Научная статья на тему 'Сравнение результатов лечения детей с атрезией тонкой кишки в зависимости от типа анастомозирования'

Сравнение результатов лечения детей с атрезией тонкой кишки в зависимости от типа анастомозирования Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнение результатов лечения детей с атрезией тонкой кишки в зависимости от типа анастомозирования»

МЕДИЦИНСКИЙ ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА, № 1, 2009

Однако у одного новорожденного жидкостное образование надпочечника с первоначального размера 20х13х21 мм на протяжении четырех суток имело устойчивую тенденцию к увеличению до угрожающих размеров. Увеличение гематомы сопровождалось крайним беспокойством, криком, отказом от еды. Проведена декомпрессионная пункция с промыванием полости от сгустков крови. Состояние больного улучшилось. По УЗИ отмечена организация остатков гематомы с образованием плотной соединительной ткани солидной структуры.

У одной новорожденной, родившейся с массой веса 5150 г, возникла аспирация околоплодными водами, что потребовало санации с последующей интубацией трахеи и перевода на ИВЛ. В течение трех суток состояние улучшилось и в дальнейшем не вызывало опасений. При плановом обследовании обнаружено кровоизлияние в надпочечники. Исходный размер гематомы слева 21х23 мм, а справа 48х59 мм с последующим увеличением в динамике справа до 74х51х62 мм. В динамике справа образовалась плотная капсула, с появлением плотных включений. В период увеличения жидкостного образования отрицательной поведенческой реакции у ребенка не было. Кровоизлияние в левый надпочечник быстро редуцировалось. Справа проведена пункция под контролем УЗИ. Получено до 110 мл жидкого гноя. При посеве обнаружен Enterococus fecalis. Дренирование полости с ежедневным промыванием привело к выздоровлению девочки. При наблюдении 1,5 года развивается нормально, заместительную глюкокортикоидную терапию не получает.

Наблюдаемые редкие варианты течение кровоизлияний в надпочечники определяют активное участие в наблюдении и лечении детей с патологией надпочечников.

ЗНАЧЕНИЕ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ВРОЖДЕННЫХ ПОРОКОВ

Э.В. Гузиков

Самарский государственный медицинский университет, Самара, Российская Федерация

Основным документом, регламентирующим пренатальную диагностику у нас в стране, является приказ Минздрава России №457 «О совершенствовании пренатальной диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний у детей». Согласно этому приказу, схема обследования беременных с целью пренатальной диагностики включают три последовательных этапа: в первом триместре (10-14 неделя беременности), втором триместре (20-24 неделя беременности) и третьем триместре (30-34 неделя беременности).

В период с 1999 по 2007 г. в СОКБ им. Н.И. Калинина при внутриутробной диагностике было выявлено 352 ребёнка с врожденными пороками, из которых: 81% представляли аномалии желудочно-кишечного тракта, 13%

- бронхолегочной системы и 6% - врожденные диафрагмальные грыжи. 74% беременностей с вышеуказанными пороками закончились рождением детей, прерывание беременности по медицинским показаниям составило 26%. Возраст матерей в 53% варьировал от 20 до 29 лет, 31% - от 30 до 39 лет, 15% - от 16 до 19 лет

Нами были изучены и проанализированы истории болезней 91 пациента с врожденными пороками развития желудочно-кишечного тракта. Эти дети находились на лечении в ДГКБ с 2000 по 2007 год. Мальчиков было 44,9%, девочек - 35,1%. Были представлены пороки: врожденный гипертрофический пилоростеноз (38,5%), атрезия пищевода (28,6%), атрезия прямой кишки (19,7%), болезнь Гиршпрунга (6,6%), атрезия тонкой кишки (4,4%), атрезия желчных путей (2,1%). Множественные пороки развития, такие как: гидронефроз, аплазия и мультикистозная дисплазия почки отмечались у 8,8% детей.

