вытесняя благородные стремления и общественно полезные цели. Они хотят «веселой жизни», взять от общества все, ничего не отдавая взамен.

Некоторые несовершеннолетние от своих близких, побывавших в заключении, впервые узнали о криминальной субкультуре и ее романтике, о «легких» деньгах и сами преступили закон, чтобы доказать себе и другим, что тоже чего-то значат в жизни, тоже уже «взрослые и лихие парни». Доказать значимость по-другому некоторые из них не могли, так как ничего другого не видели в жизни и не знали, что бывают другие отношения, другие ценности, другая культура.

При этом исследование показало, что велик процент (45,5) тех, у кого такого примера в лице родственников и друзей не было, но, тем не менее, они пошли на преступление. У части из них сыграл роль так называемый юношеский максимализм и желание идти вразрез с мнением взрослых, желание совершать то, что порицаемо взрослыми, и т. п.

Подростки совершают преступления, чтобы улучшить материальное положение; зачастую ими движет желание иметь «престижные» вещи, модную одежду, деньги, либо утвердить превосходство над своими сверстниками (причинение побоев, легкого вреда здоровью), показать себя «крутыми».

Например, несовершеннолетний Я. был осужден к исправительным работам за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ. Возвращаясь домой ночью, несовершеннолетний Я. увидел возле дома автомобиль и предложил своему другу — несовершеннолетнему С. покататься на нем. Из машины они ничего не похищали, хотели только покататься [7].

Качественные и количественные характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, являются важнейшим индикатором социального благополучия.

Относительно категорий совершаемых преступлений необходимо отметить, что в воспитательные колонии не могут быть помещены несовершеннолетние (т. е. им не может быть назначено наказание в виде лишения свободы), совершившие преступления небольшой или средней тяжести впервые. Таким образом, в колониях в большинстве своем находятся несовершеннолетние, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (за преступления небольшой тяжести отбывает наказание 1,0 %, средней тяжести — 11,5 %, тяжкие преступления — 61,9 %, особо тяжкие — 25,6 %).

К наказаниям, не связанным с лишением свободы, осуждаются несовершеннолетние, совершившие преступления небольшой и средней тяжести (75—80 %); за совершение ими тяжких и особо тяжких преступлений такие наказания назначаются при наличии обстоятельств, признанных судом исключительными.

Следует отметить узость сферы преступных посягательств несовершеннолетних. Из более 130 составов преступлений, за которые

несовершеннолетние могут нести уголовную ответственность согласно действующему УК РФ, реально структуру их преступности образуют не более 25, а широко распространенными остаются 10—14 видов [8].

Структура основных видов преступлений, совершаемых несовершеннолетними, содержащимися в воспитательных колониях, представлена в табл. 5.

Таблица 5

Преступления, совершенные несовершеннолетними, содержащимися в воспитательных колониях

Статья УК РФ Состав преступления Кол-во несовершеннолетних, %

158 Кража 22,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

161 Грабеж 20,4

162 Разбой 16,0

111 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью 11,8

105 Убийство 6,1

166 Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения 7,9

132 Насильственные действия сексуального характера 6,2

228 Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств и их аналогов 1,3

Иные преступления 7,6

В целом как по данным переписи, так и по полученным результатам в ходе опроса несовершеннолетних, содержащихся в воспитательной колонии г. Ангарска Иркутской области, основу составляют преступления, касающиеся хищения или завладения чужим имуществом (67 % и 75 % соответственно).

Следует отметить, что основу преступлений, за совершение которых подросткам назначаются наказания, не связанные с лишением свободы, составляют кражи (ч. 1 и 2 ст. 158; ч. 3 ст. 30; ч. 1 и 2 ст. 158

УК РФ) — 35 %, третью часть занимают посягательства на здоровье (побои, причинение легкого вреда здоровью) — 30 %. Кроме того, встречаются такие виды преступлений, как угон, приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, причинение тяжкого вреда по неосторожности, заведомо ложные показания.

Таким образом, самыми распространенными преступлениями, совершаемыми лицами, не достигшими возраста 18 лет, остаются преступления корыстной направленности, которые занимают первое место в общей структуре преступности несовершеннолетних.

