химический, микроэлементный и минеральный составы, петрографические особенности расслоенных основных интрузивных пород с ильменито-вой и магнетитовой минерализацией нижнерифейского оуньинского магматического комплекса и вмещающих их образований. Кроме метаморфизо-ванных в различной степени габбро, габбро-долеритов, габбро-анортозитов и анортозитов в составе комплекса нами впервые установлены габбро-нориты (в т. ч. оливинсодержащие). Особое внимание уделялось минера-графическим исследованиям рудных
Несмотря на наличие промышленных концентраций алмазов в россыпи «Ичетъю» и ее сравнительно хорошую изученность, вопрос о генезисе алмазосодержащих пород остается предметом дискуссий. Дискутируется не только вопрос об условиях образования алмазосодержащих осадков, но и подвергается сомнению их осадочное происхождение. Сходная геологическая ситуация характерна для россыпи «Осень», где пока найдено несколько кристалликов алмаза. Сравнительное изучение акцессорных минералов из россыпей «Осень» и «Ичетъю» позволит уточнить условия образования алмазосодержащих пород и более точно оценить перспективы выявления промышленных концентраций алмазов в девонских отложениях Южного и Среднего Тима-на. Цель работы заключается в установлении условий образования алмазоносных отложений района на основе изучения акцессорных минералов.
Район работ расположен в пределах Тиманской гряды, которая находится на северо-восточной окраине Восточно-Европейской платформы. С юго-запада она граничит с Мезенской си-неклизой, а с северо-востока с Печорской синеклизой и отделена от них За-падно-Тиманским и Центрально-Ти-манским разломами [4].
В геологическом строении района участвуют в основном рифейские
минералов в габброидах. Установлены два генетических типа рудной минерализации: первично-магматический (ильменит, ильменит+магнетит, магнетит) и гидротермально-метасомати-ческий (магнетит, сульфиды). При этом практическое значение могут иметь, по-видимому, только первично-магматические существенно ильменито-вые руды.
Подтверждена перспективность участка рудо проявления на наличие месторождения титана. Проведено сопоставление рудопроявления Титаник с известными месторождениями тита-
и палеозойские, в меньшей степени мезозой-кайнозойские образования. В тектоническом плане в строении Тимана выделяются три структурных этажа, отвечающие байкальскому, герцинскому и киммерийско-альпийскому этапам развития. В пределах джеджимпарминской структуры Южного Тимана проявления магматизма не выявлены. В истории развития Среднего Тимана отмечается несколько этапов проявления магматизма от рифейского до позднедевонского времени. Породы девонского возрастного комплекса, соответствующие ранним стадиям герцинской активизации региона, представлены формацией кимберлитов (кЭ^) и трапповой формацией (вЭ3) [3].
Породы асыввожской свиты представлены песчаниками желтого и розового цвета с прослоями и линзами гравелитов и глин. Отмечаются «прослои» или жилы песчаников черного цвета. Песчаники розового цвета на 70 % состоят из кварца, на 25 % из калиевого полевого шпата, на 5 % из рудного минерала. Встречаются плагиоклаз, окатанные зерна апатита, ильменита, циркона. Породы на 70 % состоят из кластического материала и на 30 % из цемента. Наблюдается плохая сортиро-ванность обломков. Цемент песчаников асыввожской свиты мелкообломочный кварцевый.
на и сделан вывод, что наиболее близкими аналогами его являются месторождения Кусинско-Копанской группы на Южном Урале. При этом наиболее существенным отличием является полное отсутствие на Титанике тита-номагнетита, что позволяет рассчитывать на хорошую обогатимость руд. Кроме того, в отличие от южноуральских месторождений, на рудопроявле-нии установлена не положительная, а отрицательная корреляция содержаний железа и титана, что имеет важное значение при выборе методики поисковых работ.
