УДК 796.8:612
СРАВНЕНИЕ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВУЗОВ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ С РАЗНЫМ ПРОФИЛЕМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ Кандидат биологических наук, доцент Т.Г. Кириллова,
студент Е.В.Ессена, Камский государственный институт физической культуры
г. Набережные Челны COMPARISON OF MENTAL WORKABILITY OF STUDENTS WITH DIFFERENT PROFILE INTERHEMISPHERIC ASYMMETRY FROM DIFFERENT SCHOOLS IN NABEREZHNYE CHELNY Ph.D., Associate Professor T.G. Kirillova,
Student E.V. Essena, Kama State Institute Of Physical Culture, Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: умственная работоспособность, латеральная асимметрия, студенты. Аннотация: Предметом исследования явилась умственная работоспособность студентов с разным профилем межполушарной асимметрии.
В связи с этим КамГИФКом были проведены исследования умственной работоспособности студентов различных ВУЗов г. Набережные Челны с разным профилем межполушарной асимметрии. В исследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте 18 - 19 лет, являющиеся студентами первых курсов ВУЗов г. Набережные Челны: КамГИФК, фКГПУ, фКГУ. Key words: mental workability, literal asymmetry, students
Summary: The subject of research is mental workability of students with different profile interhemispheric asymmetry.
Kama State Institute Of Physical Culture had made the research of mental workability of students with different profile interhemispheric asymmetry from different schools in Naberezhnye Chelny. First courses female and male students 18-19 years old took part at research from such schoolings as : Kama State Institute Of Physical Culture, Branch of Kazan State Pedagogical University, Branch of Kazan State University.
За последние десятилетия проблема латеральной асимметрии человека стала одной из центральных для физиологии, медицины, психологии, педагогики. Посвященные ей научные публикации лавинообразно увеличиваются. Подчеркивается, что в симметрии строения и функционирования скрыта одна из самых крупных загадок современной физиологии. Так, академик В.И. Вернадский высказал мнение, что в проблеме симметрии—асимметрии заключается граница между живым и мертвым, органическим и неорганическим миром.
В процессе эволюции жизни черты асимметрии накапливаются. Наибольшей степени все асимметрии достигают у человека, Не зря основными отличительными характеристиками Homo sapiens считают прямостояние, речь и функциональную межполушарную асимметрию мозга (ФМА). (Бердичевская Е. М., 2005)
Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в XIX в., когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой половины мозга.
К настоящему времени установлено, что среди населения нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности большинство составляют праворукие люди, т. е. с преобладанием функции левого полушария. Остальное человечество делится на две неравные части: от 5 % до 20 % составляют левши, у которых отмечается доминирование правого полушария, и 2-3 % приходится на долю амбидекстров — людей с одинаково развитыми руками. Поскольку ведущая рука отражает доминирование полушария мозга, правильнее говорить о ведущем полушарии.
Функциональная асимметрия больших полушарий человеческого мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половины тела. Она обнаруживается и в работе других органов, в первую очередь органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка. Более того, и в строении тела есть достаточно отчетливая асимметрия: у правшей правая рука чуть длиннее, чем левая, нос отклоняется вправо, завиток волос на голове закручен по часовой стрелке и т. д. (Айзман Р. И., Ширшова В. М., 2002).
Периферические сенсомоторные асимметрии являются отражением асимметрии функций полушарий головного мозга. Однако основным критерием многих исследований ФМА до настоящего времени является исключительно признак «рукости» либо другой изолированной модальности (слуха или зрения). Нет сомнений, что ведущая рука — очень важный фактор, определяющий многое в ФМА, но она не может выступать единственной мерой мозговой латерализации. Сенсорная асимметрия, в отличие от моторной, более постоянна и наиболее четко отражает асимметрию центральных систем. (Бердичевская Е. М., 2005)
Особенно ярко проявляется асимметрия высших психических функций. С левым полушарием связывают преобладание абстрактно-логического мышления, аналитическую деятельность мозга, речевые функции (устная и письменная смысловая речь), положительные эмоции; правому полушарию отводят ведущую роль в конкретно-образном мышлении, пространственном ориентировании, в синтетической деятельности, восприятии музыки, цветов, звуков, в сдерживании, особенно эмоциональном, своего левого «собрата». (Айзман Р. И., Ширшова В. М., 2002).
