Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОСОЮЗА И РФ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОСОЮЗА И РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
754
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ЕС / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / УРОВНИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ / BUDGET / BUDGET SYSTEM OF EUROPEAN UNION / BUDGET SYSTEM OF RUSSIAN FEDERATION / EUROPEAN UNION / BUDGET SYSTEM LEVELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минина Т.И., Власова С.О.

В статье в сравнительном контексте проанализированы бюджетные системы Российской Федерации и Европейского союза. Авторами отмечается, что определений бюджетной системы существует множество, от юридических, структурных до экономических. В статье представлено несколько определений бюджетной системы. Очевидно, что во многом определяет свойства бюджетной системы Российской Федерации Конституция и Бюджетный Кодекс РФ. Бюджетная система ЕС может быть определена как совокупность всех бюджетов ЕС, включающая систему экономических отношений институтов ЕС, систему экономических отношений государств-членов Европейского союза для координации, синхронизации и гармонизации бюджетной политики. Авторы обращают внимание, что особенностью бюджета ЕС является централизованное управление в сочетании с соблюдением интересов каждого государства- члена ЕС. Также называются институты, ответственные за исполнение бюджета ЕС. В системе органов управления бюджетной системой, так же, как и источниках доходов бюджетной системы, существует базовое сходство, при наличии, на взгляд авторов, экономически не принципиальных национальных особенностей бюджетных систем. Авторами обоснован тезис о том, что принципиальным отличием бюджетной системы РФ и ЕС является количество уровней бюджетной системы. В РФ функционирует трехуровневая система в то время, как в ЕС реализовывается двухуровневый механизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE BUDGET SYSTEM OF THE EUROPEAN UNION AND THE RUSSIAN FEDERATION

In the article, the budget systems of the Russian Federation and the European Union are analyzed in a comparative context. The authors note that there are many definitions of the budget system, legal, structural and economic. The article presents several definitions of the budget system. It is obvious that the properties of the budgetary system of the Russian Federation are largely determined by the Constitution and the Budget Code of the Russian Federation. The EU budget system can be defined as the integrity of all EU budgets, including the system of economic relations of the EU institutions, the system of economic relations of the EU member states for the coordination, synchronization and harmonization of budgetary policy. The authors draw attention to the fact that the peculiarity of the EU budget is centralized management combined with the observance of the interests of each EU member state. In addition, the entities responsible for the EU budget fulfilment are named. In the budget system authority’s structure and in the sources of budget system income, there is a basic similarity. As authors see it, there are non-fundamental and not very important differences in national budget systems. The thesis is substantiated that the principal difference between the budget system of the Russian Federation and the EU is the number of levels. In our country, a three level system functions, while in the EU a two-level mechanism is implemented

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ЕВРОСОЮЗА И РФ»

УДК 336.011

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

ЕВРОСОЮЗА И РФ

Минина Т.И., к.э.н., доцент

МИРЭА -Российский технологический университет, г. Москва, Россия E-mail: Tatiana.minina2305@mail.ru Власова С.О., студент МИРЭА -Российский технологический университет, г. Москва, Россия

E-mail: vso1996@list.ru

Аннотация. В статье в сравнительном контексте проанализированы бюджетные системы Российской Федерации и Европейского союза.

Авторами отмечается, что определений бюджетной системы существует множество, от юридических, структурных до экономических. В статье представлено несколько определений бюджетной системы. Очевидно, что во многом определяет свойства бюджетной системы Российской Федерации Конституция и Бюджетный Кодекс РФ.

Бюджетная система ЕС может быть определена как совокупность всех бюджетов ЕС, включающая систему экономических отношений институтов ЕС, систему экономических отношений государств-членов Европейского союза для координации, синхронизации и гармонизации бюджетной политики.

Авторы обращают внимание, что особенностью бюджета ЕС является централизованное управление в сочетании с соблюдением интересов каждого государства- члена ЕС. Также называются институты, ответственные за исполнение бюджета ЕС.

В системе органов управления бюджетной системой, так же, как и источниках доходов бюджетной системы, существует базовое сходство, при наличии, на взгляд авторов, экономически не принципиальных национальных особенностей бюджетных систем. Авторами обоснован тезис о том, что принципиальным отличием бюджетной системы РФ и ЕС является количество уровней бюджетной системы. В РФ функционирует трехуровневая система в то время, как в ЕС реализовывается двухуровневый механизм.

Ключевые слова: Бюджет, бюджетная система ЕС, бюджетная система РФ, Европейский союз, уровни бюджетной системы.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE BUDGET SYSTEM OF THE EUROPEAN UNION AND THE RUSSIAN FEDERATION

Minina T.I., Ph.D on Economics

MIREA- RTU, Moscow, Russia E-mail: Tatiana.minina2305@mail.ru Vlasova S.O., student MIREA- RTU, Moscow, Russia E-mail: vso1996@list.ru

Abstract. In the article, the budget systems of the Russian Federation and the European Union are analyzed in a comparative context.

