Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИЭТИЛАМИНА И ТРИЭТИЛАМИНА В СВЯЗИ С САНИТАРНОЙ ОХРАНОЙ ВОДОЕМОВ '

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИЭТИЛАМИНА И ТРИЭТИЛАМИНА В СВЯЗИ С САНИТАРНОЙ ОХРАНОЙ ВОДОЕМОВ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARATIVE HYGIENIC ASSESSMENT OF DIETHYLAMINE AND TRIETHYLAMINE IN CONNECTION WITH SANITARY PROTECTION OF WATER BASINS

The authors studied the effect of diethylamine (DEA) and triethylamine (TEA) on the organoleptic properties of water, the sanitary regime of the water basin and the body of warm-blooded animals in order to determine the maximal permissible concentrations of these compounds in the water basins. In a chronic test performed on rabbits the effect of DEA and TEA on the carbohydrate and protein functions of the liver; the state of prothrombine component, the cholinesterase activity, the SH-group content of the blood serum, the morphological composition of the blood and the phagocytic activity of leucocytes were studied. The effect of TEA on the conditioned reflex activity and metabolic functions of the liver and thyroid gland was investigated in the tests carried out on rats. The findings indicate that both compounds produce no significant changes in the organoleptic properties of the water; they are very stable and have no noticeable cumulative effect. The Emitting index of the noxious effect produce by the investigated aminocompounds is their toxicity. The maximum permissible concentration of DEA and TEA is recommended to be set at a level of 2 mg/l.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИЭТИЛАМИНА И ТРИЭТИЛАМИНА В СВЯЗИ С САНИТАРНОЙ ОХРАНОЙ ВОДОЕМОВ »

EXPERIMENTAL DATA TO SUBSTANTIATE THE HYGIENIC STANDARDS OF a- and 0 NAPHTHOL IN THE WATER BASINS

Yu. A. Rakhmanin

The authors studied the effect of a- and f3-naphthol on the organoleptic properties of water, the sanitary conditions of water basin and the body of warm-blooded animals after long-term oral administration. The lowest threshold values of a-naphthol affecting the organoleptic properties of water amounted to 0.1 mg/'l (smell) and that of f5-naphthol 0.4 mg/1 (colour); the lowest threshold values of a-naphthol affecting the general sanitary regime of water basins equaled 1 mg/1 and that of {5-naphthol—0.4 mg/1. In a chronic test carried out on three types of animals there were determined the ineffective doses of the investigated substances: a-naphthol—1 mg/1 and P-naphthol—0.4 mg/1. The maximum permissible concentration of a-naphthol is recommended to be set at a level of 0.1 mg/1 and that of p-naphthol at 0.4 mg/1.

УДК 613.32+614.777

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДИЭТИЛАМИНА И ТРИЭТИЛАМИНА В СВЯЗИ С САНИТАРНОЙ ОХРАНОЙ ВОДОЕМОВ

Г. 3. Каган

Кафедра коммунальной гигиены I Московского ордена Ленина медицинского института им. И. М. Сеченова

Диэтиламин (СгНб/гМН) и триэтиламин (С2Н5/3Ы) относятся к группе алифатических аминов. Оба соединения представляют собой бесцветные прозрачные жидкости с резким специфическим запахом. Они хорошо растворимы в воде и, являясь сильными основаниями, химически весьма активны. Молекулярный вес диэтиламина (ДЭА) 73,14, триэтиламина (ТЭА) 101,19. Оба вещества используются в процессах органического синтеза при производстве гербицидов и ускорителей синтетических каучуков и в значительной концентрации (до 1000 мг/л) присутствуют в сточных водах соответствующих производств.

Оба соединения оказывают заметное влияние на органолептиче-ские свойства воды. Пороговые концентрации по влиянию на запах установлены нами для ДЭА на уровне 10 мг/л, для ТЭА — на уровне 4 мг/л. По влиянию на привкус они равны соответственно 8 и 3 мг/л.

Изучение стабильности ДЭА и ТЭА в водных растворах проводилось косвенным методом — путем наблюдения за изменением интенсивности запаха и привкуса. Оказалось, что запах интенсивностью в 2 балла, придаваемый воде ДЭА, исчезал лишь на 5-е сутки, а ТЭА — на 10-е сутки. Привкус веществ сохранялся еще более продолжительное время. Таким образом, исследуемые соединения отличаются значительной стабильностью в водных растворах.

Влияние ДЭА и ТЭА на процессы самЪочищения водоемов от органических загрязнений изучалось путем наблюдения за динамикой биохимического потребления кислорода (ВПК). Установлено, что ДЭА и ТЭА в концентрациях 1—10 мг/л не оказывают тормозящего влияния на динамику ВПК, а, напротив, сами подвергаются биохимическому окислению; в концентрации 2 мг/л они практически не оказывают влияния на интенсивность ВПК-

Токсикологическая характеристика изучаемых веществ освещена в литературе весьма недостаточно. Авторы изучали ингаляционное воздействие веществ на организм большей частью в условиях острой интоксикации (О. Г. Васильева; Bгieger и Носкэ). Следовательно, токси-

ческое действие ДЭА и ТЭА направлено главным образом на центральную нервную систему; при более сильном или продолжительном воздействии страдают паренхиматозные органы, преимущественно печень.

