Сравнение программ «Made in China - 2025» и «Industrie 4.0» для оценки перспектив сотрудничества Китая и Германии в сфере инноваций
Comparison of the programs "Made in China - 2025" and "Industrie 4.0" to assess the prospects for cooperation between China and Germany in the field of innovation
Горобченко Милана Андреевна
Студентка 4 курса Экономический факультет Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург e-mail: [email protected]
Gorobchenko Milana
4th-year student Faculty of Economics St. Petersburg State University St. Petersburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной работе рассматривается содержания программ «Made in China - 2025» и «Industrie 4.0», на основе которых выявляются сходства и различия между ними для оценки будущих перспектив сотрудничества Китая и Германии в сфере инноваций. Целью работы является выявление сходств и различий между программами «Made in China - 2025» и «Industrie 4.0». В работе проанализировано содержание обоих программ, определены их основные цели и задачи по улучшению промышленного производства обоих стран, проведено их сравнение. Актуальность данной работы заключается в том, что КНР не сможет быстро и в полной мере осуществить реструктуризацию своей экономики без сотрудничества с другими странами и без использования открытых инноваций. Германия является одной из стран, занимающей ведущие позиции в мире в сфере инноваций, и имеет схожую программу реструктуризации экономики, поэтому сотрудничество с ней и получение инновационного опыта может быть полезным для ускорения модернизации китайской экономики.
Annotation.
This paper examines the content of the programs "Made in China - 2025" and "Industrie 4.0", on the basis of which the similarities and differences between them are identified to assess the future prospects for cooperation between China and Germany in the field of innovation. The aim of the work is to identify the similarities and differences between the programs "Made in China - 2025" and "Industrie 4.0". The paper analyzes the content of both programs, defines their main goals and objectives to improve industrial production in both countries, and compares them. The relevance of this work lies in the fact that the PRC will not be able to quickly and fully restructure its economy without cooperation with other countries and without the use of open innovation. Germany is one of the leading countries in the world in the field of innovation, and has a similar program of economic restructuring, so cooperation with it and gaining innovative experience can be useful in accelerating the modernization of the Chinese economy.
Ключевые слова: Китай, Германия, «Сделано в Китае - 2025», «Индустрия 4.0», модернизация, промышленность, развитие.
Key words: China, Germany, "Made in China - 2025", "Industry 4.0", modernization, industry, development.
В последнее десятилетие в мире происходит новая технологическая революция и серьезные изменения в промышленных секторах экономики. Страны взяли курс не только на сохранение глобальной стабильности, но и на содействие экономическому росту в перспективе, задавая новые ориентиры в промышленном развитии. Развитые страны разрабатывают новые стратегии реиндустриализации, а развивающиеся страны стремятся ускорить и усовершенствовать процессы индустриализации. Разработка новых долгосрочных экономических проектов становится важной составляющей развития Китая.
Китай, как одна из крупнейших индустриальных стран мира, объявил о новой экономической инициативе «Сделано в Китае 2025». Эта инициатива направлена на то, чтобы изменить традиционное представление о Китае как о «мировой фабрике» и придать ему новый имидж - «умное передовое производство».
Программа «Сделано в Китае 2025» представляет собой новую стратегию правительства в национальной экономике, которая носит систематический характер и направлена на повышение конкурентоспособности китайской экономики. Документ программы «Сделано в Китае 2025» был опубликован в 2015 году на официальном сайте правительства Китая. Эта программа не является первой собственной новой промышленной инициативой в мире. Ранее в 2013 году, Правительство Германии решило создать свой собственный проект «Индустрия 4.0», целью которого является реализация новейшей технологической революции на глобальном уровне.
«Индустрия 4.0», предложенная Германией, представляет собой интеллектуальное производство, ориентированное на поддержание производственной мощи мира. «Сделано в Китае 2025» направлено на развитие и реструктуризацию производственного сектора для повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности в мире.
