Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ЛЕНТОЧНЫМ ОСТЕКЛЕНИЕМ '

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ЛЕНТОЧНЫМ ОСТЕКЛЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE HYGIENIC ASSESSMENT OF VARIOUSLY ORIENTATED SCHOOL BUILDINGS WITH CONTINUOUS WINDOW PANES

In case of northern orientation class-rooms with continuous window panes presented the most favorable microclimate and uniform lighting of the working places. For all that the intensity of natural lighting in the room was low; the absence of the penetrating ultraviolet light revealed itself in the low reactivity of school children. The zone of thermal comfort in such class-rooms was shifted in direction of the higher temperature levels. The southern and eastern orientation of class-rooms may be considered to be more expedient on condition of existence of proper means of protection against the sun.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ С ЛЕНТОЧНЫМ ОСТЕКЛЕНИЕМ »

THE FEATURE OF DIFFERENCES IN THE PHYSICAL DEVELOPMENT OF TOWN

AND COUNTRY SCHOOL UNDERGRADUATES

T. S. Krivoruchko

On the basis of the results of personal investigations of town and country Moldavian school undergraduates carried out from 1961 to 1962 and from 1968 to 1969 the author noted the following peculiar traits in their physical development: acceleration of growth and increase of height and weight (without augmentation of the chest perimeter) of the town school undergraduated and no increase of height of the country ones; improvement of the general physical development as a complex index due to the rise of the level of welfare and culture of all the population, the biogenetic changes due to a great number of heterolocal marriages in towns and other factors. The author suggests a hypothesis of acceleration.

Ф

УДК 613.5:371.6:[628.81/.82+628.924

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗЛИЧНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

С ЛЕНТОЧНЫМ ОСТЕКЛЕНИЕМ

Е. И. Кореневская, Б. 3. Воронова, В. В. Недева

$

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

%

В последние годы широкое распространение в школьном строительстве получило ленточное остекление учебных помещений. Однако, как показали наши исследования 1964—1966 гг., увеличение площади остекления наружных ограждений до 16—19 м2 отрицательно сказывается на микроклимате учебных помещений. В пасмурные холодные дни низкое термическое сопротивление стекла способствует охлаждению классов и сказывается на тепловом состоянии учащихся, сидящих за первым рядом парт. В солнечные дни даже зимой температура воздуха в классах достигает 25—27°, а радиационная температура — 24—26°, что вызывает перегрев школьников.. В связи с этим требуется обязательное применение надежных солнцезащитных устройств. В солнечные дни весной и осенью в классах с ленточным остеклением не только резко ухудшается микроклимат, но и качество освещения. Поэтому еще в 1964 г. на Всесоюзной конференции по гигиене строительства школ и дошкольных учреждений ряд архитекторов, светотехников и гигиенистов поставили вопрос об изменении ориентации классов с ленточным остеклением с южных на северные румбы горизонта. Данная работа имела цель проверить целесообразность такого предложения.

В классах школ Московской области, ориентированных лентой окон на юг, восток и север, систематически, на протяжении учебного года, при температуре наружного воздуха от —20 до +25° измерялись температура, влажность, подвижность воздуха (в точках) и средняя радиационная температура шаровым термометром Вернона (всего около 15 ООО исследований), а также уровни естественного освещения и УФ излучения на рабочих местах учащихся (около 2400 исследований). Одновременно во всех учебных помещениях изучались тепловое состояние и зрительные функции школьников (около 1450 исследований). В начале и в конце учебного года у 60 детей, занимавшихся в классах восточной и северной ориентации, определялась активность щелочной фосфатазы в лейкоцитах крови. В качестве контроля использованы результаты аналогичных исследований в классах с обычными окнами, ориентированными на южные румбы горизонта. Условия отопления и вентиляции всех сравниваемых помещений были примерно одинаковыми.

Сравнительная оценка полученных материалов показала, что в пасмурные дни при степени нагретости наружного воздуха от +5° до —10° различия средней температуры воздуха сравниваемых помещений несущест-

венны: она колеблется от 20,4 до 21,6°. При более низкой наружной температуре наблюдается снижение температуры воздуха во всех учебных помещениях, однако оно более существенно в классах с ленточным остеклением, особенно при ориентации их на юг и восток, что связано с повышенной продуваемостью наружных ограждений нового типа и преобладанием в Московской области южных и юго-восточных ветров. Так, при —16° снаружи в классах с обычными окнами средняя температура воздуха составляла 18,8° и лишь в отдельные дни опускалась до 17,6°. В классах с ленточным остеклением, ориентированных на север, она в этих условиях опускалась до 17,9°, а в отдельных случаях — до 15,5°; в классах же с окнами ленточного типа, ориентированных на юг и восток, даже средняя температура воздуха была ниже нормативной (16,6—17,6°), а в отдельные дни достигала 9,6—12,8°. Особенно низкая температура в этих классах наблюдалась у первого ряда парт.