В острых опытах при пероральном введении изучаемых аминосое-динений белым мышам мы также наблюдали выраженное влияние ДЭА и ТЭА на центральную нервную систему. Об этом свидетельствовала клиническая картина отравления животных — повышенная возбудимость, которую сменяла заторможенность, расстройство координации движений, клонические судороги. В результате обработки материалов опыта методом пробит-анали-за (Личфилд и Уилкоксон) установлено, что ЬО50 ДЭА составляет 648,6 (554,3 + 758,9) мг/кг, а ТЭА —545,8 (435 + + 670,4) мг/кг. Как видно из приведенных данных, ТЭА несколько более токсичное соединение (рис. 1), что согласуется с указанием Н. В. Лазарева о возрастании токсического действия вещества с увеличением его молекулярного веса.

В острых опытах изучена также сравнительная чувствительность мышей, белых крыс и кроликов к действию ДЭА й ТЭА. Результаты опытов не позволили выявить существенных различий и видовой чувствительности животных.

Для определения кумулятивных свойств ДЭА и ТЭА белым крысам вводили ежедневно в течение 21/2 месяцев исследуемые вещества в дозе, равной '/ю ЬОбо. За срок животные получили более чем по 3 ЬЭюо, причем наблюдались лишь единичные случаи гибели в последние недели интоксикации. Следовательно, оба соединения не обладают заметными кумулятивными свойствами. Параллельное наблюдение над белыми крысами показало, что подопытные животные значительно отстают в приросте веса по сравнению с животными контрольной группы. Наряду с этим у подопытных животных отмечено увеличение содержания аскорбиновой кислоты в печени, более выраженное у крыс, получавших ТЭА.

Хронический эксперимент продолжительностью 7 месяцев был проведен на 36 кроликах и 16 белых крысах.

В I серии опытов на кроликах изучалось влияние ДЭА и ТЭА в дозе 6 мг/кг на углеводную и белковообразующую функции печени, активность холинэстеразы и уровень содержания ЭН-групп в сыворотке крови. После 3 месяцев интоксикации у подопытных животных нарушилась углеводная функция печени, более заметно при отравлении ТЭА (рис. 2). После 4 месяцев интоксикации существенные изменения сохранились лишь в группе животных, получавших ТЭА, а в последующие месяцы подопытные животные обеих групп по состоянию углеводной функции печени практически не отличались от контрольных. Белковообразующая функция печени, активность холинэстеразы и уровень содержания БН-групп в сыворотке крови подопытных животных изменялись в тех же пределах, что и аналогичные показатели контрольных животных.

Рис. 1.

24 и 2,6 2,7 Лозы (8 Ц)

Среднесмертельные дозы ДЭА (/) и ТЭА (2) для мышей.

В связи с изменениями углеводной функции печени при воздействии исследуемых веществ в дозе Ь мг/кг во II серии опытов изучалось влияние на эту же функцию ДЭА и ТЭА в дозе 1 мг/кг. Для того чтобы более полно оценить синтетическую способность печени у животных,

время (8м'/н)

Рис. 2. Гликемические кривые при внутривенной нагрузке галактозой. а — фон; б — после 3 месяцев интоксикации; в — после 6 месяцев интоксикации; 1 — контроль; 2 — ДЭА в дозе 6 мг/кг-, 3 — ТЭА в дозе 6 мг/кг.

исследовали состояние протромбинового компонента. Кроме того, у кроликов был изучен морфологический состав крови и фагоцитарная активность лейкоцитов. Полученные данные показали, что при введении животным ДЭА и ТЭА в дозе 1 мг/кг нарушения углеводной функции не имели место на протяжении всего срока интоксикации (см. таблицу). Состояние протромбинового компонента., морфологический состав крови и фагоцитарная активность лейкоцитов также не отличались от таковых у контрольных животных.

В следующей серии опытов на белых крысах исследовано влияние ТЭА в дозах 0,1, 1 и 10 мг/кг на условиорефлекторную деятельность. Был использован вариант двигательно-пище-вой методики, рекомендованный при исследованиях по гигиеническому нормированию (С. Н. Черкинский и соавторы). Исследования проводились в камере Котля-ревского с автоматической регистрацией показателей условнорефлек-торной деятельности. Учитывались время появления и упрочения условных рефлексов, латентные периоды и величины реакций.

