Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ СРОЧНОГО ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ И УПРАЖНЕНИЙ С МАССАЖНЫМ РОЛИКОМ НА РЕЗУЛЬТАТЫ В ТЕСТАХ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ В МИНИ-ФУТБОЛ'

СРАВНЕНИЕ СРОЧНОГО ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ И УПРАЖНЕНИЙ С МАССАЖНЫМ РОЛИКОМ НА РЕЗУЛЬТАТЫ В ТЕСТАХ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ В МИНИ-ФУТБОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ИГРОКИ В МИНИ-ФУТБОЛ / ДИНАМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА / МИОФАСЦИАЛЬНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ (РЕЛИЗ) / МАССАЖНЫЙ РОЛИК / БАТАРЕЯ ПРЫЖКОВЫХ ТЕСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Илько Никита Сергеевич

В представленном исследовании впервые было реализовано сравнение срочного влияния двух различных протоколов разминки (динамические упражнения и миофасциальное расслабление с массажным роликом) на нервно-мышечные переменные, связанные с физическими детерминантами результатов в мини-футболе. Используя перекрестный рандомизированный экспериментальный протокол, квалифицированные игроки в мини-футбол выполняли один из вариантов разминки: динамическую или миофасциального расслабления с прокатыванием массажного ролика. Динамическая разминка состоял из 10 минут динамических упражнений с возрастающей интенсивностью, а протокол разминки на основе миофасциального расслабления включал 10 минут перекатывания массажного ролика для каждой нижней конечности. Непосредственно перед и после завершения протоколов разминки игроки выполняли батарею прыжковых тестов, тест «спринт на 10 м», илли-нойский тест на ловкость (маневренность), тест «подъем прямой ноги» и тест Томаса. Установлено, что оба протокола разминки одинаково повлияли на высоту в прыжковых тестах (кроме прыжка с подседом) и изменения времени спринта на 10 м. Изменения в тестах на диапазон движений были более выражены при использовании в разминке миофасциального расслабления, а в иллинойском тесте, наоборот, результат улучшился в большей степени после проведения динамической разминки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Илько Никита Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF THE ACUTE EFFECT OF DYNAMIC WARM-UP AND EXERCISES WITH A MASSAGE ROLLER ON THE RESULTS IN TESTS FOR PHYSICAL FITNESS OF QUALIFIED MINI-FOOTBALL PLAYERS

In the presented study, for the first time, the comparison of the urgent effect of two different warmup protocols (dynamic and independent myofascial relaxation with a massage roller) on neuromuscular variables associated with the physical determinants of results in mini-football was implemented. Using the cross-randomized experimental protocol, qualified mini-football players performed one of the warm-up options: the dynamic or independent myofascial relaxation with rolling a massage roller. The dynamic warm-up consisted of 10 minutes of dynamic exercises with increasing intensity, and the warm-up protocol based on myofascial relaxation included 10 minutes of rolling a massage roller for each lower limb. Immediately before and after the completion of the warm-up protocols, the players performed a battery of jumping tests, the 10 m sprint test, the Illinois dexterity (maneuverability) test, and straight leg lift tests and range of motion assessments. It was found that both warm-up protocols had the same effect on the height in jumping tests (except for the squat jump) and changes in sprint time by 10 m. The changes in the range of motion tests were more pronounced when using myofascial relaxation in the warm-up, and in the Illinois test, on the contrary, the result improved more after the dynamic warm-up.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ СРОЧНОГО ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ И УПРАЖНЕНИЙ С МАССАЖНЫМ РОЛИКОМ НА РЕЗУЛЬТАТЫ В ТЕСТАХ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ В МИНИ-ФУТБОЛ»

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2022. - №1(203). - С. 148-154.

3. Особенности образа жизни и параметров здоровья студенток-художниц / К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич, Н.И. Медведкова, В.Д. Медведков // Казанский педагогический журнал - 2016. - № 2-2 (115). - С. 284-291.

4. Илькевич Т.Г. Модель организации оздоровления студенток-художниц в условиях кампуса / Т.Г. Илькевич // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Т.11, № 4. - С.70-75

5. Оценка проявлений информационного стресса у студентов и его профилактика средствами физической культуры и спорта / Т.Г. Илькевич, К.Б. Илькевич, А.С. Болдов, М.Р. Шакиров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.-- 2022. - № 6 (208). - С.157-162.

6. Ковтунович М.Г. Информационный стресс / М.Г. Ковтунович, К.Е. Маркачев // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 5. - С. 83-91.

