Научная статья на тему 'Сравнение выбросов загрязняющих веществ от автомобилей и различных энергетических установок'

Сравнение выбросов загрязняющих веществ от автомобилей и различных энергетических установок Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
4336
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ENVIRONMENTAL IMPACT / АВТОМОБИЛИ / CARS / РАСХОД ТОПЛИВА / FUEL CONSUMPTION / ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ / EMISSIONS OF POLLUTANTS / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА / POWER FACILITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Капустин Александр Александрович, Раков Вячеслав Александрович

В данной статье представлены результаты исследований авторов по сопоставлению объемов выбросов загрязняющих веществ автомобилями с бензиновыми, дизельными, газовыми и гибридными двигателями на этапах их производства, эксплуатации и рециклинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Капустин Александр Александрович, Раков Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparison of emissions of vehicles with various engines

This article presents the results of the authors' research on the emission of pollutants by cars with gasoline, diesel, gas and hybrid engines at the stages of their production, operation and recycling.

Текст научной работы на тему «Сравнение выбросов загрязняющих веществ от автомобилей и различных энергетических установок»

10 лет

журналу

Сравнение выбросов загрязняющих веществ от автомобилей и различных энергетических установок

53

I

A.А. Капустин, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, д.т.н.,

B.А. Раков, доцент Вологодского государственного технического университета, к.т.н.

В данной статье представлены результаты исследований авторов по сопоставлению объемов выбросов загрязняющих веществ автомобилями с бензиновыми, дизельными, газовыми и гибридными двигателями на этапах их производства, эксплуатации и рециклинга.

__Ключевые слова:

экологическое воздействие, автомобили, расход топлива, выбросы загрязняющих веществ, энергетическая установка.

«Автомобиль - экипажъ, который движется при помощи электричества, бензина, пара и т.п., и потому кажется, какъ бы движущимся самъ по себе».

Энц. словарь Ф. Павленкова (С.-Петербург, 1905)

самом начале своего появления на дорогах автомобили за их особенность выбрасывать в воздух странно пахнущее облако стали называться «вонючками».

Развитие автомобилизма изначально было связано со снижением расхода энергии на движение, уменьшением вреда окружающей природной среде и безопасностью поездок. Для этого законодатели устанавливали (и будут устанавливать) все более строгие экологические нормативы, а конструкторы их выполняли, совершенствуя тем самым эксплуатационные свойства автомобилей.

Рисунок из архива журнала Motor, 1901 год. Так видели борьбу с выбросами от автомобилей в будущем

Транспорт и экология

КШШШ

\

54

Например, постепенные ограничения выбросов отработавших газов двигателями внутреннего сгорания (ДВС) привели к существенному снижению содержания таких веществ, как оксид углерода (СО), оксиды азота (N0^), углеводороды (СН). Это несколько снизило напряженность в обществе по отношению к бензиновым и дизельным автомобилям. Однако новые нормативы, которые вступят в России к 2020 году и уже действуют в Евросоюзе, должны обеспечить снижение выбросов углекислого газа (СО2) до 95 г/км (при действующей норме в 130 г/км).

Чтобы выполнить эти требования, недостаточно системы нейтрализации отработавших газов, необходимо уменьшить расход топлива ДВС. Для решения этой задачи инженеры пошли на снижение рабочего объема двигателя с повышением его КПД за счет увеличения степени сжатия, применения турбо-наддува и непосредственного впрыска топлива, а также применения гибридных энергетических установок (ЭУ) с более рациональным расходом топлива и меньшим выбросом загрязняющих веществ.

Для вновь выпускаемых сегодня автомобилей в отношении их выбросов разработаны Правила № 83 ЕЭК ООН. Следует заметить, что указанные Правила не учитывают выбросы вредных веществ в двух этапах жизненного цикла автомобиля: при производстве и реци-клинге (утилизация).