Реферат дипломной работы
Палеороссыпь «Ичетъю» приурочена к нижней части разреза пижемс-кой свиты. В базальных частях разреза залегают гравелиты и мелкогалечные конгломераты (мощностью до 2 м) с подчиненными маломощными прослоями и линзами зеленовато-серых глин с унифицированными остатками растений. Песчаники серого цвета на 80 % состоят из обломочного материала, 20 % составляет цемент. Кластический материал на 95 % сложен кварцем и на 5 % рудным минералом. Встречаются кристаллы циркона, ильменита, турмалина. Сортированность обломков хорошая. Цемент поровый, глинисто-слюдистый. Текстура полосчатая. Структура среднезернистая.
Для сравнения акцессорных минералов в девонских песчаниках и гравелитах асыввожской свиты и акцессорных минералов из песчаников и алевролитов пижемской свиты были выполнены минералогические исследования, включающие описание шлихов под би-нокуляром и микроскопом, определение химического состава отдельных минералов на энергодисперсионном спектрометре. В отдельных случаях диагностика минералов проводилась рентгеноструктурным методом. Полученные данные показывают, что исследуемые песчаники и гравелиты асыввожской свиты близки к песчаникам и алевролитам пижемской свиты по видово-
ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦЕССОРНЫХ МИНЕРАЛОВ ДЕВОНСКИХ ПАЛЕОРОССЫПЕН «ОСЕНЬ» И «ИЧЕТЪЮ»
Стажер-исследователь О. В. Кателя
11022219
му составу, но заметно отличаются по содержанию акцессориев. В породах асыввожской свиты установлено почти во всех пробах содержание турмалина более 30 % от общего состава акцессо-рий, в то время как в породах пижемс-кой свиты турмалин не превышает 10 %. Напротив, лейкоксен в породах пижемской свиты составляет около 30 %, в породах асыввожской свиты не более 10 %, однако здесь почти вдвое выше содержание рутила.
По морфологическим признакам акцессорные минералы исследуемых свит довольно близки. Так, например, цирконы в песчаниках и гравелитах асыввожской свиты представлены тремя морфологическими типами: 1-й тип — окатанные зерна округлой формы бледно-розовой окраски, 2-й тип — окатанные удлиненные зерна бледнорозового и бледно-желтого тона, 3-й тип — слабоокатанные кристаллы призматического габитуса, слабоокрашен-ные. Цирконы в песчаниках и алевролитах пижемской свиты также представлены тремя морфологическими типами, схожими по морфологическим признакам с цирконами из асыввожской свиты, однако 3-й тип здесь представлен цирконами призматического габитуса, слабоокатанными, коричневато-желтого цвета. Турмалин в породах обеих свит представлен хорошо окатанными зернами округлой формы темно-зеленого цвета, рутил — призматическими кристаллами различной степени окатанности желтовато-оранжевого цвета. Морфологические признаки остальных акцессорных минералов также схожи в породах обеих свит.
Несмотря на низкие содержания элементов (порою очень низкие, вплоть до сотых долей процента), удалось установить, что ряд из них входит в состав цирконов, это и, Щ ТЪ, РЬ, Бе. Следует отметить, что мы использовали в отдельных случаях и те значения, которые имеют погрешность выше допустимой, но учитывая, что они ложатся в общую картину распределения элементов, сочли целесообразным использование этих данных.
Особое внимание заслуживает анализ значения 2гС>2/НГО2 отношений для выявления характера эволюции РТ-ус-ловий кристаллизации циркона [1, 5]. Уменьшение гЮ2/НГО2 в цирконах от центра к периферии кристалла указывает на кристаллизацию минерала в условиях падения температуры и давле-
ния. Это в общем случае характерно при кристаллизации магматических пород. По нашим данным, цирконы асыввожской свиты кристаллизовались в условиях падения температуры и давления, так как во всех морфологических типах цирконов наблюдается уменьшение 2Ю2/НГО2 от центра к периферии кристалла. В цирконах пижемской свиты картина несколько иная: первый морфологический тип этого минерала, судя по 2Ю2/НГО2, кристаллизовался при повышении температуры и давления, а третий морфологический тип — при понижении температуры и давления. К сожалению, мы не смогли пока получить данные по второму морфологическому типу циркона из пород пи-жемской свиты.
