Научная статья на тему 'СРАВНЕНИЕ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ'

СРАВНЕНИЕ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕННИСИСТЫ 6-14 ЛЕТ / ПЕРИОД УСКОРЕННОГО РОСТА / СЕНСИТИВНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Скородумова Анна Петровна, Семенова Снежана Драгановна, Долгих Николай Сергеевич, Тарпищева Алия Ринатовна, Тарпищев Филипп Шамильевич

Изучались периоды ускоренного роста (сенситивные) показателей скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, гибкости и выносливости у теннисистов в зависимости от гендерных различий. Всего обследовано 228 теннисисток и 224 теннисиста 6-14 лет, тренирующихся на этапе начального обучения и тренировочном этапе. В каждой возрастной группе мальчиков и девочек обследовано более 20 занимающихся. По возрастам ускоренного роста физических качеств (сенситивные возрасты) мальчиков и девочек 6-14 лет обнаружено сходство лишь в четырех: 7-ми, 9-ти, 12-ти и 14-летнем возрасте. Возраст 7 лет у мальчиков и девочек чувствителен к воспитанию одного вида координационных способностей - пространственной точности движений. На основании сравнительного анализа сенситивных периодов у теннисистов 6-14 лет разного пола были установлены значительные различия, которые должны быть учтены в тренировочном процессе теннисистов, занимающихся на первых двух этапах многолетней подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Скородумова Анна Петровна, Семенова Снежана Драгановна, Долгих Николай Сергеевич, Тарпищева Алия Ринатовна, Тарпищев Филипп Шамильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF SENSITIVE PERIODS OF PHYSICAL QUALITIES OF MALE AND FEMALE TENNIS PLAYERS AGED 6-14 YEARS OLD

We studied periods of accelerated growth (sensitive periods) of indicators of speed, speed-power, strength, coordination abilities, flexibility and endurance of tennis players depending on gender differences. A total of 228 female tennis players and 224 male tennis players of 6-14 years old training at the initial and training stages were examined. More than 20 players were examined in each age group of boys and girls. According to the ages of accelerated growth of physical qualities (sensitive ages) of boys and girls aged 6-14, similarities were found only at four: 7, 9, 12 and 14 years of age. The age of 7 years in boys and girls is sensitive to the development of one type of coordination abilities - the spatial accuracy of movements. Based on a comparative analysis of sensitive periods in tennis players aged 6-14 years of different sexes, significant differences were established, which should be taken into account in the training process of tennis players involved in the first two stages of long-term training.

Текст научной работы на тему «СРАВНЕНИЕ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

СРАВНЕНИЕ СЕНСИТИВНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 6-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ

А.П. СКОРОДУМОВА, С.Д. СЕМЕНОВА, Н.С. ДОЛГИХ, А.Р. ТАРПИЩЕВА, Ф.Ш. ТАРПИЩЕВ, Д.Г. АБДРАХМАНОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва

Аннотация

Изучались периоды ускоренного роста (сенситивные) показателей скоростных, скоростно-силовых, силовых, координационных способностей, гибкости и выносливости у теннисистов в зависимости от гендерных различий. Всего обследовано 228 теннисисток и 224 теннисиста 6-14 лет, тренирующихся на этапе начального обучения и тренировочном этапе. В каждой возрастной группе мальчиков и девочек обследовано более 20 занимающихся. По возрастам ускоренного роста физических качеств (сенситивные возрасты) мальчиков и девочек 6-14 лет обнаружено сходство лишь в четырех: 7-ми, 9-ти, 12-ти и 14-летнем возрасте. Возраст 7 лет у мальчиков и девочек чувствителен к воспитанию одного вида координационных способностей - пространственной точности движений. На основании сравнительного анализа сенситивных периодов у теннисистов 6-14 лет разного пола были установлены значительные различия, которые должны быть учтены в тренировочном процессе теннисистов, занимающихся

на первых двух этапах многолетней подготовки.

Ключевые слова: теннисисты 6-14 лет, период ускоренного роста, сенситивный возраст, физические качества,

тендерные различия.