REFERENCES

1. Bodrov, V.A. (2004), Information stress, PER SE, Moscow.

2. Ilkevich, K.B., Ilkevich, T.G. and Lazareva, M.V.(2022), "Evaluation of compliance by students of the direction of preparation "Pedagogical education" with the norms of physical activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 203, No. 1 pp. 148-154.

3. Ilkevich, K.B., Ilkevich, T.G., Medvedkova, N.I. and Medvedkov, V.D. (2016), "Features of lifestyle and health parameters of female students-artists", Kazan Pedagogical Journal, No. 2-2 (115), pp. 284-291.

4. Ilkevich, T.G. (2016), "Model of organization of improvement of female students-artists in the conditions of the campus", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (11), рp. 70-75.

5. Ilkevich, T.G, Ilkevich, K.B., Boldov, A.S. and Shakirov M.R.(2022), "Evaluation of manifestations of informational stress in students and its prevention by means of physical culture and sports" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 208, No. 6 pp. 157-162.

6. Kovtunovich, M. G. and Markachev, K. E. (2008), "Information stress", Psychological science and education, No. 5, рp. 83-91.

Контактная информация: ilk_kb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2022

УДК 796.332.6

СРАВНЕНИЕ СРОЧНОГО ВЛИЯНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ И УПРАЖНЕНИЙ С МАССАЖНЫМ РОЛИКОМ НА РЕЗУЛЬТАТЫ В ТЕСТАХ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИГРОКОВ

В МИНИ-ФУТБОЛ

Никита Сергеевич Илько, аспирант, Московская государственная академия физической

культуры, п. Малаховка

Аннотация

В представленном исследовании впервые было реализовано сравнение срочного влияния двух различных протоколов разминки (динамические упражнения и миофасциальное расслабление с массажным роликом) на нервно-мышечные переменные, связанные с физическими детерминантами результатов в мини-футболе. Используя перекрестный рандомизированный экспериментальный протокол, квалифицированные игроки в мини-футбол выполняли один из вариантов разминки: динамическую или миофасциального расслабления с прокатыванием массажного ролика. Динамическая разминка состоял из 10 минут динамических упражнений с возрастающей интенсивностью, а протокол разминки на основе миофасциального расслабления включал 10 минут перекатывания массажного ролика для каждой нижней конечности. Непосредственно перед и после завершения протоколов разминки игроки выполняли батарею прыжковых тестов, тест «спринт на 10 м», илли-нойский тест на ловкость (маневренность), тест «подъем прямой ноги» и тест Томаса. Установлено,

что оба протокола разминки одинаково повлияли на высоту в прыжковых тестах (кроме прыжка с подседом) и изменения времени спринта на 10 м. Изменения в тестах на диапазон движений были более выражены при использовании в разминке миофасциального расслабления, а в иллинойском тесте, наоборот, результат улучшился в большей степени после проведения динамической разминки.

Ключевые слова: квалифицированные игроки в мини-футбол, динамическая разминка, миофасциальное расслабление (релиз), массажный ролик, батарея прыжковых тестов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p240-248

COMPARISON OF THE ACUTE EFFECT OF DYNAMIC WARM-UP AND EXERCISES WITH A MASSAGE ROLLER ON THE RESULTS IN TESTS FOR PHYSICAL FITNESS OF QUALIFIED MINI-FOOTBALL PLAYERS

Nikita Sergeevich Ilko, the post-graduate student, Moscow State Academy of Physical Culture,

Malakhovka

Abstract

In the presented study, for the first time, the comparison of the urgent effect of two different warm-up protocols (dynamic and independent myofascial relaxation with a massage roller) on neuromuscular variables associated with the physical determinants of results in mini-football was implemented. Using the cross-randomized experimental protocol, qualified mini-football players performed one of the warm-up options: the dynamic or independent myofascial relaxation with rolling a massage roller. The dynamic warm-up consisted of 10 minutes of dynamic exercises with increasing intensity, and the warm-up protocol based on myofascial relaxation included 10 minutes of rolling a massage roller for each lower limb. Immediately before and after the completion of the warm-up protocols, the players performed a battery of jumping tests, the 10 m sprint test, the Illinois dexterity (maneuverability) test, and straight leg lift tests and range of motion assessments. It was found that both warm-up protocols had the same effect on the height in jumping tests (except for the squat jump) and changes in sprint time by 10 m. The changes in the range of motion tests were more pronounced when using myofascial relaxation in the warm-up, and in the Illinois test, on the contrary, the result improved more after the dynamic warm-up.