Автомобиль, как основной источник выбросов парниковых газов, создал экологические проблемы для окружающей среды во многих странах мира, о чем также свидетельствуют материалы 21 Всемирного климатического саммита в Париже (2015 г.). Желание уменьшить загрязнение воздуха в крупных городах связано с проявляющимися процессами изменения климата на планете. Очевидной стала необходимость снижения расхода углеводородного

топлива автомобилями, мировой парк которых уже сейчас составляет более 1 млрд единиц, а к середине 21 века, по прогнозам экспертов, может удвоиться.

Основными направлениями решения поставленных задач являются совершенствование конструкции ДВС, развитие производства гибридных и электрических установок. При этом основной уклон делается в сторону именно снижения вредных выбросов с отработавшими газами, а экологические преимущества, ради которых усложняются конструкции более экологичных автомобилей и соответственно растет их цена, на этапе их производства не затрагиваются.

В исследовании авторами выполнено сравнение выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду автомобилями с различными типами энергетических установок. В оценке использованы легковые автомобили с бензиновым, дизельным, газовым ДВС и гибридной ЭУ (ДВС + электромотор).

В качестве основных загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие от указанных автомобилей на окружающую среду, рассматривались выбросы оксида углерода (СО), оксидов азота (NOx) и углекислого газа (CO2). Тепловое воздействие и вред от отработанных технических жидкостей не оценивались.

Исходными данными для оценки воздействия на этапе производства принята масса автомобилей и их компонентов, а за период эксплуатации - расход топлива и нормативные значения загрязняющих веществ в отработавших газах. Для сравнительного анализа были выбраны популярные в России легковые автомобили с различными типами энергетических установок: Hyundai Solaris 1.6 (бензиновый ДВС); Peugeot 408 (дизельный ДВС); Лада Ларгус 1.6 (газовый ДВС); Toyota Prius с гибридной ЭУ (ДВС + электромотор).

Этап производства

10 лет

журналу

Этот этап в жизненном цикле автомобиля связан с добычей и переработкой материалов. На данном этапе сырье (металл, пластик, стекло, резина и др. материалы) используется для изготовления комплектующих, что неизбежно оказывает воздействие на окружающую среду. Размер этих выбросов будет зависеть от применяемых материалов и их массы. Данные по массе выбранных автомобилей приведены в табл. 1.

Энергозатраты на производство одного автомобиля с ДВС составляют 8,06 ГДж [1], а удельные выбросы

вредных веществ туд в пересчете на 1 кг его массы та [2] следующие:

• оксид углерода (СО) - 0,0122 кг;

• оксиды азота (N0^) - 0,00750 кг;

• углекислый газ (СО2) - 3,172 кг.

Масса загрязняющих веществ будет

рассчитываться по формуле

мзв = т тУД , где та - масса автомобиля; тщ - масса удельных выбросов вредных веществ.

Результаты проведенной оценки негативного воздействия на окружающую среду при производстве для каждого из указанных выше автомобилей представлены в табл. 2.

Таблица 1

55

Выбросы загрязняющих веществ на этапе производства автомобилей

Тип ЭУ / Масса автомобиля, т Масса выбросов вредных веществ, т

модель автомобиля СО NO, CO2

Бензиновый / Hyundai Solaris 1.6 1,13 0,014 0,0085 3,584

Дизельный / Peugeot 408 1,39 0,017 0,01 4,241

Газовый / Лада Ларгус 1,6, всего автомобиль 1,38 1,33

газобаллонное оборудование 0,05 0,017 0,01 4,377

Гибридный / Toyota Prius, всего автомобиль* 1,49 1,43 0,017 0,017 0,01 0,01 4,674 4,564

Ni-MH батарея 0,06 - - 0,09

* Без учета массы батареи.

Таблица 2

Характеристики автомобилей и расход топлива

Тип ЭУ / Расход топлива, л/100 км

модель автомобиля Заводская норма Норма Минтранса РФ с учетом поправочных коэффициентов [3] *

Бензиновый / Hyundai Solaris 1.6 6,5 10,55

Дизельный / Peugeot 408 7,4 10,0

Газовый / Лада Ларгус 1,6 7,5 13,7**

Гибридный / Toyota Prius 3,9 6,0

* Учитывается население города, работа кондиционера, частые запуски и прогревы двигателя, эксплуатация при низкой температуре окружающей среды согласно рекомендованным коэффициентам.