The authors note that there are many definitions of the budget system, legal, structural and economic. The article presents several definitions of the budget system. It is obvious that the properties of the budgetary system of the Russian Federation are largely determined by the Constitution and the Budget Code of the Russian Federation.

The EU budget system can be defined as the integrity of all EU budgets, including the system of economic relations of the EU institutions, the system of economic relations of the EU member states for the coordination, synchronization and harmonization of budgetary policy.

The authors draw attention to the fact that the peculiarity of the EU budget is centralized management combined with the observance of the interests of each EU member state. In addition, the entities responsible for the EU budget fulfilment are named.

In the budget system authority's structure and in the sources of budget system income, there is a basic similarity. As authors see it, there are non-fundamental and not very important differences in national budget systems. The thesis is substantiated that the principal difference between the budget system of the Russian Federation and the EU is the number of levels. In our country, a three level system functions, while in the EU a two-level mechanism is implemented

Keywords: Budget, budget system of European Union, budget system of Russian Federation, European Union, budget system levels.

Рассмотрим в сопоставительном ключе бюджетную систему РФ и Европейского союза, начав с характеристики первой.

Бюджетная система РФ. Бюджетная система РФ в целом может быть определена как совокупность бюджетов государства,

административно-территориальных единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях и юридических нормах. Характер бюджетной системы определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства [7].

Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1]. Бюджетная система с позиций экономической теории - есть иерархически организованная совокупность финансовых отношений государственных органов со всем многообразием экономического разнообразия юридических, физических лиц - субъектов экономики на федеральном уровне. Второй уровень бюджетной системы - отношения с региональными единицами в рамках формирования и использования

централизованного денежного фонда: бюджетов, методов и способов их формирования и исполнения, а также совокупность органов управления этими отношениями. Третий уровень- отношения на уровне местных органов управления финансами.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов [1].

Таким образом, определений бюджетной системы существует много, от юридических, структурных до экономических. Все они трактуют понятие бюджетной системы абсолютно по- разному, единство внутреннего смыслового содержания не существует. Центром смысловой нагрузки определений бюджетной системы РФ могут являться государственные денежные средства - бюджеты, отношения по поводу их формирования и функционирования, а также иерархия таких отношений. Объединяет все определения положение о том, что бюджетная система РФ является трехуровневой. Это проистекает из законодательных актов на уровне Федерации, т. е. Конституции и Бюджетного Кодекса РФ.

Очень кратко назовем уровни бюджетной системы РФ. Первый уровень - федеральный, второй - субъекты федерации (регионы), третий уровень в рассматриваемой нами иерархии бюджетной системы - муниципальные образования, то есть муниципальные районы, поселения, а также городские округа.

Следуя логике очерченной проблематики, отметим, что функционирование бюджетной системы опосредуется следующими группами финансовых отношений, при этом имеет место определенная особенность - государство выступает как центральный элемент этой системы.

Выделим основные направления

функционирования бюджетной системы:

• Государственный аппарат и субъекты экономики в процессе формирования централизованных денежных средств.

• Государственный аппарат и организации, учреждения непроизводственной сферы, находящиеся на бюджетном финансировании.

• Государственный аппарат и население в контексте формирования доходов бюджета и выплаты различных компенсаций и оказания социальной поддержки малообеспеченным гражданам.

• Отношения между институтами кредитно- финансовой системы (Министерством финансов, Центральным банком РФ и др.);

• Российская Федерация и зарубежные организации и государства в области создания совместных публичных денежных фондов.

Бюджетный процесс Российской Федерации составляет четыре стадии: составление проекта бюджета, рассмотрение бюджета, утверждение бюджета, исполнение бюджета и составление отчета об исполнении бюджета. Основанием данной деятельности являются федеральные юридические акты, в частности БК РФ.

Охарактеризуем специфику основных функций бюджетной системы Российской Федерации.

• Фискальная функция, состоящая в обеспечении посредством усилий налоговой системы необходимого для государственной деятельности объема ресурсов; эта функция позволяет формировать достаточный уровень средств для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также осуществление деятельности аппарата управления государством.

• Функция экономического регулирования, состоящая в использовании налогов и расходов в качестве рычагов управления хозяйственно-экономической деятельностью и осуществление целей экономической политики (в т. ч. стабилизация экономического поступательного развития, стимулирование экономического роста, реализация структурных изменений).

• Функция выравнивания доходов экономических субъектов в различных экономических сферах, заключающаяся в реализации механизма перераспределения доходов благодаря системе налогообложения и системе трансфертных платежей, финансовому рынку и других механизмах распределения национального дохода.

Итак, Бюджетный процесс в Российской Федерации - это законодательно регламентируемая, системно осуществляемая деятельность органов государственной власти на различных уровнях ее локализации с целью формирования и реализации государственного бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система Евросоюза.

Проанализируем бюджетную систему Евросоюза, отметив наиболее значимые ее аспекты.

Бюджетная система ЕС может быть определена как некоторая целостная системным образом организованная совокупность всех категорий бюджетов ЕС, включающая в себя, кроме прочего, во-первых, систему экономических отношений институтов ЕС, во-вторых, систему экономических отношений государств-членов Европейского союза в контексте координации, синхронизации и гармонизации центральных направлений бюджетной политики.