Keywords: qualified mini-football players, dynamic warm-up, myofascial relaxation (release), massage roller, battery of jumping tests.

ВВЕДЕНИЕ

Мини-футбол - это вид спорта, характеризующийся короткими отрезками высокоинтенсивных упражнений, которые представлены многократными ускорениями-замедлениями бега и сменой направления, а также несколькими видами ударов по мячу [1]. Выполнение действий высокой интенсивности во время игры из-за ее прерывистого характера и неполного восстановления между действиями из-за короткой продолжительности пауз требует высокого уровня готовности опорно-двигательного аппарата, которая достигается путем применения различных разминочных упражнений. Таким образом, помимо снижения риска травм, повышения внутримышечной температуры, скорости нервной проводимости, возбудимости двигательных единиц, улучшения кинестетической чувствительности, увеличения активного диапазона движений с помощью разминочных упражнений можно достичь улучшения в тестах на физическую подготовленность и функциональное состояние нервно-мышечного аппарата [2, 3]. Однако на сегодняшний день нет единого мнения относительно того, какие упражнения следует включать в разминку спортсменов в мини-футболе, чтобы оптимизировать подготовку игроков к тренировкам и соревнованиям.

Традиционные протоколы разминки в мини-футболе обычно включают аэробные упражнения низкой или умеренной интенсивности (например, бег трусцой в индивидуальном темпе), динамические упражнения на растяжение для увеличения диапазона дви-

жений в суставах, упражнения на координацию и специальные упражнения, специфичные для вида спорта [2, 3]. Недавние исследования показали, что разминка, включающая беговые упражнения низкой интенсивности, сопровождаемая динамической растяжкой, привела к более выраженному улучшению результатов в прыжковых упражнениях, спринте и других показателей, характеризующих специальные физические качества игроков в спортивных играх, в сравнение с использование беговых упражнений и статической растяжки [8]. Аналогичным образом, другие исследования, в которых динамические упражнения на растяжку включались в разминку, также показали улучшенные показатели ловкости и лучшее время спринта на 20 м у спортсменов игровых видов спорта [3, 7, 9]. Механизмы, объясняющие такие улучшения после динамического растяжения, могут быть связаны с потенцированием после активации и большей активацией миотатического рефлекса. В последние годы были предложены другие варианты разминки, среди которых заслуживает упоминания применение самостоятельного миофасциального расслабления с использованием массажного ролика. Этот метод является терапевтической практикой, обычно используемой специалистами по физической реабилитации и фитнесу в качестве инструмента для ускорения процесса восстановления мышечной ткани после травм или интенсивной тренировки [3, 9]. Предыдущие исследования продемонстрировали эффективность миофасциального расслабления (релиза) в уменьшении мышечной боли и улучшении подвижности суставов после интенсивных физических нагрузок [5, 8]. Однако польза миофасциального расслабления с массажным роликом перед спортивными тренировками/соревнованиями в игровых видах спорта остается спорной. При миофасци-альном расслаблении мускулатура сжимается с использованием массажного ролика, что приводит к увеличению миогенной и эндотелиальной дилатации, что может облегчить выполнение последующих тренировочных упражнений. Однако эти потенциальные эффекты затрагивают только целевую мускулатуру, на которую было осуществлено воздействие с помощью массажного ролика. С одной стороны, улучшения в прыжковых, скоростных и силовых показателях, а также в гибкости были обнаружены при сравнении разминки на основе миофасциального расслабления с традиционными протоколами разминки, включающими динамическими упражнениями [4]. В то же время также сообщалось о большей эффективности прыжков при использовании динамической растяжки после протокола разминки, состоящего из 5 минут езды на велосипеде, по сравнению с тем же протоколом разминки, за которым следует миофасциальное расслабление [5]. Расхождения между исследованиями могут быть объяснены различными используемыми методологиями, такими как сочетание миофасциального расслабления с другими упражнениями для разминки и различиями в продолжительности разминки и конструкцией, жесткостью, конфигурацией массажного ролика. По этой причине целью данного исследования было изучить и сравнить срочный эффект двух различных протоколов разминки, которые отличались включением динамических упражнений или самостоятельного миофасциального расслабления с массажным роликом на нервно-мышечные переменные, связанные с физическими факторами результатов в мини-футболе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В эксперименте приняли участие 20 квалифицированных игроков в мини-футбол (21,6 ± 2,7 года), которые выполняли протокол двух вариантов разминки, между которыми прошло не менее 48 часов, чтобы обеспечить полное восстановление, при этом тренировочный процесс, соответствующий общеподготовительному этапу подготовительного периода годичного макроцикла, был идентичен до и после каждой экспериментальной сессии. Первый протокол разминки включал упражнения динамической разминки продолжительностью 10 минут, а протокол разминки на основе миофасциального расслабления (МФР) включал 10 минут перекатывания массажного ролика для каждой нижней ко-