Снаружи было 6—8° ниже нуля и дул восточный ветер со скоростью 5—7 м/секу у первого ряда парт в классе температура воздуха падала до 11°, а подвижность его достигала 0,9 м/сек.

О высокой продуваемости наружных ограждений классов с ленточным остеклением свидетельствует и средняя подвижность воздуха. Она при любой наружной температуре была в этих учебных помещениях выше, чем в классах с обычными окнами (0,15—0,46 против 0,11—0,21 м/сек). Влияние ветра сказывалось и на температуре ограждений учебных помещений. В классах, ориентированных на восток, средняя радиационная температура нередко была на 0,7—1° ниже, чем в учебных помещениях северной ориентации. Следовательно, в пасмурные дни при низкой наружной температуре ухудшение микроклимата учебных помещений с ленточным ос-4 теклением определяется в первую очередь высокой воздухопроницаемостью наружных ограждений. В связи с преобладанием в Московской области южных и юго-восточных ветров в классах, ориентированных на эти румбы горизонта, при наружной температуре ниже—16° степень нагретости воздуха не достигает нормативных значений (18—20°) при высокой подвижности его. В то же время при наружной температуре от —10 до +5° во всех учебных помещениях нередко наблюдается перегрев (средняя температура воздуха превышает 20—21°, а в отдельные дни и 22°). Приведенные данные свидетельствуют, с одной стороны, о необходимости более тщательной герметизации наружных ограждений с ленточным остеклением, с другой — о необходимости создания в школах регулируемых отопительных систем.

В ясные солнечные дни характер остекления и ориентации учебных помещений оказывает существенное влияние на микроклимат учебных помещений. Если в классах, ориентированных на север, в солнечные дни температура воздуха почти не отличалась от таковой в пасмурную погоду и лишь закономерно возрастала по мере повышения наружных температурных параметров, то в классах, ориентированных на юг и восток, различия микроклимата в зависимости от состояния небосвода были весьма существенны. При одинаковой наружной температуре в классах с обычным остеклением средняя температура воздуха в солнечные дни повышалась обычно на 0,8—1,1°, а в классах с ленточным остеклением — на 1,6—3,9°. Даже при холоде снаружи, когда столбик термометра показывал —26°, за счет инсоляции температура воздуха в отдельные дни достигала 24,7°, а средняя радиационная температура — 25,1°. При высокой наружной температуре (выше 16°) даже средняя температура воздуха в классах с ленточным остеклением, ориентированных на юг, составляла 26,8—29,2°, максимальная — 29,4—31,2°. В классах с ленточным остеклением, ориентированных на восток, условия были более благоприятными и приближались к тем, которые отмечались в классах южной ориентации с обычными окнами, хотя радиационная температура и здесь была высока (27,9—31,6°).

Если принять за оптимальную для учебных помещений с ленточным остеклением зимой температуру воздуха в пределах 18—21°, а весной

18—23е, то окажется, что тепловой комфорт детей может быть обеспечен лишь в классах, ориентированных на север. Однако при температуре наружного воздуха выше 21° даже в таких помещениях будет наблюдаться перегрев (средняя температура воздуха 25,5°, средняя радиационная температура 26,7°). В классах же, ориентированных на юг, оптимальных условий в солнечные дни вообще не бывает, а в классах, ориентированных на восток, как и в учебных помещениях южной ориентации с обычными окнами, они наблюдаются лишь при степени нагрева наружного воздуха до 10°.

Это подтверждается и результатами физиологических исследований. При анализе теплового состояния детей обращает на.себя внимание тог факт, что даже в пасмурные дни школьники, занимающиеся в классах различной ориентации, по-разному оценивают одни и те же температурные условия. Так, в классах с ленточным остеклением, ориентированных на юг, подавляющее большинство (свыше 85%) учащихся испытывают тепловой комфорт при 19—20°, в классах восточной ориентации — при 20—21°> а в классах, ориентированных на север, — при 20—22°.

Объективные показатели теплового состояния детей полностью подтверждают это. Например, в классах, ориентированных на юг, при 19—20° у учащихся наблюдались относительная стабилизация температуры кожи груди, лба, кисти, голени при максимальной вариабельности индивидуальных ее значений, а такж£ отсутствие потоотделения, что свидетельствует о тепловом комфорте детей. При понижении температуры воздуха до 18° у школьников еще сохранялась высокая амплитуда колебаний температуры кожи голени, однако средние ее значения резко снижались (с 30,5 да 29е); понижалась и температура кожи груди (с 34,7 до 34е), лба и кисти, что свидетельствует об увеличении напряжения терморегуляции. При температуре воздуха 21° у школьников наблюдалось существенное повышение температуры кожи на фоне начинающегося потоотделения. В учебных помещениях с обычным остеклением зона теплового комфорта характеризовалась температурой воздуха 18—20°.