COMPARISON OF SENSITIVE PERIODS OF PHYSICAL QUALITIES OF MALE AND FEMALE TENNIS PLAYERS AGED 6-14 YEARS OLD

A.P. SKORODUMOVA, S.D. SEMENOVA, N.S. DOLGIKH, A.R. TARPISHCHEVA, F.Sh. TARPISHCHEV, D.G. ABDRAKHMANOVA,

VNIIFK, Moscow city

Abstract

We studied periods of accelerated growth (sensitive periods) of indicators of speed, speed-power, strength, coordination abilities, flexibility and endurance of tennis players depending on gender differences. A total of 228 female tennis players and 224 male tennis players of 6-14 years old training at the initial and training stages were examined. More than 20 players were examined in each age group of boys and girls. According to the ages of accelerated growth of physical qualities (sensitive ages) of boys and girls aged 6-14, similarities were found only at four: 7, 9, 12 and 14 years of age. The age of 7 years in boys and girls is sensitive to the development of one type of coordination abilities - the spatial accuracy of movements. Based on a comparative analysis of sensitive periods in tennis players aged 6-14 years of different sexes, significant differences were established, which should be taken into account in the training process of tennis players involved

in the first two stages of long-term training.

Keywords: tennis players of 6-14 years old, periods of accelerated growth, sensitive age, physical qualities, gender

differences.

Введение

Возросший уровень результатов и одновременно конкуренции на международной спортивной арене предъявляет большие требования к вопросам оптимизации многолетней спортивной подготовки на всех ее этапах. И чем чётче будет проводиться тренировочный процесс с первых дней занятий, тем меньше в дальнейшем у спортсмена будет проблем, которые должны были быть решены на первых этапах подготовки.

Установлено А.А. Гужаловским [1], а затем подтверждено многими авторами [2-11] положение о том, что различные физические качества имеют свои периоды ускоренного роста. Направленное воздействие на физические качества в эти периоды существенно повышает величину их роста. При этом улучшение физических качеств во многом зависит от величины прироста в определенном периоде их развития. Таким образом, периоды ускоренного роста физических качеств являются сенситивными для их развития. Установлено [12-17], что каждый возраст сенситивен к определенным проявлениям какого-либо качества.

В теннисных школах, клубах, академиях России на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе девочки и мальчики тренируются в одних группах в соответствии с единой Программой подготовки, выполняя одинаковую по направленности работу, решая одинаковые задачи.

Существующее положение послужило основой для формулирования цели исследования - сравнить сенситивные периоды развития физических качеств мальчиков и девочек 6-14 лет, занимающихся теннисом на этапе начальной подготовки и тренировочном этапе.

Методы и организация исследования

В исследовании приняли участие 228 теннисисток и 224 теннисиста 6-14 лет, тренирующихся в ведущих школах, клубах и академиях Москвы и Московской области.

В каждой возрастной группе мальчиков и девочек обследовано более 20 занимающихся.

При проведении исследования было использовано педагогическое тестирование физической подготовленности с применением комплекса инструментальных методик.

Тесты контроля физической подготовленности разработаны на основе требований, предъявляемых соревновательной деятельностью к спортсменам, и используются при тестировании теннисистов вне зависимости от гендерных различий, возраста и уровня мастерства, включая членов спортивной сборной команды страны [18-20]. Все полученные результаты обработаны с использованием методов математической статистики.

Результаты и их обсуждение

Сравнение сенситивных периодов развития физических качеств у юных теннисистов - представителей разного пола - позволило установить важные различия, которые необходимо использовать для коррекции подготовки занимающихся на начальном и тренировочном этапах подготовки. Данные сенситивных периодов теннисистов разного пола 6-14 лет представлены в табл. 1.

Сравнивая возрасты ускоренного роста физических качеств (сенситивные возрасты) мальчиков и девочек 614 лет, можно отметить сходство лишь в четырех: 7-ми, 9-ти, 12-ти и 14-летнем. А именно возраст 7 лет у мальчиков и девочек чувствителен к воспитанию одного вида координационных способностей - пространственной точности движений. Этот возраст у мальчиков сенситивен к выносливости к короткому розыгрышу очка «Челночный бег 4x8 м», у девочек - к скоростно-силовым способностям мышц нижних конечностей при выполнении прыжка в длину и мышц верхнего плечевого пояса при выполнении метания теннисного мяча среди девочек 68 лет, а также к общей гибкости.

Возраст 9 лет восприимчив к развитию одного проявления скоростных способностей - быстроте набора скорости на длинном отрезке (10 м), скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей при выпрыгивании вверх, а также к алактатной анаэробной выносливости, обеспечивающей короткий розыгрыш очка. У мальчиков этот возраст сенситивен только к перечисленным качествам, одинаковым и для девочек. У девочек помимо указанных качеств наблюдается чувствительность к скоростным качествам при наборе скорости на коротком отрезке (5 м), координационным способностям, проявляемым в дифференциации мышечных усилий.