Все перечисленные пороки, кроме пилоростеноза, болезни Гиршпрунга и атрезии желчевыводящих путей, были диагностированы при внутриутробном развитии во время УЗИ плода. Все пациенты были прооперированы в неонатальном периоде. Летальность составила 21%. Таким образом, УЗИ плода позволяет в большинстве наблюдений диагностировать ВПР и своевременно провести оперативное лечение.

СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С АТРЕЗИЕЙ ТОНКОЙ КИШКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА АНАСТОМОЗИРОВАНИЯ

Т.А. Ковалева

Российский государственный медицинский университет Росздрава, Москва, Российская Федерация

Наиболее частой причиной врожденной низкой кишечной непроходимости является атрезия тонкой кишки. Эта аномалия составляет одну треть всех пороков кишечника у новорожденных. Хирургическая коррекция данного порока претерпела в своем развитии несколько этапов: первоначально использовался метод выведения сто-мы на переднюю брюшную стенку, так как главной задачей перед хирургами было добиться выживаемости детей с атрезией тонкой кишки. С введением в практику современной хирургической техники начали использоваться методики резекции атрезированого участка кишки и наложения Т-образного анастомоза. Эта методика позволяла обеспечить проходимость кишечника при несоответствии диаметров приводящего и отводящего концов кишки, но требовала повторного хирургического вмешательства для иссечения избытка кишки. В последнее время, учитывая накопленный опыт по лечению детей с тонкокишечными атрезиями, в целях наиболее адекватной коррекции порока, в хирургической практике с большой частотой стали использоваться методики наложения прямых анастомозов, а также тапирование приводящего отдела атрезированной кишки.

Целью работы является оценка результатов лечения больных, которым был наложен Т-образный анастомоз, и тех, которым был наложен прямой анастомоз. А также сравнение их по следующим критериям: сроки восстановления нормальной функции желудочно-кишечного тракта, время начала энтеральной нагрузки, длительность пребывания в отделении реанимации и интенсивной терапии, длительность пребывания в стационаре, послеоперационные осложнения.

Материал и методы: проведен ретроспективный анализ историй болезни 51 пациента с атрезией тонкой кишки, находившихся на лечении в ДГКБ №13 им. Н.Ф.Филатова с 2000 по 2008 г. В зависимости от хирургической

тактики все больные были разделены на две группы - дети, которым был наложен прямой анастомоз (29), и дети, которым был наложен Т-образный анастомоз (22). Т-образные анастомозы накладывались в основном детям с атрезией тощей кишки, они сопровождались последующим отсечением Т-образного свища и повлекли за собой осложнения в четырёх случаях. Прямые анастомозы также преимущественно были наложены при атрезии тощей кишки и в трёх случаях привели к осложнениям.

В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что резекция кишки с наложением прямого анастомоза является радикальным, одномоментным методом, позволяющим избежать развития синдрома короткой кишки и завершить коррекцию порока уже в первый месяц жизни ребенка.

ПРЕНАТАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА ВНУТРИЖЕЛУДОЧКОВЫХ КРОВОИЗЛИЯНИЙ

М.П. Кузьмич, Н.А. Кузьмич Кемеровская государственная медицинская академия, Кемерово, Российская Федерация

Внутрижелудочковые кровоизлияния (ВЖК) в постнатальном периоде представляют интерес не только в связи с ростом этого осложнения в последние годы, но и, прежде всего, с инвалидизацией после него. По литературным данным, ВЖК встречается от 60 до 80% случаев, как правило, у новорожденных с различной степенью недоношенности. Установление факторов риска в перинатальном периоде, способствующих развитию ВЖК, может быть важной составляющей в его профилактике в постнатальном периоде. Цель работы: установить пренатальные факторы риска ВЖК.

Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ 67 случаев ВЖК у новорожденных за период с 2003 по 2008 год, проходивших лечение в отделении реанимации и интенсивной терапии новорожденных на базе ДГКБ №5, г. Кемерово. Изучены особенности течения беременности и родов, а также сопутствующие факторы риска в каждом случае заболевания.

