Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖОМ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ИСКУССТВЕННЫЕ ОСТРОВА / ВОДНЫЙ ОБЪЕКТ / СПЕЦИФИЧНЫЙ ОБЪЕКТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыжкова Александра Петровна, Большакова Елена Сергеевна

В данной статье анализируется правовое регулирование искусственных земельных участков в России и мире. Проводится исследование в области определения правового режима искусственных участков в Российской Федерации, с учетом того, что вопрос в данной сфере мало изучен, то авторы при сравнение российского и международного законодательства приходят к выводу, что существует необходимость в создании международных актов для определения правового статуса искусственных островов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыжкова Александра Петровна, Большакова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ARTIFICIAL LAND PLOTS IN RUSSIA AND ABROAD

This article analyzes the legal regulation of artificial land plots in Russia and the world. A study is being conducted in the field of determining the legal regime 409 of artificial sites in the Russian Federation, taking into account the fact that the issue in this area has been little studied, the authors, when comparing Russian and international legislation, come to the conclusion that there is a need to create international acts to determine the legal status of artificial islands.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖОМ»

УДК 349.41

Рыжкова Александра Петровна Большакова Елена Сергеевна Уральский государственный юридический университет

имени В.Ф. Яковлева Екатеринбург, Россия sasha021002@mail .ru bolshakovaaaaaa@yandex.ru Ryzhkova Alexandra Bolshakova Elena Ural State Law University named after V.F. Yakovlev

Russia, Yekaterinburg

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

ЗАРУБЕЖОМ.

Аннотация: в данной статье анализируется правовое регулирование искусственных земельных участков в России и мире. Проводится исследование в области определения правового режима искусственных участков в Российской Федерации, с учетом того, что вопрос в данной сфере мало изучен, то авторы при сравнение российского и международного законодательства приходят к выводу, что существует необходимость в создании международных актов для определения правового статуса искусственных островов. Ключевые слова: искусственные земельные участки, искусственные острова, водный объект, специфичный объект, законодательное регулирование. COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS OF ARTIFICIAL LAND PLOTS IN

RUSSIA AND ABROAD Annotation: this article analyzes the legal regulation of artificial land plots in Russia and the world. A study is being conducted in the field of determining the legal regime

408

of artificial sites in the Russian Federation, taking into account the fact that the issue in this area has been little studied, the authors, when comparing Russian and international legislation, come to the conclusion that there is a need to create international acts to determine the legal status of artificial islands. Key words: artificial land plots, artificial islands, water body, specific object, legislative regulation.

Российская Федерация с учетом ее площади и протяженности занимает первое место относительно других стран. Однако проблема нехватки земли под строительство в пределах городской черты остается актуальной, ведь активная урбанизация является следствием увеличения плотности застраиваемой территории [1]

Именно поэтому на данный момент так широко распространена практика образования искусственных земельных участков (далее - ИЗУ) на водных объектах.

Образование новых земельных участков и увеличение прибрежной полосы вследствие намыва грунта и песка водой известно еще со времен римского права под названием alluvio, а отрыв полосы земли и последующее ее сращивание с другой частью суши именовалось avulsio [4]. В русской дореволюционной литературе намыв (alluvio) и отрыв (avulsio) считались способами приобретения права собственности на землю наряду с обнажением русла реки и возникновением островов [5] либо способами естественного приобретения права собственности независимо от владения путем «приращения недвижимого имущества к недвижимому»

Исследуя данный вопрос, необходимо начать с того, что искусственный земельных участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности признается как сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое

после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.

409

Искусственно созданный земельный участок может также прилегать к существующим земельным участкам или быть изолированным от них.

Правовой статус данного объекта весьма неоднозначен, и связано это, в том числе, со специфическими признаками данного объекта.

Так, основываясь на определении искусственного земельного участка, указанном в законодательстве, предполагается возможным выделить следующие признаки, характеризующие данный специфический объект:

Во-первых, искусственный земельный участок рассматривается в качестве сооружения. Под сооружением в российском законодательстве понимается вид объекта недвижимости и объектов капитального строительства. Более подробное, детализированное определение содержится непосредственно в Федеральном законе от 30.12.2009 N Э84-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - №384 -ФЗ), согласно которому, сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в иных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;

Во-вторых, создание искусственного земельного участка осуществляется путем намыва или отсыпки донного грунта, либо с использованием других технологий;

В-третьих, следует отметить тот факт, что сам по себе искусственный земельный участок не является земельным участком до момента его ввода в эксплуатацию.