Китай и Германия в последние несколько лет подписали несколько соглашений о сопряжении инновационных программ двух стран. Оба государства разделяют точку зрения о том, что их сотрудничество в сфере «интеллектуального производства», а также разработке схем производственных сетей и процессов будут иметь крупное значение и принесет огромный вклад в промышленное развитие экономик обеих стран. Это сотрудничество также поможет укрепить позиции Китая в мире, поэтому важно рассмотреть стратегии двух стран и оценить перспективы их сотрудничества.
Германия имеет все необходимые высокие технологий для проведения новой инновационной политики в рамках программы «Industrie 4.0». Китай в рамках своей программы «Made in China -2025» внедряет цифровые технологий и оцифрованные процессы, а также результаты интеллектуального производства, но он по - прежнему отстает от ведущих стран мира, если судить по Глобальному Инновационному Индексу за 2019 г. (Таблица 1). Именно поэтому кооперация с Германией может послужить выгодным повышением значения Китая на мировой арене.
Рассмотрим подробнее содержание двух программ. Начнем с рассмотрения более ранней программы, а именно немецкой «Industrie 4.0». Первоначально ее концепция была выдвинута в апреле 2011 года на Ганноверской промышленной ярмарке. В апреле 2013 г. она окончательно была утверждена в опубликованном отчете «Немецкое производство в будущем: предложения по реализации стратегии «Индустрии 4.0». «Индустрия 4.0» стала национальной стратегией Германии в настоящее время. Индустрия 4.0, которая также является собирательным термином для четвертой промышленной революции, охватывает несколько областей, включающих современные технологии автоматизации, обмена данными и производства.
Реализацию программы контролируют следующие организации:
1) правительство Германии (Федеральное министерство образования и научных исследований, а также Федеральное министерство экономики и технологий)
2) группа институтов, специализирующихся на прикладных исследованиях
3) Немецкий центр исследования ИИ (искусственного интеллекта) в сотрудничестве с Немецкой академией технических наук
4) Торговые ассоциации, которые представляют частный сектор: BITCOM, VDMA, ZVEI. Первая специализируется на сфере IT, вторая - на производственных отраслях, третья - на сфере электроники. [1]
Таблица 1. Рейтинг стран-лидеров по созданию технологий в 2019 г.
Страна Рейтинг (0-100) Место в рейтинге Доход 1
Швейцария 67.24 1 Высокий
Швеция 63.65 2 Высокий
США 61.73 3 Высокий
Нидерланды 61.44 4 Высокий
Великобритания 61.30 5 Высокий
Финляндия 59.83 6 Высокий
Дания 58.44 7 Высокий
Сингапур 58.37 8 Высокий
Германия 58.19 9 Высокий
Израиль 57.43 10 Высокий
Республика Корея 56.55 11 Высокий
Ирландия 5 Б. 10 12 Высокий
Гонконг, Китай 55.54 13 Высокий
Китай 54.82 14 Выше среднего
Япония 54.68 15 Высокий
Франция 54.25 16 Высокий
Канада 53.88 17 Высокий
Люксембург 53.47 1В Высокий
Норвегия 51.87 19 Высокий
Исландия 51.53 20 Высокий
Источник: Global Innovation Index 2019
В Индустрии 4.0 есть четыре принципа проектирования. Эти принципы помогают компаниям реализовывать программу Индустрии 4.0:
1) Функциональная совместимость : способность машин, устройств, датчиков и людей подключаться и общаться друг с другом через Интернет-вещи (1оТ) или Интернет-людей (1оР).
2) Информационная прозрачность : способность информационных систем создавать виртуальную копию физического мира путем обогащения цифровых моделей данными.
3) Техническая помощь : способность систем помощи поддерживать людей путем принятия с помощью агрегирования информации обоснованных решений и решения неотложных проблем в короткие сроки; способность киберфизических систем оказывать физическую поддержку людям, выполняя ряд неприятных, утомительных или небезопасных для их коллег-людей задач.