** Для автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе (СУГ), рекомендовано устанавливать норму из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л СУГ.

Транспорт и экология

КШШШ

\

56

Экологически более безопасные гибридные автомобили содержат электрохимический источник постоянного тока - высоковольтную батарею. Поэтому выбросы при производстве высоковольтной батареи гибридного автомобиля авторами рассмотрены отдельно. Как правило, в таких автомобилях батарея состоит из никель-металлгидридных (Ni-MH) аккумуляторов. На гибридном автомобиле Toyota Prius, участвующем в сравнительной оценке, масса высоковольтной Ni-MH батареи равна 53 кг. Согласно исследованиям, при производстве 1 кг Ni-MH аккумулятора выбрасываются загрязняющие вещества в объеме 1,69 кг эквивалента СО2 [2]. Данные значения также включены в расчеты и представлены в табл. 1, из которой хорошо видно, что наименьшие выбросы загрязняющих веществ достигаются при производстве автомобилей малого класса с бензиновыми двигателями. Это легко объясняется хорошо отработанной простой конструкцией, низкими ценами на материалы для изготовления и низкой энергоемкостью технологий сборки автомобиля. Составить таким автомобилям конкуренцию со стороны более сложных гибридных автомобилей в ближайшем будущем будет сложно.

Этап эксплуатации

Этот этап является основным в жизненном цикле автомобилей при рассмотрении количества и качества выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами, получаемых от энергетических установок. Наиболее значимые из них СО, СО2, NOx , объемы которых зависят, в первую очередь, от количества израсходованного топлива и его типа. Нормативные данные по расходу топлива получены из «Рекомендаций Министерства транспорта РФ» от 14.03.2008 г. (см. табл. 2).

В проведенном исследовании негативные воздействия на окружающую среду при замене вышедших из строя

деталей автомобилей и отработавших технологических жидкостей авторами не рассматриваются. Зарядка гибридных автомобилей от внешней электросети не предусмотрена.

По данным о среднем расходе топлива автомобилями авторы определили общий объем его потребления за условно принятый ресурсный пробег - 250 тыс. км, что позволило вычислить объемы загрязняющих веществ энергетическими установками и подсчитать их массу за период эксплуатации. Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Для расчета выбросов загрязняющих веществ автомобилями в предыдущих исследованиях [4-5] авторы использовали нормативные значения, указанные в «Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств» № 720 от 10.09.2009 г. Однако последующие исследования показали, что ранее проведенная оценка оказалась ошибочной, так как при сгорании топлива часть образующегося соединения СО2 является массой не только сгоревшего топлива, а всей топливовоздуш-ной смеси. Для устранения неточностей расчетов в настоящей работе авторы использовали «Инструкцию (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух» от 17.11.2006 г. (табл. 3.1-3.3) [6]. Результаты расчета показаны в табл. 3.

Таким образом, количество выбросов всех загрязняющих веществ на этапе эксплуатации значительно превосходит выбросы, связанные с производством автомобилей.

Самая большая масса выбросов оксидов углерода, действующего на кровь человека, как и следовало ожидать, пришлась на автомобили с бензиновыми и газовыми двигателями (рис. 1). Значительно меньше СО выбрасывают гибридные автомобили и еще меньше - автомобили с дизельным двигателем. С выбросами СО в автомобиле успешно борется система

Таблица 3

Масса выбросов загрязняющих веществ автомобилями на этапе эксплуатации

Расход топлива Выбросы загрязняющих веществ

Тип ЭУ/ за период СО NO, CO2

модель автомобиля эксплуатации, кг/л* г/кг Всего, кг г/кг Всего, кг г/кг Всего, кг

Бензиновый / Hyundai Solaris 1.6 20 045 / 26 375 21,5 431 5,8 116 3120 62500

Дизельный / Peugeot 408 21 000 / 25 000 7,5 158 30 630 3100 65100

Газовый / Лада Ларгус 1,6 18 153 / 34 250 21,5 390 5,8 105 2970 53900

Гибридный / Toyota Prius 11 400 / 15 000 21,5 245 5,8 66 3120 35600

10 лет

журналу

57

* С учетом плотности топлива: АИ-95 - 0,76 кг/л; ДТ - 0,86 кг/л; СУГ - 0,53 кг/л. Цветом выделены максимальные (красный) и минимальные (зеленый) значения.