Возраст 12 лет чувствителен к развитию гибкости -подвижности плечевых суставов при выполнении теста «Выкрут палки». У девочек этот возраст сенситивен только к указанному качеству. У мальчиков - еще к одному виду координационных способностей - дифференциации мышечных усилий.

14-летний возраст ни у девочек, ни у юношей не является сенситивным ни к одному из физических качеств.

В 8-ми, 10-ти, 11-ти и 13-летнем возрасте совпадение сенситивных периодов теннисистов разного пола отсутствует вовсе (табл. 1).

Мальчики в 8 лет имеют ускоренный рост: скоростных способностей, проявляемых в быстроте набора скорости на коротком отрезке (5 м); скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей при выполнении прыжка в длину и мышц верхнего плечевого пояса при выполнении метания теннисного мяча (мальчики 6-8 лет); координационных способностей, проявляемых в быстроте перестроения движений и согласованности действий; скоростно-силовой выносливости, проявляемой в среднем времени отталкивания при выполнении 10 выпрыгиваний вверх. У девочек этого возраста отмечается ускоренный рост подвижности плечевых суставов при выполнении теста «Замок» и выносливость к короткому розыгрышу очка - тест «Челночный бег 4x8 м» (девочки 6-8 лет).

Мальчики в 10 лет сенситивны к скоростным способностям, проявляемым в быстроте реакции, и проявлению координационных способностей в части пространственной точности движений при подбивании мяча ребром ракетки. В этом же возрасте у девочек отмечается сен-ситивность к развитию скоростно-силовой выносливости, оцениваемой по суммарной высоте 10 выпрыгиваний.

Таблица 1

Сенситивные периоды развитая физических качеств у теннисистов 6 14 лет в зависимости от гендерных различий

О)

о

Физические качества

Возраст ■

у мальчиков

у девочек

у мальчиков и девочек

7 лет

Выносливость к короткому розыгрышу очка: при выполнении теста

«Челночный бег 4x8 м» (мальчики 6-8 лет)

Скоростно-силовые способности: мышц нижних конечностей при выполнении прыжка в длину;

верхнего плечевого пояса при выполнении метания теннисного мяча (девочки 6-8 лет).

Общая гибкость

Координационные способности: пространственная точность движений при выполнении подбивания мяча ракеткой вниз за 15 с (6-8 лет)

8 лет

Скоростные способности: быстрота набора скорости на коротком отрезке (5 м).

Скоростно-силовые способности: мышц нижних конечностей при выполнении прыжка в длину;

мышц верхнего плечевого пояса при выполнении метания теннисного мяча (мальчики 6-8 лет).

Координационные способности: быстрота перестроения движений; согласованность действий.

Скоростно-силовая выносливость: суммарная высота 10 выпрыгиваний; среднее время отталкивания при выполнении 10 выпрыгиваний

Гибкость:

подвижность плечевых суставов при выполнении теста «Замок».

Выносливость к короткому розыгрышу очка: при выполнении теста «Челночный бег 4x8 м» (девочки 6-8 лет)

Совпадений нет

Скоростные способности:

- быстрота набора скорости на коротком отрезке (5 м).

Координационные способности:

- дифференциация мышечных усилий

9 лет

Не выявлены

Скоростные способности:

- быстрота набора скорости на длинном отрезке (10 м).

Скоростно-силовые способности:

- мышц нижних конечностей при выполнении выпрыгивания вверх.

Выносливость к короткому розыгрышу очка:

- при выполнении теста «Челночный бег 4x8 м»

1\Э СО

со о

Окончание табл. 1

Возраст Физические качества

у мальчиков у девочек у мальчиков и девочек

10 лет Скоростные способности: - быстрота реакции. Координационные способности: - пространственная точность движений при выполнении подбивания мяча ребром ракетки (мальчики 9 лет и старше) Скоростно-силовая выносливость: - суммарная высота 10 выпрыгиваний Совпадений нет