4) Децентрализованные решения : способность киберфизических систем принимать решения самостоятельно и выполнять свои задачи максимально автономно. Характерной чертой промышленного производства в среде Индустрии 4.0 является строгая индивидуализация продуктов в условиях высокой гибкости (массового) производства. Требуемые технологии автоматизации улучшаются за счет внедрения методов самооптимизации, самонастройки, самодиагностики, познания и интеллектуальной поддержки работников в их усложняющейся работе. [2]
Быстрое и значительное увеличение вычислительной мощности при сокращении затрат должно привести к широкому распространению цифровых технологий в экономике Германии. В производстве цифровые технологии сначала распространятся на отдельные части производственного процесса, но все в большей степени свяжут несколько производственных процессов практически в реальном времени. Быстрая конвергенция цифровых технологий, производственных процессов, логистики и человеческих систем приведет к появлению «умной фабрики» или «цифровой фабрики», которая лежит в основе немецкой программы 4.0.
Цифровая фабрика — это производственный объект, на котором автоматизировано большинство инструментов и машин - от производственных роботов до транспортных устройств или аддитивного производства (также называемого «3D-принтеры»). На ней средства производства и сам продукт оснащены датчиками и исполнительными механизмами, которые позволяют им соединяться друг с другом. Они образуют «киберфизическую систему» (CPS, или «киберфизическая производственная система», CPPS), работающую через Интернет-вещи (IoT).
Цифровая немецкая фабрика таже позволит присваивать идентификационные данные инструментам и машинам, а также изделиям и материалам. Это поможет точно находить и отслеживать товары на каждом уровне производственной цепочки и цепочки поставок. Прямое общение и сотрудничество между людьми, машинами, логистикой и продуктами помогает оптимизировать производство и цепочки создания стоимости. Эта сетевая и автоматизированная производственная среда дополняется «Big Data», которые относятся к огромным объемам данных из миллионов узлов в сети; это включает в себя возможность обрабатывать и анализировать большие объемы данных, например, с использованием облачных вычислений. В результате уменьшается неопределенность в бизнесе: машины и инструменты будут соответствующим образом корректировать операции.
Поскольку принятие решений об изменениях в производстве децентрализованно, производство в Германии будет состоять из нескольких, гибких и локализованных систем и машин с функциями, распределенными по сети без твердой иерархии.
Несмотря на достигнутый прогресс Германии, сетевой производственный сектор остается желанной задачей; большинство существующих усилий все еще находится на экспериментальной стадии, и Германия еще не смогла полностью преобразовать значительную часть своей производственной базы в 4.0. [3]
Реализация программы, вероятно, будет успешной, так как Германия занимает ведущие позиции в сфере производства и исследования продукции обрабатывающей промышленности. Характерной чертой промышленного производства в среде Индустрии 4.0 является сильная адаптация продуктов к условиям высоко гибкого (массового) производства. Необходимая технология автоматизации улучшается за счет внедрения методов самооптимизации, самонастройки, самодиагностики, познания и интеллектуальной поддержки работников в их усложняющейся работе. Таким образом, немецкая промышленная программа 4.0 характеризуется механизацией, автоматизацией и информационными технологиями.
Перейдем к рассмотрению китайской программы «Made in China 2025». План реализации китайской промышленной программы состоит из трех этапов. Первый этап длится до 2025 года, второй этап - до 2035 года, а третий этап - до 2049 года. По окончанию первого этапа страна должна войти в число ведущих индустриальных стран мира. По окончанию второго - общая мощность промышленного сектора Китая должна соответствовать среднему уровню ведущих стран мира. По окончанию третьего - страна должна занять лидирующие позиции среди крупнейших индустриальных стран мира. Таким образом, программу «Сделано в Китае 2025» можно использовать за основу дальнейшего экономического развития страны, так как она имеет крупное значения для будущего существования Китая на мировой арене. Программа была разработана Министерством промышленности и информатизации КНР при участии более 20 смежных министерств (комитетов), а также 50 ученых высшего академического ранга.