Установлено, что все дети с ВЖК были с различной степенью недоношенности, причем степень недоношенности оказывала влияние на тяжесть ВЖК, а его частота находилась в обратной зависимости от гестационного возраста новорожденного.

Одним из неблагоприятных факторов, повышающих риск ВЖК у недоношенных, были урогенитальные инфекции женщин во время беременности. Нами установлено, что в 60% случаев имели место пиелонефрит (30%), дрожжевой и трихомонадный кольпит (32,5%), гарднереллез (7,5%), хламидийная инфекция (12,5%), уреаплаз-моз (5%), ЦМВ (7,5%), ВПГ (10%) и другие инфекции. Кроме того, при скрининговом ультразвуковом обследовании женщин во всех случаях выявлены признаки хронической гипоксии плода, проявляющиеся двигательными нарушениями в виде повышения двигательной активности, снижения мышечного тонуса и учащением дыхательных движений, что косвенно подтверждало инфицирование плода.

Выводы. В ходе исследования установлено, что одним из основных пренатальных факторов риска ВЖК у детей является внутриутробная инфекция. Активное выявление, профилактика и лечение последней позволит снизить количество недоношенных детей и соответственно снизить риск возникновения ВЖК.

ПРОФИЛАКТИКА СТЕНОЗОВ ЭЗОФАГОАНАСТОМОЗА У ДЕТЕЙ С АТРЕЗИЕЙ ПИЩЕВОДА

В.А. Мамонова, Г.В. Ширшова Пермская государственная медицинская академия, Пермь, Российская Федерация

В последние годы в клинической практике разработаны и внедрены различные современные, малоинвазивные методы восстановления проходимости пищевода в области стриктур различной этиологии. Остается актуальной проблема профилактики стенозов эзофагоанастомоза у детей, оперированных по поводу атрезии пищевода.

В клинике детской хирургии Пермской государственной медицинской академии им. акад. Е.А. Вагнера с 2000 по 2008 год пролечен 61 ребенок с послеоперационными стенозами пищевода. В том числе: со стенозами эзо-фагоэзофагоанастомоза -53 пациента (86,9%), эзофагогастроанастомоза - 6 (9,8%), эзофагоколоанастомоза

- 2 (3,3%). По возрасту больные распределились следующим образом: до 1 года - 48 (78,7%), от1 до 2 лет 13 (21,3%).

Всем детям проведена баллонная дилатация пищевода под общим эндотрахеальным наркозом на 18 - 22 день после операции. После установления эндоскопа над местом сужения через рабочий канал аппарата и зону стриктуры пищевода в желудок проводили струну-проводник с гибким концом. Извлекали эндоскоп и по струне вводили баллонный катетер диаметром от 5 до 10 мм в зависимости от выраженности стриктуры и возраста больного. Баллонный катетер устанавливали в зоне пищеводного анастомоза.

Положение баллона контролировали визуально, повторно вводя эндоскоп рядом с катетером. Нагнетая воду в баллон, создавали давление до 2 атмосфер и проводили гидродилатацию стенозированного участка. После ди-латации баллонный катетер извлекали и выполняли контрольную эзофагоскопию. Сеансы баллонной дилатации повторяли каждые 2 - 3 дня до получения стойкого результата. Поддерживающие курсы повторяли через 1 месяц. Среднее количество проведенных процедур - 4,2 дилатаций, среднее количество курсов поддерживающего лечения - 1,8. Продолжительность лечения составила 1 - 12 месяцев.

Эндоскопическая баллонная дилатация была эффективна у всех больных. Осложнения не зарегистрированы.

Таким образом, эндоскопическая баллонная дилатация пищевода может быть выполнена у детей с атрезией пищевода в разных возрастных группах, в том числе в периоде новорожденности; является безопасным и эффективным методом профилактики и лечения стенозов пищевода в послеоперационном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.