Таким образом, по сравнению с учебными помещениями, ориентированными на юг, у учащихся, занимающихся в классах восточной и особенно северной ориентации, зона теплового комфорта сдвинута в сторону более высокой температуры. Причину этого явления следует искать прежде всего в различной радиационной обстановке сравниваемых помещений. В классах, ориентированных на север, даже в пасмурные дни средняя радиационная температура обычно ниже, чем в учебных помещениях восточной ориентации; несколько ниже в последних и влажность воздуха. Возможно, что различия в реакциях детей определяются и разными уровнями видимой радиации, оказывающей стимулирующее влияние на центральную нервную систему, а следовательно, и терморегуляторные реакции.

Изучение освещенности рабочих мест учащихся в ориентированных по-разному классах с ленточным остеклением показало, что в одни и те же дни и часы (с 9 до 14 часов) уровни естественного освещения в учебных помещениях, ориентированных на север, во все времена года чаще всего не превышали 600 як, лишь зимой в 51,9% случаев за первым рядом парт они соответствовали оптимальным (601—1200 лк). Освещение было равномерным. В классах же, ориентированных на юг и особенно на восток, как и следовало ожидать, наблюдалась крайняя неравномерность естественного освещения рабочих мест (к равнялась 0,07 и лишь зимой 0,36—0,39). Уровни ' естественного освещения соответствовали оптимальным в 1,9—36,1% случаев. На первом ряду парт обычно (в 61,1—83,4%) наблюдался избыток освещения, а на третьем — недостаток (в 66,6—96,3% случаев). Различен и УФ режим помещений. С помощью ультрафиолетометра в классах, ориентированных-на юг и особенно на восток, в солнечные дни удавалось обнаружить проникающие УФ лучи, в классах же северной ориентации они отсутствовали. Очевидно, этим можно объяснить различия в уровнях активности щелочной фосфатазы у учащихся в классных помещениях север-

ной и восточной ориентации. При близкой средней активности щелочной фосфатазы у детей в обоих классах осенью, к весне у школьников, занимавшихся в помещениях северной ориентации, активность щелочной фосфатазы достоверно повысилась (с 44,6±4 до 59,1 ±3,1), тогда как у учащихся, занимавшихся в классах восточной ориентации, она почти не изменилась (43,5±5,4 осенью и 49,2±3,6 весной).

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что хотя в классах, ориентированных на север, создаются более благоприятные микроклиматические условия, особенно в переходные периоды года в безоблачную погоду, и более равномерное освещение рабочих мест, рекомендовать северную ориентацию учебных помещений в условиях умеренного климата нельзя.

Более целесообразно при сохранении южной и, возможно, восточной ориентации учебных помещений обеспечить надежную их солнцезащиту.

Поступила 14/1 1971 Р.

A COMPARATIVE HYGIENIC ASSESSMENT OF VARIOUSLY ORIENTATED SCHOOL

BUILDINGS WITH CONTINUOUS WINDOW PANES

E. I. Korenevskaya, B. Z. Voronova, V. V. Nedeva

In case of northern orientation class-rooms with continuous window panes presented 1he most favorable microclimate and uniform lighting of the working places. For all that the intensity of natural lighting in the room was low; the absence of the penetrating ultraviolet light revealed itself in the low reactivity of school children. The zone of thermal comfort in such class-rooms was shifted in direction of the higher temperature levels. The southern and eastern orientation of class-rooms may be considered to be more expedient on condition of existence of proper means of protection against the sun.

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА

УДК 813.98(479)

ОСОБЕННОСТИ БЫТА И ПИТАНИЯ ДОЛГОЖИТЕЛЕЙ КАВКАЗА1

Проф. Г. В. Пицхелаури (Тбилиси)

В современной геронтологической литературе большое внимание уделено вопросам физиологии и патологии старения, клиническим аспектам проблемы, но недостаточно исследуется воздействие на организм факторов внешней среды, играющих большую роль в проблеме долголетия, и очень мало работ, характеризующих быт и образ жизни долгожителей с социало-гических позиций. Вместе с тем удовлетворение материально-бытовых потребностей лиц пожилого возраста и долгожителей имеет' существенное значение для создания нормальных условий их жизни и быта.

При изучении жилищных условий долгожителей сельских районов Грузии было выявлено, что около 97% их живут в хороших и удовлетворитель-

1 Из доклада на симпозиуме «Проблемы труда и быта населения старших возрастов», 22—23/X11 1970 ¡г. в Киеве.*

ч 47

' • ■ - • /

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.