нечности. Во время каждого экспериментального испытания игроки выполняли 10-минутную общую разминку, после которой осуществлялось тестирование, включающее батарею прыжковых тестов (прыжок из приседа, с подседом, прыжок со штангой, прыжок в длину), иллинойский тест на ловкость (маневренность), спринт на 10 м и два теста на гибкость: тест на подъем прямой ноги и модифицированный тест Томаса (измерение угла разгибания бедра методом гониометрии, оценка подвижности тазобедренного сустава, пассивного разгибания бедра). Для тестирования высоты прыжков и определения времени пробегания 10 м применялся аппаратно-программный комплекс MuscleLab 4020e (Ergotest Technology, Норвегия), включающий инфракрасные маты и оптронные пары. Между тестами был установлен 5-минутный период восстановления. После завершения этих базовых измерений участники выполняли 8 минут протокол динамической разминки или миофасциального расслабления с прокатыванием массажного ролика. После завершения протоколов разминки батарея контрольных тестовых измерений была воспроизведена повторно, включая порядок и восстановление между тестами.

Протокол динамической разминки включал 12 упражнений (бег с высоким подниманием бедра; ходьба с выпадами; ходьба в полуприседе приставными шагами, по 5 шагов каждым боком; многоскоки; бег с высоким подниманием бедра; бег с захлестом голени; ходьба с поднимание разноименного колена к груди на каждый шаг; ходьба вперед с перешагиванием на каждый шаг разноименными ногами через воображаемые препятствия; ходьба назад с перешагиванием на каждый шаг разноименными ногами через воображаемые препятствия; выпады на месте с поднятыми вверх руками; мах правой руки к левой ноге, мах левой руки к правой ноге; вращение туловищем). Каждый участник выполнил 3 подхода с возрастающей интенсивностью упражнений (от низкого к высокому), с 15-секундным отдыхом между подходами. Участникам сообщили, что скорость движения должна быть постепенно увеличена с 50 до 90% от их максимальной скорости для каждого упражнения.

МФР с прокатыванием массажного ролика выполнялось на подошвенной фасции (использовался массажный или теннисный мяч) - 30-60 с для каждой ноги; икроножной мышце (массажный ролик средней плотности) - 30-60 с для каждой ноги; четырехглавой мышце, подколенных сухожилиях, ахилловых сухожилиях, ягодичной мышце. В таблице 1 представлен фрагмент содержания протокола разминки с МФР.

Таблица 1 - Содержание протокола разминки с упражнениями миофасциального релиза со специальным инвентарем (фрагмент)_

№ Мышечная группа и/или фасция, функции Причина для воздействия Дозировка Описание упражнения

1 Подошвенная фасция - это полоса соединительной ткани, которая соединяет пальцы ног с ахилловым сухожилием. Подошвенная фасция работает совместно с ахилловым сухожилием, икроножной мышцей и камбаловидной мышцей для обеспечения движения комплекса стопы / лодыжки (например, при беге, прыжках). Чрезмерное напряжение в подошвенной фасции может привести к боли в нижней части стопы. Из-за его фасциальных соединений с икроножной / камбаловидной мышцей, подколенными сухожилиями и другой задней мускулатурой чрезмерное напряжение в подошвенной фасции может привести к ограничению движений при сгибании бедра и сгибании туловища. 30-60 с для каждой ноги И.П. - стоя, расположив стопу одной ноги на теннисный мяч, а другую ногу расположить на полу. Встать рядом со стеной, если это необходимо, для равновесия. Перенести большую часть своего веса на ногу с мячом под ней и прокатывать мяч взад и вперед вдоль подошвенной фасции. Использовать более твердый мяч, чтобы увеличить давление.