По данным переписи большинство осужденных (54,8 %) осуждены впервые,

остальные 43,2 % — уже были осуждены, в основном условно. При этом самый высокий процент лиц, ранее осужденных к лишению свободы, у осужденных, отбывающих наказание по ст. 158 УК РФ. Как справедливо отмечают авторы, это свидетельствует о том, что данная категория осужденных нуждается в особом контроле как в период отбывания наказания в виде лишения свободы со стороны администрации исправительных учреждений, так и после освобождения из мест лишения свободы со стороны государственных, правоохранительных органов и общественных организаций. Наказания же, не связанные с лишением свободы, назначаются лицам, впервые совершившим преступления.

Одной из составляющих уголовно-правовой характеристики несовершеннолетнего осужденного является срок назначенного наказания. Данные специальной переписи относительно сроков назначенного наказания нами были обобщены для удобства сравнения с полученными данными в ходе проведенного исследования и представлены в табл. 6.

По данным переписи большинство осужденных несовершеннолетних осуждены на срок от 2 до 5 лет, а средний срок содержания в воспитательных колониях составил

3,4 года. Среди опрошенных нами респондентов велика доля осужденных на срок от 5 до 10 лет. Представляется, что это обстоятельство связано с тенденцией не назначать несовершеннолетним наказания, связанные с лишением свободы, за преступления небольшой и средней тяжести. Сроки же лишения свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления соответственно выше, даже

при условии применения на практике ч. 6.1 ст. 88 УК РФ (при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину).

Таблица 6

Распределение осужденных, в зависимости от срока наказания, %

Сроки наказания Данные переписи Данные респондентов

До 2 лет 21,8 14,8

От 2 до 5 лет 63,4 22,7

От 5 до 10 лет 14,8 36,4

Затруднились с ответом - 26,1

Таким образом, следует отметить, что серьезных различий в социально-демографической характеристике несовершеннолетних, осужденных как к лишению свободы, так и к наказаниям, не связанным с лишением свободы, нет. Следует отметить, что уровень образования последних несколько выше, а также наличие у большего их числа определенного рода занятий. Данные факты и учитываются судьями при рассмотрении возможности назначения наказания, не связанного с изоляцией от общества.

Определенные отличия имеются в уголовно-правовой характеристике рассматриваемых категорий несовершеннолетних, что соответствует положениям действующего уголовного законодательства. Эти особенности заключаются в отсутствии в структуре преступлений, за которые несовершеннолетние осуждаются к наказаниям, не связанным с лишением свободы, большой общественной опасности.

Проведенное исследование показало, что преступления несовершеннолетних рассматриваемых групп совершаются, как правило,

с корыстной мотивацией. В основном, несовершеннолетние совершают преступления в составе группы (срабатывает инстинкт «стаи»). При этом группы осужденных к наказаниям, не связанных с лишением свободы, как правило, состоят из лиц, не достигших 18 лет, и совершенные ими преступления менее опасны, чем те, которые совершаются группами, в состав которых входят взрослые.

1. Данные Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2. Данилин Е. М., Селиверстов В. И. Осужденные в воспитательных колониях. По материалам специальной переписи осужденных и лиц, содержащихся под стражей, 12—18 ноября 2009 г. / под ред. В. И. Селиверстова. Вып. 2. М., 2011.

3. Осинский И. И., Гылыкова Э. В. Бурятская городская семья на рубеже ХХ—ХХ1 веков. Социологический анализ. Улан-Удэ, 2003. С. 3.

4. См.: О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 8 дек. 2003 г. № 162-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.

5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. 9 дек. (№ 5654).

6. Рогова Е. В. Исправительные работы и особенности их применения к несовершеннолетним / науч. ред. А. Л. Репецкая. Иркутск, 2005. С. 89.

7. Дело № 1-1421/97 // Архив Орджони-кидзевского районного суда г. Екатеринбурга.

8. Криминология. Особенная часть : учеб. пособие / под общ. ред. В. Я. Рыбальской. Иркутск, 2001. С. 89.

Comparative Characteristics of the Personality of Juveniles Detained in Correctional Colonies and Convicted to Punishment, not Connected with Isolation from the Society

© Rogova E., Gayday M., 2013

The article presents a comparative analysis of the characteristics of minors sentenced to deprivation of liberty and contained in the colonies and of minors sentenced to a punishment not related to deprivation of liberty. The specific data on the age, gender, education, family status and other characteristics of these persons allowed to define their characteristics and see what the differences are.

Key words: criminological characteristics; the identity of the juvenile; a minor convict; crime; the punishment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.