Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ СТАЖИРОВОК ДЛЯ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СРАВНЕНИЕ СТАЖИРОВОК ДЛЯ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / СТУДЕНТЫ / СТАЖИРОВКА / КОМПАНИИ / ПРАКТИКА / RESEARCH / PROFESSION / STUDENTS / INTERNSHIP / COMPANIES / PRACTICE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бадюк А.А.

Данная работа посвящена актуальной в наше время теме - стажировкам для студентов. На основе четырнадцати интервью выявлены точки зрения и мнения на эту тему. Освещены стажировки в России и за рубежом, плюсы и минусы каждой из них, страны для стажировок за рубежом, способы информирования о стажировках и многие другие вопросы. Для интерврьюирования выбирались люди разных возрастов, с опытом прохождения стажировок и без.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF INTERNSHIPS FOR STUDENTS IN RUSSIA AND ABROAD

This work is devoted to the actual topic in our time - internship for students. On the basis of fourteen interviews points of view and opinions on this subject are revealed. The article covers internships in Russia and abroad, the pros and cons of each of them, the country for internships abroad, ways to inform about internships and many other issues. For interviewing people of different ages, with experience of passing of training and without were chosen.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ СТАЖИРОВОК ДЛЯ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 316.4

Бадюк А.А. студентка МГТУ им. Н.Э. Баумана Россия, г. Москва

СРАВНЕНИЕ СТАЖИРОВОК ДЛЯ СТУДЕНТОВ В РОССИИ И ЗА

РУБЕЖОМ

Аннотация: Данная работа посвящена актуальной в наше время теме - стажировкам для студентов. На основе четырнадцати интервью выявлены точки зрения и мнения на эту тему. Освещены стажировки в России и за рубежом, плюсы и минусы каждой из них, страны для стажировок за рубежом, способы информирования о стажировках и многие другие вопросы. Для интерврьюирования выбирались люди разных возрастов, с опытом прохождения стажировок и без.

Ключевые слова: Исследование, профессия, студенты, стажировка, компании, практика

Badyuk A.A. student BMSTU Russia, Moscow

COMPARISON OF INTERNSHIPS FOR STUDENTS IN RUSSIA

AND ABROAD

Annotation: This work is devoted to the actual topic in our time - internship for students. On the basis offourteen interviews points of view and opinions on this subject are revealed. The article covers internships in Russia and abroad, the pros and cons of each of them, the country for internships abroad, ways to inform about internships and many other issues. For interviewing people of different ages, with experience ofpassing of training and without were chosen.

Keyword: Research, profession, students, internship, companies, practice

Стажировка в компании — это возможность использовать полученные знания в реальных ситуациях. Нет ничего ценнее реального опыта работы в выбранной отрасли, ведь это единственный способ точно узнать, что представляет из себя профессия.

Практика — это отличная возможность попробовать себя в выбранной должности, при этом не имея полного груза ответственности за свою работу. Многие впервые узнают о том, в чем заключается должность, когда начинают работать на ней. По данным последних исследований, лишь 27% выпускников работают по специальности [1].

Поэтому узнаем и проанализируем мнения, выявим систему и закономерность.

Основная цель стажировки - формирование и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков по полученной квалификации.

Высшее образование в России носит больше характер теоретический. Выпускники учебных заведений могут отлично ориентироваться в сути специальности, но совершенно не представлять её практической стороны. Этот пробел легко исправим, и помощником в данном деле является именно стажировка.

В процессе прохождения обучения новички становятся обладателями необходимых знаний и навыков. Неоценимым является опыт, получаемый молодыми кадрами. А те специалисты, которые успешно зарекомендовали себя, вполне могут рассчитывать на продолжение своей деятельности в данной организации. Именно так может начать строиться вся карьерная лестница человека [2].