№ Мышечная группа и/или фасция, функции Причина для воздействия Дозировка Описание упражнения

2 Икроножная мышца Начинается сразу за коленом и переходит в ахиллово сухожилие. Икроножная мышца отвечает за подошвенное сгибание стопы и сгибание колена. Чрезмерное напряжение икроножной мышцы может вызвать боль в месте травмы, далее по кинетической цепи (в ахилловом сухожилии или подошвенной фасции) или далее по цепи в колене 30-60 с для каждой ноги, в болевых точках можно задержаться, усиливая давление для лучшей проработки на 15 с И.П. Сидя на полу, выпрямив ноги и положив икры на валик. Используя руки, приподняться так, чтобы ягодицы были приподняты над полом. Из и.п. перекатываться вперед и назад, удерживая колени зафиксированными. Сосредоточить давление на медиальной и латеральной частях икры, чтобы воздействовать на медиальную /латеральную головки икроножной мышцы. Чтобы увеличить давление, положить одну ногу поверх другой и перекатывать только нижнюю ногу. Чтобы еще больше усилить давление, следует активно сгибать пальцы ног (тянуть их к голени)

3 Ахиллово сухожилие Соединяет икроножную и кам-баловидную мышцы с пяточной костью. Ахиллово сухожилие помогает икроножной мыш-це/камбаловидной мышце производить подошвенное сгибание. Чрезмерное напряжение в ахилловом сухожилии может привести к проблемам дальше вверх (икроножная мышца / камбаловидная мышца) или дальше вниз (подошвенная фасция) по кинетической цепи 30-60 с И.П. Сидя на полу, выпрямив ноги и положив икры на валик. Используя руки, принять такое положение, при котором ягодицы приподняты над полом. Из И.П. перекатываться вперед и назад, используя как положение с зафиксированными коленями, так и положение с разблокированными коленями. Сосредоточится на перекате от верхней части пятки до середины голени. Чтобы увеличить давление, положить одну ногу поверх другой и перекатывать только нижнюю ногу

4 Четырехглавая мышца Прямая мышца бедра берет начало в передней части бедра, vastus medialis располагается вдоль медиальной поверхности бедра, vastus lateralis располагается по боковой поверхности бедра, а vastus intermedius -вдоль передней поверхности бедра. Все четыре четырехглавые мышцы вставляются в общее сухожилие четырехглавой мышцы. Затем четырехглавое сухожилие входит в связку надколенника и большеберцо-вую кость. Все четырехглавые мышцы отвечают за разгибание колена. Только прямая участвует в сгибании бедра. Чрезмерное напряжение в четырехглавой мышце может привести к боли в колене или бедре. 30-60 секунд, а затем поменять ногу И.П. Сидя на низкой скамейке, положив массажную палку поперек передней части бедра. Звенья массажной палки хорошо работают на четырехглавой мышце, так как прорабатывается мышечно-сухожильное соединение. Из И.П. двигаться вперед и назад по передней части бедра. Чтобы проработать прямую мышцу бедра, следует осуществлять прокатывание по середине бедра. Для vastus medialis следует переместиться ближе к средней линии. Для широчайшей боковой мышцы переместиться на внешнюю часть бедра.

№ Мышечная группа и/или фасция, функции Причина для воздействия Дозировка Описание упражнения

5 Большая ягодичная мышца берет начало в крестце, подвздошной кости и крестцово-бугристой связке и прикрепляется к верхней части бедренной кости. Мышца отвечает за разгибание, отведение и внешнее вращение бедра. Чрезмерная жесткость по сравнению с поясничным отделом позвоночника может привести к сгибанию в поясничном отделе с увеличением сгибания бедра. Чрезмерное напряжение в большой ягодичной мышце может привести к боли в колене сбоку. 30-60 секунд, а затем поменять ногу И.П. Сидя на валике, положив руки за спину на пол. Ноги должны постоянно находиться на полу. Из И.П. перекатываться вперед и назад по ягодичным мышцам. Перенести вес на одно бедро или другое, чтобы увеличить давление.

В таблице 2 приведены результаты, полученные при измерениях исходного уровня показателей контрольных тестов и после разминки с использованием двух разных протоколов. Исходные значения показателей не имели статистически достоверных различий (р>0,05).

Таблица 2 - Изменение исследуемых показателей физической подготовленности и состояния нервно -мышечного аппарата у игроков в мини-футбол после протокола разминки, который включал динамические упражнения или МФР_

Тесты Динамическая разминка (ДР) МФР с прокатыванием массажного ролика

Исходные данные Конечные данные Прирост, % Р Исходные данные Конечные данные Прирост, % Р