Из данного положения также можно сделать вывод о том, что фактически искусственный земельный участок по своим свойствам не должен отличаться

от природных, естественных земельных участков, то есть должен обладать фундаментальным свойством, а именно:

Являться частью поверхности Земли, составляющей сушу, то есть он должен характеризоваться не опосредованной связью с землей через строительные и иные эксплуатационные конструкции, механизмы, а именно принадлежность к земной суше, её «продолжение».

Дополнительным признаком ИЗУ является цель создания, состоящая в возведение объектов капитального строительства.

Важным в этой связи с точки зрения правового анализа является и то, что наделение искусственного земельного участка статусом земельного участка предполагает, что этот земельный участок становится объектом гражданско-правового оборота, а именно:

1) искусственный земельный участок становится недвижимым имуществом, под которым согласно ст. 130 ГК РФ понимаются объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения, которым является искусственный земельный участок;

Рассмотрим правовое регулирование данного объекта. Законодательное регламентация отношений, связанных с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков весьма ограниченно, так, например, нормативные правовые акты регионального (местного) уровня не могут регулировать отношения, направленные на создание искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства.

Специализированные нормы ранее упомянутого Федерального закона

«Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах,

находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в

отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19.07.2011 N 246411

ФЗ (далее - №246 - ФЗ) отношении такого специфического объекта, как искусственный земельный участок, затрагивают такие правовые аспекты:

(а) последовательность действий при подготовке, а также согласовании проекта разрешения для образования искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности; (б) согласование создания искусственного земельного участка; (в) установление перечня обязательных работ, которые необходимо провести для того, чтобы создать искусственный земельный участок; (г) определение порядка заключения, а также существенных условий договора о создании искусственного земельного участка; (д) особенности, связанные с подготовкой документации по планировке территории и проектной документации искусственно созданного земельного участка и (или) размещаемого на нем объекта капитального строительства и др.

С точки зрения правового анализа статуса исследуемого объекта интересным является тот факт, что он, согласно ст. 13 Закона № 246-ФЗ, может находиться в собственности граждан и юридических лиц, однако детального правового регулирования, включающего в себя перечень оснований приобретения права собственности на такие земельные участки, в частности, физическими лицами не предусмотрено, также остается нерешенным вопрос о том, кому на праве собственности будут принадлежать береговые линии в границах такого искусственного земельного участка.

Помимо этого, на территории РФ существует несколько проектов по образованию искусственных островов. Одним из наиболее известных является проект «Остров Федерация», который изначально создавался с целью размещения на искусственном архипелаге в акватории Чёрного моря города Сочи, однако данный проект не был реализован. В Санкт-Петербурге в 2015 году завершились работы по образованию искусственного земельного участка площадью 16,61 га на части акватории Финского залива в западной части Крестовского острова. Указанный ИЗУ предполагал реконструкцию

412

набережной и размещение в границах участка объектов транспортной инфраструктуры - парковочное пространство, автомобильные дороги и проезды, которые впоследствии обеспечат функционирование расположенного рядом стадиона. На 2022 год планы по благоустройству были выполнены.

Обратимся к законодательству зарубежных стран для исследования вопроса с точки международной практики. Нормативно правовые акты по большей части содержат термин «искусственные острова», так как правоотношения по расширению территории складываются в морских пространствах, оторванных от берегов государств, потому в силу географического расположения и установленных границ государств невозможно строительство полуостровов, и вводятся только острова.

Непосредственно как мы упоминали ранее целью создания искусственных земельных участков является расширение территории из-за изменений климата, повышения уровня океана с различной интенсивностью в разных регионах. Для предотвращения изменения климата, страны по всему миру планируют рассмотреть проекты строительства искусственных островов. Так, Правительством Дании поддержан проект постройки девяти островов, называемых Но1тепе (Островки), расположенных в проливе Эресунн к югу от Копенгагена.

Правовое положение искусственных островов регламентируется

большинством международных актов, в том числе Конвенцией ООН 1982,

которая устанавливает порядок создания искусственных островов на

континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне

регламентируется Конвенцией ООН 1982 года. Согласно данному

нормативному акту, остров - это естественно образованное пространство суши,

окруженное водой, которое находится выше уровня воды при приливе. Однако

легальное определения понятия «искусственный остров» не закреплено в

данной Конвенции. Исходя из положений Конвенции можно провести

следующее разделение между данными понятиями: вокруг искусственного

413

острова может быть установлена только зона безопасности, но не территориальное море, также вокруг искусственных островов отсутствует исключительная экономическая зона и зона континентального шельфа. Данные меры необходимы, чтобы у государств не возникало желание расширить свою территорию посредством создания искусственных объектов. Существенным условием возведения таких объектов государствами в открытом море является отсутствие нарушений прав других субъектов.