Были также выполнены микрозондо-вые исследования рутила и турмалина, именно эти минералы составляют наряду с цирконом основную часть акцессориев в исследуемых породах. Исходя из полученных нами данных, рутилы как из песчаников и гравелитов асыввожской свиты, так и из песчаников и алевролитов пижемской свиты содержат заметное количество ванадия, часто ниобия и в отдельных случаях хрома, причем содержание хрома в рутилах из пород пижемской свиты несколько выше и отмечается он чаще, чем в рутилах из пород асыввожской свиты.
По составу турмалинов можно сделать вывод о том, что все исследованные образцы в породах пижемской свиты относятся к шерлам [2]. В породах асыввожской свиты также большинство исследованных турмалинов можно отнести к шерлам, однако здесь отмечаются и турмалины, близкие по своему составу к дравитам. Известно, что шерл является полигенным минералом, он встречается в гранитах, пегматитах, грейзенах, скарнах, вторичных кварцитах, гидротермальных и метаморфических ассоциациях, а дравит типичен для метаморфизованных или скарнирован-ных карбонатных пород, а также для метасоматически измененных основных и ультроосновных пород.
Приведенные выше данные по видовому составу и содержанию акцессорных минералов, их морфологическим и геохимическим признакам позволяют сделать вывод, что породы пижемской и асыввожской свит формировались в близких фациальных условиях при размыве гетерогенного субстрата. Среди размываемых пород были
как магматические (уменьшение ZrO2/ HfO2 отношения от центра зерна к периферии), так и метаморфические образования (обратная картина распределения этого показателя). Среди магматических пород, вероятно, преобладали кислые разновидности (высокое содержание акцессорного циркона и турмалина, но заметную роль играли также основные и, возможно, ультраос-новные магматиты: ванадий- и хромсодержащий рутил, лейкоксен.
Наличие в рутилах ниобия и ванадия может свидетельствовать о платформенной природе вмещающих их магматических пород (возможно, щелочных магматитов и карбонатитов). Учитывая хорошую сохранность акцессорного рутила, можно предположить, что вмещающие их магматиты не могли находиться на большом удалении. Во всяком случае расстояние до источников сноса не должно было превышать первых десятков километров. Эти же магматиты могли быть и первоисточниками алмазов из россыпей «Ичетью» и «Осень».
Таким образом, проведенные минералогические исследования косвенно подтверждают предположения о том, что алмазы в девонских терриген-ных отложениях Среднего и Южного Тимана относятся к минералам ближнего сноса. Их коренные первоисточники должны были находиться на расстоянии, не превышающем первые десятки километров. Сравнительный минералогический анализ отложений пижемской и асыввожской свит, показал максимальную близость первоисточников акцессорных ванадий-хромсо-держащих рутилов — индикаторов ос-новного-ультраосновного платформенного магматизма в первой из названных свит.
ЛИТЕРАТУРА
1. Багдасаров Э. А. Индикаторное значение цирконий-гафниевого отношения цирконов // Типоморфизм, синтез и использование циркона. Киев, 1989. С. 59—63. 2. Годовиков А. А. Минералогия. М.: Недра, 1983. 647 с. 3. Макеев А. Б., Дудар В. А. Минералогия алмазов Тимана. СПб.: Наука, 2001. С. 3—53. 4. Оловянишников В. Г. Верхний докембрий Тимана и полуострова Канин. Екатеринбург: УрО РАН, 1998. С. 6—10, 59—68. 5. Xuezhao B., Songnian L., Xiaochun G., Huiming L. The minerageny of magmatogenic and metamorphogenic zircons and its application // Abstracts IGC 30th, Beijing, China, 1996. P. 464.