Научная статья на тему 'Сравнение системы физического воспитания в РФ и США'

Сравнение системы физического воспитания в РФ и США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1825
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / США / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕ-ДЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / RUSSIA / STUDENT SPORT / THE USA / INSTITUTIONS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головинова Ирина Юрьевна, Николаева Влада Сергеевна

В данной статье сравнивается методика физического воспитания в школах и вузах Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации. Целью данного проекта является ознакомление с опытом страны, уделяющей большое внимание здоровью и физической подготовке подрастающего поколения. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ полученных сведений. Результатами данной работы является ознакомление с опытом физического воспитания в Америке, методиками тестирования школьников и студентов, способами стимулирования студентов к занятиям физической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головинова Ирина Юрьевна, Николаева Влада Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARISON OF THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA

The article is devoted to the comparison of the methods of physical education in schools and universities in the USA and the Russian Federation. The purpose of the project is familiarization with the practice of the country that pays much attention to the health and physical fitness of their youth. The methods of research: theoretical analysis of scientific literature, analysis of obtained information. The results of this article are familiarization with the practice of physical education in America, test methods, methods of students’ stimulation to do sport.

Текст научной работы на тему «Сравнение системы физического воспитания в РФ и США»

СРАВНЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В РФ И США

THE COMPARISON OF THE SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE USA

Головинова Ирина Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедрa «Физическая культура» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Golovinova Irina Iurevna Ph.D., associate professor Department «Physical education» Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Николаева Влада Сергеевна

студент

институт иностранных языков, направление «Лингвистика» Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Nikolaeva Vlada Sergeevna

Student

Institute of Foreign Languages, Specialty «Linguistics» Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. В данной статье сравнивается методика физического воспитания в школах и вузах Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации. Целью данного проекта является ознакомление с опытом страны, уделяющей большое внимание здоровью и физической подготовке подрастающего поколения. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ полученных сведений. Результатами данной работы является ознакомление с опытом физического воспитания в Америке, методиками тестирования школьников и студентов, способами стимулирования студентов к занятиям физической культурой.

Abstract. The article is devoted to the comparison of the methods of physical education in schools and universities in the USA and the Russian Federation. The purpose of the project is familiarization with the practice of the country that pays much attention to the health and physical fitness of their youth. The methods of research: theoretical analysis of scientific literature, analysis of obtained information. The results of this article are familiarization with the practice of physical education in America, test methods, methods of students' stimulation to do sport.

Ключевые слова: Россия, студенческий спорт, США, учебные заведения, физическое воспитание.

Keywords: Russia, student sport, the USA, institutions, physical education.

С каждым годом популярность школьного и студенческого спорта

в России растет. В последнее десятилетие Правительство и Президент неустанно подчеркивают значимость физического воспитания в образовательных учреждениях нашей страны. Но, тем не менее, пока в России остается достаточное количество проблем, связанных с организацией и финансированием учебных заведений в этой сфере.

В российских школах и вузах наблюдается острая нехватка бассейнов, спортзалов, спортинвентаря и т.п. Особенно плохо дела обстоят с региональными частными вузами.

Помимо финансовых трудностей, существуют проблемы и на уровне организации самого учебного процесса. Программа обучения стандартизирована и не учитывает личных желаний студентов. Поэтому у нас в стране так много «отлынивающих» от занятий спортом учащихся. Студенты все чаще стремятся заполучить медицинские справки, частично или полностью освобождающие их от занятий физической культурой в университете. При этом это не означает, что учащиеся просто ленятся и не желают заниматься спортом. Чаще всего студенты жалуются на нехватку разнообразия на уроках физкультуры и отсутствие свободы выбора.

Сейчас в мире, в том числе и в России, наблюдается массовое увлечение молодежи фитнесом и здоровым образом жизни в целом. Возможно, адаптация образовательных программ к этим тенденциям могла бы помочь мотивировать большее количество обучающихся к занятиям физкультурой.

В то же время физическому воспитанию в Америке уделяется большое внимание. Государство тратит огромные суммы на обеспечение школьников и студентов всем необходимым для занятия спортом в школах, колледжах и вузах. В целом ряде американских университетов сумма, расходуемая на физическое воспитание учащихся, достигает нескольких миллионов долларов в год.

Массовость спорта среди молодежи год от года только возрастает. В Америке тяжело найти студента, отлынивающего от

I и и ■ ■ и

занятий физической культурой. Почему же студенческий спорт так популярен в США?

Во-первых, велика роль пропаганды и средств массовой информации. На местных телеканалах транслируются игры местных студенческих команд. Результаты игр даже самых малоизвестных колледжей обязательно публикуются в газетах.

