нения были особенно отчетливыми на 3—4-м месяце затравки. О диффузных изменениях в миокарде свидетельствует высота зубца Р, которая у подопытных животных была во всех отведениях меньшей, чем у контрольных, и составляла 0,05—0,2 мв. Сниженным был и зубец особенно на 2—4-м месяце затравки, составляя 0,4—0,6 мв. Патологического зубца <3 не обнаружено.
Изменения были наиболее выражены в конечной части желудочного комплекса. Вольтаж зубца Т уменьшился и претерпевал инверсию — становился отрицательным, двухфазным, иногда высоким острым.
Выводы
1. Хроническая интоксикация СО приводит к изменениям ЭКГ, свидетельствующим о поражении сердечной мышцы. На это указывают удлинение предсердно-желу-дочковой проводимости (блокада I степени), удлинение электрической систолы сердца, отклонение интервала ЗТ от изоэлектрической линии, выраженные изменения зубца Т и снижение вольтажа зубца Л.
2. Нормализация ЭКГ у животных, подвергавшихся воздействию СО, происходит медленно, а у некоторых из них патологические изменения отмечаются еще спустя 3 месяца после затравки.
3. СО способна вызывать патологические сдвиги в мышце сердца подопытных животных в условиях длительного воздействия в концентрациях, ниже предельно допустимой. Эти данные могут быть использованы при обосновании необходимости пересмотра ПДК СО в воздухе рабочих помещений в сторону их снижения.
ЛИТЕРАТУРА
Комиссаров И. В. Здравоохр. Белоруссии, 1956, № 8, с. 50. — С а й т а н о в А. О. Бюлл. экспер. биол., 1960, № 6, с. 102. — Фогельсон Л. И. Клиническая электрокардиография. М., 1957. — Dard en ne P., Girou P., Arch. Mal. prof., 1957,'v. 18, p. 54. — К о s m i d e r S., P e t e 1 e n z T., Pol. Arch. Méd. wewnçt, 1961, т. 31, с. 1349. — Takahashi, Kenkichi, Tohuku J. exp. Med., 1961, v. 74, p. 211.
Поступила 16/X1I 1964 Г.
УДК 371.67:686.863.8
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ РУЧЕК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-х КЛАССОВ
Н. Н. Куинджи Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
Введение в 1-х классах начальных школ письма авторучкой вызвано стремлением педагогов повысить скоропись учащихся. Педагогов вполне удовлетворила бы такая авторучка, которая обеспечила бы наименьший нажим при письме. Степень нажима неразрывно связана с размером усилий, затрачиваемых при этом. Значительное расходование усилий может послужить причиной раннего утомления школьника. Исходя из этого, мы поставили своей задачей дать оценку ручек по степени необходимого нажима. Остальные параметры ручек (длина, диаметр, вес) оценены другими авторами и, как оказалось, существенного влияния на работоспособность школьников не оказывают (М. В. Антропова и Л. И. Александрова; Whiles).
Для исследования были выбраны следующие 4 ручки (см. рисунок): простая ученическая ручка с пером № 11, которой писали первоклассники до введения авторучек; авторучка поршневая для взрослых, выпускаемая Ярославским заводом металлоизделий; школьная авторучка того же Ярославского завода и школьная авторучка Московского завода «Авторучка». Исследовали по 5 образцов каждой из этих ручек. Для регистрации усилий, затрачиваемых при письме, была смонтирована установка, состоящая из тензометрической площадки, вмонтированной в крышку парты, тензометриче-ского усилителя и осциллографа Н-102. Эта установка давала возможность проводить исследования в естественных условиях и не нарушать формирования навыка письма у детей.
Наблюдения проведены над 26 школьниками. Им давали задание, адекватное тому, которое они получали на обычном уроке письма. Нормировали не время, затрачиваемое на письмо, а объем задания. Оно было одинаковым у всех школьников. Каждый учащийся выполнял его, пользуясь поочередно всеми 4 ручками.
Задание состояло из написания отдельных букв алфавита, наиболее выразительных по нажиму и уже освоенных первоклассниками. Наиболее отвечали этому требованию буквы, состоящие из повторяющихся элементов, например Ш, Ж, или просто прямые палочки.
В начале каждого исследования мы проводили тарировку тензометрической площадки грузом весом от 100 до 500 г, который сбрасывали на тензометрическую площадку по наклонной плоскости, имитируя движение при письме. Давление сброшенного на площадку груза записывали на осциллографе. Амплитуда полученной осциллограммы служила масштабом конкретного весового значения, по которому рассчитывали весовое значение нажима при письме. Получены 104 осциллограммы. На каждой из них подсчитывали амплитуду осцилляции, величину которой мы приняли за
Образцы экспериментальных ручек и осциллограмм нажима при пользовании ими.