Особенностью бюджета ЕС является централизованное управление, которое сочетается с процессом постоянного контроля за соблюдением интересов каждого государства-члена ЕС.

За распределение бюджета в ЕС отвечают три института: Совет Европейского союза (куда входят министры из каждого государства), Европейская комиссия (представляющая исполнительную власть ЕС), Европейский парламент.

В ЕС, как и в РФ, функции высшего контрольного органа исполняет Счетная палата. Рассматривая структуру бюджетной системы ЕС

можно однозначным образом заключить, что она представлена двумя взаимосвязанным уровнями.

Доходную часть бюджета, в основном, составляют налоги и таможенные пошлины, доходы от внешнеэкономической деятельности. В ЕС введены новые виды доходов бюджета, например, сбор за не переработанный пластик. Предполагается, что данный доход может достичь 8 млрд евро в год.

Основные расходы- социальное обеспечение, реализация региональной политики, охрана окружающей среды.

«В финансовом плане на 2014-2020 годы выделено 6 ключевых направлений финансирования из наднационального бюджета, а также предельный размер этого финансирования. В частности, выделены направления, в частности, выделены направления, посвященные разумному и инклюзивному экономическому росту (Smart and Inclusive Growth), стабильному экономическому росту, природным ресурсам (Sustainable Growth: Natural Resourc), безопасности и гражданству (Security and Citizenship), формированию глобальной Европы (Global Europe), административным расходам (Administration), механизмам компенсации (Compensations)» [2].

Бюджет Евросоюза утверждается на год и на семилетний период. Так, в настоящее время действует бюджет на 2014-2020 годы, который составляет 960 млрд евро, т. е. приблизительно 1,2% валового национального дохода ЕС. В настоящее время уже запущен процесс разработки и утверждения проекта бюджета на 2021- 2027 гг.

Бюджетная система Евросоюза представлена, в отличие от бюджетной системы РФ, двумя уровнями. В качестве первого уровня обнаруживается консолидированный (общий) бюджет, который понимается как некоторый централизованный фонд денежных средств, используемых в целях покрытия расходов ЕС.

Второй уровень - это совокупность обособленных бюджетов национальных государств, входящих в состав ЕС. Фактически данный уровень может быть назван некоторым

фондом финансовых ресурсов, которые используются для решения общенациональных целей и задач.

В соответствии с принципами устройства бюджетной системы Евросоюза бюджетная политика ЕС также является двухуровневой. При проведении бюджетной политики Евросоюз не выполняет всех функций, которые заложены в основах государственного устройства. На уровне Европейского Союза не предусмотрено проведение общей фискальной политики, она остается в руках государств- членов интеграционного объединения. На уровне Евросоюза решаются лишь некоторые задачи бюджетирования путем установления бюджетных ограничений.

На уровне национальных государств бюджетная политика обладает значительной автономией от Европейского Союза: правительства стран ЕС могут самостоятельно выбирать направление бюджетной политики и распоряжаться бюджетными средствами.

Таким образом, отметим различия между бюджетными системами РФ и Евросоюза. Принципиальным отличием бюджетной системы РФ и ЕС является количество уровней. В нашей стране функционирует трехуровневая система, в то время как в ЕС реализована двухуровневая система.

В нашей стране бюджетные отношения могут быть определены в качестве центрального механизма перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта.

Именно посредством полноценной реализации бюджетных отношений происходит мобилизация и концентрация всего комплекса финансовых ресурсов, необходимых для оптимизации системы регулирования

экономического развития страны.

В ЕС бюджетная система детерминирует как наднациональное - общеевропейское -распределение консолидированных финансовых ресурсов, так и, посредством второго уровня, денежные средства которого позволяют достигать целей и задач национального экономического развития.

Вместе с тем, собственно функционал бюджетных систем РФ и ЕС может быть определен как схожий: распределение финансовых ресурсов осуществляется в разрезе соответствующих уровней. В структуре органов управления бюджетной системой и источниками доходов бюджетной системы также много общего, при существовании экономически незначимых различий.

Список использованных источников

[ 1] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020)

[2] Болотин Д.В. Совершенствование механизмов координации бюджетной политики в Европейском

Союзе // Вестник Государственного университета управления. 2016 №12, с. 81-84.

[3] Гилева А.А. Формирование расходной части бюджета Европейского союза и перспективы ее оптимизации // Инициативы XXI века. - 2016. № 32

[4] Пазына Е.О. Понятие, источники, принципы и особенности бюджета Европейского Союза // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 5, с. 106-112.

[5] Прибыльская Л. Еврокомиссар Эттингер: ЕС должен стать эффективнее // The Baltic course, 16.07.2020 http://www.baltic-course.com/rus/es_baltija/?doc=144312 &иМег1т=Эгтингер

[6] Сабитова Н.М. Организационные принципы бюджетной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 2

[7] Википедия - Бюджетная система https://ru.wikipedia.org/wiki/Бюджетная_система

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.