Во-вторых, изменились формы и методы преподавания физкультуры. Американским студентам дают право выбора вида спорта, которым они хотят заниматься. С целью повышению интереса американцев к занятиям физической культурой специалисты отошли от проведения обязательных занятий в жесткой сетке расписания. Студентов больше не распределяют на группы без учета их желаний. Такая форма занятия спортом, конечно, доставляет студентам больше удовольствия.

В-третьих, американские вузы прекрасно оснащены спортинвен-

тарем. Пользование им включено в стоимость обучения в университете или колледже.

В-четвертых, студенты, достигающие определенных успехов в своем виде спорта, имеют возможность получать спортивную стипендию, которой хватит и на оплату обучения, и на покупку учебников, и на оплату жилья.

В-пятых, для американского студента стать успешным игроком университетской сборной - это престижно. Сильнейших студентов-спортсменов отбирают в команды профессиональных лиг. Это считается огромным достижением, да и к тому же, даже молодым спортсменам-профессионалам платят иногда в десять раз больше, чем молодым специалистам. А, как известно, финансовый успех -огромная составляющая американской мечты.

Содержание физкультурного образования в американских вузах

В начале учебного года студенты распределяются по группам, в которых они будут заниматься. Распределение в учебные отделения проводится с учетом пола, медицинского заключения, физической подготовленности и интересов студента. В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам, в специальное - студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную группу. В спортивное отделение попадают только студенты, показавшие хорошую физическую подготовку и изъявившие желание заниматься на профессиональном или любительском уровне каким-либо видом спорта.

Физическое воспитание студентов в США подразумевает посещение не только практических, но и теоретических занятий. Студенты в обязательном порядке прослушивают курс лекций.

I и и V/

Каждый модуль завершается проверкой знаний студентов в тестовой форме. Внеучебные занятия организуются в форме массовых оздоровительных и спортивных мероприятий, занятий в спортивных клубах и секциях.

Помимо того, что ученики сдают тесты на теоретические знания по предмету, они также проходят проверку своих физических способностей. Тест Американского союза здоровья, физического воспитания и отдыха состоит из семи упражнений. Тестирование осуществляют в течение двух уроков физкультуры. Оно включает в себя следующие упражнения:

• подтягивание;

• поднимание туловища из положения лежа на спине;

• прыжок в длину с места;

• челночный бег;

• бег на 50 ярдов (=45,7м);

• метание набивного мяча;

• бег (ходьба) на 600 ярдов (=549м).

Существуют и другие тесты по проверке физической

подготовленности школьников и учащихся колледжей. Например, программа тестов, характеризующих физическую подготовленность американских детей и подростков от 6 до 17 лет (Президентский совет по физической подготовленности и спорту, 1987), основной целью которой является подготовка к успешному выполнению пяти упражнений, характеризующих уровень физической подготовленности. Все тесты выполняют в один день после 10 - 15 мин разминки в следующей последовательности: челночный бег; подтягивание (мальчики), вис на согнутых руках (девочки); сгибание туловища из положения лежа на спине; наклон вперед с прямыми ногами; бег на 1 милю.

• Челночный бег 4x30 футов. По команде «Марш!» участник пробегает отрезок до линии 2, берет брусок, поворачивается кругом, бежит к линии 1, кладет брусок на пол за линию. Бегом возвра-щается за вторым бруском, берет его, бежит обратно и кладет его рядом с первым. Время засекают с точностью до 0,1 с в момент касания вторым бруском пола. Бросать бруски через линию запрещается. Тест позволяет оценить стартовую скорость и, в известной мере, ловкость учеников. (Нормативы приведены в табл.1)

Таблица 1

Нормативные требования для американских школьников

по челночному бегу 4x30 футов

Возраст, лет Нормативы (мин, сек)

Мальчики Девочки

6 12,1 12,4

7 11,5 12,1

8 11,1 11,8

9 10,9 ПД

10 10,3 10,8

11 10,0 10,5

12 9,8 10,4

13 9,5 10,1

14 9,1 10,1

15 9,0 10,0

16 8,7 10,1

17 8,7 10,0

• Подтягивание в висе на перекладине. Тест позволяет оценить относительную силу мышц рук и плечевого пояса.

• Сгибание туловища из положения лежа на спине. Исходное положение - лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90°, руки скрещены на груди (пальцы рук касаются лопаток). Партнер прижимает ступни ног испытуемого к полу. По команде «Марш!» тестируемый должен энергично согнуться до касания локтями бедер и обратным движением вернуться в исходное положение. Тест определяет силовую выносливость мышц-сгибателей туловища.

• Наклоны вперед с прямыми ногами из положения сидя. Ученик садится, опираясь ступнями ног о положенную набок гимнастическую

скамью. Партнер прижимает колени испытуемого к полу. Выполняют три медленных наклона (ладони скользят по размеченной доске). Результат (лучший) засчитывают по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см. Назначение теста - измерение активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов.