/ — простая ученическая ручка с пером № 11; 2 — ярославская поршневая авторучка; 3 — ярославская школьная авторучка; 4 — московская школьная авторучка.
показатель величины усилий при письме. Величина усилий, которые приходится затрачивать первоклассникам при письме указанными ручками, представлена в таблице.
Величина усилий при письме различными ручками
Ручка Средняя величина усилий Число наблюдений
в см в г
Ученическая, с пером № 11 ............ Автоматическая поршневая для взрослых Ярославского завода ................. Автоматическая школьная Ярославского завода . . Автоматическая школьная Московского завода „Авторучка" ..................... 1,0+0,017 1,2+0,025 1,3+0,016 1,4+0,023 226 273 295 318 359 367 414 407
Различие в показателях усилий было статистически достоверно. Наименьшие усилия затрачивали школьники при письме ученической ручкой с пером № 11, а наибольшие — при письме школьной авторучкой Московского завода. Если считать оптимальным наименьший показатель усилий, то следовало бы реко-
мендовать простую ученическую ручку с пером № 11. Однако практика показывает, что в наши дни простой ручкой с пером почти не пользуются. На смену ей пришла авторучка, критерием качества которой при прочих равных условиях, как нам кажется, должна стать степень нажима ее пера во время письма. Чем ближе степень такого нажима приближается к величине его при пользовании простой ученической ручкой, тем меньшее сопротивление придется преодолевать школьнику при письме и тем позднее наступит утомление. Судя по результатам наших исследований, наименьший нажим при письме авторучкой давала поршневая авторучка для взрослых, выпускаемая Ярославским заводом. Ее, очевидно, и следует рекомендовать для обучения письму в 1-м классе.
Школьную авторучку Московского завода мы исследовали на величину усилий, затрачиваемых при пользовании ею с закрытым пером и с открытым. В том и другом случае требовались относительно большие усилия при письме; амплитуда осцилля-ций у авторучки с закрытым пером составляла 1,32 см, у авторучки с открытым пером— 1,39 см. Очевидно, причиной большого сопротивления авторучки нельзя считать способ оформления пера. В пользу этого предположения говорит сравнительно низкий показатель амплитуды осциллограммы усилий (1,2 см) при письме поршневой авторучкой для взрослых, выпускаемой Ярославским заводом, у нее также закрытое перо. Основная причина большого сопротивления авторучки, как нам кажется, кроется в качестве пера. Поэтому при конструировании школьных авторучек необходимо разработать специальный ГОСТ на материалы, идущие на их изготовление, с тем, чтобы в ближайшее время вооружить школьников авторучками, требующими минимального нажима при письме.
ЛИТЕРАТУРА
Антропова М. В., Александрова Л. И. Гиг. и сан., 1960, №3, с. 44.
Поступила 3/1У 1965 г.
УДК 613.6:614.898.1
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ОПЕРАТОРОВ ГОРЯЧИХ КАМЕР
В. В. Копаев (Москва)
Научные исследования в ядерной физике и радиохимии послужили мощным толчком к разработке различного рода защитных устройств и средств дистанционного управления для обеспечения безопасности в работе с радиоактивными продуктами. Одним из достижений в этой области явилось сооружение крупных лабораторий, имеющих горячие камеры для проведения операций с большими источниками ионизирующей радиации. Такие камеры представляют собой помещения с мощной биологической защитой и предназначены для размещения оборудования.
Для получения высококачественной информации о ходе операций наряду с радиационной безопасностью и эксплуатационной надежностью оборудования требуется также снижение напряженности и тяжести труда, обеспечивающее сохранение длительной работоспособности обслуживающего персонала. Решение этих вопросов в значительной степени зависит от рационального проектирования рабочих мест операторов горячих камер, соответствия компоновочных решений физиологическим особенностям организма.
Наиболее важное гигиеническое значение имеет оборудование, непосредственно обеспечивающее дистанционное проведение операций с радиоактивными веществами внутри горячих камер. В наших исследованиях мы считали необходимым остановиться именно на этих видах оборудования, определяющих характер компоновки рабочего места оператора горячей камеры. К такому оборудованию относятся широко используемый в настоящее время копирующий манипулятор модели М-22 и различные типы смотровых систем прямого видения (ОСП и ОСК). Размещение их на пульте управления во многом зависит от выбранного для оператора рабочего положения (позы).
В большинстве отечественных и зарубежных горячих лабораторий рабочие места операторов проектируют, исходя из того, что они в основном работают сидя. Однако, как показывают наши наблюдения, особенности операций, проводимых в горячих камерах, в большинстве случаев требуют перемещения внутри них активных продуктов или деталей, изготовления образцов из них, управления технологическим и эксплуатационным оборудованием. Размах движений при этом обусловливается характером работ и ограничивается горизонтальным ходом манипулятора, достигающим 700 — 900 мм, и вертикальным — 500 мм. Если учесть, что рабочий объем камеры, где раз-