снижения токсичности, включающая катализатор и датчики кислорода, при условии, что все они работают исправно. Целесообразности дальнейшего снижения доли СО в отработавших газах специалисты-экологи не видят - уровень его содержания согласно нормам Евро-4,5,6 не менялся и составляет для легковых автомобилей 1,0 г/км.

Оксиды азота (N0^) образуются при сгорании бедных смесей и характерны, прежде всего, для дизельных двигателей. Попадая в атмосферу, они могут вызывать раздражение слизистых поверхностей организма человека. У автомобилей с бензиновыми, газовыми и гибридными ДВС эти выбросы находятся на достаточно низком уровне. У автомобилей же с дизельными ДВС они значительно превосходят все остальные. За период эксплуатации дизельный двигатель выбросит в атмосферу 630 кг N0^. Для сравнения: у бензинового их будет всего 116 кг (рис. 2).

Для снижения выбросов N0^ в дизельных двигателях применяется система рециркуляции отработавших газов и впрыск мочевины, в результате чего снижается температура камеры сгорания двигателя. Согласно экологическим

нормам Евро-6, содержание этих выбросов у легковых дизельных автомобилей должно быть снижено с 0,18 до 0,06 г/км, то есть в 3 раза.

Углекислый газ (СО2) в значительной степени влияет на глобальное потепление климата. При сгорании 1 кг углеводородного топлива происходит образование около 3 кг соединений СО2. Автомобиль с бензиновым ДВС и традиционной силовой установкой за период эксплуатации в 250 тыс. км выбросит 62,5 т СО2, с дизельным ДВС - 65 т (рис. 3).

При эксплуатации газового автомобиля на более легком СУГ выбросы СО2 снизятся до 54 т. Автомобиль с гибридной энергетической установкой за счет более низкого расхода топлива выбросит всего 35,6 т СО2, что меньше чем у бензинового на 43 %.

Этап рециклинга (утилизация) является обязательным в жизненном цикле автомобилей. Выбросы загрязняющих веществ вызваны переработкой комплектующих для повторного использования материалов и сжиганием отходов, идущих на утилизацию. Эти операции требуют затрат энергии для обезвреживания опасных компонентов, таких как резина и полимерные материалы.

/

58

Рис. 1. Выбросы оксида углерода (СО) автомобилями с ЭУ различных типов

Рис. 2. Выбросы оксидов азота (N0^) автомобилями с ЭУ различных типов

Рис. 3. Выбросы углекислого газа (СО2) автомобилями с ЭУ различных типов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При используемых технологиях удается восстановить до 75 % материалов от начальной массы автомобиля. Остальные не перерабатываемые материалы обезвреживаются и подлежат захоронению. По данным производителей перерабатывающего оборудования, в среднем на рециклинг одной тонны автомобиля расходуется около 50 кВт-ч электроэнергии. При почти одинаковой массе сравниваемых автомобилей в проведенной оценке этот показатель не учитывался ввиду несущественности.

Особо необходимо отметить, что рециклинг №-МН аккумуляторных батарей гибридных автомобилей проходит по технологии без выбросов токсичных вредных веществ. При этом получаемые в процессе переработки никель и кобальт используются повторно [7].

Суммарные объемы выбросов на этапах производства и эксплуатации сравниваемых автомобилей представлены в табл. 4.

Анализ результатов проведенного исследования, как и ожидалось, показал, что основная доля выбросов всех загрязняющих веществ приходится на период эксплуатации. Однако следует обратить внимание на выбросы

парникового газа СО2, которые на этапе производства составляют около 5...10 % от выбросов на всем жизненном цикле автомобиля.