• Бег на 1 милю (1609 м). Проводят на стадионе или ровной местности, на грунтовой дорожке. Время засекают с точностью до 1 с. Тест предназначен для определения выносливости в беге на средние дистанции. (Нормативы приведены в табл.2)

Таблица 2

Нормативные требования для американских школьников

по бегу на 1 милю.

Возраст, лет Нормативы (мин, сек)

Мальчики Девочки

6 10,15 11,20

7 9,22 10,35

8 8,48 10,02

9 8,31 9,30

10 7,57 9,19

11 7,32 9,02

12 7,11 8,23

13 6,50 8,13

14 6,26 7,59

15 6,20 8,08

16 6,08 8,23

17 6,06 8,15

Спортивные стипендии

Спортивные стипендии в США бывают двух видов:

1. полная стипендия (full ride scholarship), которая покрывает все расходы учащегося (плату за обучение, расходы на учебники, проживание, пропитание и т.д.)

2. частичная стипендия (partial scholarship), за счет которой можно оплатить 50-100% стоимости обучения в университете, но за все остальное студенту придется платить самостоятельно.

Получение спортивной стипендии дает массу преимуществ. Кроме того, что студент покрывает либо полностью, либо частично расходы на обучение и проживание в кампусе, он еще и бесплатно обеспечивается спортивной экипировкой и имеет шанс объездить всю страну, выступая за свою команду. Также к ребятам, поступающим в университет и претендующим на спортивную стипендию требования не так высоки. Например, в Университете Майами обычный абитуриент должен сдать SAT (стандартизированный тест для приема в вузы Америки) как минимум на 1200 баллов из 1600 возможных. Студент-спортсмен может поступить в университет и с 700 баллами.

Спортивная стипендия - это очень стабильный вид финанси-

рования. Даже если студент получает травму, не позволяющую ему в дальнейшем выступать за свою команду, университет продолжает выплачивать ему стипендию до конца обучения.

Как видно, в Америке отношение к физическому воспитанию очень отличается от российского. Студенты с удовольствием посещают пары по физической культуре, стремятся к тому, чтобы их команда стала лучшей. Конечно, это огромная заслуга и преподавателей вузов, и руководства университетов, и правительства США. В Америке студенты занимаются спортом, прежде всего, ради собственного удовольствия, а государство активно поощряет особо успешных ребят и мотивирует их продолжать спортивную карьеру. Российский студенческий спорт только набирает обороты. И ему просто необходима помощь государства. Возможно, нам в России стоит перенять некоторые методы работы американских университетов ради популяризации студенческого спорта в нашей стране.

Литература

1. Бургесон Ц. Р., Вечслер Х., Бренер Н.Д., Еунг Ж.К., Спаин К.Г:. Физическое воспитание и активность: результаты исследования политики и программ школьного здравоохранения 2000 года. J Sch Health, 2015;: 279293

2. Галкин В.В. К проблеме развития студенческого спорта в России: статья. URL: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport/k-probleme-razvitiya-studencheskogo-sporta-v-rossii/ (дата обращения: 26.09.2019)

3. Куликова Н.А., Плетцер С.В. Физическая культура в жизни студенческой молодежи: сетевой журн. 2019. URL: http://www.nauka-2020.ru/MKN_4(29)2019.pdf (дата обращения: 26.09.2019)

4. Ориард, М.: Чтение футбола: как популярная пресса создала американский Spectacle. Чапел Хилл, Северная Каролина: Университет Северной Каролины Пресс. 2013, с.230-242

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Спорт. Университет Майами. URL: https://welcome.miami.edu/ athletics/index.html (дата обращения: 26.09.2019)

References

1. Athletics. University of Miami. URL: https://welcome.miami.edu/ athletics/index.html (дата обращения: 26.09.2019)

2. Burgeson CR, Wechsler H, Brener ND, Young JC, Spain CG. Physical education and activity: results from the School Health Policies and Programs Study 2000. J Sch Health, 2015;:279- 293

3. Galkin V.V. To the problem of the development of student sports in Russia: article. URL: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport/k-probleme-razvitiya-studencheskogo-sporta-v-rossii/ (date of the application: 26.09.2019)

4. Kulikova N.A., Pletzer S.V. Physical culture in the life of students: network journal.2019. URL: http://www.nauka-2020.ru/MKN_4(29)2019.pdf (date of the application: 26.09.2019)

5. Oriard, M.: Reading Football: How The Popular Press Created an American Spectacle. Chapel Hill, NC: The University of North Carolina Press. 2013, p.230-242

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.