У людей с доминированием правого или левого полушария отмечены определенные различия в типах мыслительных операций. При обучении правое полушарие реализует процессы дедуктивного мышления (сначала синтеза, а затем анализа). Левое полушарие преимущественно обеспечивает процессы индуктивного мышления (сначала анализа, а затем синтеза). Поэтому людей с левополушарным доминированием относят к мыслительному типу, а с правополушарным — к художественному. Доминирующую роль левого полушария в реализации функций второй сигнальной системы, в мыслительных операциях, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления определяет перекрестная проекция видов сенсорной чувствительности и нисходящих пирамидных путей в сочетании с левосторонней локализацией центра устной и письменной речи. (Бердичевская Е. М., 2005).
В связи с этим КамГИФКом были проведены исследования умственной работоспособности студентов различных ВУЗов г. Набережные Челны с разным профилем межполушарной асимметрии. В исследовании принимали участие юноши и девушки в возрасте 18 - 19 лет, являющиеся студентами первых курсов ВУЗов г. Набережные Челны: КамГИФК, фКГПУ, фКГУ.
Индивидуальный профиль функциональной межполушарной асимметрии мозга определялся по четырем показателям: ведущая рука, ведущая нога, ведущий глаз, ведущее ухо. В зависимости от профиля ФМА были выделены группы правшей и левшей.
Предметом исследования явилась умственная работоспособность студентов с разным профилем межполушарной асимметрии.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
На рис. 1 видно, что в группе с преобладанием функций левого полушария (правшей), доминирующей является зрительная память - 55%, на втором месте - моторная (40%), на третьем - слуховая (25%). В группе с преобладанием функций правого полушария (левшей) на первой позиции обосновалась зрительная память (60%), на второй - слуховая (50%), и на третьем - моторная (40%).
Показатели объема смысловой памяти и распределения внимания в группе с преобладанием функций правого полушария составили 3,55 и 3,1 баллов (соответственно), что на 0,3 и 0,2 выше показателей в группе с преобладанием функций левого полушария. Но оценка скорости концентрации внимания и его объема выше в группе правшей и составляет 3,9 и 3,5, что превышает показатели левшей на 0.35 и 0,1 балла соответственно (рис.2).
Положительную оценку объема смысловой памяти получили 55% левшей и 45% правшей (таблица 1). По 75% людей в каждой группе получили высокий балл по распределению внимания. По показателям объема внимания 75% правшей справились с заданием и показали высокий результат, 25% - средний, что превышает показатели группы левшей 70% - высокий, 25% - средний и 5% - низкий. Оценка скорости концентрации внимания группы людей, с преобладанием функций правого полушария составляет: 25% - отлично, 25% - хорошо, 30% - удовлетворительно и 20% -неудовлетворительно. В группе с преобладанием функций левого полушария показатели выше и составляют: 30% - отлично, 40% - хорошо, 20% - удовлетворительно и 10% -неудовлетворительно.
По полученным результатам можно сделать следующие выводы:
1. У правшей доминирует зрительная память, на втором месте - моторная, на третьем - слуховая. У левшей доминирует зрительная память, на втором месте - слуховая и на третьем - моторная.
2. Показатели объема смысловой памяти и распределения внимания у правшей и левшей находятся на одном уровне.
3. Скорость концентрации внимания и его объем выше у правшей.
Типы памяти(%)
□ Правши
□ Левши
Рис.1
Сравнительная характеристика показателей умственной работоспособности
4
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
/ 71
□ Правши
□ Левши
Г
ОСП
РВ
ОВ
СКВ
Рис.2
ОСП - объем смысловой памяти
РВ - распределение внимания
ОВ - объем внимания
СКВ - скорость концентрации внимания
Таблица 1.
Левши Правши
Оценка Отл. Хор. Удвл. Неуд. Отл. Хор. Удвл. Неуд.
Объем 15 40 30 15 5 40 30 25
смысловой
памяти
Распределение 15 75 10 - 10 75 15 -
внимания
Объем 25 70 5 - 25 75 - -
внимания
Скорость 25 25 30 20 30 40 20 10
концентрации
внимания
Литература:
1. Физиология человека [Текст]: учебник для магистрантов и аспирантов / под ред. Е.К. Аганянц. - М.: Советский спорт, 2005. - 336 с.
2. Возрастная физиология / Под общей ред. Айзмана Р.И., Ширшовой В.М. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 120.
Glossary:
1. Man Physiology [Text] : Teachers guide for masters and post graduate students / under ad. E.K. Aganiants. - М.: Soviet sport, 2005. - 336 p.
2. Age-specific physiology / under ad. Aizman R.I., Shirshova V.M. - Novosibirsk: Siberian University pub., 2002. - 120.