Спринт 10 м, с 2,25±0,12 2,20±0,14 2,2 >0,05 2,22±0,11 2,19±0,12 1,35 >0,05

Иллинойский тест, с 16,1±0,99 15,4±0,93 4,3 <0,05 15,9±0,91 15,8±0,9 0,6 >0,05

Прыжок с подседом, см 41,6±3,9 42,6±3,8 2,4 >0,05 41,9±4,1 43,7±3,6 4,3 <0,05

Прыжок из приседа 39,3±3,7 39,8±3,7 1,27 >0,05 39,6±3,5 40,0±3,6 1,0 >0,05

Прыжок с махом рук, см 44,6±4,6 44,8±4,4 0,5 >0,05 45,2±4,8 45,6±4,6 0,9 >0,05

Межмышечная координация*, % 113,4±7,4 112,6±7,2 0,7 >0,05 114,1±7,6 114±7,5 0,01 >0,05

Прыжок в длину, см 201,6±10,8 206,4±10,3 2,4 >0,05 202,6±10,4 210,9±10 4,1 <0,05

Прыжок со штангой, см 14,9±2,4 15,3±2,6 2,7 >0,05 15,1±2,9 15,3±2,8 1,3 >0,05

Высота прыжка со штангой на плечах в % к высоте прыжка без штанги (из приседа), % 37,9±3,5 37,9±3,6 0 >0,05 38,1±3,7 38,3±3,7 0,5 >0,05

Тест Томаса, ° Доминирующая нога 8,1±3,1 9,6±3,4 18,5 <0,05 8,3±3,3 10,6±3,2 27,7 <0,01

Недоминирующая нога 6,7±2,9 7,2±2,9 7,4 <0,05 6,9±3,0 7,8±2,9 13 <0,05

Подъем прямой ноги, ° Доминирующей 73,7±4,4 74,9±4,6 3 >0,05 74,2±4,8 76,8±4,9 3,5 <0,05

Недоминирующей 71,2±4,4 72,1±4,2 1,2 >0,05 71,7±4,6 73,0±4,5 1,8 >0,05

Примечание: * - (прыжок с махом рук/прыжок из приседа) х 100%.

Анализ данных таблица 2 позволяет сделать вывод о том, что не было выявлено воздействия обоих использованных протоколов разминки на следующие исследуемые показатели: спринт 10 м (ДР - результат улучшился на 2,2%, при t=1,23%, р>0,05; МФР - на 1,35%, при t=0,88, р>0,05); прыжок из приседа (ДР - результат улучшился на 1,27%, при t=0,53, р>0,05; МФР - на 1%, при t=0,12, р>0,05); прыжок с махом рук (ДР - результат повысился на 0,5% при t=0,13, р>0,05; МФР - на 0,9%, при t=0,17, р>0,05); межмышечная координация (ДР - результат повысился на 0,7%, при t=0,14, р>0,05; МФР - на 0,01, при t=0,09, р>0,05); прыжок со штангой (ДР - результат повысился на 2,7 при t=0,89, р>0,05; МФР - на 1,3%, при t=0,56, р>0,05); отношение высоты прыжка со штангой к прыжку из приседа (ДР - результат не изменился, при t=0,05, р>0,05; МФР - на 0,4%, при t=0,15, р>0,05); в тесте «подъем ноги» для недоминирующей ноги (ДР - результат улучшился на 1,2%, при t=0,23, р>0,05; МФР - на 1,8%, при t=0,84, р>0,05). В процессе дифференцированной оценки изменений в зависимости от выполненного протокола разминки игроками в мини-футбол, установлены следующие статистически достоверные положительные из-

менения у спортсменов: при использовании динамической разминки улучшился результат в иллинойском тесте на 4,3% при (t=2,75, р<0,05), в то время как разминка по протоколу МФР в данном тесте не обеспечила статистически значимых изменений (время выполнения теста сократилось на 0,6%, при t=0,25, р>0,05); в тесте «прыжок с подседом» результат улучшился статистически достоверно при использовании протокола разминки МФР (прирост составил 4,3%, t=2,81, р<0,05), протокол ДР не обеспечил существенного улучшения результатов в данном тесте, прирост составил (2,4%, t=0,61, р>0,05); в прыжках в длину результат статистически значимо повысился в экспериментальной сессии с использованием протокола МФР - на 4,1% (t=2,80, р<0,05), протокол ДР способствовал увеличению показателя только на 2,4% (t=0,88, р>0,05). Рассматривая изменения в тестах на функциональное состояние нервно-мышечного аппарата - модифицированный тест Томаса и подъем прямой ноги, установили наиболее выраженные статистически достоверные изменения показателей при выполнении обоих протоколов разминки, однако, уровень прироста результатов был различен, в зависимости от типа разминки, теста и исследуемой конечности. Так, в модифицированном тесте Томаса применение МФР обеспечило более выраженное улучшение показателей: для ведущей (доминирующей ноги) - на 27,7% (t=3,77, р<0,01), для неведущей (недоминирующей) - на 13% (t=2,99, р<0,05); применение динамической разминки также обеспечило статистически значимое улучшение результатов функционального тестирования, однако, в относительно меньшей степени, так как прирост составил, для доминирующей ноги - 18,5 (t=2,97, р<0,05), для недоминирующей - 7,4% (t=2,86, р<0,05). Применение МФР в разминке игроков в мини-футбол способствовало увеличению угла сгибания бедра только доминирующей ноги в тесте «подъем прямой ноги» - на 3,5% (t=2,66, р<0,05), динамическая разминка не обеспечила статистически достоверных изменений в данном тесте.