План «Сделано в Китае 2025», основанный на стратегической цели создания производственной мощи, определяет девять задач в качестве приоритетных:
1) Улучшение производственных инноваций;
2) Интеграция информационных технологий и промышленности;
3) Укрепление производственной базы;
4) Продвижение китайских брендов;
5) Обеспечение экологичного производства;
6) Продвижение достижений в 10 ключевых секторах, включая новые информационные технологии, средства числового программного управления и робототехнику, аэрокосмическое оборудование, инженерное оборудование для океана и высокотехнологичные корабли, железнодорожное оборудование, энергосберегающие и новые энергетические транспортные средства, энергетическое оборудование, новые материалы, биологические медицина и медицинские приборы, и сельскохозяйственная техника;
7) Продвижение реструктуризации производственного сектора;
8) Содействие сферам производства, ориентированным на оказание услуг, и сферам услуг, связанным с производством;
9) Интернационализация производства. [4]
В плане «Сделано в Китае 2025» интеллектуальное производство рассматривается как основная область, в которой совершается прорыв. Для дальнейшего развития интеллектуального производства Китай создаст интеллектуальные заводы и оцифрованные мастерские в качестве пилотных проектов в основных областях; ускорит применение передовых производственных технологий и оборудования, включая интеллектуальное взаимодействие человека и машины, промышленных роботов, интеллектуальное управление логистикой и аддитивное производство в производственном процессе; будет способствовать оптимизации моделирования, цифровому управлению, мониторингу информации о состоянии в реальном времени и самоадаптирующемуся управлению производственным процессом. Будет происходить вытеснение высокотехнологичными отраслями низкотехнологичных, а также будет происходить разработка новых розничных образцов качественной и экологически чистой продукции, которая будет способствовать решению экологических проблем во многих регионах Китая.
Перейдем к сравнению содержания двух программ. Реализация китайской программы несколько отстает от реализации немецкой ввиду трех причин, которые отмечает премьер Госсовета КНР Ли Кэцян : недостаток первичных инноваций, недостаток ключевых технологий, а также пренебрежение социальной ответственностью. Обе программы основаны на «интеллектуальном производстве». Стратегии реализации двух стран отличаются лишь методами.
Немецкая программа основана на изменение всего производства, а не какой-то отдельной технической отрасли. Это позволяет достигнуть крупного скачка во всей промышленной отрасли. Способами реализации являются не количественные усилия (экстенсивное увеличение промышленного объема), а качественные, которые содействуют изменению метода промышленного производства.
Программа «Сделано в Китае 2025» основана на экстенсивном увеличении объема производства и системных изменений производства, а также на реализацию стратегии «Интернет +» в текущие отрасли.
Таким образом, китайская программа характеризуется структурным изменением текущего производства, а немецкая нацелена на переход с третьего на четвертый этап индустриализации. Это связано с тем, что Китай все-таки отстает от Германии в уровне технического развития.
Кроме того, существуют базисные различия двух стран, а именно подготовка персонала, фундаментальные исследования, техническое обучение. В немецкой программе опора идет, в основном, на фундаментальные научные исследования, тогда как в китайской - акцент смещен на прикладные исследования, темпы фундаментальных исследований существенно отстают. В Китае это обуславливается историческими и политическими факторами, так как первостепенными считаются исследования, направленные на решение нынешних целей экономического развития.