Это мнение подтверждают слова:

«Нууу, очень сильно варьируется, типо стажировка это скорее какого-то рода учеба, получение новых знаний, ведь мы почти всю жизнь получаем новые знания, а стажировки нас к этому подталкивают, так сказать, дают возможности, тем или иным способом: иногда это работа, которая дает какие-то новые навыки, иногда это именно обучение, когда ты едешь куда-то и изучаешь что-то новое, например язык, или еще что-то». (М, 19 лет, студент).

«Стажировка, в первую очередь, для меня - это обучение, образование». (Ж, 21 год, студентка).

Искусству работы невозможно научиться в процессе посещения лекций в учебном заведении. Студенты получают целый багаж знаний, но зачастую не имеют представления, как ими распоряжаться в реальной жизни.

«Только твой РЕАЛЬНЫЙ опыт мог подсказать тебе ответ на последующие вопросы. За одно полугодие студент в среднем сдавал по четыре курсовые работы! По разным темам. Следовательно, для успешной сдачи всех предметов тебе требовалось пройти соответствующее количество стажировок и зачастую это было в разных компаниях». (Ж, 24 года, маркетолог).

Стажировки для студентов можно разделить на две категории: российские и заграничные. Бытует мнение, что в большинстве российских компаний стажеры работают даром или их гонорар не превышает средний оклад курьера или промоутера. В глазах студентов российские стажировки выглядят непривлекательно, в отличие от заграничных.

«Стажировка сегодня в России это возможность для работодателя приобрести низкооплачиваемого работника, а зачастую и вовсе заполучение в свою команду бесплатного специалиста на короткий промежуток времени». (Ж, 24 года, маркетолог).

«...это недостаточное количество альтернативных вариантов для стажировки для студентов и непривлекательность в сравнении с внешними стажировками.» (М, 19 лет, студент).

Безусловно, такое отношение к российским стажировкам подтверждается опытом людей, опрашиваемых нашими интервьюерами.

«Требования и отношения не как к будущей профессии, будущему страны, а как к пешкам здесь и сейчас, которые выполняют ту, или иную мелко-оцениваемую работу.» (М, 22 года, магистр).

«Почему-то у нас в России молодых студентов, которые знают по десять программ фотошопа, владеют несколькими языками и от А до Я могут тебе рассказать про работу любой социальной сети, опытные (в кавычках) сотрудники компании, которые, дай Бог, выучили за последние 10 лет, как работает Excel и Word, не воспринимают тебя всерьез. И получают самые мелкие, бестолковые занятия, например, подготовить документы, провести анализ аудитории, там целевой и нецелевой. То есть это самая такая механическая работа.» (Ж, 24 года, маркетолог).

Эта категория стажировок подразумевает работу, нацеленную на повышение профессиональных навыков и уровня компетенции. Такие стажировки также бывают широкого спектра: от практики в крупных международных компаниях до сельскохозяйственной работы при небольшой ферме в Юго-Восточной Азии. Помимо языка, требования к которому будут значительно выше, чем в волонтерских программах, необходимо обладать некоторыми профессиональными навыки, которые могут понадобиться на предполагаемой должности стажёра. Количество мест профессиональных стажировок ограничено, поэтому прием в разы ниже, чем на волонтёрских программах [3].

Стажировки за границей за последние десятки лет приобрели хорошую репутацию ввиду качества подготовки стажеров, престижа и самого факта попадания на такую стажировку.

«Просто заграницей куда больше перспектив и возможностей для развития молодого специалиста. К тому же, это престиж. Соискатель, с опытом работы за рубежом, куда привлекательнее на фоне остальных.» (М, 20 лет, студент).

Подобные стажировки также бывают оплачиваемыми и неоплачиваемыми. Едва ли стажеру представится возможность заработать много денег, но оплачиваемая стажировка позволит не только приобрести ценный опыт, который является одним из важнейших показателей на современном рынке труда, но и избавиться от необходимости искать для себя спонсоров или тратить накопления. К сожалению, чаще всего зарубежные стажировки не оплачиваются, поэтому к пакету необходимых для заявки документов необходимо предоставить либо выписку со счета, либо справку о доходе спонсора, то есть, те документы, которые обычно называются «подтверждением финансовой состоятельности».