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволило установить, что оба протокола разминки оказывает благоприятное воздействие на различные параметры проявления физических качеств и функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, однако, их влияние не одинаково. Так, упражнения динамической разминки обеспечили улучшение проявлений ловкости, а упражнения миофасциального расслабления с массажным роликом, включенные в разминку, способствовали повышению функционального состояния подвздошно-поясничной мышцы и эластичности сгибателей бедра, что в совокупности снижает риск получения травм колена, которые достаточно часто встречаются у игроков в мини-футболе. Также можно особо отметить, что так называемый «индекс упругой энергии», определяемый по приросту результатов в прыжках с подседом относительно прыжка из приседа, который характеризует соотношения использования упругого и сократительного компонента мышц, после разминки на основе миофасциального расслабления составил 9,3%, что практически отражает оптимальное соотношении использования сократительного и упругого компонентов мышц, в то время как после динамической разминки данный показатель в значении 5,9% указывает на несущественное использование фазы растяжения (упругого компонента), что может ухудшать проявление скоростно-силовых способностей и взрывной силы игроков (диапазон оптимального значения описываемого показателя - от 10 до 20%). Таким образом, возможно более эффективным будет комплексное применение динамической разминки и упражнений миофасционального расслабления в подготовительной части занятия квалифицированных игроков в мини-футболе в подготовительном периоде годичного макроцикла.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Э.Г. Организация работы секции мини-футбола / Э.Г. Алиев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №. 1 (35). - С. 3-5.

246

2. Ананьев Л.Б. Сравнение эффективности проприоцептивной и плиометрической тренировки для профилактики рецидивов растяжения связок голеностопного сустава у студентов-волейболистов / Л.Б. Ананьев, О.В. Ильичёва, Я.В. Сираковская // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - №. 4 (206). - С. 18-25.

3. Ильичёва О.В. Эффективность методик развития взрывной силы мышц нижних конечностей и прыгучести у баскетболистов 16-17 лет с плоскостопием / О.В. Ильичёва, Я.В. Сираковская, А.В. Ежова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3 (145). - С. 9296.

4. Коробова А.В. Миофасциальный релиз как средство активного восстановления и подготовки к высокоинтенсивным нагрузкам в физкультуре и спорте / А.В. Коробова, Л.Г. Чернышова // Безопасность жизнедеятельности, физическая культура и спорт: современное состояние и перспективы. - Хабаровск, 2019. - С. 44-49.

5. Морозова Е.В. Оценка функционального состояния опорно- двигательного аппарата футболистов 16-17 лет / Е.В. Морозова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. Российский электронный научный журнал. -2014. - №. 2 (31). - С. 121-127.

6. Тимофеева А.А. Миофасциальный релиз как способ улучшения функциональности мышц / Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с международным участием, посвященной Году науки и технологий РФ. В 3 т.. Под общей редакцией Юсупова Р. А. - Казань, 2021. - С. 305-307.

7. The effect of myofascial release with foam rolling on performance / K.C. Healey, D. L. Hatfield, P. Blanpied, L.R. Dorfman, D. Riebe // J Strength Cond Res. - 2014. - № 28 (1). - P. 61-68.

8. Posterior thigh foam rolling increases knee extension fatigue and passive shoulder range-of-motion / E.R. Monteiro, P.B. Costa, V.G. Neto, B.J. Hoogenboom, J. Steele, J. da Silva Novaes // J Strength Cond Res. 2019. - № 33(4). - P. 987-994.

9. MacDonald G.Z. Foam rolling as a recovery tool after an intense bout of physical activity / D.C. Button, E.J. Drinkwater, D.G. Behm // Med Sci Sports Exerc. - 2014. - № 46 (1). - рр. 131-142.

REFERENCES

1. Aliev, E.G. (2008), "Organization of work of the mini-football section", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (35), pp. 3-5.