Несмотря на отсутствие должного регулирования вопроса создания, искусственные острова начали использоваться государствами достаточное количество времени. На сегодняшний день лидерами в данной области являются Объединенные Арабские Эмираты, возведшие «Пальмовые Острова в Дубае», расположенные в Персидском заливе. Однако правообладатели недвижимости на созданных искусственных островах обязаны соблюдать «Правила проживания», которые крайне ограничивают свободу собственника, а именно вводятся ограничения на надстраивание дополнительных этажей, возведение высоких заборов, а также разбивка садов, посадка которых разрушает конструкцию, сдерживающую насыпной песок [2].

Еще одним островным проектом Объединенных Арабских Эмиратов является архипелаг «Мир» [3].

Аналогичные работы по созданию искусственных земельных участков широко ведутся в США, Китае, Японии, Бразилии, Аргентине, а также в Российской Федерации, как упоминалось ранее.

Китайская Народная Республика имеет в своем арсенале один из крупнейших аэропортов мира - главный аэропорт Гонконга - Чхеклапкок, большая часть которого расположена на искусственном острове, возведенном рядом с Чек Лап Кок, и соединены с крупнейшим естественным островом Гонконга — Лантау. Но помимо положительной стороны в сфере создания искусственных островов, специалисты утверждают, что строительство метрополии около Лантау окажет ущерб морской жизни, а сам остров станет

414

уязвим для наводнений из-за изменения климата. Ученые приводят в пример тайфун Джеби, который осенью 2018 года вызвал разрушительное наводнение в аэропорту Осаки, Япония, построенном на насыпных землях. Кроме того, искусственный остров для расширения застройки нанесет ущерб китайским белым дельфинам, которые находятся под угрозой исчезновения.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что государства с разной территориальной площадью нуждаются в дополнительном пространстве. Однако в иностранных государствах из-за географического расположения и недостатка территориального пространства создание искусственных земельных участков более актуально, в сравнении с Россией. В Российской Федерации существует несколько реализованных проектов, но с учетом того, что система государством не выделяет достаточное количество средств, которые смогли бы частично восполнить затраты на реализацию проектов по созданию искусственных земельных участков, также не предусмотрены меры «поощрения», в том числе различные налоговые льготы. В том числе в период проведения Чемпионата Мира по футболу в 2018 году Ростов -на- Дону хотел выступать в качестве принимающего города, для этого был составлен план по созданию искусственного земельного участка, но после подсчетов всех расходов власти решили отказаться от данной идеи.

Вопрос о регулировании создания искусственных земельных участков на сегодняшний день остается открытым. Однако принимая во внимание факт угрозы экологическому состоянию и природному балансу в мире, необходимо ввести более строгий порядок создания и регистрации искусственных земельных участков.

Потому мы считаем, что существует необходимость в разработке

международного акта, регламентирующего создание искусственных островов,

положения которого будут ратифицированы государствами. На территории

Российской Федерации необходимо дополнить специальный закон об

искусственных земельных участках положениями, допускающими возможность

415

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20

их создания не только на федеральной собственности и создающими особый, более гибкий механизм перевода категорий земель, сопряженных с искусственными участками. Кроме того, государство должно в полной мере обеспечивать финансирование из бюджета РФ, а также субъектов РФ и привлекать инвестирование со стороны частных лиц в проекты, определять льготные ставки налогообложения, тем самым обеспечивая стимулирование субъектов по ИЗУ.

1.Павлова М.А. Искусственный земельный участок: долгий путь к правовой определённости // Современные научные исследования и инновации.

2.Малимонова А.С. Анализ правового регулирования создания искусственных земельных участков в России и Германии // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. Краснодар: Новация, 2016. С.

3.Калачук Т.Г., Наумова С.С. Правовой режим земель водного фонда // Вектор ГеоНаук. 2021. Т.4. №1. С. 66-69.)

4.Тыжнов Ф. О приращении по римскому праву, сравнительно с французским и русским законодательствами. Казань, 1858

5.Гражданское право / Тютрюмов И.М. - Юрьев: Тип. К. Маттисена, 1922.

Список литературы:

2017. № 2

107-110.

- 543 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.