11 лет Скоростно-силовые способности: - мышц верхнего плечевого пояса при выполнении метания набивного мяча (мальчики 9 лет и старше). Общая гибкость Скоростные способности: - быстрота реакции. Координационные способности: - перестроение движений; - пространственная точность движений при выполнении подбивания мяча ребром ракетки (девочки 9 лет и старше); - согласованность действий. Скоростно-силовая выносливость: - среднее время отталкивания при выполнении 10 выпрыгиваний Совпадений нет

12 лет Дифференциация мышечных усилий Не выявлены Гибкость: - подвижность плечевых суставов при выполнении теста «Выкрут палки»

13 лет Не выявлены Скоростно-силовые способности: - мышц верхнего плечевого пояса при выполнении метания набивного мяча (девочки 9 лет и старше) Совпадений нет

14 лет Не выявлены Не выявлены Совпадений нет

0) О

о

^

ш ]з

О)

4

о ^

о

5 т о Е

О)

о ^

о

о о

Таблица 2

Сенситивные возрасты физических качеств в зависимости от гендерных различий

Физические качества Мальчики (лет) Девочки (лет)

Скоростные способности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- быстрота реакции (с) 10 11

- бег на 5 м (с) 8 9

- бег на 10 м (с) 9 9

Скоростно-силовые способности:

- прыжок в длину (м) 8 7

- выпрыгивание вверх (см) 9 9

- метание теннисного мяча (м) 8 7

- метание набивного мяча весом 1 кг (м) 11 9

Координационные способности:

- подбивание ракеткой мяча вниз в течение 15 с (кол-во раз) 7 7

- подбивание мяча ребром ракетки (кол-во раз) 10 11

- перестроение движений (кол-во раз) 8 11

- согласованность действий (у.е.) 8 11

- дифференциация мышечных усилий (см) 12 9

Гибкость:

- подвижность плечевых суставов, тест «Выкрут палки» (см) 12 12

- наклон (см) 11 7

Выносливость:

- «Челночный бег 4x8 м» (с) 7 8

- «Челночный бег 6x8 м» (с) 9 9

- суммарная высота 10 выпрыгиваний (см) 8 10

- среднее время отталкивания при 10 выпрыгиваниях (с) 8 11

У мальчиков 11 лет наблюдается сенситивность к ско-ростно-силовым способностям мышц верхнего плечевого пояса при выполнении метания набивного мяча (мальчики 9 лет и старше) и общей гибкости. У девочек этого возраста отмечается ускоренный рост скоростных способностей - быстроты реакции; координационных способностей - перестроения движений, пространственной точности движений при выполнении подбивания мяча ребром ракетки (девочки 9 лет и старше) и согласованности действий, а также скоростно-силовой выносливости, оцениваемой по среднему времени отталкивания при выполнении 10 выпрыгиваний. Сенситивные возрасты мальчиков и девочек относительно отдельных физических качеств представлены в табл. 2.

Анализируя сенситивный возраст по отношению к проявлению скоростных способностей, можно сказать, что у мальчиков возраст ускоренного роста показателей быстроты набора скорости на коротком отрезке (5 м) и быстроты реакции наблюдается на 1 год раньше, чем у девочек. Сенситивный возраст быстроты набора скорости на длинном отрезке (10 м) и у мальчиков, и у девочек - одинаков.

Сенситивные возрасты по отношению к трем показателям скоростно-силовых способностей: прыжок в длину,

метание теннисного и набивного мяча у девочек наступают раньше, чем у мальчиков. Для скоростно-силовых способностей мышц нижних конечностей при выпрыгивании вверх сенситивные возрасты мальчиков и девочек совпадают.

Говоря о сенситивный возрастах координационных способностей детей 7-8 лет, проявляемых в пространственной точности движений, оцениваемой подбиванием ракеткой мяча вниз в течение 15 с, то они совпадают. Что касается быстроты перестроения движений и согласованности действий, сенситивные возрасты у мальчиков наступают раньше, чем у девочек. А вот сенситивность по отношению к дифференциации мышечных усилий у мальчиков отмечается позже, чем у девочек.

Возраст, сенситивный к подвижности плечевых суставов, у мальчиков и девочек одинаков, к общей гибкости - у девочек на 4 года опережает возраст мальчиков.

Сенситивные возрасты по отношению к разным видам выносливости у мальчиков наступают раньше, чем у девочек. Исключение составляет выносливость к короткому розыгрышу очка, оцениваемая тестом «Челночный бег 6x8 м», с одинаковым сенситивным возрастом у мальчиков и девочек.

Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБУФНЦВНИИФК № 777-00026-22-00 (тема № 001-21/5)

Литература

1. Гужаловский, А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания. Очерки по теории физической культуры / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - С. 219.

2. Волков, В.М., Филин, В.П. Спортивный отбор. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 176 с.

3. Лях, В.И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методика развития // Физическая культура в школе. - 2000. - № 5. - С. 3-10.

4. Фарбер, Д.А. Взаимодействие экзогенных и эндогенных факторов, сенситивные и критические периоды. Физиология школьника. - М.: Педагогика, 1990. - 64 с.

5. Оценка уровня физической подготовленности детей 6-10 лет с разными видами спортивной специализации / А.В. Полфунтикова, Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, и др. // Вестник спортивной науки. - 2020. - № 5. -С. 47-53.

6. Лях, В.И. Двигательные особенности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.

7. Лях, В.И., Герчук, Д., Михута, И.Ю. Тенденции изменений в кондиционно-моторной сфере в ХХ и в двух десятилетиях XXI века // Новые исследования. - 2020. -№ 4 (64). - С. 151-168.

8. Сошников, Е.А., Скиба, И.А., Коновалов, И.Е. Структура и очередность развития физических качеств в рамках многолетней тренировки современного, конкурентоспособного футболиста / Актуальные вопросы научно-методического обеспечения подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань: Поволжская ГАФКСИТ. - 2020 -С. 239-242.

9. Hirtz, P. Phanomene dez motorischen Entwicklung des Menschen. Schorndorf: Hofman - Verlag, 2007. -270 p.

10. Lewis, N., Dollmanb, Y., Dalea, M. Trends in physical activity behaviours and attitudes among South Australian youth between 1985 and 2004 // Journal of Science and Medicine in Sport. - 2007. - No. 10. - Pp. 418-427.

11. Maszezak, T. Physical condition of school youth in the light of population research // Physical activity and health. - 2017. - No. 12. - Pp. 63-65.

12. Nishijima, T., Kokudo, S., Ohsawa, S. Changes over the years in physical and motor ability in Japanese youth in 1964-1997 // Int. J. Sport Health Sci. - 2003. - No. 1. -Pp. 164-170.

13. Rutkowska, E. Aktywnose fizyczna w medycynie holistycznej // Wych. Fiz. i Sport. - 2004. - Vol. 48. -Pp. 175-180.

14. Tomkinson, G.R., Annandale, M., Terrar, K. Global changes in cardiovascular endurance of children and youth since 1964: systematic analysis of 25 million fitness test result from 28 countries // Circilation. - 2013. - Vol. 128. -No. 22. - Abstract 13498. - URL: https://www.ahajournals. org/doi/abs/10.1161/circ.128.suppl_22.a13498

15. Комплексная оценка специальной физической и технической подготовленности баскетболистов различного возраста и игрового амплуа / М.А. Петрова, М.Н. Комаров, А.Ю. Загородникова, С. Куманцова // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 19-21.

16. Левушкин, С.П. Сенситивные периоды в развитии физических качеств школьников 7-17 лет с разными типами телосложения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 6. - С. 2-4.

17. Криволапчук, И.А., Зайцева, Г.А Особенности двигательной подготовленности девочек-подростков на ранних стадиях полового созревания // Новые исследования. - 2018. - № 2. - С. 110-117.

18. Контроль физической подготовленности теннисистов 6-14 лет / А.П. Скородумова, И.С. Баранов, О.В. Кузнецова и др. - М., 2018. - 64 с.

19. Скородумова, А.П. Физическая подготовленность девочек 6-14 лет, занимающихся теннисом / А.П. Скородумова, С.Д. Семенова, А.Р. Тарпищева и др. // Сборник трудов научного симпозиума «Интеграция социо-гуманитарного и естественно-научного знания в контексте онтокинезиологической методологии спортивной науки», посвященного памяти В.К. Бальсевича. - М.: РГУФКСМиТ, 2021. - С. 44-48.

20. Скородумова, А.П. Тесты для оценки физической подготовленности теннисистов и модельные характеристики их подготовленности / А.П. Скородумова, А.А. Трухачев, О.В. Кузнецова, И.С. Баранов. - М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2013. - 40 с.

References

1. Guzhalovskiy, A.A. (1984), The problem of "critical" periods of ontogenesis in its significance for the theory and practice of physical education. Essays on the theory of physical culture, Moscow: Physical culture and sport, p. 219.