Исходя из полученных в исследовании результатов, можно сделать следующие выводы:

• частое обновление автомобилей со значительным снижением их среднего срока службы ускорит загрязнение окружающей среды;

• более безвредными для человека и окружающей среды на всех этапах жизненного цикла являются автомобили с гибридными двигателями даже несмотря на то, что при их производстве требуется больше затрат энергии и сырья;

• при оценке влияния негативного воздействия автомобилей с различными энергетическими установками на окружающую среду и, в первую очередь, на потепление климата основное внимание необходимо уделять выбросам вредных веществ на этапе эксплуатации автомобиля;

• выбросы токсичных компонентов СО и N0^, причиняющие вред здоровью человека, также можно значительно снизить при использовании автомобилей с гибридным двигателем.

10 лет

журналу

59

Таблица 4

Выбросы загрязняющих веществ автомобилем на этапе производства и эксплуатации

Тип ЭУ / модель автомобиля Выбросы загрязняющих веществ, кг

СО NO, CO2

Бензиновый / Hyundai Solaris 1.6 445 125 66 084

Дизельный / Peugeot 408 175 640 69 341

Газовый / Лада Ларгус 1,6 407 115 58 277

Гибрид / Toyota Prius 262 76 40 264

Цветом выделены максимальные (красный) и минимальные (зеленый) значения.

Транспорт и экология

K\\\\\\\\\\\\m\\\\v

Будущее

Все популярнее становятся автомобили с электромеханическими гибридными энергетическими установками. Инженеры постоянно совершенствуют их. Интересные разработки имеет компания Toyota, выпускающая самый популярный в мире гибридный автомобиль Prius. Продолжаются работы с водородной энергетической установкой для гибрида Mirai, что по-японски означает «будущее». Электрическую энергию в нем вырабатывают топливные элементы, где водород окисляется кислородом в специальных топливных элементах, выбросами которых является вода - H2O. Пока общественность воспринимает эти автомобили, как «зелёные». Хотя исследования воздействия инфраструктуры производства

водорода и качества сбрасываемой воды, прошедшей физическую и химическую обработку в водородном генераторе, на организм человека не проводились.

Mirai при 5 кг водорода в баллонах имеет запас хода 500...550 км. На полную заправку водородом требуется до 5 мин времени. Для сравнения: электромобиль от электрической сети заряжается до 12 часов. Автомобиль при максимальной мощности энергетической установки в 113 кВт и крутящем моменте 335 Н-м разгоняется водителем до 100 км/ч за 9,6 с.

Попытки создания автомобилей с гибридной электромеханической силовой установкой за последние несколько лет значительно активизировались, что позволяет считать их перспективными экологичными автомобилями ближайшего будущего.

_ Литература

1. Котиков Ю.Г. Транспортная энергетика (2006). - Эл. ресурс: http://www. studfiles.ru/preview/4385265/page:20/

2. Pistoia G. Electric and hybrid vehicles. Power sources, models, sustainability, infrastructure and the market. / G Pistoia. - Oxford: The Netherlands Linacre House, 2010.

3. Распоряжение Минтранса РФ от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» c изменениями от 14.05.2014 г. № НА-50-р.

4. Капустин А.А. Методика оценки влияния типа двигателя гибридных автомобилей на их экономичность и экологическую безопасность / А.А. Капустин, В.А. Раков // Организация безопасности движения в крупных городах: сборник трудов участников двенадцатой междунар. науч.-практ. конф. - СПбГАСУ - СПб., 2016. - С. 639-645.

5. Kapustin A. Methodology to Evaluate the Impact of Hybrid Cars Engine Type on their Economic Efficiency and Environmental Safety / A. Kapustin, V. Rakov // Transportation Research Procedia: 12th International Conference «Organization and Traffic Safety Management in large cities», SPbOTSIC-2016, 28-30 September 2016, St. Petersburg, Russia. - 20 (2017). -Pp. 247-253.

6. Расчетная инструкция (методика) по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами в атмосферный воздух: утв. ОАО «НИИАТ» 17.11.2006 / Министерство транспорта РФ. - Москва, 2006. - 55 с.

7. Капустин А.А. Гибридные автомобили: учебное пособие / А.А. Капустин, В.А. Раков; М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос. ун-т. - Вологда: ВоГУ, 2016. - 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.