Безусловно, каждый уважающий себя студент предпочитает оплачиваемые стажировки, а некоторые соглашаются и на бесплатную работу, лишь бы был опыт.

«Ну а вообще так как стажировка обычно занимает не все жизненное время, то параллельно этому можно заниматься подработкой. Но, само собой, если передо мной будет выбор из двух очень схожих компаний, но только

одна из них будет предлагать еще и какую-то сумму, то я выберу, конечно, ее.» (М, 19 лет, студент).

Попасть на стажировку не так легко, как найти её. В наше время о стажировках можно узнать непосредственно в университетах, познакомившись лично с представителями компаний, через объявления в газетах или журналах, по радио, конечно же, в интернете и через знакомых.

Большая часть людей предпочитает искать стажировку через интернет ввиду большого выбора и нограниченности по параметрам.

Я считаю, что самый эффективный способ - это личная встреча на ярмарках вакансий, организованных в университете.

К сожалению, одной из трудностей для стажировки становится принадлежность студента к женскому полу. Девушкам труднее, чем молодым людям, поехать в другую страну одной на несколько месяцев.

«Если женщина молодая, то лучше ехать не одной. Потому что все мужики будут приставать. Вот вам и пол. Равноправия полов у нас нет и не будет еще долго, если вообще.» (Ж, 55 лет, репетитор, интервьюер Галактионова). (Ж, 24 года, маркетолог).

Отсюда возникает проблема - ехать одному или группой.

Я считаю, что ехать группой проще для адаптации. Мои слова подтверждает цитата:

«Из минусов это, опять же, ты ни с кем не общаешься, все как-то далеко от тебя, тебе никто не помогает, очень сложно заводить новые знакомства в первые дни, я имею в виду когда ты только-только приехал, ты распаковываешь свои вещи и всё... Я, как можно было понять, за то, чтобы люди ездили обучаться в группах. Во-первых, вам так проще помогать на первых этапах друг другу, то есть один кто-то знает одну информацию, делится со своим другом, второй знает ещё какую-то, вы обмениваетесь опытом, вы быстрее понимаете, как и что делать.» (Ж, 24 года, маркетолог).

Но ехать одному наиболее полезно для самого человека. Попадая в стрессовую ситуацию, он начинает мыслить стратегически и учиться быстрее решать свои проблемы самостоятельно. Это, безусловно, большой плюс.

Обобщая все вышесказанное, хочется сделать несколько выводов:

Во-первых, каждый студент нуждается в стажировках для хорошего трудоустройства на работу после выпуска, потому что в процессе стажировки он приобретает колоссальный опыт.

Во-вторых, стажировки в России не пользуются популярностью и доверием среди студентов ввиду того, что российские работодатели пренебрежительно относятся к подчиненным и скидывают на них мелкую работу вместо того, чтобы научить их чему-то профильному. Зато зарубежные стажерские программы считаются престижными и котируются среди работодателей.

В-третьих, девушкам лучше ездить в группе со своими сверстниками, потому что в одиночку она может попасть в трудности или подвергнуться невоспитанному местному населению.

А в-четвертых, всё зависит от нас самих.

Использованные источники:

1. Студент Aston University о важности прохождения стажировки. URL: https://www.educationindex.ru/articles/higher-education-in-the-uk/undergraduate-studies-in-the-uk/student-aston-university-o-vazhnosti-prohozhdenii-stazhirovki/ (дата обращения 20.05.2019)

2. Селиванова Т., Чем может помочь стажировка молодому специалисту. URL: https ://legkopolezno. ru/rabota/karera/stazhirovka/ (дата обращения 15.05.2019)

3. Стародубцев В.А, Родионов П.В. Волонтёрские организации как среда профессиональных проб студентов вузов // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 212-217

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.