2. Volkov, V.M. and Filin, V.P. (1983), Sports selection, Moscow: Physical culture and sport, 176 p.

3. Lyakh, V.I. (2000), Coordination abilities of schoolchildren: fundamentals of testing and methods of development, Fizicheskaya kul'tura v shkole, no. 5, pp. 3-10.

4. Farber, D.A. (1990), Interaction of exogenous and endogenous factors, sensitive and critical periods. Physiology of a schoolboy, Moscow: Pedagogika, 64 p.

5. Polfuntikova, A.V., Abramova, T.F., Nikitina, T.M., et al. (2020), Assessment of the level of physical fitness of children aged 6-10 years with different types of sports specialization, Vestnik sportivnoy nauki, no. 5, pp. 47-53.

6. Lyakh, V.I. (2000), Motor features of schoolchildren: fundamentals of theory and methods of development, Moscow: Terra-Sport, 192 p.

e*)

7. Lyakh, V.I., Gerchuk, D. and Mikhuta, I.Yu. (2020), Trends of changes in the air-conditioned motor sphere in the XX and in the 2nd decades of the XXI century, Novye issledovaniya, no. 4 (64), pp. 151-168.

8. Soshnikov, E.A., Skiba, I.A. and Konovalov, I.E. (2020), Structure and sequence of development of physical qualities within the framework of a long-term modern, competitive football player, in: Topical issues of scientific and methodological support of sports reserve training in the Russian Federation: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Kazan: Povolzhskaya GAFKSIT, pp. 239-242.

9. Hirtz, P. (2007), Phanomene dez motorischen Entwicklung des Menschen, Schorndorf: Hofman - Verlag, 270 p.

10. Lewis, N., Dollman, Y. and Dalea, M. (2007), Trends in physical activity behaviours and attitudes among South Australian youth between 1985 and 2004, Journal of Science and Medicine in Sport, no. 10, pp. 418-427.

11. Maszezak, T. (2017), Physical condition of school youth in the light of population research, Physical activity and health, no. 12, pp. 63-65.

12. Nishijima, T., Kokudo, S. and Ohsawa, S. (2003), Changes over the years in physical and motor ability in Japanese youth in 1964-1997, Int.J. Sport Health Sci., no. 1, pp. 164170.

13. Rutkowska, E. (2004), Aktywnose fizyczna w medy-cynie holistycznej, Wych. Fiz. i Sport, vol. 48, pp. 175180.

14. Tomkinson, G.R., Annandale, M. and Terrar, K. (2013), Global changes in cardiovascular endurance of children and youth since 1964: systematic analysis of 25 million fitness

test result from 28 countries, Circilation, vol. 128, no. 22, abstract 13498, URL: https://www.ahajournals.org/doi/ abs/10.1161/circ.128.suppl_22.a13498

15. Petrova, M.A., Komarov, M.N., Zagorodnikova, A.Y. and Kumantsova, S. (2021), Comprehensive assessment of special physical and technical fitness of basketball players of various ages and playing roles, Teoriya i praktika fiziches-koy kul'tury, no. 7, pp. 19-21.

16. Levushkin, S.P. (2006), Sensitive periods in the development of physical qualities of schoolchildren aged 7-17 years with different body types, Fizicheskaya kul'tura: vospi-tanie, obrazovanie, trenirovka, no. 6, pp. 2-4.

17. Krivolapchuk, I.A. and Zaytseva, G.A. (2018), Features of motor readiness of adolescent girls at the early stages of puberty, Novye issledovaniya, no. 2, pp. 110117.

18. Skorodumova, A.P., Baranov, I.S., Kuznetsova, O.V., et al. (2018), Control of physical fitness of tennis players 6-14 years old, Moscow, 64 p.

19. Skorodumova, A.P., Semenova, S.D., Tarpishche-va, A.R., et al. (2021), Physical fitness of girls 6-14 years old engaged in tennis, in: Proceedings of the scientific symposium: "Integration of socio-humanitarian and natural science knowledge in the context of ontokinesiological methodology of sports science", dedicated to the memory of V.K. Balsevich, Moscow: RSUPESY&T, pp. 44-48.

20. Skorodumova, A.P., Trukhachev, A.A., Kuznetsova, O.V. and Baranov, I.S. (2013), Tests for assessing the physical fitness of tennis players and model characteristics of their fitness, Moscow: Federal State Budgetary Institution Federal Center for Sports Reserve Training, 40 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.