2. Ananyev, L.B., Ilyicheva O.V. and Sirakovskaya Y.V. (2022), "Comparison of the effectiveness of proprioceptive and plyometric training for the prevention of recurrence of ankle sprain in volleyball students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 18-25.

3. Ilyicheva, O.V., Sirakovskaya Y.V. and Yezhova A.V. (2017), "The effectiveness of methods for the development of explosive strength of the muscles of the lower extremities and jumping ability in basketball players aged 16-17 with flat feet", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 92-96.

4. Korobova, A.V. and Chernyshova L.G. (2019), "Myofascial release as a means of active recovery and preparation for high-intensity loads in physical education and sports ", Life safety, physical culture and sport: current state and prospects, Khabarovsk, pp. 44-49

5. Morozova, E.V. (2014), "Assessment of the functional state of the musculoskeletal system of football players aged 16-17", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports. Russian Electronic Scientific Journal, No. 2 (31), pp. 121-127.

6. Timofeeva, A.A. (2021), "Myofascial release as a way to improve muscle functionality", Actual problems of theory and practice of physical culture, sports and tourism. Materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference of Young scientists, postgraduates, undergraduates and students with international participation, dedicated to the Year of Science and Technology of the Russian Federation, Kazan, pp. 305-307.

7. Healey, K..C, Hatfield, D.L., Blanpied, P., Dorfman, L.R. and Riebe, D. (2014), "The effect of myofascial release with foam rolling on performance", J Strength Cond Res., No. 28(1), рр. 61-68.

8. MacDonald, G.Z., Button, D.C., Drinkwater, E.J. and Behm, D.G. (2014), "Foam rolling as a recovery tool after an intense bout of physical activity", Med Sci Sports Exerc, No. 46(1), рр. 131-142.

9. Monteiro, E.R., Costa, P.B., Neto, V.G.C., Hoogenboom, B.J., Steele, J. and da Silva Novaes, J. (2019), "Posterior thigh foam rolling increases knee extension fatigue and passive shoulder range-of-

motion", J Strength Cond Res, No. 33 (4), рр. 987-994.

Контпктая информация: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2022

УДК 378/378.095

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ИНСТИТУТЕ РОСГВАРДИИ

Исаева Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. В статье представлен результат инновационной разработки методологической концепции исследования проблемы формирования и развития учебного подразделения курсантов как коллектива в военном институте Росгвардии. Цель исследования. Методологическое обоснование решения проблемы формирования учебных коллективов курсантов военно-образовательных организаций высшего образования Росгвардии. Методика и организация исследования. Для разработки методологической концепции исследования проблемы формирования и развития учебного коллектива курсантов необходимо проанализировать пять научных уровней: философский, общенаучный, междисциплинарно--научный, научно-педагогический, исследовательско-технологический. Результаты исследования. В результате целенаправленного анализа научных уровней были выработаны авторские положения, правила, обязательные для успешного решения научной проблемы формирования учебного коллектива курсантов военных институтов Росгвардии. Вывод. Разработанная методологическая концепция позволила разработать эффективную педагогическую систему формирования коллектива курсантов в целях повышения качества обучения будущих офицеров.

Ключевые слова: методологическая концепция, педагогическая система, формирование учебного коллектива, курсанты, Росгвардия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p248-251

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METHODOLOGICAL CONCEPT OF THE STUDY OF THE PROBLEM OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE CADETS' TRAINING TEAM AT THE MILITARY INSTITUTE OF ROSGVARDIYA

Natalia Nikolaevna Isaeva, the candidate of pedagogical sciences, docent, St. Petersburg Military Order ofZhukov Institute of the National Guard of the Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

Introduction. The article presents the result of the innovative development of the methodological concept of the study of the problem of formation and development of the cadets' training unit as a collective at the Military Institute of the Russian Guard. The purpose of the study. Methodological substantiation of the solution of the problem of formation and development of educational collectives of cadets of military educational organizations of higher education of Rosgvardiya. Methodology and organization of the study. To develop a methodological concept for the study of the problem of the formation and development of the cadets' educational team, it is necessary to analyze five scientific levels: philosophical, general scientific, interdisciplinary scientific, scientific and pedagogical, research and technological. The results of the study. As a result of a purposeful analysis of scientific levels, rules were developed that are mandatory for the successful solution of the scientific task of developing a pedagogical system for the formation of a cadet training team. Conclusion. The developed methodological concept made it possible to develop an effective pedagogical system for the formation of a cadet team in order to improve the quality of training of future officers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.