Крысы, получавшие ТЭА в дозе 10 мг/кг, значительно отличались от контрольных животных по времени упрочения рефлекса на положительный и еще более на дифференцировочный раздражитель (рис. 3). Со значительным запозданием протекало у них также угашение и вос-

Рис. 3. Состояние процесса активного торможения.

а — появление отрицательной реакции; б — упрочение отрицательной реакции; в — угашение положительной реакции; / — контроль; 2 —доза 0,1 мг/кг; 3 — доза 1 мг/кг, 4 — доза 10 мг/кг.

становление рефлекса на положительный раздражитель. Длительность латентных периодов и величины реакции у этих животных были такие же, как и у контрольных. У крыс, получавших ТЭА в дозе 1 мг/кг, упрочение днфференцировки и угашение рефлекса на положительный раздражитель оказались замедленными. По остальным показателям подопытные животные существенно не отличались от контрольных. Как видно из приведенных данных, характер условно-рефлекторной деятельности этих двух групп животных свидетельствует о нарушении соотношения процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, причем отмечается ослабление как тормозного, так и раздражительного процесса при относительном преобладании процесса возбуждения. Все это говорит о том, что ТЭА в дозах 1 и 10 мг/кг оказывает явно неблагоприятное влияние на деятельность центральной нервной системы. Крысы, получавшие ТЭА в дозе 0,1 мг/кг, по характеру услов-норефлекторной деятельности не отличались от контрольных животных.

По окончании исследования у подопытных и контрольных животных изучались обменные функции печени и щитовидной железы. Определялась динамика включения в печень Л131, меченного бенгал-розой, и динамика выведения радиоиндикаторов с мочой и калом. Анализ кривой поглощения показал, что у животных, получавших ТЭА в дозе 10 мг/кг, стадия насыщения наступает несколько раньше, чем у контрольных животных. Крысы, получавшие ТЭА в дозах 1 и 0,1 мг/кг, практически не отличались по этому показателю от животных контрольной группы. Скорость выведения радиоиндикаторов у всех

исследуемых животных оказалась одинаковой.

Посмертно у белых крыс был определен уровень содержания SH-групп в гомогенате коры мозга, печени и почек. Полученные данные не позволили выявить сколько-нибудь существенных различий между животными опытных и контрольной групп.

Таким образом, в результате хронического санитарно-токсикологи-ческого эксперимента установлено, что ДЭА и ТЭА в дозе 0,1 мг/кг не оказывают вредного действия на организм животных.

Выводы

1. Пороговая концентрация ДЭА по влиянию на органолептические свойства воды (привкус) соответствует 8 мг/л, ТЭА — 3 мг/л.

2. ДЭА и ТЭА в концентрации 2 мг/л не оказывают вредного влияния на санитарный режим водоемов.

3. В санитарно-токсикологическом эксперименте недействующие дозы по влиянию ДЭА и ТЭА на организм животных установлены на уровне 0,1 мг/кг, что соответствует 2 мг/л (при пересчете на содержание воды).

4. Сопоставление полученных данных показывает, что лимитирующим признаком вредности для изучаемых веществ является токсикологический. В качестве предельно допустимой в водоемах может быть рекомендована концентрация ДЭА и ТЭА на уровне 2 мг/л.

ЛИТЕРАТУРА

Васильева О. Г. В кн.: Вопросы промышленной токсикологии. М., 1960, стр. 176. — Лазарев Н. В. Вредные вещества в промышленности. Л., 1963, ч. 1.— Черкинский С. Н., Миклашевский В. Е., Мурзакаев Ф. Г. В кн.: Санитарная охрана водоемов от загрязнения промышленными сточными водами. М., 1964, в. 6, стр. 323,—Brieger Н„ Hodes W. A., Arch, industr. Hyg., 1951, v. 3, p. 287.

Поступила 20/111 1965 r.

A COMPARATIVE HYGIENIC ASSESSMENT OF D1ETHYLAMINE AND TRIETHYLAMINE IN CONNECTION WITH SANITARY PROTECTION OF WATER

BASINS

G. Z. Kagan

The authors studied the effect of diethylamine (DEA) and triethylamine (TEA) on the organoleptic properties of water, the sanitary regime of the water basin and the body of warm-blooded animals in order to determine the maximal permissible concentrations of these compounds in the water basins. In a chronic test performed on rabbits the effect of DEA and TEA on the carbohydrate and protein functions of the liver; the state of prothrombine component, the cholinesterase activity, the SH-group content of the blood serum, the morphological composition of the blood and the phagocytic activity of leucocytes were studied. The effect of TEA on the conditioned reflex activity and metabolic functions of the liver and thyroid gland was investigated in the tests carried out on rats. The findings indicate that both compounds produce no significant changes in the organoleptic properties of the water; they are very stable and have no noticeable cumulative effect. The limitting index of the noxious effect produce«} by the investigated amino-compounds is their toxicity. The maximum permissible concentration of DEA and TEA is recommended to be set at a level of 2 mg/1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.