Немецкий план предполагает существенное изменение инновационной среды страны, промышленной политики и технологий. Например, уменьшение инновационных циклов станет причиной активного обновления законодательства. Для грамотной координации действия и отсутствия споров правительство Германии основала специальный орган, состоящий из участников бизнес-структур, представителей правительства и научных кругов. В Китае такого координационного органа - нет, программа «Сделано в Китае 2025» осуществляется лишь на уровне рабочей группы Госсовета. [5]
Существуют огромные перспективы сотрудничества Германии и Китая. Германия лидирует в цифровизации производственных отраслей в промышленном мире, а у Китая - высокая вероятность масштабного эффекта от автоматизации промышленности. С помощью масштабной оцифровки КНР сможет повысить показатели качества и эффективности производства и занять позиции по этим показателям наравне с развитыми индустриальными странами. Китай динамично участвует в создании интеллектуальных сетей в рамках своей стратегии, но у КНР мало времени и возможностей для реструктуризации целой экономики страны. Именно благодаря кооперации с внешним миром может быть достигнут крупный промышленный скачок Китая в промышленности, тем более что Китай демонстрирует крупную адаптивность и высокую открытость к внешним инновациям. Программа Industrie 4.0 может стать хорошим ориентиром и приоритетом для стратегических планов КНР. Сопряжение двух программ станет основной целью китайско-германского инновационного партнерства, с помощью которого уменьшится отставание Китая от западных стран в инновационной сфере.
Китай и Германия активно сотрудничают в последние годы. Так, в октябре 2014 года была создана общая программа взаимодействия между двумя странами в рамках программы Industrie 4.0. Каждый год организуется огромное количество выставок и форумов в рамках этой же программы, был основан немецко-китайский промышленный парк в городе Шэньян, на территории которого будет происходить тестирование передовых инноваций. Для немецких партнеров парк также выгоден, если они ищут партнеров в Китае, им будет предоставлено полная информация по ним. Помимо этого, немецким фирмам предоставляется возможность бесплатного хранения своей продукции на складах парка.
Таким образом, китайская и немецкая программы достаточно смежные, их различия состоят в методах осуществления своих программ, а также в уровнях развития двух стран. Немецкая программа на данный момент может быть более успешной, так как Германия более высокотехнологична, чем КНР, и намного быстрее сможет ввести свою экономику в четвертую промышленную революцию. Для того, чтобы занять высокие инновационные позиции в мире, Китаю, помимо сотрудничества с Германией, следует включить некоторые возможности немецкой программы в собственную программу, например делать акцент на фундаментальные исследования, обращать внимание на качественные, а не количественные показатели и т. д. Сотрудничество Китая и Германии в сфере инноваций будет полезно обоим государствам, так как для Германии Китай - один из важных экономических партнеров, с которым есть шанс расширить торговый контакт, а для Китая Германия -это дополнительная возможность полной реструктуризации китайской промышленности.
Список используемой литературы:
1. Bauer W. Industrie 4.0 - volkswirtschaftliches Potenzial für Deutschland [Электронный ресурс] / W. Bauer, S. Schlund, D. Marrenbach, O. Ganschar // BITKOM, Berlin, 2014. - p. 45. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/317582352_Industrie_40_-_volkswirtschaftliches_Potenzial_fur_Deutschland
2. Hermann M. Design Principles for Industrie 4.0 Scenarios / M. Hermann, T. Pentek, B. Otto // 49th Hawaii International Conference on System Sciences, 2016. - pp.3928 - 3937.
3. Horst J. What can policymakers learn from Germany's Industrie 4.0 development strategy? [Электронный ресурс] / J. Horst, F. Santiago // UNIDO, Vienna, 2018. - p.35. - URL: https://www.unido.org/api/opentext/documents/download/11712839/unido-file-11712839
4. Ma H. Strategic Plan of "Made in China 2025" and Its Implementation / H. Ma et al. // Huazhong University of Science and Technology, China, 2018. - p. 25.
5. Тимофеев О. А. Сопряжение программ «Сделано в Китае - 2025» и Industrie 4.0 как основа инновационного сотрудничества КНР и Германии / О. А. Тимофеев, В.С. Ронжина // Китай в мировой и региональной политике. История и современность, 2017. - рр. 338-351.
6. Dutta S. Global Innovation Index 2019. Creating Healthy Lives - The Future of Medical Innovation [Электронный ресурс] / S. Dutta, B. Lanvin, S. Wunsch - Vincent// Cornell University, INSEAD, WIPO, 2019. - URL : https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2019.pdf